Оглавление:
Проблема взаимоотношений творческого человека и общества существует с момента возникновения цивилизации, но именно в современную эпоху инноваций этот вопрос становится особенно актуальным. В условиях прогрессивного развития современного общества роль «человеческого фактора» значительно актуализировалась. И концентрированным выражением этого фактора является человеческое творчество.
Творческие способности — важнейший резерв человеческой цивилизации, реализация которого может значительно повысить качество любой социальной деятельности. Сегодня не вызывает сомнения, что творчество является ведущей силой общеисторического прогресса и развития каждого человека, что в нем заложены творческие основы науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений. Во-вторых, творческая деятельность выступает как неотъемлемая часть духовности человека, как условие его личной свободы, как социальный механизм, противостоящий регрессивным тенденциям в развитии общества. Поэтому приоритетной задачей психолого-педагогических отраслей науки является выявление и формирование социально зрелых молодых людей с высокой степенью креативности, способных достигать профессиональных высот, используя творческий подход в преодолении постоянно меняющихся проблемных ситуаций, характеризующихся высокой степенью неопределенности.
Поиск талантов и создание наиболее благоприятных условий для их развития становится, таким образом, одной из важнейших задач современной образовательной практики. Творчеству можно научиться и развить, повышая естественную способность человека к творчеству и созданию новых вещей — и, соответственно, приводя к большей продуктивности и успеху.
В научной литературе, изданной на русском языке, традиционно принято переводить английский термин «creative» как «творческий», а «creativepersonality» как «творческая личность».
Это не большая ошибка, но следует отметить, что термины «креативность» и «творческий» все же не совсем идентичны. Их семантическое содержание скорее сходно, чем различно, но поскольку каждый из них помимо общего имеет свое независимое, частное значение, могут возникать ситуации, когда использование одного термина вместо другого приводит к искажению смысла. С логической точки зрения они называются терминами пересечения.
Креативность — это творческая способность индивида, характеризующаяся готовностью создавать принципиально новые идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления, и как независимый фактор в структуре таланта, а также способность решать проблемы, возникающие в рамках статичных систем. По мнению А. Маслоу, это творческая ориентация, которая является врожденной у всех людей, но утрачивается большинством под влиянием окружающей среды.
На бытовом уровне творчество проявляется как проницательность, способность добиваться цели, находить выход из, казалось бы, безнадежной ситуации, использовать окружающую среду, предметы и обстоятельства необычным образом. В более широком смысле — это нетривиальное и гениальное решение проблемы. И, как правило, используя скудные и неспециализированные инструменты или ресурсы, когда потребность в них материальна. И смелый, нестандартный, нештампованный подход, так сказать, к решению проблемы или удовлетворению потребности, которая находится на неосязаемом уровне.
Понятие диагностика составляющие креативности
Креативность (от латинского Creation) — это творческая способность индивида, характеризующаяся готовностью генерировать принципиально новые, необычные идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления, и как самостоятельный фактор в структуре одаренности, а также способность к решению проблемных ситуаций.
Творческие способности могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс ее формирования.
Творчество часто рассматривается как нечто противоположное обычному и предполагает нестандартные подходы в отличие от обычных. Спирмен считал, что это «способность человеческого разума создавать новое содержание путем изменения и установления новых связей». Симпсон определил креативность как «способность нарушать принятый, общепринятый порядок идей в процессе мышления».
По мнению ряда ученых, креативность предполагает повышенную чувствительность к проблемам, дефициту знаний или несоответствиям, действия по выявлению этих проблем, поиск их решений на основе гипотез, проверку и модификацию гипотез, формулирование результата решения.
Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что творческие способности человека не очень высоки, но их можно развить. Например, если все сотрудники вовлечены в постоянное совершенствование организации (метод кайдзен), креативность организации значительно возрастает.
Дж. Гилфорд разработал основные компоненты творчества:
- беглость мысли — количество идей, генерируемых за определенную единицу времени.
- гибкость мышления — способность переключаться с одной идеи на другую.
- оригинальность — способность вырабатывать идеи, которые отличаются от общепринятых.
- любознательность — восприимчивость к проблемам, к окружающим ситуациям.
- способность разрабатывать гипотезу. Гипотеза — это смелая идея, которая затем должна быть тщательно проверена эмпирическим путем.
- иррелевантность — т.е. логическая независимость реакций от стимулов.
Или, другими словами:
- Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
- Гибкость — способность использовать различные стратегии для решения проблем;
- Оригинальность — способность генерировать необычные, нестандартные идеи.
- Интеллект — способность детально прорабатывать генерируемые идеи;
- Устойчивость к компартментализации — это способность не следовать стереотипам и долгое время оставаться «открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем;
- Абстрактность именования — это понимание сути проблемы, того, что действительно является существенным. Процесс именования отражает способность преобразовывать образную информацию в словесную форму.
Гилфорд разработал батарею тестов для диагностики креативности (10 тестов — для вербальной креативности, 4 — для невербальной).
Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники и анализ производительности. Учебные ситуации, характеризующиеся незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, можно использовать для развития творческого мышления, побуждая участников формулировать множество вопросов.
Существуют психологические инструменты для измерения креативного (творческого) мышления; наиболее известным в мировой психологической практике является тест П. Торренса.
Этот тест позволяет оценить
- вербальное творчество;
- образное творчество;
- отдельные творческие способности.
Гипотезы возникновения креативных способностей у человека
Традиционно считалось, что творчество возникает постепенно, в течение длительного периода времени, и является следствием культурных и демографических изменений, особенно роста населения.
Согласно второй гипотезе, предложенной антропологом Стэнфордского университета Ричардом Клейном в 2002 году, творчество возникло в результате внезапной генетической мутации в человеческом мозге около 50 000 лет назад.
С одной стороны, креативность, как мы будем ее рассматривать, является одной из основных функций психики, с другой — это способность центральной нервной системы создавать (творить, делать) субъективную модель мира с помощью сенсорной, мнемонической, когнитивной и аффективной систем, чтобы максимально гибко адаптировать индивида к окружающей среде.
Большинство работ, посвященных творчеству, содержат ссылки на особенности творческой психической деятельности, особый способ восприятия и преломления объективной реальности, особенность функционирования личности, связанную со способностью мыслить глубже, проникать, искать, действовать более гибко.
Термин «творчество» предполагает не только и не столько особый психический процесс, сколько результат специфически организованного восприятия, переработки и воспроизведения различных сторон объективной действительности.
Термин «творчество» в большей степени ориентирован на человека, в отличие от термина «креативность», который фокусируется на деятельности и ее результате. Поэтому ставить знак равенства между этими двумя терминами не совсем корректно.
Умственная деятельность человека, осознающего окружающий мир, является творческой, но мы не всегда будем называть ее творческой. Деятельность ребенка, который придумывает новую игру со своими одноклассниками, первые детские рисунки, дом из кирпичей — все это мы уже можем назвать творчеством (детским творчеством), потому что в данном случае перед нами оригинальный результат творческой и созидательной деятельности, совпадающий по своему смысловому содержанию. Практически всегда, когда мы говорим о творческой деятельности, мы подразумеваем некий продукт этой деятельности, будь то рисунок, стихотворение или самостоятельная идея. Так, в русском языке принято называть продукт творчества «креативом». То есть термин выходит за пределы сферы личности и переносится на результаты деятельности личности. Что касается термина «творчество», то такой переход невозможен. Термин «творческий» имеет скорее определительное, чем содержательное значение, что можно выразить, переведя термин «креатив» на русский язык как «создание». Когда мы говорим о творчестве, мы имеем в виду процесс субъективного познания индивидом феноменальной и смысловой сущности окружающего мира и объективной реальности. Мы не говорим о создании видимого, осязаемого, материального продукта. Результатом творческого процесса является собственно формирование личности, создание уникального микрокосма — индивидуальной человеческой психики, души.
Особенности креативной личности
Для дифференциации в изучении личностных черт творческих личностей опять же можно выделить несколько подходов.
Некоторые авторы утверждают, что креативность — это скорее общая черта личности, чем когнитивная способность. С другой стороны, креативность — это общая черта личности, а не набор связанных между собой личностных качеств.
Однако большинство авторов склонны выделять набор личностных качеств, присущих творческим людям.
Существует мнение, что творческие личности содержат в себе одновременно, на первый взгляд, взаимоисключающие черты:
- творческие личности обладают большим количеством физической энергии, но в то же время часто находятся в состоянии покоя и расслабленности.
- в одно и то же время они строги и наивны.
- в их личности сочетаются игривость и дисциплина, ответственность и безответственность.
- творческие личности имеют разрозненные восприятия, фантазии, чувство реальности.
- творческие люди обладают характеристиками как экстравертов, так и интровертов.
- творческие люди скромны и горды одновременно.
- они избегают стереотипных гендерных ролей.
- Они проявляют как бунтарский дух, так и консерватизм.
9.Многие творческие люди проявляют страсть к своей работе. Они также могут быть очень объективными в оценке своей работы. - открытость и чувствительность творческих людей часто приводит к тому, что они испытывают страдания и боль. Однако они также стремятся к удовольствиям.
Существует несколько иной список характеристик творческих личностей.
Их характеристики включают: Самодисциплина на работе, способность откладывать удовольствия, настойчивость в ситуациях фрустрации, независимость суждений, терпимость к неопределенности, высокая степень автономии, отсутствие гендерных стереотипов, внутренний локус контроля, склонность к риску, высокая степень инициативы, стремление выполнять задачи в меру своих возможностей.
По мнению Дж. Кеттела, наиболее проверенными чертами личности творческих людей в науке и искусстве являются шизотипия, радикальность, интроверсия и доминантность.
Другие авторы отмечают связь между уровнем креативности и различными чертами личности. Например, было установлено, что высококреативные архитекторы характеризуются плохой социализацией, разнообразием психологических черт, сложностью и независимостью. Архитекторы со средним уровнем креативности показали высокий уровень невротизма. Наименее творческие архитекторы показали более низкий уровень невротизма, чем другие подгруппы архитекторов. Кроме того, наименее креативные архитекторы были хорошо адаптированы к нормам общества и профессии и были хорошо социализированы. Также было установлено, что креативные дизайнеры и рекламисты характеризовались большим невротизмом, чем профессионалы в тех же областях, которых явно нельзя отнести к творческим личностям.
Особенность мотивации творческих людей определяется широким кругом их интересов. Они открыты для нового опыта и предпочитают новизну. Внутриличностная мотивация преобладает над внеличностной. Более того, творческие люди демонстрируют способность к широкой и идиосинкразической категоризации.
Некоторые авторы пытаются создать типологии творческих личностей. Например, выделяется особый тип Т-личности. Его определяют как искателя острых ощущений. Люди с этим типом личности могут либо достигать высокого уровня креативности, либо демонстрировать деструктивное, даже преступное поведение.
Несмотря на обширные исследования самости (эго), с одной стороны, и креативности, с другой, существует очень мало работ, в которых рассматривается природа их взаимосвязи. Однако следует отметить, что все они единодушно указывают на один и тот же вывод: Творческие люди обладают высоким самомнением.
Также отмечается высокая власть эго у творческих личностей в науке и искусстве.
Г. Айзенк показал, что высокая самокомпульсия коррелирует с высоким уровнем психопатологии, а высокая самоактуализация, напротив, связана с низким уровнем психопатологии. Люди с низким уровнем самообладания и низким уровнем психопатологии нетворческие.
Существуют также доказательства взаимосвязи с креативностью, самоэффективностью и уверенностью в себе.
В западной литературе проводится различие между так называемым крупным творчеством и мелким творчеством.
Малое или личное творчество относится к повседневной жизни и обыденным ситуациям, например, использование монеты для резки сыра, когда под рукой нет ножа.
Большая, или историческая, креативность, имеет дело с достижениями, которые оказали влияние на культуру и общество, например творческие достижения Моцарта и Эйнштейна.
Креативность в русле самоактуализации
Творчество в смысле самоактуализации (последнее отождествляется не только с достижениями гуманистической психологии) следует понимать как малое, или личное, творчество. Творчество здесь — это естественная тенденция к личному равновесию, психическому здоровью и самореализации.
Среди множества концепций, разработанных Адлером (стремление к власти, роль неполноценности и ее компенсация, идеи о конечных целях и образе жизни, социальный интерес), идеи о роли творчества были разработаны почти в последнюю очередь. Творческое «я» — один из его более поздних интересов.
Адлер видел творческий потенциал самости в свободе выбора между альтернативными стилями жизни и конечными целями. Хотя цели могут быть инициированы наследственностью и культурными факторами, в конечном итоге цель возникает благодаря творческой силе индивидуальности. В этом проявляется самоопределение и неповторимость индивидуальности. Люди обычно не до конца осознают свои цели. Через анализ семейной ситуации, моделей преодоления трудностей и воспоминаний раннего детства психотерапевт может помочь человеку определить свою цель в качестве рабочей гипотезы. Это может значительно ослабить ограничения образа жизни, открывая человеку путь к полноценной и творческой жизни.
По мнению А. Маслоу, в самоактуализации личность проявляет интеграцию и преодолевает разделение. В ходе эпизодов самоактуализации личность становится более открытой для опыта, совершенной и спонтанной, юмористической, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Через эпизоды самореализации человек раскрывает свои способности, которые близки к сути его существа. Творчество — одно из важных качеств самореализации.
Примечание: А. Маслоу опирается на опыт «особо творческих людей». При этом он понимает творчество довольно широко. Творчество — это качество, которое можно применить к любой задаче в жизни. Если развитие личности является первостепенным, а обучение живописи — второстепенным, то развитие личности является более важным и творческим, чем обучение живописи. Хотя Маслоу почитал художников, ученых и святых, он не исключал из своего внимания домохозяек, плотников и спортсменов.
C. Концепция Роджерса о тенденции актуализации охватывает всю сферу мотивации, напряжения, потребности, снятия напряжения и творчества, выражающихся в стремлении к тенденции удовольствия. Тенденция актуализации характеризует личность в целом, но не ее отдельные компоненты (такие как самость). Идеальные условия для жизни человека создаются благодаря полноценному функционированию личности. Это означает, что человек свободно выражает свои чувства, совершает самостоятельные действия, проявляет творчество и живет «хорошей» жизнью. «Хорошая жизнь — это процесс, а не состояние. Это направление, а не пункт назначения».
Дезадаптированная личность представляет собой противоположность полностью функционирующей (самоактуализирующейся) личности. Дезадаптированный человек — это защищающийся человек. Он поддерживает свою жизнь, вместо того чтобы улучшать ее и повышать ее ценность. Он живет по заранее составленному плану, чувствуя себя скорее манипулируемым, чем свободным, конформистом и зависимым от других, а не творческим человеком. Полностью функционирующий человек, с другой стороны, свободен от защитных механизмов, открыт для опыта, креативен и способен жить «хорошей жизнью».
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Детско-родительские отношения как факт установления доверия в младшем школьном возрасте
- Коммуникативные навыки
- Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
- Сознание как предмет психологии
- Психологические механизмы обучения и развития
- Брентано Франц, австрийский философ и психолог — Бертано и психология акта
- Теория и периодизация социального развития индивида Д. И. Фельдштейна
- Типы темперамента: флегматик
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Основные положения концепции развития морально-этических качеств личности Ж. Пиаже — Основные положения когнитивной теории Жана Пиаже