Оглавление:
Марксизм возник в 1940-х годах. Центральной философской идеей (философским открытием) марксизма была идея материалистического понимания истории. Основоположники марксизма развивали его в течение 50 лет — с середины 1940-х до середины 1990-х годов, наполняя его все новым и новым содержанием. В творческом развитии Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) можно выделить три основных этапа. Первый — идеалистический, левогегельянский — этап длился с конца 30-х годов до начала 1843 г. На втором этапе (1843-1845 гг.) К. Маркс, развивая основные положения антропологии Л. Фейербаха, выработал ее чувственно-активистскую форму, которая существенно отличается от созерцательной, прежде всего, своей яркой социально-политической направленностью. Но в целом К. Маркс еще не преодолел этот способ философствования, поскольку считал, что сознание входит в первичное определение человека и лежит в основе общественных отношений, но не наоборот.
Настоящий марксистский этап начинается с «Тезисов о Фейербахе» К. Маркса и совместной работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология», где общественные отношения получают конкретно-историческую и материалистическую интерпретацию. И в зрелом периоде можно выделить несколько этапов в развитии взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Первый завершился в начале 50-х годов обобщением хода и результатов европейских революций 1843-1849 гг. Второй этап связан с политико-экономическим обоснованием исторической необходимости и ограниченности капиталистического способа производства, созданием «Капитала» и деятельностью Первого Интернационала. С середины 70-х годов до 1895 года, на третьем этапе, марксистское мировоззрение получает окончательное развитие. К. Маркс и Ф. Энгельс пытались выяснить и показать пути к реальному освобождению трудящихся от всех форм эксплуатации, от всех форм социального угнетения, к преодолению бесправия и неравенства. Они поставили перед собой задачу набросать контуры системы, в которой можно было бы преодолеть отчуждение рабочего от собственности и власти, организовать социальную жизнь наиболее рациональным образом, обеспечить свободное и гармоничное развитие личности. Увлеченные этой идеей, К. Маркс и Ф. Энгельс обратились к целому ряду непосредственно связанных с ней вопросов государства, права, законодательства и политики. Результатом такого обращения стало развитие марксистской историко-материалистической концепции государства и права.
В настоящее время марксизм переживает серьезный и глубокий кризис. Одна из его основных идей о всемирно-исторической миссии пролетариата привела, с одной стороны, к монополии власти и диктатуре класса, воплощенного в конкретной социальной системе; с другой стороны, она стала важным, но не единственным фактором самосознания и организации рабочих в классовой борьбе и в немалой степени способствовала интеграции пролетариата в современную цивилизацию. Это определение марксизма, по крайней мере в той части, которая касается признания классового антагонизма в качестве определяющей силы общественного прогресса, требует, таким образом, значительного уточнения.
Марксистское учение о государстве и праве
Марксизм связан с именем К. Маркса — философское, социально-экономическое и политико-правовое учение, которому суждено было сыграть огромную и не только теоретическую роль в жизни европейцев и всего человечества XX века. Возникновение марксизма нельзя объяснить только его идеологическими и теоретическими предпосылками (хотя они, безусловно, были). На первое место следует поставить совершенно объективные социально-исторические причины и условия, сделавшие возможной и необходимой философию, которая с самого начала своего возникновения открыто заявила о своей цели и задаче: не только объяснить мир, но и изменить его, считая себя духовным инструментом такого изменения.
Философия марксизма формировалась с конца 30-х до конца 40-х годов XIX века. Развитие социально-исторической практики и науки в середине XIX века требовало глубочайшего философского осмысления. Именно поэтому в этот период появились такие направления философии, как позитивизм и марксизм, поставившие своей задачей исследовать действительность, открыть ее законы, понять и объяснить жизнь общества. Марксизм отвергает позитивистские трактовки природы, познания и общества, осуждает позитивизм Э. Дюринга, который называл себя социальным реформатором и критиковал взгляды К. Маркса. По предложению К. Маркса, Ф. Энгельс написал несколько статей, в которых критиковал философские, политические
экономические и социалистические взгляды Э. Они были опубликованы в 1878 году в книге «Анти-Дюринг». К. Маркс и Ф. Энгельс создают свою философию, которую они называют «новой философией», «новым материализмом».
В своих ранних работах (например, «Экономико-философские рукописи 1844 года») Карл Маркс развивал гегелевскую доктрину отчуждения и пытался дать ей собственную оригинальную интерпретацию. Он справедливо писал, что отчуждение при капитализме имеет массовый и всеобъемлющий характер. Таким образом, рабочий отчужден от средств и продуктов собственного труда, от самого себя, от природы и культуры, и чем больше и плодотворнее он работает, тем сильнее отчужденный от него и угнетающий его социальный порядок. Из этого К. Маркс делает вывод, странный и совершенно неожиданный с сегодняшней точки зрения, что отчуждение может быть преодолено только путем уничтожения частной собственности.
В работе «Немецкая идеология» (написанной совместно с Ф. Энгельсом) и в эпохальном труде XIX века «К. Маркс, как философ, глубоко проанализировал феномен идеологии, показал, что идеологические схемы и построения, как бы утопичны, антинаучны или просто бессмысленны они ни были, обладают мощной самостоятельной силой и не ускользают от критики идеологии, не растворяются, как туман заблуждения, а господствуют над человеком в его практической деятельности, определяют его жизнь и миропонимание. К. Маркс показал, что человеческое сознание представляет собой сложную иерархическую систему, подчиняющуюся собственным законам и определяемую действием внутренних механизмов, но оно не является механическим отражением мира.
Эти идеи К. Маркса оказали значительное влияние на философскую мысль 20-го века. — Социология знания, экзистенциализм, феноменология и т.д.
Марксистская концепция происхождения государства
При рассмотрении марксистской теории государства и права следует прежде всего подчеркнуть, что марксистская концепция происхождения государства и права основывается на историко-материалистическом учении об обществе и общественном развитии, на классовой трактовке государства и права. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает взаимосвязь явлений, приведших к возникновению анализируемого явления.
В целом теория характеризуется ясностью и четкостью исходных положений и логики и, несомненно, является большим достижением теоретической мысли. Марксистская теория характеризуется последовательно материалистическим подходом. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, разделением общества на классы и классовым антагонизмом. Марксизм выражает суть этого вопроса в формуле: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий. Нет причин отрицать влияние классов на возникновение государства. Но также нет оснований считать классовые противоречия единственной причиной его возникновения. Хорошо известно, что государство часто возникало и формировалось до появления классов; кроме того, на формирование государства влияли и другие, более глубокие и общие факторы.
Марксистский взгляд на происхождение права является последовательно материалистическим. Марксизм убедительно показал, что корни права лежат в экономике. Поэтому право не может быть выше экономики; без экономических гарантий оно становится иллюзорным. В этом заключается несомненная заслуга марксистской теории. В то же время марксизм жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями и видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы; его генезис предопределен и другими общесоциальными причинами.
Согласно марксизму, определяющую роль в общественно-историческом развитии играют экономические (производственные) отношения, составляющие базис общества, который определяет соответствующую надстройку, включая государство и право. Согласно этому подходу, вся история человечества делится на пять социально-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Трем классово-антагонистическим формациям, основанным на частной собственности и классовом делении (рабовладельческой, феодальной и капиталистической), соответствуют три типа государства и права: рабовладельческий, феодальный и буржуазный (капиталистический). При первобытном строе (первобытном коммунизме) еще нет государства и права; при коммунизме государство и право отмирают как классовые явления.
Марксистская философия права, наряду с кантовской и гегелевской философией права, относится к классической философии права, направления которой объединяет признание, в отличие от юридического позитивизма, существования, помимо позитивного права, некоего метаправа, т.е. определенной совокупности исходных принципов отбора правовых норм. Таким образом, когда право рассматривается как объективация воли, воля понимается не как абсолютный произвол, характеризующийся вечной изменчивостью и непредсказуемостью, а как некая естественная детерминация, действующая через объективные интересы.
Марксистская философия права
Марксистская философия права — чрезвычайно широкое направление философско-правовой мысли, включающее в себя множество внутренних школ. Право — настолько уникальное, сложное и социально необходимое явление, что научный интерес к нему растет на протяжении всего времени его существования. Вопросы понимания права относятся к «вечным» уже потому, что на каждом витке своего индивидуального и общественного развития человек открывает для себя новые качества в праве, новые аспекты в понимании других явлений и сфер жизни общества. Теоретическая, даже философская трактовка права в концепции К. Маркса и Ф. Энгельса не отрицает его связи с общественными идеалами, моральными нормами, культурой, а также необходимость ценностного подхода к праву, оно не рассматривается только как функция экономического процесса. В то же время марксистская теория утверждает, что право — это явление, производное от государства и полностью определяемое его волей. Провозглашая примат государства над законом, марксизм вступает в конфликт с теорией правового государства, которая не отрицает ведущей роли государства в законодательстве, но считает, что само государство должно быть подчинено законам, а не стоять над ними. Неоспоримым достоинством марксистской теории является вывод о том, что закон не может быть выше экономического и культурного порядка общества.
Тем не менее, понимание права здесь ограничивается классовым обществом, в котором государство является единственным творцом права, и отвергает естественные права человека и его активное участие в формировании правовой жизни общества. Современная наука и практика общественного развития подтверждают, что в цивилизованном обществе право господствует над государством, определяет его структуру и формы деятельности, выступает как постоянное объективное средство консолидации общества. Общество не может существовать вне правового регулирования.
История беспристрастно рассмотрела марксистское учение о государстве и праве на предмет его соответствия реалиям эпохи. В результате такого рассмотрения важность и актуальность этой доктрины сегодня существенно переоценена. Но как бы ни менялись подходы к тем или иным взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса на политику, государство, право и справедливость, как бы ни расходились их оценки, несомненно одно: эти взгляды навсегда вошли в историю мировой политико-правовой мысли, составляют ее большой пласт и продолжают играть значительную социальную роль. Без полного понимания марксизма невозможно составить истинную картину политической и интеллектуальной жизни мира в XIX и XX веках. политической и интеллектуальной жизни мира в XIX и XX веках.
Трагедия Маркса заключается в том, что он поставил перед собой благородную цель освободить человечество от эксплуатации путем краткого акта революции и сам же доказал противоречивость этого плана. Его результат был прямо противоположным в том смысле, что он не только не смог обосновать свою «ведущую идею», но, напротив, вся научная часть его работы привела к следующему однозначному выводу: ни одна социальная проблема не может быть решена средствами революции и гражданской войны.
Тем не менее, Маркс симпатизировал революции и служил ей, как мог, как «правдой», так и «неправдой». При всем том научный потенциал его трудов огромен. При всей своей непоследовательности, он является основателем диалектического материализма. Даже сегодня его философия является источником самого передового мировоззрения.
Учение К. Маркса и Ф. Энгельса
Помимо диалектического материализма, существуют и другие философские теории и школы, такие как позитивизм, экзистенциализм, прагматизм, томизм, фрейдизм и так далее. Но все они имеют внутренние проблемы и противоречия, ограничения, связанные с исходными предпосылками, которые остались неопределенными. Все эти имена получили (каждое в свое время) приставку «нео». Это признало их неплатежеспособность. Приставка «нео» не изменила этого. Проблемы и несоответствия, касающиеся явлений реальности, не преодолены. Он остался неизменным, как надгробная плита. Б. Рассел, К. Ясперс, К. Поппер, Жан-Поль Сартр — это самые известные философы 20 века, которые, как и Д. Гильберт, создали альтернативные философские теории. Но только диалектический материализм (научная составляющая марксизма) не имеет внутренних проблем и противоречий.
Сегодня многое из того, что предлагал Маркс, переосмысливается в свете реалий двадцатого века. Например, отсутствие центрального контроля ощущается и осознается во всех развитых странах. Современная наука поставила проблему рационального сочетания самоорганизации рыночной системы и централизованного управления со стороны государства как одну из самых актуальных. Дальнейшее развитие общества невозможно без этого сочетания, и поэтому идеи классиков марксизма о государственном регулировании не лишены смысла.
Но кроме этого, сама идея социализма отнюдь не отвергнута ни наукой, ни практикой жизни.
«Учение Маркса всесильно, потому что оно истинно» — это догма, которая заложила первый камень на пути критического исследования и творческого развития марксизма. Но не пора ли оставить догмы в прошлом? Сегодня, как никогда ранее, необходимо свободно, без малейшего давления какой-либо идеологии перечитать все творческое наследие Маркса, отделить науку от ненауки, «зерна» от «плевел». «Зерна» составят науку, а остальное останется историей.
Нет сомнения, что наши современники, учитывая горький опыт истории, смогут сделать отбор подлинно научных ценностей в учении великого философа. Мы должны выявить все, что соответствует логике, практике жизни, гуманистическим принципам, и привести все это в систему. Есть все основания полагать, что это будет очень красивая система, отвечающая самым строгим требованиям. Все, что ему нужно, — это свобода мысли и научная добросовестность.
Учение К. Маркса и Ф. Энгельса как система взглядов на революционную борьбу рабочего класса против капитализма с целью построения коммунизма нашло своих ревностных последователей и продолжателей в XX веке.
В соответствии с утверждением Энгельса, что мировоззрение Маркса — это не учение, а метод, мы должны четко отличать метод основоположников марксизма от его позднейших интерпретаций и развития Лениным, а также маоистами, еврокоммунистами и последователями других течений общественной мысли.
Идеи Маркса как мыслителя принадлежат и 19-му, и 20-му векам, и в этом истинная причина нынешних противоречий марксизма. Безусловно, определенная абсолютизация позитивистских подходов к социальному анализу, предсказание исчезновения средних классов и ряд других определений марксизма сегодня явно устарели. Но взгляды Маркса на социальные законы как тенденции закона, на свободу как освобождение человека, на социальную науку как критическую социальную теорию, на праксис, на отчужденный труд и отчужденную политику сегодня еще более актуальны, чем при его жизни. Поэтому можно только согласиться с французским философом-марксистом Л. Альтюссером, который еще в 1970-е годы писал, что кризисная ситуация в любой теории является предвестником качественного скачка в ее развитии.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Современная наука о строении и свойствах материи — История развития общих представлений о материи
- Проблема пространства и времени в философии и науке
- Социальная философия Монтескье — Биография и политика
- Исихазм в древней Руси
- Проблема человека в современной философии
- Вера и знания
- Функции гносеологии
- Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах
- Жизнь и учение Г. Сковороды
- Субъективные и объективные элементы общества