Оглавление:
Возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Наличие излишков продуктов позволяло содержать людей, освобожденных от производства продуктов питания и выполнявших различные административные функции. Другими словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые гнезда цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политического управления.
Связанный с этим переход к новым экономическим формам способствовал радикальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. В огромном мире охотников, рыболовов и собирателей, которые доминировали почти во всех природных и климатических зонах Земли, общества скотоводов теперь вышли на передний план истории. В их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственно накапливаются материальные и духовные ценности.
Истоки первых цивилизаций восходят к временам ранних аграрных обществ. Строительство ирригационных систем, грандиозных по меркам того времени, значительно повысило производительность сельского хозяйства. Общества, вступившие на путь цивилизации, отделили ремесло от сельского хозяйства. Возникли города — особый тип поселений, в которых жители были хотя бы частично освобождены от сельского хозяйства. Началось строительство монументальных зданий, таких как храмы, гробницы, пирамиды и т.д., которые имели прямое экономическое назначение.
Началось социальное расслоение общества. В нем появились различные социальные группы, отличающиеся друг от друга профессиональными характеристиками, социальным статусом, материальным положением, объемом прав и привилегий.
Сформировались государства, то есть системы органов для организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и угнетения других.
Появилась письменность, благодаря которой люди смогли зафиксировать достижения своей культуры — идеи, верования, традиции, законы — в материальной форме и передать их потомкам.
В III тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке появились первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытных времен и не зависели от предшествующей цивилизационной традиции. Одной из отличительных особенностей первичных цивилизаций является то, что они содержат значительный момент примитивных верований, традиций и форм социального взаимодействия.
Первобытные цивилизации возникли в схожих климатических условиях. Ученые говорят, что их территория включала в себя территорию с тропическим, субтропическим и частично умеренным климатом, среднегодовая температура которого была довольно высокой — около +20°С. Всего через несколько тысячелетий зона цивилизации начала распространяться на север, где природа была более суровой. А это значит, что для возникновения цивилизации были необходимы определенные благоприятные природные условия.
Историки также отмечают, что местом зарождения первичных цивилизаций, как правило, являются речные долины. В III тысячелетии до н.э. цивилизация возникла в долине Нила в Египте, между реками Тигр и Евфрат в Месопотамии. Чуть позже — в III-II тысячелетии до н.э. в долине реки Инд возникла индийская цивилизация, во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ — китайская цивилизация.
Конечно, не все древние цивилизации были речными. Например, Финикия, Греция и Рим развивались в определенной географической ситуации. Это были такие цивилизации у моря. Особенности условий на побережье определяли характер экономической деятельности, что в свою очередь стимулировало формирование особых видов социальных и политических отношений и особых традиций. Таким образом, сформировался иной тип цивилизации — западная цивилизация.
Таким образом, уже в древности начали формироваться два глобальных и параллельных типа цивилизации — восточная и западная.
Восточный тип цивилизации
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся в III тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке: Древняя Индия, Китай, Вавилон, Древний Египет.
Возникновение древнего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье — долине рек Евфрат и Тигр. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, строили ирригационные сооружения — каналы, водохранилища для орошения полей. В середине IV тысячелетия до н.э. возникли первые надмуниципальные политические структуры в виде городов-государств. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом. Но в XXIV веке до нашей эры правитель Аккада, Саргон, объединил все города и создал великое шумерское государство. В XIX веке до н.э. Шумер был завоеван семитскими племенами — амореями, на развалинах древнего Шумера было основано новое восточное государство — Вавилонское государство. Во главе этого государства стоял царь. Личность короля была обожествлена. Он был одновременно главой государства, верховным главнокомандующим и главным священником.
Древневавилонское общество было социально неоднородным. В него входили родовая и военная знать, священники, чиновники, купцы, ремесленники, свободные крестьяне и рабы. Все эти социальные группы были расположены в строго иерархическом, пирамидальном порядке. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также своими обязанностями, правами и привилегиями. В Вавилоне преобладала государственная форма собственности на землю.
Жители древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру. Во-первых, это шумерская иероглифическая письменность, преобразованная в упрощенную клинопись в массовой документации царских и храмовых хозяйств, которая впоследствии сыграла решающую роль в возникновении алфавитной системы. Во-вторых, это система календарного счета и элементарной математики, которая постоянно развивалась благодаря усилиям жрецов. Алфавит, сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, десятичная система счета, которой мы пользуемся и сегодня, восходят к древнему Двуречью. Кроме того, здесь есть развитое изобразительное искусство, первые географические карты и многое другое. Короче говоря, шумеры и вавилоняне первыми вступили на путь государственности. Их вариант развития экономики и форм собственности был во многом стандартным для тех, кто последовал за ними.
Каковы особенности древней ближневосточной цивилизации? Прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая существенно повлияла на мировоззрение человека, его ценности, характер экономики, социальную и политическую систему.
В духовной жизни восточного человека доминировали религиозно-мифологические идеи и канонизированные стили мышления. С мировоззренческой точки зрения в восточных цивилизациях нет разделения мира на мир естественный и мир социальный, природный и сверхъестественный. Поэтому синкретический подход, выраженный в формулах «все в одном» или «все во всем», характерен для восприятия мира восточными людьми. В плане религиозной жизни восточная культура характеризуется морально-волевым отношением к созерцанию, безмятежности и мистическому единению с естественными и сверхъестественными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно не свободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенным символом восточной культуры является «человек в лодке без весла». Он указывает на то, что жизнь человека определяется течением реки, то есть природой, обществом и государством — поэтому человеку не нужны весла.
Восточные цивилизации отличаются удивительной стабильностью. А. Македонцы завоевали весь Ближний Восток, построили огромную империю. Но однажды все вернулось на круги своя, к своему вечному порядку. Восточная цивилизация в первую очередь направлена на воспроизводство образованных социальных структур и стабилизацию образованного образа жизни, господствовавшего на протяжении многих веков. Традиционализм — характерная черта восточной цивилизации. Традиционные модели поведения и деятельности, аккумулировавшие опыт предков, считались очень ценными и воспроизводились как устойчивые стереотипы.
Западный тип цивилизации
Следующим глобальным типом цивилизации, возникшим в древности, был западный тип цивилизации. Она зародилась на берегах Средиземного моря и достигла своего наивысшего развития в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято называть античным миром, в период с IX-VIII века до нашей эры по IV-V век нашей эры. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно назвать средиземноморским или античным типом цивилизации. Ученые обычно делят его на три основных компонента: Европа, Северная Америка и Латинская Америка.
Древняя цивилизация прошла долгий путь развития. На юге Балканского полуострова раннеклассовые общества и государства по разным причинам возникали по меньшей мере трижды: во 2-й половине III тысячелетия до н.э. (уничтожены ахейцами); в XVII-XVIII вв. до н.э. (уничтожены дорийцами); в IX-VI вв. до н.э. последняя попытка оказалась успешной: возникло античное общество.
Древняя цивилизация, а также восточная цивилизация являются первичными цивилизациями. Она выросла непосредственно из примитивных вещей и не могла пользоваться плодами предыдущей цивилизации. Поэтому первобытная цивилизация, по аналогии с восточной, находилась под существенным влиянием примитивных обстоятельств в сознании человека и в жизни общества. Преобладает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако это мировоззрение имеет существенные особенности. Древнее мировоззрение является космологическим. Космос по-гречески — это не только мир. Вселенная, но и порядок, мировое целое, которое противостоит хаосу своей соразмерностью и красотой. Эта упорядоченность основана на мере и гармонии. Таким образом, один из важных элементов западной культуры — рациональность — возник в древней культуре на основе мировоззренческих моделей.
Установка на гармонию во всем космосе была связана и с культуротворческой деятельностью «древнего человека». Гармония проявляется в пропорции и связи вещей, и эти связующие пропорции можно рассчитать и воспроизвести. Поэтому формулировка канона — свод правил для определения гармонии, математические расчеты канона, основанные на наблюдениях за реальным человеческим телом. Тело — это прообраз мира. Космологизм (представления о Вселенной) древней культуры носил антропоцентрический характер, то есть человек рассматривался как центр мироздания и конечная цель всей Вселенной. Постоянно космос сравнивался с человеком, постоянно природные объекты сравнивались с человеческими. Такой подход определял отношение людей к их земной жизни. Стремление к земным удовольствиям, активное отношение к этому миру — характерные ценности древней цивилизации.
Цивилизации Востока выросли благодаря орошаемому земледелию. Древнее общество имело другую сельскохозяйственную основу. Это так называемая средиземноморская триада — выращивание зерновых, винограда и оливок без искусственного орошения.
В отличие от восточных обществ, античные общества развивались достаточно динамично, поскольку с самого начала между порабощенным крестьянством и аристократией разгорелась борьба. У других народов она закончилась победой аристократии, но у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в быстром развитии торговли и коммерции. Демос, находясь в авангарде торговли и коммерции, быстро рос и стал экономически сильнее земельной аристократии. Уходящее в прошлое противоречие между властью ремесленного Демоса и земельной аристократии составляло движущую силу развития греческого общества, которое разрешилось в пользу Демоса к концу VI века до нашей эры.
В древней цивилизации на первый план вышли частно-собственнические отношения и проявилось господство частного товарного производства, ориентированного в основном на рынок. Появился первый образец демократии как воплощения свободы. Демократия в греко-латинском мире все еще была прямой. Стремились к равенству всех граждан как принципу равных возможностей. Существовала свобода слова и выборы властей.
Межкультурное взаимодействие и его виды
Исследователи межкультурных взаимодействий подходят к их типологии и классификации по-разному. Таким образом, одна из самых простых типологий основана на прямой аналогии с взаимодействием биологических популяций. Основным критерием, определяющим тип межкультурного взаимодействия, здесь является результат влияния одной культуры на другую. Согласно этому показателю, взаимодействие между двумя культурами происходит по одному из четырех сценариев:
1) «плюс за плюс» — взаимное содействие развитию;
2) «плюс на минус» — ассимиляция (поглощение) одной культуры другой;
3) «минус на плюс» — модель взаимодействия аналогична второму варианту, только контрагенты меняются местами;
4) «Минус на минус» — обе взаимодействующие культуры подавляют друг друга[1].
Эта типология, при всей ее заманчивой простоте и сравнительной легкости эмпирической интерпретации, характеризуется рядом существенных недостатков. Во-первых, он сводит весь спектр межкультурных взаимодействий только к трем вариантам (поскольку второй и третий сценарии практически идентичны), тогда как в действительности он представляется более разнообразным. Во-вторых, в этой типологии отсутствует ссылка на факторы, определяющие «выбор» той или иной возможности взаимодействия. В-третьих, она не раскрывает содержание взаимодействия культур: в чем именно заключается угнетение одной культуры другой, каковы критерии вклада одной культуры в другую, как происходит ассимиляция и т.д., что делает эту типологию слишком абстрактной и фактически «висящей в воздухе».
Теоретически более глубокая типология межкультурного взаимодействия предложена В.П. Бранским. В рамках своей теории общественного идеала В.П. Бранский выделяет четыре основных принципа взаимодействия между носителями конкурирующих идеалов:
1) принцип фундаментализма (несовместимости);
2) принцип компромисса;
3) принцип арбитража (нейтрализации);
4) принцип конвергенции (синтеза).[2]
Другая, довольно известная типология межкультурных взаимодействий принадлежит американскому антропологу Ф.К. Бок. Исследователь выделяет пять основных моделей оптимизации межкультурного взаимодействия, которые соответствуют различным способам преодоления культурного шока:
1) Геттоизация (изоляция от любых контактов с другой культурой путем создания и поддержания отдельной, закрытой культурной среды);
2) ассимиляция (отказ от собственной культуры и стремление ассимилировать жизненно важный культурный багаж);
3) культурный обмен и взаимодействие (промежуточный метод, предполагающий добрую волю и открытость обеих сторон друг к другу);
4) частичная ассимиляция (уступка в пользу чужой культуры в одной сфере жизни при сохранении верности собственной традиционной культуре в других сферах);
5) колонизация (активное навязывание своих ценностей, норм и моделей поведения чужой культуре).[3]
Типология F.K. Бок отличается большей детализацией и несколько меньшей спекулятивностью, чем два предыдущих, из-за антропологической направленности его работы. Он также содержит полезную расшифровку типов взаимодействия. Однако акцент в данной типологии, на наш взгляд, делается на социальном содержании взаимодействия. Более того, насколько мы можем судить, модели культурного взаимодействия здесь выводятся в соответствии с описательными, а не аналитическими критериями, что вызывает определенное смещение акцентов. Таким образом, в нашей исследовательской ситуации различие между «ассимиляцией» и «колонизацией» одной культуры другой является несущественным, а некоторые другие возможные варианты взаимодействия (например, конвергенция как равноправный синтез исходных культур) вообще не рассматриваются.
В современной социологии и антропологии предпринимаются и другие попытки типологии межкультурных взаимодействий. Таким образом, Н.К. Иконникова на основе работ западных исследователей предлагает расширенный вариант типологии, основанный на линейной схеме прогрессивного развития взаимного восприятия культур как контрагентов:
1) Игнорирование различий между культурами;
2) Защита собственного культурного превосходства;
3) Минимизация различий;
4) Принятие существования межкультурных различий;
5) Адаптация к другой культуре;
6) Интеграция как в свою, так и в другую культуру
Типология культур, проблемы и перспективы диалога между культурами
В современной науке существует несколько видов типологии обществ, и все они правомерны с определенных точек зрения.
Таким образом, выделяют два основных типа общества: во-первых, доиндустриальное общество или так называемое традиционное общество, в основе которого лежит крестьянская община. Этот тип общества до сих пор охватывает большую часть Африки, значительную часть Латинской Америки, большую часть Востока и преобладал в Европе до 19 века. Во-вторых, современное индустриально-городское общество. К нему принадлежит так называемое евро-американское общество, к нему постепенно подтягивается весь остальной мир.
Возможна и другая классификация обществ. Можно разделить общества по политическим характеристикам — на тоталитарные и демократические. В первых обществах само общество не выступает в качестве самостоятельного субъекта общественной жизни, а служит государственным интересам. Последние общества характеризуются тем, что государство, напротив, служит интересам гражданского общества, индивидуальной и общественной ассоциации (по крайней мере, в идеальном случае).
Можно выделить типы обществ в зависимости от преобладающей религии: христианское общество, исламское общество, православие и т.д. Наконец, мы можем различать общества по преобладающему языку: англоязычные, русскоязычные, франкоязычные и т.д. Мы также можем различать общества по этнической принадлежности: моноэтнические, биэтнические и многонациональные.
Одним из основных видов типологии общества является формационный подход.
Согласно формационному подходу, наиболее важными отношениями в обществе являются отношения собственности и классовые отношения. Можно выделить следующие типы социально-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (включает две фазы — социализм и коммунизм). Формации можно классифицировать по типу производственных отношений, в зависимости от типов распределения результатов труда.
Более современной является другая классификация общества, предложенная американским социологом Дэниелом Беллом. Он выделяет три стадии в развитии общества. Первый этап — это доиндустриальное, аграрное, консервативное общество, закрытое от внешних влияний и основанное на натуральном хозяйстве. Второй этап — индустриальное общество, основанное на промышленном производстве, развитых рыночных отношениях, демократии и открытости. Наконец, во второй половине ХХ века начинается третий этап — постиндустриальное общество, для которого характерно использование достижений научно-технической революции; иногда его называют информационным обществом, поскольку главным становится уже не производство конкретного материального продукта, а производство и обработка информации. Показателем этого этапа является распространение компьютерных технологий, объединение всего общества в единую информационную систему, в которой свободно циркулируют идеи и мысли. Ведущим в таком обществе является требование соблюдения так называемых прав человека.
С этой точки зрения, разные части современного человечества находятся на разных стадиях развития. На сегодняшний день, возможно, половина человечества находится на первой стадии. А другая часть проходит вторую стадию развития. И лишь меньшая часть — Европа, США, Япония — вступила в третью стадию развития. Сейчас Россия находится в состоянии перехода от второго к третьему этапу.
Исходя из этого деления, можно выделить два основных типа культуры: культура Запада и культура Востока. Термины «Запад» и «Восток» по отношению к России фигурируют в этих спорах не как географические регионы, а как два особых типа цивилизационного и культурного развития. Запад — это техногенная цивилизация, для которой характерно неудержимое стремление к овладению силами и богатствами природы, ускоренное развитие технологической базы, постоянное изменение социальных контекстов и отношений. Восток — это традиционное общество и традиционная культура, для которых характерна позиция невмешательства в природные процессы, установка на адаптацию индивида к существующей социальной среде, а не на ее изменение.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Пространство и время
- Дэвид Юм, английский философ
- Николай Александрович Бердяев, религиозный философ
- Античный атомизм
- Экономическая мысль древнегреческих философов
- Альбер Камю, французский прозаик, философ, эссеист
- Жан Жак Руссо, французский философ
- Возникновение философии как учение о предельных основаниях бытия, самосознания и сущности человека
- Досократическая философия
- Становление и развитие представлений о материи в истории философии — Бытие и его основные формы