Оглавление:
Современное демократическое общество быстро прогрессирует и достигает все больших результатов в своем развитии. Происходящие изменения так или иначе затрагивают все страны, независимо от культуры. Чаще всего люди сосредотачивают свое внимание на материальных ценностях, а демократическая культура — это обманчивая идея счастья и прогресса. В результате появляются технические изобретения, которые мешают людям общаться с природой. Это приводит к нарушению сознания, которое не может примириться с жизнью в гармонии с душой, телом и природой. Уже многие люди прекратили попытки общения с Богом. Они уже верят в технические разработки. Люди достигли такой точки в своем развитии, когда демократическая культура общества потерпела крах и деградировала.
Первыми критиками, выступившими против культуры демократического общества, были такие люди, как Вагнер, Ницше и Шопенгауэр. В то время общество отвергало метод рационального познания. Она стала неактуальной, кроме того, появилось новое учение Гегеля. Он рассматривал все процессы как образец правильного использования. Гегель придавал большое значение разуму, он считал, что именно он отличает человека от всего животного мира, что познать человеческую душу невозможно. Идеи Гегеля заключались в том, что человек живет, не используя логику жизни в материальном мире. Многие философы всегда пытались познать душу разных культур, но их усилия были тщетны, потому что они не могли объединить душу, тело, культуру и мир. Это направление в философии получило название пессимистического, а яркими представителями этого направления были Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр.
Актуальность учения немецкого философа Шопенгауэра заключается в том, что большое количество его мыслей было взято многими философами за основу для дальнейшего развития философских концепций. Его высказывания о воле, жизни, смерти, истине начали формироваться как человеческая мудрость, которую следует знать, понимать и доносить до всего человечества. Артур Шопенгауэр упоминается в работах западных ученых XX века гораздо чаще, чем философы его времени. Объясняя свои концепции, философ пытался «посеять» в окружающем мире разумное, вечное, доброе и хотел, чтобы каждый был по-своему счастлив. Шопенгауэр — один из ярчайших представителей пессимистического постреализма своего времени. Его учение об истине и воле в некоторых аспектах применимо к нашей современной жизни. С безвольным человеком всегда трудно жить, а волю нужно развивать, питать, культивировать.
Философия Артура Шопенгауэра — это большой вклад в развитие человечества. Его труды не исчезли бесследно. Несмотря на то, что популярность пришла к нему в последние годы жизни и он неустанно отстаивал свои взгляды на протяжении всей жизни, его философия оказала большое влияние на многих известных впоследствии философов. Огромное значение философии Шопенгауэра заключается также в ее влиянии на общий ход философской мысли, формирование новых систем и течений.
Артур Шопенгауэр внес неоценимый вклад в развитие иррационалистической философии XIX века.
Артур Шопенгауэр и европейский иррационализм
В начале девятнадцатого века в Европе возникло такое течение в философии, как иррационализм. Иррационализм настаивает на ограниченности человеческого разума в постижении мира и предполагает существование сфер понимания мира, которые недоступны разуму и могут быть достигнуты только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровение, вера и так далее. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер реальности, постулирует невозможность познания реальности научными методами. Иррациональные философы утверждали, что вера в разум, в его силу, является источником всех социальных зол. На место разума они ставят волю, слепую, бессознательную силу.
Первым представителем так называемой философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Некоторое время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на философском факультете Берлинского университета. Интересно, что Шопенгауэр пытался читать свою философию в противовес философии Гегеля, даже назначая свои лекции на то же время, что и лекции Гегеля. Но Шопенгауэр потерпел неудачу без аудитории.
Впоследствии, со второй половины девятнадцатого века, слава Шопенгауэра вытеснила славу Гегеля. Провал берлинских лекций был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал философию Гегеля, временами называя ее бредом параноика или «наглым бредом шарлатана». Мнение Шопенгауэра о диалектике было особенно нелестным, поскольку он считал ее ловким приемом, скрывающим абсурд и ошибки гегелевской системы.
Среди философов иррационалистические тенденции в той или иной степени присутствовали у таких философов, как Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер и Бергсон.
Биография А. Шопенгауэра. Его вклад в развитие иррационализма
Артур Шопенгауэр родился в Гданьске 22 февраля 1788 года и был сыном Генриха Флориса Шопенгауэра, видного банкира этого города того времени, и Иоганны Шопенгауэр, немецкой писательницы. Лекции студента Канта пробудили в Шульце интерес к философии. Он изучал философию Эммануила Канта и философские идеи Востока, Упанишады, а также стоиков — Эпиктета, Овидия, Цицерона и других, критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир «худшим из всех возможных миров», за что получил прозвище «философ пессимизма».
Что касается черт характера и образа жизни, то Артур Шопенгауэр был старым холостяком, славился своей внутренней и духовной свободой, он игнорировал элементарные субъективные блага, ставил на первое место свое здоровье, отличался суровостью суждений. Он был чрезвычайно амбициозен и честолюбив. Характеризуется недоверием к людям и крайней подозрительностью. В панике он боялся умереть от заразной болезни, и как только узнал о возможной эпидемии, сразу же сменил место жительства.
Шопенгауэр, как и многие другие философы, проводил много времени за чтением книг: «Если бы в мире не было книг, я давно бы уже пришел в отчаяние…». Однако Шопенгауэр очень критически относился к чтению, считая, что чрезмерное чтение не только бесполезно, поскольку читатель во время чтения заимствует идеи у других и усваивает их хуже, чем если бы он придумал их сам, но и вредно для ума, поскольку ослабляет его и приучает черпать идеи из чужих источников, а не из собственной головы.
В первые десятилетия девятнадцатого века философия Шопенгауэра не вызывала никакого интереса, а его работы остались почти незамеченными. Переломный момент в отношении к Шопенгауэру наступил после революций 1848 года, когда произошел решительный поворот в буржуазном сознании и сформировались типичные течения апологетической философии девятнадцатого века.
А. Шопенгауэра обычно считают основателем иррационалистического течения в буржуазной философии XIX века и прямым предшественником «философии жизни». Хотя он был одним из мыслителей, представивших новый, по сравнению с классиками, тип философствования, и его учение знаменует собой полный разрыв с традициями классической буржуазной философии, теоретические истоки его учения уходят корнями в идеи и взгляды немецкой классической идеалистической философии.
Основные взгляды философии Шопенгауэра
Воля мира — это мощный творческий принцип, который приводит в действие все материальные процессы, но вначале он коренится в чем-то злокачественном, негативном. Это все равно, что быть вечно «голодным», — говорит об этом Шопенгауэр. И если у Парацельса человек предстает как микрокосм, то у Шопенгауэра космос сравнивается с микроантропосом.
Некая активность, неопределенный прообраз потребности в выживании, как «слепое» стремление, темный и глухой поезд больше любой прямой возможности познания, больше любой планомерности, но вечно неудовлетворенной и ненасытной является такая воля к миру.
Несколько схожи мировоззрения французского философа начала 19 века Мен де Бирана и немецких философов-пантеистов середины прошлого века. Фетнера и Лотце, но это лишь отдаленное сходство, ибо у Шопенгауэра воля направлена на реализацию своей силы, так что она противоречит себе в своих проявлениях, всегда продолжая свое бесконечное стремление и борьбу.
Различными формами этого процесса самореализации мировой воли являются, по Шопенгауэру, всеобщее тяготение, магнетизм и другие различные физические силы, химическое сходство, воля и борьба за существование в органическом мире, тропизмы растений и инстинкты животных. По мнению Шопенгауэра, мировая воля как «вещь в себе», воплощенная в многообразии процессов и событий, оказывается вовсе не вещью: то, что мыслится о предметах, не есть вещь и далеко не есть сама по себе, «поскольку воля иногда проявляется в очень ярких, красноречивых формах». Но этого мало: обнаруживая себя в себе, она также непреднамеренно маскирует себя тем, что в ней все больше проявляется черта характера, которая, казалось бы, совершенно чужда ее желаниям, стремлениям и порывам. В его проявлениях она все больше страдает и чувствует себя невыносимо несчастной.
Почему все это происходит? Потому что чем совершеннее и сознательнее проявляется воля мира, тем более жестокой и в то же время нравственно нездоровой она становится. Чем более интеллектуально и эмоционально развиты люди, тем сильнее их моральный комизм и страдания.
Шопенгауэр считал, что воля мира по своей природе «абсурдна». Он лишен смысла и ведет себя совершенно абсурдным образом. Волю мира не интересует ни прошлое, ни настоящее, ни будущее. А события истории, происходящие во времени и пространстве, лишены контекста и смысла. Поток событий во времени представляет собой красочное чередование одних случайных событий другими, подобно череде облаков на небе в ветреную погоду. Пожизненные заботы и постоянная неопределенность пронизывают все сущее. Недовольство и тревога не отпускают человека в его спешке, надеждах и разочарованиях.
Шопенгауэр представлял этот процесс таким образом, что следующие друг за другом проявления воли отравляют друг другу существование, уничтожают друг друга, борются друг с другом, но через них воля находится в стадии борьбы с самой собой, ее внутренняя дихотомия входит в саму себя.
Философско-антропологическая позиция Шопенгауэра
Суть философско-антропологической позиции Шопенгауэра оказывается не в попытке создать некую рациональную психологию, а в отношении к человеку как носителю воли и интеллекта.
И здесь мы видим, что критика Шопенгауэром рационалистической традиции остается актуальной. Нам, выросшим в культе знаний, нелегко принять положение Шопенгауэра о том, что наука ни в коем случае не является абсолютным руководством к человеческому поведению.
Жизненные ориентации человека вырастают из его субъективности, мира желаний и страстей. Человек всегда сначала чего-то желает, реализует свои желания. Конечно, познание играет важную роль в жизни людей. Но человек не всегда соотносит свое поведение с нормами приобретенного знания. Нация и страх, любовь и ненависть искажают наши представления.
Когда человек совершает плохой поступок, он не склонен приписывать его своим собственным плохим качествам. Он обвиняет свой интеллект, утверждает, что не обдумывал свои действия, что он был необдуманным и глупым. Могло ли это произойти, если бы воля не была ядром человека? — спрашивает Шопенгауэр. Мы защищаем волю как единственно важное в человеке, в то время как интеллект легко поддается осквернению. Но может ли желающее «Я» быть в то же время знающим «Я»? Возможно, в этом пункте проявляется намеренная непоследовательность позиции Шопенгауэра. Будучи рабом воли, интеллект обладает свойством познания. Иногда интеллект направляет волю. Но именно в этой не-дуальности, согласно размышлениям немецкого философа, проявляется противоречивость самой человеческой природы. В человеке заложено несколько программ, и наивно полагать, что они соотнесены, гармонизированы в какой-то сфере разума или воли. Напротив, уникальность человека проявляется в этой условной «бессвязности».
Ум находится в плену у хозяина, в рабстве у воли. Но иногда она выходит за эти пределы. Таким образом, интеллект возвышает себя до статуса «гения»; следовательно, сам мир не является ни рациональным, ни иррациональным.
Из писем Шопенгауэра видны черты его врожденного пессимизма, который он пронес через многие годы. Однако при рассмотрении этой проблемы необходимо отделить психологические особенности философа как личности от общей структуры его рефлексии. Пессимистическая позиция ума при ближайшем рассмотрении часто оказывается позицией большей трезвости, принципиально отличной от бездумной традиции.
Шопенгауэр видит в неадекватности многих прежних систем мировоззрения необходимость беспрекословного осуждения. Немецкий философ смотрит на это иначе. По его мнению, зло имеет нечто положительное, оно в целом неизбежно, как следствие желания жить. Но в этой исповеди немецкого философа нет апофеоза зла. Можно говорить только о реалистической константе. Шопенгауэр отнюдь не считает, что зло окончательно и неизлечимо. Здесь проявляется собственная неправильность мира. Немецкий философ считает, что освобождение от мирового зла не только возможно, но и требует полного восстановления утраченных и нереализованных возможностей, радикального преобразования существующего мира, многие обращаются к религии, поиск равновесия в искусстве. Шопенгауэр возлагает большие надежды на окончательное освобождение, которое, по его мнению, дает свобода. Мировоззрение Шопенгауэра в корне отрицает самоубийство как направление в жизни. Более того, очень важно, что эта позиция не является легко решаемой, а вытекает из последовательно рассматриваемых моральных предпосылок.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Проблемы философии
- Либертарно-юридический тип правопонимания и философии права
- Галилей — основатель современного естествознания — Происхождение, детство и юность Галилео Галилея
- Взаимосвязь культуры и экономики
- Дэвид Юм
- Неоевразийство конца xx – начала xxi вв.
- Основные теоретико-методологические подходы к осмыслению общества: социальный номинализм и социальный реализм
- Религия любви и гуманистическая этика Фейербаха — Критика религии и теологии
- Антропология возрождения
- Революционизм и реформизм как типы политического менталитета