Оглавление:
Университеты, возникшие на рубеже XII и XIII веков, были логическим продолжением уже существовавших муниципальных и монастырских школ и представляли собой новую организационную форму феномена высшего образования. Название universitas обозначало политическую корпорацию преподавателей и студентов (магистров и школьных учителей), которая, получив различные привилегии, приобрела статус государственной корпорации. Средневековые корпорации создавались с целью взаимопомощи, урегулирования внутренних конфликтов, противостояния натиску извне, защиты своих прав в любой «агрессивной среде».
Рассмотрим основные тенденции интеллектуальной жизни в XII-XIII веках. В этом нам помогут сборники «Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль «1 и «Гуманистическая мысль, школа и педагогика в средние века и раннее новое время «2. Шестнадцатый век ознаменовался подъемом католической церкви и папства. Это диктовало необходимость уделять большое внимание вопросам воспитания паствы и обучения духовенства. С другой стороны, развитие образования было вызвано практическими потребностями. В это время произошел экономический подъем, усложнение товарно-денежных отношений и, как следствие, рост средневековых городов. Городское население ощущало практическую потребность в образовании, основанном на их нуждах3.
Отличительной чертой раннего городского рационализма, еще не сбросившего оковы религиозной мысли, было стремление опереться не столько на опыт познания, сколько на новые авторитеты. Двенадцатый и тринадцатый века — это время многочисленных переходов с арабского языка и, в результате Четвертого крестового похода, с греческого на латынь.1 Европа, наконец, получает доступ к трудам Аристотеля в полном объеме, хотя и в арабской версии. Также переведены очень ценные работы по зоологии, ботанике, астрономии и естественной истории в целом.
Увеличивается социальный состав студентов. Помимо увеличения числа горожан, заинтересованных в получении специальных знаний, все больше представителей старых сословий стали посещать учебные заведения. Образование стало более светским. В изучаемый период школьные центры переместились из стен монастырей в соборы, а дальнейшее развитие университетов привело к еще большей изоляции образовательной сферы. Главной особенностью этого процесса был переход образования из рук монахов в руки белого духовенства, ученого духовенства — горожан2.
В университетах существовала четкая специализация в области образования. Вот свидетельство Трувера Гелинанда (XIII век): «В Париже студенты ищут искусства, в Орлеане — античных авторов, в Болонье — юридические книги (право), в Салерно — лавки аптекарей (медицина), в Толедо — демонов (кузнечное дело), и нигде — хорошие манеры «3.
Эта эпоха подарила миру множество выдающихся ученых, философов и поэтов. Вот лишь некоторые из них: Фома Аквинский, Хью из Сен-Виктор, Иоанн Солсберийский, Раймонд Луллий, Роджер Бэкон, Пьер Абеляр и многие другие. Период XII-XIII века был временем развития интеллектуальной жизни, накопления новых знаний и возрождения старых. Существует мощный импульс развития системы образования — развиваются школы, формируются университеты.
Особенности университетского образования
В 1881 году в Российской империи было 8 университетов: Санкт-Петербургский, Московский, Харьковский, Казанский, Святого Владимира в Киеве, Новороссийский (в Одессе), Варшавский, Юрьевский (город Юрьев).
Число окончивших университеты и получивших ученые и медицинские степени неуклонно росло: с 1954 в 1881 г. до 3892 в 1894 г. Большая часть студентов изучала право, затем шли медицинский, физико-математический, исторический и филологический факультеты. В жизни российских университетов за 1881 — 1894 годы наиболее важными событиями были: Введение в 1884 году нового общего устава вместо прежних в Санкт-Петербургском, Московском, Харьковском, Казанском, Святого Владимира в Киеве, Новороссийском и Одесском университетах и открытие нового университета в Томске в 1888 году.
Введение нового устава стало важнейшим событием в жизни и деятельности университетов, поскольку полностью изменило условия их существования. Согласно статье 73 нового Устава, студент имеет право самостоятельно выбрать преподавателя, если предмет преподают несколько преподавателей. Помимо платы за обучение, согласно статье 129 Устава, была установлена специальная плата (так называемый гонорар) за лекции и участие в практических занятиях в пользу преподавателя, лекции которого посещает студент. Был введен прототип стандартов, утвержденный министром национального образования. Таким образом, каждый студент, поступающий на тот или иной факультет университета, должен был заранее знать, какие знания и навыки ему необходимы для получения университетского диплома. Разделение студентов на курсы и переводные экзамены с одного курса на другой были отменены, но было оговорено, что к выпускным экзаменам будут допущены только те студенты, которые окончили установленное для выпуска количество семестровых курсов (10 в медицинской школе и 8 на других факультетах). Цель заключалась в том, чтобы студенты обучались выбранным ими наукам под строгим наблюдением своих профессоров; результатом каждого семестра должна была стать сдача курса преподавателями. Студент, не сдавший 3 семестра подряд или 5 семестров в общей сложности, обязан покинуть университет. Занятия стипендиатов по статье 128 подлежат особому контролю, а сами стипендии присуждаются по статье 82 на основе специальных конкурсных испытаний. Председатели испытательных комиссий назначаются федеральным министром либо из числа посторонних лиц, либо из числа профессоров других университетов, а члены комиссии — из числа профессоров того же университета. Проступки студентов рассматриваются специальным университетским судом, состоящим из трех судей, избираемых ежегодно из числа профессоров университета. Устав 1884 года уделяет особое внимание научно-практическим занятиям студентов, придавая им равное (если не большее) значение по сравнению с лекциями. Согласно статье 25, обучение в университете разделено на академические семестры, которые установлены с 20 августа по 20 декабря и с 15 января по 30 мая.
Устав 1884 года устанавливает различные виды стипендий и пособий, которые выдаются до начала обучения при условии безупречного поведения и успехов в учебе.
Студенчество как социально-демографическая группа в России в 19 веке
В 2015 году наша страна будет отмечать 260-летие со дня основания Московского университета. Общепризнано и не нуждается в дополнительной аргументации, что Московский университет исторически является научным, культурно-образовательным и общественно-политическим центром не только самой Москвы, но и всей России. «Все российское общество… Все русское общество прислушивалось к тому, что делал и говорил Московский университет, старейший по своему существованию, по опыту и зрелости» (Воззвание Киевского союзного совета объединенных землячеств и организаций. Март 1899 г. / ЦГИАМ. Ф.418. Оп.514. Д.89. Л.17). Между тем, лицо университета формировалось не только профессорами, но и студентами. Следовательно, они во многом определяли облик российского общества в целом. В любом случае, само общество с готовностью признало этот феномен. Так, в «исторической записке» московских профессоров читаем: «Студент в России не ученик, а учитель общества» Выдрин Р. «Основные моменты студенческого движения в России». М., 1908. С.14)… Таким образом, проблема формирования духовно-психологической атмосферы дореволюционной эпохи во многом является проблемой формирования духовно-психологического облика российского студенчества.
Новой социальной группой в России начала двадцатого века стало студенчество. Надо отдать должное царскому правительству, которое поддерживало стремление молодых людей из бедных классов учиться в университетах. Из 4017 студентов столичных вузов 1957 были детьми бедных родителей, а 847 из них получали стипендии.
В них, по сути, в новой для российского высшего образования традиции, возникла и укрепилась особая интеллектуальная среда, которую никакой диктат не мог контролировать или подавить. Природа философской и социальной мысли, логика ее развития неизбежно приводили к проблемам и решениям, содержание которых оставалось безразличным к оболочке их словесного покрытия. Идеология — это идеология, а философия искала и находила свой внутренний смысл. Однако со всеми социокультурными инновациями связан своеобразный закон несоответствия между идеей и результатом. Будучи созданными и созданными для определенной цели, они очень скоро начинают жить по своим собственным законам и вступают в сложные столкновения с силой, которая их создала. Вот что произошло с российскими университетами. Вскоре после основания Московского университета его профессора стали доставлять беспокойство императорской власти неправильным направлением своих мыслей и стремлением выносить суждения о вещах, которые, по мнению последнего, не должны входить в число разрешенных научных предметов. В восемнадцатом веке, при всем внутреннем благодушии, с которым мы знакомы, университеты стали постоянным источником растущего правительственного беспокойства, сеятелями смуты и инакомыслия. Мог ли Петр I предвидеть, что, издав указ об учреждении академического университета, он создаст учреждение, которое будет укрывать инакомыслие правительства, а студенты и профессора станут рупорами общественного протеста в дополнение к своим социальным и культурным функциям?
Аналогичным образом, и, возможно, более сложным и непонятным для тех, кто не знаком с тонкостями идеологических процессов, был и философский факультет. В николаевскую эпоху, устав бороться с вредными отклонениями (от официально установленных и с виду одобренных государством принципов), встречающимися в лекциях и книгах профессоров философских факультетов, правительство решило закрыть их, поручив обязательные философские курсы в университетах только лицам интеллигентного звания. Учитывая, что философия в то время не процветала в интеллектуальных академиях России, да и сами академии были далеко не маяками знаний, нетрудно представить себе дурные последствия такого решения.
В рассматриваемый период в России возникла факультетская система обучения, при которой студенты делились на несколько постепенно специализирующихся потоков. Не менее важным является переход, который произошел одновременно с ежегодным отъездом студентов из университета.
Студенчество в общественной и политической жизни России конца XIX — начало XX вв
Первый конфликт возник из-за жестокого обращения полиции со студентами Университета Санкт-Петербурга. Студенты требовали неприкосновенности личности, публикации всех мер, касающихся их, отмены старого закона о созыве отчисленных студентов. Ректор университета ответил им, что «райские птицы, при всем том, что они требуют, не живут в нашем климате» Соломонов В.А. Об участии московских студентов в первой всероссийской студенческой забастовке 1899 года // Вестник МГУ. Серия 8: История. 1994. № 2.. Студенты провели демонстрацию перед Казанским собором. Их поддержали своей забастовкой 25000 рабочих. Университет был закрыт, все студенты были исключены. После открытия университета 2181 из 2425 студентов были приняты повторно.
Николай II осудил студентов и велел им учиться, а не устраивать демонстрации. Брожение не утихало, и 14 января 1901 года бывший студент П.В. Карпович совершил убийство министра просвещения Н.П. Боголепова. Это бессмысленное преступление было с энтузиазмом воспринято студентами и спровоцировало серию террористических атак революционных сил и реакцию правительства на них. После этих событий значительная часть студенчества перешла в оппозицию к царскому режиму. В 1902 году состоялся подпольный студенческий съезд, на котором проходили острые дискуссии между эсерами и либералами Энгель Г., Горохов В. Из истории студенческого движения. 1899-1906. М., 1908.. Небольшая часть студентов-экстремистов ушла в террор, в боевую организацию социалистов-революционеров. За 5 лет в университетских городах зоны еврейского расселения — Киеве, Одессе, Нежине — еврейские студенты стали главной взрывной силой. Они принимали активное участие в революционных волнениях в этих городах, особенно после манифеста 17 октября 1905 года, и были, как утверждали правые, их «опорой». Большие идеи, включая социалистические идеи, распространялись транснационально, как и религиозные, пацифистские, феминистские и другие движения.
В начале 20 века студенчество стало основным классом, недовольным положением в стране. Конечно, в основном притеснения испытывали окраины общества, но студенты были аккумулятором социальных волнений, именно среди интеллектуальной его части пошли марксистские настроения, мысли о грядущей революции, тотальном изменении общества. Думаю, все согласятся, что вряд ли рабочие были знакомы с философскими и политическими взглядами отечественных и западных мыслителей. Только среди студентов и интеллектуалов они пользовались огромной популярностью. Не было интеллектуального интереса к «Нелегальной России» и подпольной литературе, как будто в читальном зале против нее не были заточены революционные топоры. Она веселилась не только вслух, но и с причудой, которая никогда бы не пришла в голову студентам-корпоративистам. Идея вынести мертвого, пьяного, полуголого товарища на улицу в два часа ночи и пройти в похоронной процессии до вокзала с ведром холодной воды, чтобы оживить захмелевшего человека, была чудовищным перебором традиционных студенческих шуток в Германии. Привыкшие к кошачьим крикам под окнами спящих горожан, к тушению фонарей или лазанию по памятникам, веселые гейдельбергские завсегдатаи сначала подумали, что это не шутка, а настоящее убийство.
Образование в России в конце XIX- начале XX века
Большой вклад в развитие отечественной педагогики внес П.Ф. Лесгафт (1837-1909) — известный ученый и врач, основатель лечебной гимнастики, создатель оригинальной системы физического воспитания и организатор первого в России института физического воспитания. Все педагогические явления и теоретические определения он рассматривал с антропологической точки зрения. Центральное место в педагогической концепции Лесгафта занимали проблемы физического воспитания и формирования детей. П. Ф. Лесгафт предложил оригинальную идею физического воспитания как системы последовательных гимнастических упражнений, связанных с духовно-нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. Он построил систему физического воспитания на анатомо-физиологических, гигиенических и психологических основах, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Все физические упражнения Лесгафт классифицировал с учетом педагогических задач: простые, сложные, с нарастающим напряжением, систематические, эпизодические, ручной труд, позволяющий изучать пространственные отношения и распределение во времени. Для каждого возраста он предложил отдельную систему упражнений: выделил детский сад, дошкольный, преддошкольный возраст, школьный возраст (младший, средний, старший), физическое воспитание взрослых, особенно при подготовке к армии, систему физических упражнений для лечебной гимнастики.
Переплетение умственного и физического воспитания лежало в основе оригинального метода Лесгафта, который основывался не на традиционной демонстрации детям упражнений, а на их словесном описании учителем. По его словам, она способствует развитию у детей памяти, воображения, мышления.
Значение педагогического наследия Лесгафта в истории отечественной педагогики заключается в том, что он научно обосновал содержание и методы физического воспитания не только детей, но и взрослых.
В конце XIX — начале XX века в России развивалась религиозно-философская мысль, которая в духе христианской православной антропологии уделяла особое внимание проблемам воспитания человека.
К этому периоду относится начало деятельности таких мыслителей, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, Г.В. Флоровский, П.А. Флоренский и др. За исключением Павла Флоренского, который был репрессирован и умер в Советской России, они продолжали свои философские и педагогические поиски в эмиграции в 20-50-е годы.
Все они были едины в том, что искали ответы на многие насущные вопросы образования не столько в научном подходе, сколько в христианской антропологии. Все они проявляли особый интерес к философским основам педагогики, к проблеме «образа жизни» верующего человека — христианина.
Говоря о конце XIX и начале XX века, можно в целом отметить, что это был очень сложный и противоречивый период в развитии русской схоластической и педагогической мысли. Она характеризовалась использованием мощного общественного движения для реформирования школы и системы образования, которые уже не могли удовлетворить социальные и экономические потребности развивающегося общества.
Особенностью и своеобразием развития педагогической мысли в России в этот период был факт бурного развития наук о человеке, в которых ученые, педагоги ориентировались не только на изучение личности ребенка как сложной развивающейся системы, но и на учет интересов, потребностей и склонностей самих детей, их природных способностей и талантов. Такой подход привел к большему пониманию педагогами необходимости новых методов в педагогике, которые позволяют не только выявить индивидуальные особенности ребенка, но и активно способствовать его развитию. Поиск новых путей воспитания и обучения ребенка привел к развитию плюрализма подходов к проблеме и, соответственно, формированию ряда более или менее зрелых педагогических концепций, сохранивших свое влияние на дальнейшее развитие педагогической науки.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Конфликты в педагогическом общении
- Проблемный урок математики в начальной школе
- Система педагогических взглядов г. Спенсера
- Поликультурное воспитание младших школьников
- Комплексный педагогический эксперимент
- Концепции воспитания
- Технология обучения как основная категория педагогики
- Коррекционно-воспитательная работа
- Повышение квалификации воспитателя детей дошкольного возраста. Структура системы повышения квалификации
- Методы воспитательной работы