Оглавление:
Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг был немецким философом. Он был близок к йенским романтикам. Он был выдающимся представителем идеализма в новой философии.
Отталкиваясь от И. Г. Фихте, он разработал принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей.
Он родился в вюртембергском городке Леонберг. Его отец занимал высшие церковные должности. Шеллинг рано открыл в себе гениальность. В возрасте 15 лет он поступил в Тюбингенский университет с характеристикой «преждевременная одаренность». В университете интересы Шеллинга разделились между философией и теологией. В первых работах Шеллинга — «Философско-критическое объяснение библейского рассказа о грехопадении» и «О мифах, исторических сагах и философиях древности» — он выступал за философско-историческое толкование Библии в противовес грамматико-догматическому. По сути, Шеллинг здесь излагает историко-критический метод, который позже был детально разработан в Новой Тюбингенской школе. В предисловии к «Жизни Иисуса» Штраус называет Шеллинга своим предшественником. В университете Шеллинг был не чужд влиянию общественных настроений. Ветры Французской революции и энтузиазм зарождающегося романтизма нашли отклик у него и его друзей. Как толкователь «Марсельезы», Шеллинг подвергается суровому порицанию со стороны герцога Вюртембергского, который приезжает в Тюбинген, чтобы обуздать инакомыслящую молодежь. Вскоре Шеллинга интересует исключительно философия. Он знакомится с философией Канта, с первыми работами Фихте, а в 19 лет сам вступает на философское поприще, сначала как последователь и интерпретатор Фихте. По окончании курса Шеллинг в течение трех лет осуществляет деятельность репетитора в очень благоприятных условиях для собственной учебы. За это время ему удается познакомиться с математикой, физикой и медициной, и он создает несколько важных работ. В 1798 году Шеллинг познакомился с Гете и вызвал у него интерес к своей натурфилософии.
Литературная деятельность Шеллинга
Благодаря усилиям Фихте и поддержке Гете, Шеллинг в том же году получил должность профессора в Йене. Здесь 23-летний профессор с необычайной смелостью и энергией берется за выработку собственного мировоззрения, все больше отстраняясь от влияния своих непосредственных предшественников. В это же время Шеллинг вступает в тесный контакт с романтическим кругом — братьями Шлегелями, Гарденбергом и другими. Душой этого кружка была Каролина Шлегель, жена А. Душой этого кружка была Каролина Шлегель, жена А. В. Шлегеля, игравшая в литературных сферах Германии роль немки де Шталь. Ее влияние на представителей романтической и философской литературы было очень велико. Сам Шеллинг испытал это влияние наиболее сильно, обретя в лице Каролины Шлегель близкого друга, а затем и верную жену. Куно-Фишер по праву называет Каролину Шеллинг своей музой. Ее интерес к философским вопросам, и особенно ее безграничная вера в философский гений Шеллинга, стали причиной интеллектуального подъема, который ознаменовал самый плодотворный период его жизни и принес ему громкую славу и огромное значение среди современников.
После смерти Каролины (1809) литературная деятельность Шеллинга почти полностью прекратилась, и только его выступления с кафедры еще напоминали Германии о бывшем властителе духов. Каролина Шлегель сначала желала брака между Шеллингом и ее дочерью от первого брака, Августой Бёмер. После неожиданной смерти Августы Каролина перенесла свое материнское чувство на Шеллинга. Однако это чувство вскоре изменило свой характер. Разрыв со Шлегелем, который привел к официальному разводу, предоставил возможность закрепить романтическое чувство через супружеский союз.
Философия Шеллинга
Философия Шеллинга — это не единое и законченное целое, а несколько систем, которые он развивал одну за другой в течение своей жизни. Однако не следует думать, что эти системы вообще не были связаны между собой. Напротив, мировоззрение Шеллинга развивалось органично, как будто от главного стебля отпочковывалось новое потомство. Переходя от одной области исследования к другой, Шеллинг обычно стремился привести эти различные ветви в гармоничное единство, свободное от противоречий. Различные фундаментальные принципы, которые приобретали преобладающее значение в различные периоды его творчества, а также новые проблемы и области, разработке которых он посвятил себя, предполагали, однако, очень четкие границы между этими периодами.
Первый период в развитии философии Шеллинга состоит в исследовании эпистемологической проблемы, касающейся фундаментального принципа познания и возможности познания, с позиций модифицированного критицизма Фихте. Здесь Шеллинг в целом не отходит от пути, намеченного Фихте.
Главная задача второго периода — построить природу как саморазвивающийся духовный организм. Система тождества, характеризующая третий период, заключается в раскрытии идеи Абсолюта как тождества фундаментальных противоположностей реального и идеального, конечного и бесконечного. В четвертом периоде Шеллинг излагает свою философию религии, теорию отступничества мира от Бога и возвращения к Богу через христианство. За этим периодом, в качестве дополнения, следует «позитивная» философия, о которой известно только из лекций Шеллинга.
В ней философия религии излагается не как объект рационального познания, а как интуитивно открытая истина. С этой точки зрения позитивная философия является одновременно философией мифологии и откровения .
Обсуждение проблемы познания приводит Шеллинга к позиции сциентизма. Во-первых, Шеллинг утверждает, что фундаментальный принцип познания должен характеризоваться безусловностью и полным единством. Эту безусловность и единство можно искать в сферах объективного или субъективного. В первом случае мы приходим к догматическому решению, во втором — к критическому. Ошибка догматизма заключается в том, что объекты считаются необусловленными, тогда как в действительности каждый объект контролируется субъектом. В объектах или вещах мы не можем искать фундаментальный принцип познания. Но субъект опять же не является чем-то необусловленным, а обусловлен объектом. Поэтому, чтобы обосновать познание, необходимо подняться над условностью субъекта и объекта. Одним из таких начальников является необусловленный субъект или необусловленное «Я». Это понятие, согласно Шеллингу, следует мыслить совершенно аналогично субстанции Спинозы. Абсолютное «Я» — это нечто изначальное, абсолютно единая причина самой себя — и в то же время абсолютная, всепорождающая сила. Считая свою точку зрения полностью в духе критики, Шеллинг подвергает традиционное понимание Канта сильной критике
Философия тождества центр ировоззрения Шеллинга
В то же время это самая неясная и наименее понятная часть его философии. Попытка соединить и объединить в целое основные идеи величайших философов могла быть осуществлена только под прикрытием крайней абстракции и с помощью блуждающих понятий «субъект-объект», «идеально-реальное» и т.д.
У Шеллинга абсолютное тождество — это принцип, который примиряет два фундаментальных и одновременно противоположных взгляда: догматизм и критицизм. В первом случае природа признается независимой от познания, во втором — она полностью понимается как продукт познания, теряя тем самым свою объективную реальность. Оба взгляда проникают в самую суть истины.
Основой природы действительно является познание, но не относительное, человеческое познание, а абсолютное познание, или, точнее, самопознание. В нем полностью уничтожается различие между объективным и субъективным, идеальным и реальным, и поэтому такое познание является одновременно абсолютным тождеством. Шеллинг также называет его разумом и всеединым (All-Eine). В то же время это полностью завершенное, вечное и бесконечное целое. Весь мир конечных вещей берет свое начало в этом абсолютном тождестве, из чрева которого он развивается в непрерывном самосозидательном процессе.
Развитие мира происходит через степени дифференциации объективного и субъективного. Объективное и субъективное присущи всем конечным вещам как необходимые факторы. Они соотносятся друг с другом как взаимно отрицательные величины, и поэтому увеличение одной из них связано с уменьшением другой. Сущность каждой конечной вещи полностью определяется преобладанием того или иного фактора. Все конечные вещи образуют различные формы или виды обнаружения абсолютного тождества, которые содержат определенные степени субъективного и объективного. Эти виды Шеллинг называет потенциями.
Мир — это градация потенций. Каждая потенция представляет собой необходимый член в мире. Шеллинг выделяет два основных ряда потенций: один, с преобладанием субъективного, имеет идеальный характер; другой, с преобладанием объективного, имеет реальный характер. Оба ряда абсолютно равны по своей абсолютной величине, но противоположны по коэффициентам увеличения идеального и реального. Шеллинг схематизирует эти ряды как две противоположно направленные линии, исходящие из точки безразличия; на концах этих линий находятся полюса объективного и субъективного познания. В этой конструкции легко обнаружить предпочтительную магнитную схему Шеллинга. Каждая потенция — это раскрытие вечных идей Абсолюта.
Идеи, как вечные единства в недрах Абсолюта, Шеллинг сравнивает с монадами. Такое же сравнение концепции монад с платоновскими идеями когда-то сделал и сам Лейбниц. В терминах «идея-монада-потенция», объединенных высшим принципом абсолютного тождества, Шеллинг пытается связать философию Платона, Лейбница и Спинозы со своей натурфилософией. Вполне естественно, что философия тождества, являющаяся синтезом идей трех упомянутых философов, должна была одновременно быть возрождением мировоззрения Бруно, то есть историческим шагом от Платона к Спинозе и Лейбницу.
В его честь Шеллинг написал диалог «Бруно», который представляет собой модификацию системы тождества. В «Бруно» принцип тождества описывается под несколько иным углом. Совпадение идеального и реального в абсолюте приравнивается к единству понятия и созерцания. Это высшее единство есть Идея или мыслящая Anschauung; она объединяет общее и особенное, род и единичное. Тождество Anschauung и Begriff — это одновременно тождество красоты и истины, конечности и бесконечности. У Шеллинга бесконечное, или, что то же самое, абсолютное тождество, представляет собой идеальное целое, свободное от всякой дифференциации, но в то же время оно является источником всего дифференцированного. Это бездна бытия, в которой теряются все очертания и к которой применимо насмешливое замечание Гегеля о том, что все кошки серые.
Вопрос о происхождении зла к Богу
Следующим фундаментальным вопросом философии религии является вопрос о происхождении зла в связи с проблемой человеческой свободы.
Проблема отношения зла к Богу может иметь дуалистическое решение — в котором зло понимается как самостоятельное начало — и имманентное. В последнем случае инициатором зла является сам Бог. Шеллинг примиряет эти две точки зрения. Зло возможно только в предположении свободы; но свобода может быть только в Боге. С другой стороны, корень зла не может находиться в личности Бога. Шеллинг упраздняет эту антиномию, предполагая в Боге то, что не является самим Богом. Сущность Бога состоит в самопознании. Но концепция самопознания предполагает скрытое состояние, из которого Бог открывается как реальность. Таким образом, в случае с Богом необходимо провести различие между основой существования и самим существованием. Эта основа Бога — Его природа. В этом же понятии основы или природы кроется объяснение бытия конечных вещей. Вещи имеют свое основание в том, что не является самим Богом, а именно в основании его существования.
Природа в Боге, согласно Шеллингу, должна пониматься как темная бессознательная сила, стремящаяся к открытию и просветлению. Сущность этой природы — слепая воля. Его цель — разум. Из темных глубин своей природы Бог открывает себя как высший дух, как его рациональное отображение. Это отображение может быть уже закреплено на темной основе. В ней он существует и развивается в процессе божественного самопознания. В этом заключается истинное единство Бога. Как в человеческом творчестве хаотический беспорядок мыслей и образов освещается основной идеей и объединяется в художественное целое, так и очень темные и разрозненные силы Божьей природы объединяются светом развивающегося разума в единство Божественной личности. Различие между изначальной природой Бога и развивающейся личностью Бога является важным моментом в философии религии Шеллинга, который проясняет его отношение к натуралистическому пантеизму и его противоположности — теизму. Это отношение особенно четко сформулировано Шеллингом в его полемическом «Памятнике» философии Якоби. Против критики Якоби, обвинявшего его в пантеизме, Шеллинг выдвигает аргумент, что его пантеизм был необходимым фундаментом для развития на его основе теистического мировоззрения. Теология, предполагающая наличие личного Бога, дает концепцию, лишенную какого-либо основания или определенного содержания. В результате такое богословие может быть только богословием чувства или невежества. Напротив, философия тождества является единственно возможным источником философского знания о Боге, поскольку дает вполне доступное разуму представление о Боге как о личности, развивающейся из своей первоосновы. Теизм невозможен без концепции живого личного Бога, но концепция живого Бога невозможна без понимания того, что Бог эволюционирует, а эволюция предполагает наличие природы, из которой эволюционирует Бог. Поэтому теизм должен иметь свое обоснование в натурализме. Истинная философия религии — это объединение двух точек зрения. Самопознание Бога происходит поэтапно и заключается во внутренней «трансмутации» или просветлении темного принципа. Конечные вещи представляют собой различные виды и формы этой трансмутации. Во всех них есть известная степень просветления. Высшая степень этого просветления заключается в том, что дух или универсальная воля приводит все космические силы во внутреннее единство. Эта всеобщая воля противопоставляется частной или индивидуальной воле каждого творения, которая опирается на иное основание, нежели Бог. Преобладание первых над вторыми представляет собой зло. Человек представляет собой ту стадию, на которой впервые обнаруживается всеобщая воля. В нем также впервые появляется возможность той дихотомии индивидуальной и всеобщей воли, в которой раскрывается зло. Эта возможная дихотомия является следствием человеческой свободы. Зло в человеческой природе, таким образом, заключается в утверждении своей обособленности, в стремлении от изначального центра Абсолюта к периферии. Шеллинг выступает против мнения блаженного Августина и Лейбница о том, что зло — это чисто негативное понятие недостатка или отсутствия добра. В противовес этому мнению он рассматривает зло как позитивную силу, противостоящую силе добра.
Позитивная философия Шеллинга
Позитивная философия Шеллинга представляет собой завершение его предыдущей негативной философии. Точка зрения, разработанная Шеллингом, не имела конкретного литературного выражения и стала известна благодаря лекциям в Берлинском университете и посмертному изданию трудов Шеллинга, основанному на оставленных им бумагах. Негативную философию Шеллинг определяет как рационалистическое мировоззрение, представляющее мир в терминах разума.
Такой философией была его собственная система, а также идеализм Гегеля, который, по его словам, был лишь детальным развитием высказанных им идей. В отличие от этого, позитивная философия — это постижение мира не в его рациональной сущности, а в самом его реальном существовании.
Это постижение основывается уже не на рациональной деятельности, а на процессах интуитивного характера, которые и составляют содержание религии. Поэтому позитивная философия направляет свое внимание на те области человеческого сознания, в которых истина обретается иррационально, а именно на религиозное и художественное созерцание и откровение.
Согласно этим двум источникам позитивной истины, позитивная философия состоит из философии мифологии и философии откровения.
Его объектом является, с одной стороны, теогонический процесс, а с другой — история самораскрытия Бога в человеческом сознании. Здесь Шеллинг повторяет, в несколько измененной и более туманной форме, ранее изложенную теорию о трех основных моментах или потенциях в бытии Бога. Из всех конечных существ только человек находится в непосредственном взаимодействии с Богом. Это взаимодействие находит свое выражение в религии.
Шеллинг различает в религии предварительную стадию, мифологию язычества, и религию откровения, то есть христианство. Мифология — это религия природы, в которой религиозная истина раскрывается в естественном процессе развития.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Предпосылки возникновения античной философии
- Исаак Ньютон «Математические начала натуральной философии» (1687)
- Модели социального управления: либерализм, авторитаризм, тоталитаризм, этатизм
- Эстетика как философская наука
- Софисты и их основные идеи. Сократ
- Курт Фридрих Гёдель, австрийский логик, математик и философ математики
- Сознание и язык. Концепции естественного и сверхъестественного происхождения языка
- Бытие как философская категория: ее смысл и специфика
- Средневековая философия Китая
- Спор об универсалиях: номинализм — концептуализм — реализм — Развитие средневековой философии от патристики до схоластики