Оглавление:
Средневековая культура Западной Европы — эпоха великих духовных и социокультурных завоеваний в истории всего человечества. Грибунин, В.В. Культурология / В.В. Грибунин И.В. Кривцова, Н.Г. Кулинич и др. — Хабаровск: Изд-во ТПУ, 2008 г. — С. 64.
Культурологи называют Средними веками длительный период в истории Западной Европы, охватывающий более тысячелетия с V по XV век, то есть от падения Западной Римской империи до активного формирования культуры Возрождения. На рубеже тысячелетий предполагается выделить по крайней мере три периодаКоростелев, Ж.А. Культурология / Ж.А. Коростелев. — Хабаровск: Приамагробизнес, 2003. c. 86-88. ..:
Раннее средневековье, от начала эпохи до 900-1000 годов (до X-XI века);
Высокое (классическое) средневековье — с X-XI вв. по XIV в;
Позднее средневековье, XIV-XV вв.
Это был период трагического, драматического перехода от античности к собственно Средневековью. Христианство медленно пробивало себе дорогу в мир варварского существования. Варвары раннего Средневековья несли в себе особое видение и ощущение мира, основанное на родовых связях человека и общины, к которой он принадлежит, дух воинственной энергии и чувство неотделимости от природы. В формировании средневековой культуры важнейшей задачей было разрушение «менталитета власти» мифологического варварского сознания и уничтожение древних корней языческого культа власти. Таким образом, становление раннесредневековой культуры было сложным и мучительным процессом синтеза христианских и варварских традиций. Драматизм процесса заключался в противоречии христианских ценностных ориентаций и варварского сознания, основанного на «насильственном мышлении».
Постепенно главная роль в формировании культуры стала принадлежать христианской религии и церкви. На фоне общего упадка культуры сразу после распада Римской империи, на фоне крайне ограниченных и ненадежных знаний о внешнем мире, Церковь предложила людям стройную систему знаний о мире, его устройстве и действующих в нем силах. Это мировоззрение полностью определяло менталитет верующих селян и горожан и было основано на образах и толкованиях Библии. Вся культурная жизнь европейского общества в этот период во многом определялась христианством.
Однако не стоит думать, что зарождение христианской религии в странах Западной Европы прошло гладко, без трудностей и противостояния в сознании людей древним языческим верованиям. Население было традиционно предано языческим культам, и проповедей и описаний жизни святых было недостаточно, чтобы обратить их в истинную веру. Обращение в новую религию происходило с помощью государственных властей. Однако еще долго после официального признания единой религии духовенству приходилось бороться с упрямыми языческими пережитками среди крестьянства.
Церковь уничтожала святыни и идолов, запрещала поклонение божествам и совершение жертвоприношений, организовывала языческие праздники и ритуалы. Поклонники дьявола и те, кто занимался или просто верил в гадания и заклинания, подвергались суровому наказанию. Многие языческие обычаи, против которых боролась церковь, имели явно аграрное происхождение. Например, в «Списке суеверий и языческих обычаев», составленном во Франции VIII века, упоминаются «борозды вокруг деревень» и «идол, которого носят по полям». Преодолеть приверженность к такого рода ритуалам было нелегко, поэтому церковь пошла по пути сохранения некоторых языческих обрядов и придания этим действиям облика официальных церковных ритуалов. Например, каждый год в праздник Креста организовывалась процессия с крестами через поля, молясь об урожае, вместо языческого «идолопоклонства». Культурология Е. А. Ильина, М. Е. Буров. — М.: МИЭП, 2009. С. 55.
Христианство как стержень средневековой культуры
Христианство было ядром европейской культуры и сформировало переход от античности к средневековью. Долгое время в литературе по истории и культурологии доминировал взгляд на Средневековье как на «темный век». Основы такой позиции были заложены мыслителями эпохи Просвещения. Однако культурная история западноевропейского общества не была столь однозначной. Несомненно то, что вся культурная жизнь средневековой Европы в этот период находилась под сильным влиянием христианства, которое в IV веке превратилось из гонимой в государственную религию Римской империи.
Из движения, оппозиционного официальному Риму, христианство стало духовным, идеологическим оплотом Римского государства. В это время Вселенские соборы принимают свод ключевых положений христианской доктрины — Символ веры. Эти положения объявлены обязательными для всех христиан. Основой христианской доктрины была вера в воскресение Христа, воскрешение мертвых и божественную Троицу.
Концепция божественной Троицы интерпретировалась следующим образом. Бог един во всех трех лицах: Бог Отец — Творец мира, Бог Сын, Иисус Христос — Спаситель грехов, и Бог Святой Дух — были абсолютно равны и соравны друг с другом. Ильина Е.А. Культурология / Е.А. Ильина, М.Е. Буров. — М.: МИЭП, 2009. — С. 49.
Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, социальная и повседневная жизнь людей в Средние века все же была попыткой, стремлением воплотить христианские идеалы в практические действия. Итак, рассмотрим идеалы, на которые были направлены многие усилия людей того времени, и отметим особенности отражения этих идеалов в реальной жизни.
В средние века формируется теологическая концепция культуры (греч. theos — Бог), согласно которой Бог является центром Вселенной, ее активным, творческим началом, источником и причиной всего сущего. Это связано с тем, что Бог является абсолютной ценностью. Средневековое мировоззрение, религиозность этой культуры в корне отличается от всех предыдущих, т.е. языческих, культур. Бог в христианстве един, личностен и духовен, т.е. абсолютно нематериален. Бог также наделен многими добродетельными качествами: Бог всемогущ, Бог есть Любовь, Бог есть Абсолютное Добро.
Через это духовное и абсолютно позитивное понимание Бога человек получает особое значение в религиозном мировоззрении. Человек — образ Божий, величайшая ценность после Бога, занимает самое высокое место на земле. Главное в человеке — это его душа. Одним из выдающихся достижений христианской религии является дар человеку свободы воли, то есть право выбора между добром и злом, Богом и дьяволом. Из-за присутствия темных сил и зла средневековая культура часто описывается как дуалистическая: на одном полюсе — Бог, ангелы и святые; на другом — дьявол и его темное воинство (демоны, колдуны, еретики).
Трагедия человека в том, что он может злоупотреблять своей свободной волей. Именно это произошло с первым человеком, Адамом. Он отступил от Божьих запретов и позволил себе соблазниться искушениями дьявола. Этот процесс называется грехом. Грех — это результат отступления человека от Бога. Из-за греха в мир пришли страдания, войны, болезни и смерть.
Согласно христианскому учению, человек не может вернуться к Богу самостоятельно, своими усилиями. Для этого человеку нужен посредник — Спаситель. Спаситель в христианском средневековом мировоззрении — это Христос и Его Церковь (католическая церковь в Западной Европе). Поэтому в средневековом мировоззрении, помимо категории греха, большую роль играет проблема спасения каждого человека.
Основные идеи христианского вероучения
Самое сильное влияние на западную философию оказала христианская религия. Самая важная идея христианства — это идея единого Бога или монотеизм. Первая и самая важная из десяти заповедей, данных Господом Моисею: «Не имей других богов пред лицем Моим», а затем «Не поклоняйся и не служи им, ибо Я Господь твой». В этом заключается фундаментальное отличие христианства от других религиозных верований того времени. Также для христианской религии характерен не только монотеизм, но и теоцентризм — один Бог является центром всего в мире.
В центре христианского монотеизма находятся два основных принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и, соответственно, философской мысли языческого мира: идея творения и идея откровения. Эти два понятия тесно связаны между собой. Согласно христианской догме, Бог создал мир из ничего, создал действием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый момент сохраняет, поддерживает существование мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. (creatio — создание, творение). Догма творения смещает акцент с естественного на сверхъестественное. В отличие от древних богов, которые были связаны с природой, христианский Бог выше природы.
Идея откровения заключается в том, что все знания, доступные человеку, являются божественным откровением; все, что человек знает о себе, о мире, о Боге, открыто ему самим Богом.
Отношение христианина к Богу носит личный характер; с самого раннего периода зарождения христианской мысли Бог представлялся как личность, лицо, индивидуальность. С точки зрения христианства, однако, человечество изначально геркулесово, поскольку греховность Адама и Евы была распространена на всех их потомков. И вся последующая история человечества, согласно Библии, — это борьба за искупление. Искупление необходимо, потому что человеческая история конечна; она закончится последней решающей битвой между силами добра и зла, после чего человечество будет призвано на Страшный суд.
Христианство доминировало в мире в соответствии со своими собственными идеями, но в то же время оно впитывало чужие идеи. Мировоззрение и жизненные принципы раннего христианства поначалу формировались в противовес языческим. Однако по мере того, как христианство становилось все более популярным, требовалось рациональное обоснование догм. При этом учения древних философов были использованы в новой интерпретации. Например, Иоанн Дамаскин объяснил определение, что философия — это «любовь к мудрости», сказав, что «истинная мудрость — это Бог, поэтому любовь к Богу — это истинная философия».
Таким образом, идеология средневековой философии формировалась на взглядах христианства и античной философии.
Патристика. Учение Августина Аврелия.
Патристика (от латинского pater, «отец») — это система богословско-философских взглядов «отцов церкви», которые основали и развили идеи христианства. В истории патристической традиции можно выделить несколько этапов: апологетика (2-3 век), классическая патристика (2-10 век) и последний этап.
По своим задачам патристика делилась на апологетическую и систематическую. Эта двойственность началась с того, что первые философские попытки христиан основывались на двух потребностях: внутренней и внешней. С одной стороны, философия должна была быть защитником веры; это было делом апологетов. С середины второго века христианские авторы начинают обращаться с апологетикой — письмами в защиту — к языческой аудитории, особенно к ее влиятельным представителям. Например, появилось «Прошение христиан» Афинагора (177), адресованное Марку Аврелию и Коммоду, и другие сочинения.
С другой стороны, последовательное и систематическое изложение основных взглядов было необходимо для внутренней интерпретации — и это было задачей систематизаторов.
По месту происхождения патристика делится на западную, где труды были написаны на латыни, и восточную, где труды были написаны на греческом языке. Наиболее известными являются труды Климента Александрийского, Григория Нисского, Августина Блаженного и Иоанна Златоуста.
Хронологически патристика делится на период со II века до Никейского собора 325 года и период после собора примерно до IX-X века.
Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры
Феодальное общество возникло на руинах рабовладельческого строя в Западной Европе, между которыми шла борьба на всех фронтах.
Хранителем Писания и образования в Европе после торжества христианства была церковь. Поэтому оно утвердилось в качестве ведущего мировоззрения, и главной заботой философов того времени стал вопрос о природе и человеке как творении Бога.
Согласно христианской религии, Бог создал мир из ничего, создал актом своей воли, своим всемогуществом. Божественное всемогущество продолжает каждый миг поддерживать, сохранять существование мира. Такое мировоззрение называется креационизмом — от латинского слова «creatio», что означает «создание», «творение».
Догма творения смещает акцент с естественного на сверхъестественное. В отличие от античных богов, которые были связаны с природой, христианский Бог стоит над природой. Активный творческий принцип как бы изымается из природы и переносится на Бога. Космос, таким образом, больше не является вечным существом, живым и одушевленным целым, как считали многие греческие философы.
Еще одним важным следствием креационизма является преодоление дуализма противопоставления активного и пассивного начал, характерного для античной философии: Идеи, с одной стороны, и материя — с другой. На смену дуализму приходит монистический принцип: существует только одно абсолютное начало — Бог, а все остальное — его творение. Христианский философ IV и V веков Августин Блаженный говорил, что Бог — это высшее существо, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует Писанию. В Ветхом Завете Бог сообщает человеку о Себе: «Я есмь Сущий». В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой автономией, поскольку он существует не благодаря себе, а благодаря другому; отсюда непостоянство, изменчивость, быстротечность всего, с чем мы сталкиваемся в мире.
Теоцентризм средневековой философии.
Термин «теология» переводится как «учение о Боге (theos — Бог; logos — учение). Центральной задачей философов Средневековья было найти убедительные доказательства существования Бога. Церковь отнеслась к этому поиску довольно неохотно. С одной стороны, она не противилась таким исследованиям и считала их угодными Богу. С другой стороны, он прекрасно понимал, что сам факт нахождения доказательств является подтверждением определенных сомнений: людям не нужны дополнительные аргументы, если их вера безусловна и тверда. Одно из ставших знаменитыми доказательств, так называемое «онтологическое доказательство Бога», было дано в XI веке философом Ансельмом Кентерберийским. Суть заключается в следующем. Ансельм принимает за аксиому тезис: «Бог есть совершенство». Существование, наряду с другими качествами, по определению входит в понятие совершенства, поскольку если что-то не существует, то нельзя сказать, что оно совершенно; все необходимые качества отсутствуют. Следовательно, Бог существует. Это доказательство построено на дедуктивном рассуждении (движение мысли от общего к частному), которое работает с чистыми «универсалиями» (понятиями). В конечном итоге это напоминает словесное равновесие, и уже некоторые современники Ансельма понимали это. Например, можно с таким же успехом доказать существование «совершенного человека», представление о котором мы держим в уме.
Периоды средневековой философии в Западной Европе
Средневековая философия на Западе — чрезвычайно важный период в истории европейской мысли. Не зная этого, невозможно полностью понять философские традиции в сквозной преемственности европейской культуры. Исчезло пренебрежение к средневековой философии (схоластике), которая впервые возникла у итальянских гуманистов и была подхвачена и распространена философами эпохи Просвещения в восемнадцатом веке. Однако такое внимание к Средним векам вполне оправдано. Несмотря на огромное значение античности, подарившей европейской культуре философию как мировоззрение, способ мышления и поведения, исторически феномен западной философии формируется только в Средние века. Как и многие явления западной культуры (европейский город, европейский университет), философия в Европе является прямым наследием Средневековья.
Вопрос о происхождении средневековой философии остается спорным. Не является научно обоснованным связывать начало развития средневековой мысли (как философской, так и теологической) с каким-либо историческим событием, конкретным социальным процессом или трансформацией (например, падение Рима в конце IV века, время формирования средневековой экономики
Правление Карла Великого и т.д.). Многие авторитетные исследователи (в том числе Э. Жильсон, М. Грабман, в нашей стране — Г.Г. Майоров) считают правильным отнести зарождение средневекового философствования к I или II веку нашей эры, когда христианство выходит на историческую арену и расширяет свое влияние. Христианство как особый вид религии — монотеистической, основанной на идее откровения — подготавливает основные черты средневекового способа философствования. Эти же особенности (о которых речь пойдет ниже) будут характерны и для философской мысли в контексте ислама и иудаизма.
Первые христианские мыслители (как теологи, так и философы) появились во втором веке среди апологетов (особой точки зрения придерживается протестантский теолог Р. Бультман, который находит философские учения у апостола Павла и даже в Евангелиях1). Итак, II-IV века. — Период формирования христианской мысли на основе усвоения и критики античной философской традиции. Именно в этот период возник парадокс, называемый «христианской философией» [1][2]. Этот период также отмечен появлением различных форм синтеза между христианством и поздними традициями античной философии, среди которых наиболее заметным явлением был гностицизм.
Следует отметить, что IV век — это одновременно и новая глава в истории христианской церкви, и начало формирования первого этапа христианской мысли. Обращение императора Константина в христианство, последующие изменения в социальном статусе церкви, выработка единой вероучительной формулы (Символ веры) и соглашения двух Никейского (325) и Константинопольского (381) соборов также вызвали необходимость реформирования или пересмотра философских взглядов. Период, начинающийся с четвертого века, часто называют периодом патристики (от латинского pater — отец). Возможно, это не совсем верно: еще до Никейского собора выдающиеся мыслители были одновременно и видными деятелями Церкви («Отцы Церкви»). Но период с четвертого по восьмой век на Востоке, как в грекоязычном мире, так и на латинском Западе, породил величайших учителей веры, которые также были выдающимися философами. Это каппадокийские отцы церкви Василий Великий (Кесарийский), Григорий Богослов (Назианзен), Григорий Нисский, Блаженный Августин (Августин Аврелий), Боэций, Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий), Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, и это только самые влиятельные.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Смысл
- Типы научной рациональности
- Основатели философии нового времени
- Антропологический гуманизм и материализм Л. Фейербаха
- Современная религиозная философия
- Огюст Конт, французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии
- Значение гносеологии
- Философия Гёте и Шиллера
- Роль личности и народных масс в развитии общества — Источники, субъекты и движущие силы исторического процесса
- Философия Древнего Китая