Оглавление:
Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо или косвенно является продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью которой является философия. О периодизации античной философии писали А.Н. Чанышев (Конспект лекций по античной философии, Москва, 1981), И.Н. Смирнов, В.Ф. Титов («Философия», Москва, 1996), В.Ф. Асмус (История античной философии, Москва, 1965), А.С. Богомолов («Античная философия», МГУ, 1985).
Для простоты мы будем использовать более сжатую периодизацию, представленную И.Н. Смирновым. Так, он указывает, что в анализе греческой философии можно выделить три периода: первый — от Фалеса до Аристотеля; второй — классическая древнегреческая философия Платона и Аристотеля; третий — эллинистическая философия. Объектом нашего внимания будут только первый и второй периоды.
Абсолютно все ученые-философы отмечают, что первым периодом развития античной философии был период натурфилософии. Отличительной особенностью античной философии была связь ее учения с учением о природе, из которого впоследствии развились самостоятельные науки: Астрономия, физика, биология. В VI и V веках до н.э. философия не была отделена от познания природы, а познание природы — от философии. Космологические рассуждения седьмого и шестого веков до нашей эры поднимают вопрос о конечной основе вещей. Так возникает понятие мирового единства, которое противостоит множественности явлений и с помощью которого пытаются объяснить связь этой множественности и множественности, а также закономерность, которая проявляется прежде всего в самых общих космических процессах, в чередовании дня и ночи, в движении небесных тел.
Второй период греческой философии (V — VI век до н.э.), в отличие от односторонней космоцентрической ориентации предшествующей философии, также начинается односторонне, а именно с антропологических проблем. Натурфилософская мысль достигла тех пределов, за которые она не могла выйти в данный момент. Этот период представлен софистами, Сократом и сократиками. Разница между Сократом и сократиками в том, что для него стандартом в оценке поступков является рассмотрение того, какие мотивы определяют решение, что полезно, а что вредно.
В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: «Необходимость для каждого познать самого себя и то, что ни один человек не знает ничего окончательно, и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».
С Сократом заканчивается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля.
Платон выходит далеко за пределы сократовского разума. Платон — сознательный и последовательный объективный идеалист. Платон был первым философом, задавшим фундаментальный вопрос философии — вопрос о соотношении разума и материи. Строго говоря, мы можем говорить о философии в Древней Греции с сколько-нибудь заметной определенностью только начиная с Платона и далее. Платон — первый древнегреческий философ, о творчестве которого можно судить по его собственным произведениям.
Наше представление о древнегреческой философии было бы неполным без анализа философского наследия Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), одного из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации.
Аристотель преуспел в энциклопедических знаниях и подвел итог развитию философской мысли от истоков Древней Греции до Платона.
Третий период античной философии: эпоха эллинизма (с III века до н.э. по III век н.э.). К ним относятся стоики, эпикурейцы и скептики. Неоплатонизм завершает развитие греческой философии.
Античный материализм: Фалес, Гераклит, Демокрит
Философия Фалеса
История древнегреческой философии начинается с имени Фалеса Милетского (ок. 625-547 гг. до н.э.). Фалес считал, что все в мире состоит из воды. Вода — это начало и конец всего сущего.
Ему приписывают следующие изречения: «Бог старше всего сущего, ибо он не рождается. «Прекраснее всего на свете мир, ибо он — творение Бога». «Мудрее всего — время, ибо оно все открывает». Его спросили: «Что за трудность?». — «Познать самого себя». «Что такое легко?» — «Чтобы дать совет другому».
Первые древнегреческие философы были озабочены поиском первоосновы, из которой состоит Вселенная.
Философия Гераклита.
Замечательный вклад в зарождение и развитие древнегреческой философии внес Гераклит Эфесский. У разных философов дата жизни датируется по-разному. Так Таранов П.С. указывает, что Гераклит родился около 535 года до н.э. и умер около 475 года до н.э., прожив 60 лет. Богомолов называет дату рождения (544 год, а дату смерти считает неизвестной). Все признают, что личность Гераклита была очень противоречивой. Выходец из царской семьи, он уступил престол своему брату и удалился в храм Артемиды в Эфесе, чтобы посвятить себя изучению философии. В конце жизни Гераклит ушел в горы и жил отшельником.
Анализируя философские взгляды Гераклита, видно, что, как и его предшественники, он в целом оставался на позициях натурфилософии, хотя некоторые проблемы, например, диалектики противоречия, развития она анализирует на философском уровне, то есть на уровне понятий и логических выводов.
M. Маркович, выдающийся исследователь Гераклита, реконструирует ход эфесской мысли следующим образом: Он (Гераклит) также говорит, что суд над миром и всем, что в нем, будет огненным. Для всех, … грядущий огонь будет судить и осуждать. Гераклит считает огонь субстанциональным и генетическим началом Вселенной.
Гераклит считает, что космос не был создан ни богом, ни человеком, но «он был, есть и всегда будет живым огнем».
Так, Гераклит считал огонь, тонкий и подвижный элемент света, первоисточником всего сущего. Огонь рассматривался Гераклитом не только как сущность и первоначальная субстанция, но и как реальный процесс, в результате которого все вещи и тела появляются благодаря разжиганию или угасанию огня.
Гераклит говорит о родстве логоса и огня как о различных аспектах одного и того же существа. Огонь выражает качественную и изменчивую сторону бытия — Логос выражает структурную, стабильную сторону. «Огонь — это обмен или бартер, логотипы — часть этого обмена».
Таким образом, Логос Гераклита — это рациональная необходимость бытия, слитая с самим понятием бытия — огнем. Логос Гераклита имеет несколько толкований: логос — слово, рассказ, аргумент, высшая причина, всеобщий закон и т.д. По мнению Богомолова, значение логоса ближе к слову-закону, чем к универсальной смысловой связи вещей.
Основная суть философии Гераклита передана Платоном в его диалоге «Кратил». Платон отмечал, что, согласно Гераклиту, «все движется и ничто не покоится….. невозможно войти в один и тот же поток».
Диалектика, согласно Гераклиту, — это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. Здесь изменение рассматривается не как простое движение, а как процесс формирования вселенной, космоса.
Без преувеличения можно сказать, что из всех философов античного философского периода Гераклит «заслуживает звания основателя объективной диалектики как учения о противоположностях, их борьбе, их единстве и мировом процессе». В этом его непреходящее значение».
Демокрит и его атомистическая теория
По мнению большинства философов, Демокрит родился в 460 году до н.э. и умер в 360/370 году до н.э. Он дожил почти до 100 лет. Он прожил почти 100 лет. Родом из Абдеры, он принадлежал к знатной семье, был богат, но отказался от богатства и всю жизнь провел в бедности, посвятив себя исключительно изучению мудрости.
Демокрит учил, что существует нечто очень простое, далее неделимое и непроницаемое, из чего состоят все вещи — атом. Атомы бесчисленны, Демокрит характеризовал атомы так же, как Парменид характеризовал бытие. Атомы вечны, неизменны, неделимы, непроницаемы, они не возникают и не восстанавливаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга объемом и формой. Все тела состоят из атомов; действительно истинные свойства вещей — это свойства, присущие атомам. Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атомы — это бытие, то пустота — это небытие. С одной стороны, если бы не было пустоты, то не было бы и настоящего разнообразия и движения. С другой стороны, если бы все было делимо до бесконечности, то пустота была бы во всем, то есть не было бы ничего в мире, не было бы самого мира. Демокрит трактовал движение как естественное состояние космоса, строго говоря, однозначно трактуя движение как бесконечное движение атомов в небытии.
Демокрит был первым в древнегреческой философии, кто ввел понятие причины в науку. Он отрицал случайность в смысле причинности.
В неорганической природе все вещи не производятся целенаправленно и в этом смысле являются случайными, но у ученика могут быть как цели, так и средства. Таким образом, взгляд Демокрита на природу является строго каузальным, детерминистским.
Он проповедовал последовательно материалистическую позицию в учении о природе души и знания. «Душа, согласно Демокриту, состоит из сферических атомов, то есть она подобна огню».
Интересны взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию. Он интуитивно верил, что первые люди были беспорядочными. Научившись добывать огонь, они постепенно начали развивать различные искусства. Он предположил, что искусство возникло благодаря подражанию (Мы научились ткать у паука, строить дома у ласточки и т.д.), что законы были созданы людьми. Писал о плохих и хороших людях. «Плохие люди клянутся богами, когда оказываются в безвыходной ситуации. Когда они избавляются от него, они все равно не выполняют свои клятвы».
Демокрит отвергал божественное провидение, загробную жизнь, посмертное воздаяние за земные деяния. Этика Демокрита проникнута идеями гуманизма. «Гедонизм Демокрита заключается не только в удовольствии, ибо высшее благо — это блаженное состояние души и мера в удовольствии.
Пифагор (IV век до н.э.) и его последователи, пифагорейцы, исходили из идеи, что Вселенная бесконечна как в пространстве, так и во времени, и что ею управляет Бог, который так же вечен и бесконечен, как и сам мир. В мире существует порядок, основанный на числе и пропорциях, создающий гармонию существования, подобную той, которую мы находим в музыке. Нумерация управляет ходом небесных святилищ, как и всеми человеческими отношениями. Нумерация управляет потоком небесных святилищ, а также всеми человеческими отношениями. Число — это источник поощрений и наказаний. Душа человека бессмертна и находится в гармонии, но во время своей земной жизни она проходит через ряд тел, иногда высших, иногда низших, в зависимости от того, насколько она добродетельна.
Сократ (469 — 399 гг. до н.э.) Он считал: «Главное — усвоить общие, генеральные принципы добродетели. Добру нельзя научить — оно заключено в природе разума. Все вещи заключены в разуме человека; он узнает обо всем только по внешним признакам. Все вещи заключены в самом человеке. Для Сократа человек как мыслитель является мерой всех вещей. Требование Сократа: познай самого себя. Сократ преуспел в этическом интеллектуализме; его моральные и научные знания были идентичны. Настоящее знание, по мнению Сократа, включает в себя правильные действия.
Платон — выдающийся объективный идеалист
Платон (427-347 гг. до н.э.) — основатель объективного идеализма, ученик Кратила и Сократа. До нас дошли почти все сочинения, написанные в форме диалогов или драматических произведений: «Апология Сократа, 23 перехваченных диалога, 11 диалогов разной степени, 8 произведений, которые не были включены в каталог Платона даже в древности, 13 писем, многие из которых, несомненно, подлинные, и определения».
Платон рано познакомился с философией Гераклита, Парменида, Зенона и пифагорейцев. Платон является основателем школы под названием Академия. В диалоге «Тимей» он первым всесторонне обсуждает происхождение и устройство космоса. «Мы должны рассмотреть, какова была природа огня, воды, воздуха и земли до рождения небес, и каково было их состояние в то время. Ведь до сих пор никто не объяснил их происхождение, но мы называем их и считаем элементами буквы Вселенной». Впервые он поднял вопрос о природе вещей и их сущности. Основоположник доктрины первых эталонных образов или парадигм. Бытие идеи выше, чем небытие. Поле идей Платона напоминает учение Парменида о бытии. Мир чувственных вещей Платона напоминает учение Гераклита о бытии — потоке вечного становления, рождения и смерти.
Платон перенес свойство бытия Гераклита на мир чувственных вещей.
В диалоге «Тимей» он раскрывает космогонию и космологию. Организатором космоса он считал демиурга (бога). Таким образом, происхождение космоса выглядит следующим образом: «Идеи — это первообразы вещей, материи и Демиурга, Бога, который упорядочивает мир в соответствии с идеями. Есть существование (идеи), есть производство, и есть три рождения мира».
Происхождение космоса Платон описывает следующим образом. Из смеси идей и материи Демиург создает мир-душу и распределяет эту смесь в пространстве, предназначенном для видимой вселенной, разделяя его на элементы — огонь, воздух, воду и землю. Он развернул космос, округлил его и придал ему самую совершенную форму — сферы. В результате космос предстает как живое существо, наделенное разумом. «Итак, перед нами структура мира: божественный дух (демиург), мир-душа и мир-тело (космос).
В центре учения Платона, как и его учителя Сократа, находятся проблемы морали. Он считал нравственность достоинством души, душу — истинной причиной вещей, душа бессмертна.
В диалоге «Тимей» он раскрыл картину жизни после смерти и суда. Он считал необходимым очистить душу от земной грязи (от пороков, пороков и страстей).
В диалогах «Политик», «Государство», «Законы» Платон раскрыл доктрину правления. Он выступал за полное подчинение личности государству; его идеалом была власть просвещенного правителя.
Он заявил, что в штате могут существовать три основные формы правления: Монархия, аристократия и демократия.
Каждая форма правления, согласно Платону, умирает из-за внутренних противоречий. «Управление государством Платон характеризует как царское искусство, для которого главным является наличие истинно царских знаний и умение вести за собой людей. Когда у правителей есть такие данные, уже неважно, правят они по законам или без них, добровольно или против воли, бедные или богатые: не принимать это во внимание никогда, никогда не будет правильно.»
Платон был основателем не только античного идеализма, но и мирового идеализма.
Аристотель — выдающийся философ античности
Решающим противником Платона становится его ученик Аристотель, величайший греческий философ древности. Ф. Энгельс назвал его «самой универсальной головой» среди древнегреческих философов, мыслителем, исследовавшим наиболее существенные формы диалектической мысли.
Аристотель родился в Стагире в 384 году до н.э., а в 367 году до н.э. отправился в Афины, где поступил в Академию — школу Платона — и провел там 20 лет до смерти Платона. Позже он критиковал платонизм. Он сказал: «Платон — мой друг, но я предпочитаю истину».
Позже Аристотель основал собственную школу в Афинах и назвал ее «Ликей». Ему принадлежит 146 работ, в том числе «Органон», «Метафизика», «Физика» и другие.
Основное содержание философской доктрины Аристотеля изложено в его труде «Метафизика». Аристотель сохранил концепцию бытия как чего-то стабильного, неизменного и инертного, характерную для элеатов и Платона. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписывает идеям независимое существование и изолирует и отделяет их от чувственного мира. В результате Аристотель трактует понятие бытия иначе, чем Платон. Бытие — это единичное существо, обладающее самостоятельным существованием. Она отвечает на вопрос «Что такое вещь?» по существу, что делает предметы именно такими, какие они есть, и не позволяет им сливаться с другими.
В «Метафизике» он дает определение материи. В отличие от Сократа и Платона, которые не связывали науку о природе с истинной мудростью, Аристотель глубоко исследует природу. Материя рассматривается как первая причина как появления, так и изменения местонахождения природных вещей, «ибо вся природа, можно сказать, материальна». Материя, по Аристотелю, — это изначальная субстанция, потенция вещей. Форма придает материи ее актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность. Согласно Аристотелю, форма — это активный принцип, принцип жизни и деятельности. Он называл высшие уровни сущности чистыми формами, на самом деле чистые формы — это не что иное, как идеальные сущности. Для Аристотеля высшая сущность — это чистая, бесформенная материя, которая служит источником жизни и движения космоса.
Из этого понимания материи Аристотель вывел свое учение о четырех элементах (земля, огонь, вода и воздух). Хотя в философии досократиков не было специального термина для обозначения материи, Аристотель впервые разработал ее как философскую категорию. В третьей книге «Физики» он говорит о четырех видах движения. В «Метафизике» и «Физике» он убедительно доказывал превосходство формы над содержанием. Его мысли об обществе, этике и политике любопытны. Целью человеческой деятельности для всей древнегреческой философии является достижение блаженства. Блаженство, по мнению Аристотеля, недостижимо. В политике Аристотеля не делается различия между обществом и государством. В его глазах человек — это политическое животное. Оправдывал рабство, считая, что рабство существует по природе. Раб вообще не имел никаких прав.
Аристотель подвел итог развитию философской мысли от ее зарождения в Древней Греции до Платона. Это систематизация знаний Аристотеля, основанная на двух принципах — объекте и цели. Он разделил науки на 3 основные группы: теоретические (физика, физические науки, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, искусство).
Таким образом, Аристотель завершил классическую философию истории.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философский смысл законов сохранения — Основные законы сохранения
- Анаксагор
- Философия французского просвещения
- Методы познавательной деятельности: эмпирические методы; рациональные приемы и теоретические методы исследования
- Свободомыслие как многовековая традиция: возможен ли научный атеизм?
- Современная цивилизация: философский анамнез и диагноз
- Различные формы детерминации мира: свобода и необходимость, возможность и действительность
- Единичное, особенное и общее в философии
- Феноменологический анализ искусства
- Проблемы познания в истории философии.