Оглавление:
Воображение человека всегда является отражением его личностных качеств, психического состояния. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человечества является продуктом воображения и творчества человека. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает ему будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разных временах, чего не может позволить себе ни одно другое живое существо в мире. Прошлое фиксируется в образах памяти, которые произвольно пробуждаются усилием воли; будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение работает на этой стадии познания, когда неопределенность ситуации очень велика. Чем более привычной, точной и определенной кажется ситуация, тем меньше места она дает воображению. Совершенно ясно, что для сферы явлений, в которой фундаментальные законы прояснены, нет необходимости использовать воображение. Однако, когда есть лишь очень приблизительная информация о ситуации, трудно получить ответ с помощью мышления — вот тут-то и приходит на помощь воображение.
Ценность воображения заключается в том, что оно позволяет нам принимать решения и находить выход в проблемной ситуации, даже когда отсутствует полнота знаний, необходимых для мышления. Воображение позволяет нам «перепрыгнуть» через некоторые этапы мышления и при этом представить себе конечный результат. Но это также является слабым местом такого решения. Решения, набросанные воображением, часто не являются достаточно точными и строгими. Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к появлению аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда будут существовать неисследованные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.
Воображение выводит человека за пределы его непосредственного существования, напоминая ему о прошлом и открывая ему будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разных временах, чего не может сделать ни одно другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в памяти-образах, которые произвольно воскрешаются усилием воли; будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Понятие сущность представлений
Представление — это воспроизведенный образ предмета или явления, не воспринимаемого здесь и сейчас, основанный на прошлом опыте субъекта (человека); а также психический процесс формирования этого образа.
Представления различают
На основе происхождения:
На основе восприятия. Большинство восприятий человека — это образы, сформированные на основе восприятия, то есть первичного чувственного отражения действительности. Из этих образов постепенно формируется и адаптируется в ходе индивидуальной жизни образ мира каждого человека.
На основе мышления. Представления, сформированные на основе мышления, характеризуются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Например, у большинства людей есть представления о таких понятиях, как «справедливость» или «счастье», но эти понятия трудно наполнить конкретными чертами.
Основано на воображении. Идеи также могут быть сформированы на основе воображения, и именно такое воображение составляет основу творчества — как художественного, так и научного.
По степени волевого усилия:
Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например, грезы.
Добровольные восприятия — это восприятия, возникающие у человека под влиянием воли, ради поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют важную роль в его профессиональной деятельности.
Свойства восприятия:
Видимость. Человек представляет образ воспринимаемого объекта исключительно в визуальной форме. В этом случае наблюдается размывание контуров и исчезновение некоторых черт. Наглядность представлений хуже, чем наглядность восприятия, потому что теряется спонтанность отражения.
Фрагментарность. Как отмечал Л.М. Веккер, изображение предметов и явлений характеризуется неравномерностью воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют те объекты (или их фрагменты), которые имели большую привлекательность или значимость в предыдущем перцептивном опыте. Фрагментарность представлений, отмеченная Х. Эббингаузом и подтвержденная современными исследователями, заключается в том, что «тщательный анализ или попытка установить все стороны или признаки предмета, образ которого дан в представлении, обычно обнаруживает, что некоторые стороны, признаки или части вообще не представлены. Если нестабильность репрезентации аналогична неполному постоянству восприятия, то фрагментарность эквивалентна неполной целостности восприятия.
Нестабильность. Представленный в данный момент образ (или его фрагмент) может удерживаться в активном сознании только определенное время, после чего он начинает исчезать, теряя фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а воспринимаются новые стороны и свойства объекта, новые временные отношения; постепенно он дополняется, изменяется и «уточняется». По своей сути, нестабильность как проявление непостоянства является негативным эквивалентом или выражением дефицита постоянства, присущего перцептивному образу. Она знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» изображения и текучести его составляющих.
Обобщение. Представляемый объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, а содержание (структура) образа представления схематизируется или складывается. Репрезентация включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связан с материалом более раннего опыта и более ранних восприятий. Новое сочетается со старым. Представление — это результат всех прошлых восприятий определенного объекта или явления. Береза как представление является результатом всех прошлых восприятий березы, как непосредственных, так и в образах и воображении. Поэтому представление, обобщающее конкретный объект или явление, может в то же время служить обобщением целого класса подобных объектов, поскольку представляемый объект не действует непосредственно на органы чувств.
Понятие воображения
Воображение — это особая форма человеческой психики, которая выделяется из других психических процессов и в то же время занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Особенность этой формы психического процесса заключается в том, что воображение свойственно, пожалуй, только человеку и странным образом связано с деятельностью организма, являясь в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем, кроме воображения, не проявляется идеальная и таинственная природа психики. Можно предположить, что именно воображение, желание понять и объяснить его, привлекало внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало его в наши дни и продолжает возбуждать.
Загадка этого явления заключается в том, что до сих пор мы почти ничего не знаем в деталях о механизме воображения, включая его анатомо-физиологическую основу. Где в человеческом мозге локализовано воображение? Какие нервно-органические структуры мы знаем о нем? Вряд ли мы сможем дать конкретный ответ на эти важные вопросы. В любом случае, мы можем сказать о нем гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Первое и самое важное назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет нам представить результат работы до ее начала, представить не только конечный продукт работы (например, стол в готовом виде как конечный продукт), но и ее промежуточные продукты (в данном случае детали, которые должны быть последовательно изготовлены для создания стола).
Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности — оно создает мысленную модель конечных или промежуточных продуктов труда, что способствует его объективному воплощению.
Воображение тесно связано с мышлением. Как и мысль, оно предвосхищает будущее. Как и мышление, воображение возникает в проблемных ситуациях, то есть когда необходимо найти новые решения, и, как и мышление, оно мотивировано личными потребностями. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, образное удовлетворение потребностей, то есть яркое, живое представление о ситуации, в которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, которое осуществляется в процессах воображения, происходит в конкретной форме, в виде ярких представлений. Таким образом, в проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы предвосхищения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения; возможность новой комбинации понятий — в основе мышления. Часто такая работа идет сразу на «двух этажах», поскольку системы образов и понятий тесно связаны.
Виды и функции воображения
Пассивное и активное воображение.
В процессах воображения мы можем различать разные степени активности.
Крайним случаем полностью пассивного воображения являются сны, в которых образы возникают непроизвольно, меняются по собственному желанию и вступают в неожиданные, причудливые, иногда совершенно бессмысленные комбинации. Непроизвольной в своей основе является и деятельность воображения, которая разворачивается, например, в полудреме, в сонном состоянии, перед засыпанием.
Для снов характерна неестественная последовательность событий, появление странных образов, которые похожи на фантастическое сочетание реальных образов и предметов. Это результат необычного сочетания функционирующих клеток из-за неравномерного торможения некоторых участков коры головного мозга. В снах отсутствует преднамеренность и сознательный контроль над потоком представлений, поэтому сны считаются крайней степенью пассивного воображения.
В состоянии бодрствования деятельность воображения может иметь различную степень преднамеренности и активности. На высоких ступенях своего развития, в творчестве писателя, художника, ученого, воображение становится процессом сознательного и активного создания образов, соответствующих строго установленному плану и отвечающих столь же строгим требованиям. Способность сознательно вызывать достаточно яркие образы является необходимым условием для развития воображения.
Воссоздающее воображение — это построение образа объекта в соответствии с описанием (или рисунком, схемой и т.д.) этого объекта. Читая учебник физики или химии, описывая опыт, ученик должен как можно четче представить себе расположение предметов и приборов, выполняемые действия, результат этих действий и т.д. Это деятельность по восстановлению воображения.
Особенно важна роль реконструктивного воображения при изучении таких наук, объекты которых не могут быть познаны из личного опыта. Это относится к ботанике, зоологии, географии, но прежде всего к истории; события далекого прошлого, люди того времени, среда, в которой они действовали, могут быть представлены только в воображении. Изучение истории, которое не опирается на работу воссоздающего воображения, остается на уровне механического заучивания слов.
Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, участвующих в процессе творческой деятельности, то есть деятельности, в результате которой получаются оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, ученого, изобретателя и т.д.
Воображение выполняет ряд специфических функций в жизни человека.
Первая из них — это способность представлять реальность в образах и использовать их для решения задач. Эта функция воображения связана с мышлением и органически включена в него.
Вторая функция воображения — регулирование эмоциональных состояний. С помощью своего воображения человек способен удовлетворить многие потребности, хотя бы частично, и снять вызванное ими напряжение. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в волевой регуляции когнитивных процессов и состояний человека, особенно восприятия, внимания, памяти, языка и эмоций. С помощью умело вызванных образов человек может направить внимание на необходимые события. С помощью образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертой функцией воображения является формирование внутреннего плана действий — способность осуществлять его в уме посредством манипулирования образами.
Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, создание таких программ, оценка их правильности, процесс реализации.
Роль воображения влияние на человека
Воображение играет гораздо большую роль в жизни человека, чем это иногда представляется. Творческая деятельность немыслима без воображения. Оригинальные формы автомобилей, фантазии на тему «луча инженера Горина» и передачи изображения на расстояние (современное телевидение), мечты Э. Циолковского о межпланетных полетах и многое другое еще долго оставались бы далекими от цивилизации, если бы человечество не было способно к фантазии. Революционные преобразования России, осуществленные большевиками в 1917 году… сопровождались не только чисто теоретическими разработками, но и образами завтрашнего дня. Современность в искусстве, межконтинентальные сражения, разыгрываемые военными на штабных картах, угроза надвигающейся экологической планетарной катастрофы — все это плоды человеческого воображения. «То, что сейчас доказано, когда-то существовало только в воображении», — заметил английский поэт и художник У. Блик.
Ситуативное поведение человека также в значительной степени «зависит от его воображения». Даже древние мыслители знали об этом. Здесь, как образно и в то же время точно рисует воображение Б. Грасиан «Управляйте своим воображением». Где надо его держать, а где и настоять, потому что в нем — все наши благодеяния, сама сообразительность иногда его на суд выносит. Это тиран. Оно не довольствуется мечтами, оно вмешивается в дела, властвует над нашей жизнью, делает ее радостной или трудной по своей прихоти, от него зависит, довольны мы собой или нет. Домашний палач глупцов, одних он постоянно привлекает заботами; другим, внушая беспечность, обещает только удовольствие да приятные развлечения Он способен на все …
Воображение может дать человеку дополнительную силу или подтолкнуть его к преступным действиям (вспомните, что ревность Отелло, основанная на его воображении, приводит к трагедии).
Воображение очень помогает в бизнесе и межличностном взаимодействии между людьми. Умение воображать реакции на свое поведение, представлять себя на месте собеседника, позволяет адаптироваться в социальной среде, чтобы избежать неконструктивных конфликтов в трудовых коллективах, влиять на людей в избирательных кампаниях и так далее.
Иногда воображение играет роль своеобразного механизма психологической самозащиты человека. Таким образом, эмоционально негативный опыт человека может быть смягчен образами будущей позитивной среды. Мечты о желаемой работе или карьере удерживают подростка от курения, пьянства и антисоциального поведения. Здесь воображение выступает в качестве регулятора воли индивида.
Связь воли с воображением более существенна, чем кажется со стороны. Воображение иногда настолько переполняет творческого человека, что, опережая свое время, он вынужден противопоставить свою волю и свое мужество нападкам и критике своих оппонентов. История с идеей построить вертолет типична в этом отношении. Хорошо известно, что эта идея родилась в феноменальном воображении Леонардо да Винчи в середине прошлого тысячелетия и принесла своему автору немало хлопот. Похожая судьба постигла и первого создателя вертолета Сикорского, которого долгое время не понимали на его второй родине — в США (он эмигрировал из молодой Советской России). Не менее подвергались давлению оппонентов идеи офтальмолога С. Федорова и хирурга Г. Илисарова, которых называли «антифизиологами» и «представителями слесарной медицины».
Воображение также оказывает регулирующее воздействие на процессы, происходящие в отдельном организме, то есть на органические процессы. Очевидно, всем знакомо состояние, когда образ воображаемой ситуации вызывает чувство стыда, страха, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, потливость и т.д. Есть люди, способные силой своего воображения вызвать любые страдания и даже болезни, настоящие ожоги кожи. Эти примеры свидетельствуют о том, что воображение тесно связано с эмоциональной деятельностью человека.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Методы социальной психологии — Психологические основы, задачи и функции социальной работы
- Сравнение психики животных и человека
- Взаимосвязь мнемических способностей и понятийного мышления у младших школьников
- Психология в медицине
- Развитие внимания младших школьников на занятиях познавательного цикла
- Объективные методы психологии
- Понятие профессионального стресса
- Непроизвольная память — Понятие памяти. Теории памяти
- Мотивация здорового образа жизни
- Особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии — Роль семьи в процессе социализации ребёнка