Оглавление:
Изменения в социальной структуре общества способствуют изменениям в формах межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное самосознание, меняются интересы, возникают взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей предполагают, что люди, принадлежащие к одной нации или этнической общности, помимо общих человеческих качеств, обладают характеристиками, типичными для всех представителей только одной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой. Тот факт, что существуют различия в психологии сообществ, широко признан: Различия могут быть ярко выраженными или иметь лишь очерченные контуры, но они существуют. Однако обособленность каждой общины предполагает существование контактов между ними, благодаря которым этнические группы получают определенную информацию друг о друге. На основе опыта контактов формируются этнические стереотипы, которые представляют собой осознание особенностей своей и другой группы с точки зрения каждой этнической группы.
После распада СССР на территории СНГ наблюдается крайняя сложность в выражении межэтнических отношений не только между суверенными государствами, но и между этническими общностями внутри государств. Нерешенные социально-экономические проблемы, нестабильная политическая ситуация являются благоприятной средой для возникновения конфликтов как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Этнические стереотипы — это обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные образы этнических групп, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, которые регулируют восприятие их представителей и планирование взаимодействия с ними.
Знание социально-психологических особенностей формирования и механизмов функционирования этнических стереотипов ценно для практического решения вопросов регулирования межэтнических отношений и прогнозирования их развития как в рамках многонационального государства, так и между представителями различных этнических общностей в малых группах.
Каждый народ пытается понять себя, свое место в истории и культуре не только на основе письменных источников и исторических фактов, но и обращается (иногда бессознательно) к «народной памяти», традициям и верованиям. В массовой культуре отношение к представителям других этнических групп во многом определяется концепцией этноцентризма, когда «свои» традиции, «своя» религия, «свои» обычаи и «свой» язык рассматриваются как единственно «правильные», «правильные» и «праведные». Этноцентризм — это не характеристика только одного народа, а общекультурное явление.
Фольклорно-мифологическая интерпретация образа «инородца» динамично развивается между двумя полюсами — неприятием (любой представитель чужого этноса воспринимается как опасный и почти потусторонний) и терпимостью (включение «инородца» в сферу традиционных ритуальных, магических и религиозных практик), сочетая, казалось бы, противоречивые и несовместимые характеристики. Но именно в этой полярности и заключается уникальность всего комплекса представлений о «других», отражающих этноконфессиональную полемику, социальные антагонизмы, культурные переплетения и «мифологию соседства».
При рассмотрении когнитивных и эмоциональных компонентов этнических стереотипов исследователи неизбежно сталкиваются с проблемой автостереотипов и оценочных градаций по отношению к «своему», «родному» и «чужому», с наличием в сознании носителей традиции оценок идентификации и самоидентификации.
Этнические (этнокультурные) стереотипы представляют обобщенный образ этнического или конфессионального соседа, упрощают и обобщают этот образ. В то же время для этой группы стереотипов характерно неточное субъективное обобщение — бессознательное приписывание какого-либо свойства всем объектам класса, объединенным определенным названием (этнонимом, конфессиональным названием).
Этнокультурные стереотипы демонстрируют широкое распространение и повторяемость, а также высокую степень сопротивления изменениям.
Интерпретации и источники национализма
Национализм является, с одной стороны, продуктом политизации этнического сознания, а с другой — фактором, определяющим характер этнополитической мобилизации и национального строительства.
Первоначально термин «национализм» обозначал приверженность людей ценностям своей нации (этноса), идеологию и групповое поведение, основанное на представлении о примате национальных интересов своего этноса. Термин «национализм» появился в период Великой французской революции для обозначения чувства приверженности своей нации в противовес прежней приверженности королю. Позже содержание этого понятия стало гораздо шире. Она связана с борьбой народов за независимость, национальное самоопределение (создание собственной государственности или хотя бы автономии), ложной идеей национальной исключительности, ее крайними проявлениями, такими как расизм и шовинизм и т.д.
В настоящее время не существует теории, которая могла бы объяснить возникновение всех форм национализма. В советской науке и общественно-политической практике термин «национализм» всегда имел негативный смысл. Она рассматривалась как идеология, психология, социальная практика и политика подчинения одних народов другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигание национальной ненависти. Тем не менее, отношение к национализму было двойственным. Национализм угнетенных народов поощрялся, поскольку он имел, по словам Ленина, «историческое оправдание». Проявления национализма в СССР преследовались, оправдывались вполне объективно как несовместимые с идеей и практикой формирования многонационального, но единого советского народа. Характерно, что согласно принципам национализма, политическая организация общества должна быть этнической и выражать интересы конкретной этнической группы. Национализм — это не только идеи и соответствующая политика, но и система ориентаций и чувств. Национализм использует предрассудки, настроения и чувства, которые глубоко укоренились в социальной психологии людей. Психология национализма выражается, прежде всего, в целом комплексе негативных эмоций по отношению к другим нациям и этническим группам, связана с некритическим отношением к собственной нации, чрезмерной идеализацией ее достижений и успехов.
В зарубежных концепциях национализм рассматривается как нейтральное явление. В них нет откровенно негативного отношения, хотя их суть и оценки различны. Можно выделить следующие подходы к сущности национализма:
- идеология, которая делает национальное самоуправление критерием политической легитимности;
- организационный принцип, согласно которому национальные и политические границы должны совпадать;
- политическое движение, которое стремится к совпадению национальных и государственных границ, т.е. к образованию суверенного государства;
- форма современного коллективного сознания, пришедшая на смену другим формам — религиозным, этническим и т.д. — заменил
Широкую концепцию национализма дает Э. Кисс: Национализм — это форма политического сознания, основанная на самоидентификации с нацией и лояльности к ней.
При всем многообразии подходов к трактовке национализма, его можно определить следующим образом: Национализм — это коллективистская идея, основанная на признании примата общих интересов нации над правами человека и другими ценностями, целями и интересами общественного бытия. Это своего рода политическая программа для мобилизации членов общества на достижение определенной цели.
Источником национализма в государствах имперского типа является протест против национального неравенства, стремление народов к большей независимости. Именно такие тенденции, как мы уже видели, имели место в Австро-Венгрии, в Османской империи, среди недоминирующих народов России. В качестве источника исследователи приводят, в частности, закон растущих социальных ожиданий. Когда народы втягиваются в процесс модернизации и достигают на этом пути определенных результатов (повышается уровень образования, формируется интеллигенция, улучшаются материальные условия жизни), расширяется и сфера их потребностей, а это может привести только к стремлению к большей независимости. Именно с такой ситуацией столкнулись СССР и Россия в своих республиках в конце 1980-х годов.
Формы и типы национализма
В зависимости от того или иного понимания нации выделяют две формы национализма: гражданский (государственный) и культурный (этнический). Гражданский национализм основан на признании нации как политического и территориального сообщества. Иногда его отождествляют с патриотизмом, но в своих крайних формах он может приобретать черты агрессивности, изоляционизма и шовинизма. Гражданский национализм считается нормой современной жизни. Это также является предпосылкой международной юриспруденции, которая признает субъектом самоопределения не этническую принадлежность, а «демос», то есть власть осуществляется в интересах всех народов, входящих в одно государственное образование.
Этнический национализм (этнонационализм) основывается на нации как этнической общности, рассматривает ее как этнокультурную категорию, основанную на единстве происхождения, общей истории и культуры, и может быть политическим или культурным. В первом случае она стремится реализовать принцип государственности только в своих интересах, стремится достичь или сохранить государственность, включая институты, ресурсы, культурную систему. Политический этнический национализм — это движение, направленное на борьбу за разрушение этнических и политических границ сообществ, а этническое сообщество является политически независимым. Культурный этнонационализм направлен на сохранение целостности народа, развитие его языка, культуры и исторического наследия и играет в этом смысле положительную роль. Идея национализации этничности наиболее активно отстаивается представителями этнических элит, находящихся у власти или стремящихся к власти, поскольку государство, построенное по этническому принципу, менее конкурентно и имеет больше шансов удержать или получить власть. Эта идея становится мощной мобилизующей силой, главным боевым инструментом конкурирующих политических коалиций. Главный лозунг такой мобилизации — национальное возрождение. Подавляющее большинство людей не понимают, что он означает на самом деле, но он звучит красиво, вызывает необъяснимую надежду на хорошие перемены в их жизни, и этого достаточно, чтобы купить символ вместе с его продавцом. Стремление к национализации этноса может возникнуть по ряду причин. Попав под гипноз высокопарных слов, трудно от него избавиться. Этничность, ослепленная «высшими интересами нации» в отсутствие прочных межэтнических коалиций и общих гражданских ценностей, превращает этничность в средство власти, а сама власть принимает форму этнократии — безраздельного правления одной нации или этнической группы в органах власти и управления.
Таким образом, этнонационализм, становясь политической программой, служит для этнической элиты средством доступа к власти и ресурсам и порождает попытки навязать принцип этнической государственности через угнетение этнических меньшинств, даже если это «меньшинство» численно ни в чем не уступает титульной нации.
Помимо классификации национализма на гражданский и этнический, существуют и другие классификации. В отношении государства национализм может быть сепаратистским, то есть стремиться отделиться от существующего государства; реформистским, то есть стремиться придать существующему государству более национальный характер; и ирредентистским, то есть стремиться к объединению нескольких государств или присоединению части одного государства к другому.
Классический национализм с ярко выраженным стремлением к полной независимости. В СССР этот тип реализовался в союзных республиках не в результате борьбы за политическую независимость, а в результате дезинтеграции.
Национализм — это паритет. Для него характерен ограниченный суверенитет, поскольку часть прав и полномочий передается по договору федеральному центру. Этот тип национализма, также называемый либеральным национализмом, наиболее ярко проявляется в Татарстане, Башкортостане и Туве. Этот тип национализма выступает за плюрализм культур и сохранение индивидуальных гражданских прав при отсутствии враждебного восприятия других наций.
Понятие и проблема этнических стереотипов
Понятие стереотипа имеет множество толкований. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Стереотип (греч. στερεός + τύπος — «фиксированный» + «отпечаток»). Первоначально «стереотип» — это метафора мышления, пришедшая из типографики, где стереотип — это монолитная печатная форма, копия наборного листа или стереотипа, используемая для ротационной печати изданий с несколькими тиражами. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения термина «стереотип», в зависимости от методологической ориентации научной школы.
Понятие «стереотип» в общественно-политическом западном дискурсе было введено Уолтером Липпманном, которое он использовал при описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 году.
Согласно Липпману, можно вывести следующее определение: Стереотип — это принятый в исторически сложившемся сообществе шаблон восприятия, фильтрации и интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на прошлом социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Стереотипы позволяют человеку постичь мир в целом, за пределами своего узкого социального, географического и политического окружения. Липпман пишет, что стереотипы так настойчиво передаются из поколения в поколение, что часто воспринимаются как должное, как реальность, как биологический факт.
В.И. Добреньков и А.И. Кравченко описывают стереотип как твердо установленный, постоянный образец, стандарт. Это схематичный, стандартизированный образ или восприятие социального явления или объекта, обычно эмоционально окрашенный и очень устойчивый. Они выражают привычное отношение к человеку как к явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предыдущего опыта.
Проанализировав различные определения, можно сделать вывод, что стереотип — это фиксированное отношение к событиям, выработанное на основе сравнения с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет мировоззрение.
Этнические стереотипы являются одним из видов социальных стереотипов. Это устойчивый, эмоционально насыщенный, достаточно упрощенный и схематизированный обобщенный образ этнической группы, обобщенные устойчивые представления о нации. Этнические стереотипы, как правило, содержат ценностные суждения, относительно устойчивые представления о моральных, психических и физических характеристиках, свойственных представителям различных этнических сообществ. Содержание этнических стереотипов может также включать предписания относительно поведения представителей определенных национальностей.
Этнические стереотипы отражают реальные характеристики стереотипной группы. В целом, они легко применимы ко всем его представителям. Они фиксируют наиболее характерные черты этнической группы, которые формируются в результате межэтнической и межкультурной коммуникации, поскольку только в контакте с другими этническими группами осознается, формируется и закрепляется нечто специфическое для данного народа и культуры.
В содержании этнических стереотипов следует различать относительно устойчивое ядро — набор представлений о внешности представителей конкретного народа, его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыков — и набор изменчивых суждений о коммуникативных и моральных качествах конкретного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Содержательное соответствие этнических стереотипов реальности весьма проблематично. Скорее, следует предположить, что этнические стереотипы отражают прошлый и настоящий, положительный или отрицательный опыт межэтнических отношений, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и т.д.), в которых эти народы наиболее активно контактировали.
Этнический стереотип отражает как эмоциональное и оценочное отношение к представителям этнической группы, так и знания об этой группе. Содержание этнического стереотипа аккумулирует предвзятые представления об этнической группе, особенностях внешнего вида ее представителей, чертах их характера, поведении, сильных и слабых сторонах, возможностях и особенностях взаимодействия с ними и т.д.
Этническая деструктивность
Этническая исключительность или ее разновидность — «этнический фаворитизм» (требование приоритетов для одной этнической группы в ущерб другим) является той силой, которая способствует появлению на арене политической жизни такого явления, как этническая деструктивность.
Деструктивность, отмечают исследователи, не присуща этносу изначально. Она возникает из-за противоречий между этническими и политическими структурами территориальных сообществ. Они становятся особенно интенсивными или наиболее очевидными с появлением и развитием евроатлантической либерально-демократической модели общественного устройства. Эта модель предполагает гомогенизацию общества в процессе государственного строительства и включение всех этнических компонентов в единое гражданское сообщество. Этот принцип построения нации влечет за собой растущий конфликт идентичности, когда люди вынуждены выбирать между принадлежностью к своему этносу и принадлежностью к нации, между этнической лояльностью и государственным патриотизмом. При этом существует масса переходных и пограничных государств и групп, сознание и политические ориентации которых неустойчивы и подвижны.
Такая ситуация создает благоприятную почву для мобилизации этничности и ее использования в политических интересах определенных лидеров или политических организаций. Таким образом, этничность приобретает политическую функцию, что делает мобилизованную этничность политическим, а точнее, этнополитическим явлением.
Среди политически мобилизованных этносов можно выделить радикальный национализм, а точнее, агрессивный этнический национализм, этнический сепаратизм и этнический ирредентизм.
Агрессивный (радикальный) этнический национализм — это идеологическое течение, проводимое боевиками для создания собственного «национального государства», границы которого должны совпадать с границами этнической общности. Эта борьба обычно ведется насильственными средствами: террором и вооруженной борьбой. Примерами таких движений являются баскская ЭТА, корсиканские националисты, ИРА в Северной Ирландии, Тигры освобождения Тамил Илама в Шри-Ланке, турецкое движение на Кипре и т.д.
Другой формой радикального национализма является этнический сепаратизм. Его приверженцы либо добиваются широкой политической автономии для отдельных этнических общин, либо прямо выступают за отделение этнических анклавов от основной государственной территории, населенной другой или другими этническими группами, и создание независимого государства.
Этносепаратизм может также проявляться в форме этнического унионизма. Суть этого движения заключается в стремлении объединить разрозненные этнические анклавы в одно государство. Наиболее ярким современным примером такого движения является курдское движение в Турции, северном Ираке и западном Иране за объединение в единое государство Курдистан. Эта борьба ведется уже много лет, часто в форме партизанской войны и национально-освободительных движений, но она не пользуется широкой поддержкой в международном сообществе.
Ирредентизм можно считать отдельной формой этнического унионизма. Она проявляется, когда одна часть этноса уже имеет собственное государственное образование, в то время как другие части этноса находятся вне границ конкретного государства или политической автономии. Например, многочисленное венгерское население румынской Трансильвании в течение десятилетий рассматривалось властями этой страны как потенциальный источник ирредентизма. Это стало идеологической основой для попыток насильственной ассимиляции венгров румынами и для многочисленных ограничений культурных и политических прав венгерского меньшинства, насчитывавшего от 2 до 3 миллионов человек. В Словакии ситуация с правами венгерского меньшинства была отчасти схожей.
Принимающее государство также опасается ирредентизма, поскольку дисбаланс может возникнуть даже внутри самоопределившегося народа.
В Европе одним из наиболее вероятных сценариев, связанных с ирредентизмом, является воссоединение албанцев Косова и Албании в рамках единого государства, особенно учитывая, что Косово, где этнополитический конфликт был разрешен благодаря международному вмешательству, вскоре станет этнически однородной албанской территорией, поскольку остальная часть сербского населения будет вытеснена за границы Косова. Албанцы делятся на две субэтнические группы: геги и точи. В настоящее время в Албании преобладают тоскинцы, а в Косово — геги.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Формирование здорового образа жизни: взгляд с позиции социальной психологии
- Восприятие
- Педагогические образовательные технологии
- Физиологические основы и психологические теории эмоций
- Психологические особенности копинг-стратегий у современных подростков
- Взаимосвязь психологического климата коллектива и имиджа организации
- Преподавание в начальных классах
- Психологические кризисы
- Психоаналитическая теория З. Фрейда
- Психология в образовательном процессе