Оглавление:
Одним из великих философских деятелей, повлиявших на эстетическую ориентацию своих современников, был Артур Шопенгауэр (1788-1860). Хотя он начал излагать свои теории еще при жизни Гегеля, они медленно становились популярными — это было влияние огромного воздействия немецкой классической философии на его современников. От Шопенгауэра пошла своеобразная линия эстетических и философских размышлений. Размышляя над проблемой природы бытия и человека, Шопенгауэр «воскрешает» неоплатоническую и кантовскую традиции, различает истинный мир (невидимый мир сущностей) и видимый мир (бытие для субъекта). Природа человека зависит от его собственной воли, и это служит препятствием для проникновения в более глубокие тайны бытия. Первый вывод Шопенгауэра заключается в том, что мы должны освободиться от воли как темной, всемогущей и бессмысленной силы. Основные идеи философа изложены в его работе «Мир как воля и воображение».
Освобождение от воли не только открывает человеку путь к познанию сущности, но и освобождает его от страданий. Понятие страдания является важнейшим компонентом метафизики Шопенгауэра. Освобождение от страданий возможно через познание, через возвышение над волей, через погружение в себя, через созерцание идей — этих надвременных и подлинных сущностей. Искусство, которое по своей природе многомерно, также может помочь нам достичь этого состояния. С одной стороны, она делает скрытые идеи доступными для человеческого познания и раскрывает сущность всего сущего; с другой стороны, она ведет к освобождению от страданий, поскольку «поднимает» человека над его волей и помогает ему преодолеть свою субъективную волю. Шопенгауэр считал создание произведений, выражающих откровения Dasein, высоким призванием художника, поэта и особенно музыканта. Он высоко ценил музыку как творчество, освобождающее человека от земных страданий.
Шопенгауэр считал созерцание наиболее адекватным способом познания действительности. Философ занимает важное место в созерцании. Он считает, что каждое произведение искусства призвано показать жизнь и вещи такими, какие они есть на самом деле, и «рассеять» туман объективных и субъективных случайностей, которые их нарушают. Затем художник «освобождает познание от рабского служения воле», уводя зрителя от сосредоточенности на своих желаниях к погружению в состояние покоя как высшего блага.
Каждый, кто воспринимает поэзию и музыку, должен открыть для себя мудрость, присущую искусству, и каждый будет черпать из искусства столько, насколько богат потенциал его собственной природы. В разработке концепции созерцания и форм созерцательного отношения к искусству Шопенгауэр демонстрирует близость к Востоку. Хотя он не использует специфические термины буддизма, его утверждение мотивов отрешенности от субъективной воли, стремления к погружению, созерцанию и медитации явно вводит его в традицию восточных философских систем. Состояние чистого созерцания, освобождение от волевых мотивов наступает быстрее и легче, когда сами произведения искусства вызывают отклик. Эту отзывчивость художественного творчества Шопенгауэр называет «красотой в объективном смысле», а то, что она вызывает или побуждает в нас, — «чувством прекрасного». Таким образом, шопенгауэрианская эстетика предполагает сущностное отношение объективно прекрасного к субъекту, к самому человеку. Погружаясь в просторы художественного восприятия, высвобождая воображение, человек проникает в метафизическую сущность мира.
Эстетика Шопенгауэра, как и его философия, неоднозначна. Несмотря на свою высшую истину, царство красоты не является чем-то реальным. Философ признает бессмысленность положения красоты, ее безнадежность и «бездомность» в мире, подчиненном всемогуществу ненасытной и утилитарной воли. Благодаря красоте реальный опыт уродливого мира как бы нейтрализуется и отодвигается на задний план. Шопенгауэр не может избавиться от ощущения, что невозможно жить вне этого мимолетного, хрупкого и возвышенного мира.
Проблема человеческой свободы
Начало изучения философии Шопенгауэра. В философии Шопенгауэра необходимо проанализировать содержание главного принципа его учения — «воли к жизни». «Воля» Шопенгауэра абсолютно иррациональна, нелогична, лишена рациональности. Критикуя кантовскую философию, мыслитель говорит, что она имела дело исключительно с «миром представлений», и поэтому дуализм в философии того времени неопределенен: либо мир объясняется из объекта (материализм), либо из субъекта (идеализм), но это заблуждение. «Мир представлений характеризуется законом формальной логики достаточного основания, и, как следствие, он полностью лишен разума. Беспредметная воля, существующая сама по себе, не имеет основы, она абсолютно свободна — это безграничная, бесконечная, бесцельная воля.
Мир как «воля» объективирует себя в мире восприятий, явлений. Например, человек — это, с одной стороны, явление, а с другой — воля. Согласно Шопенгауэру, индивидуальная воля свободна, но эта свобода иллюзорна, ибо человек как индивид — это не воля во всей ее полноте, а лишь проявление абсолютной воли как таковой; он уже определен, он подчинен закону достаточного основания. Таким образом, Шопенгауэр решает проблему человеческой свободы: «Возникает поразительный факт, что каждый апостериори считает себя совершенно свободным, даже в своих индивидуальных действиях, и думает так, как если бы он мог в любой момент выбрать другой образ жизни, то есть стать другим. Но aposteriori, на опыте, он убеждается, к своему изумлению, что он не свободен, а подчинен необходимости, что, несмотря на весь свой выбор и размышления, он не меняет своей деятельности, и с начала и до конца жизни он должен проявлять тот же характер, который он сам не одобряет, как если бы он должен был до конца играть однажды взятую на себя роль».
Эта бездонная, беспочвенная, ничем не обусловленная воля полностью подчиняет человека себе. Для освобождения от этой воли философ предлагает человеку путь аскетизма, самоотречения, превращения в небытие, быстрой смерти, перехода в нирвану — Шопенгауэр, таким образом, занимает пессимистическую позицию в этих вопросах. История общества, по мнению мыслителя, совершает свой шаг на месте, но в «разных формах», ей не свойственны изменения, обновление, движение вперед, прогресс, а в истории всегда происходит одно и то же. У Шопенгауэра вся сфера социального попадает в мир представлений, «нереального бытия», поэтому все определения человеческой деятельности касаются лишь поверхности видимости, а не ее сути. Воля мира как таковая не знает истории. Таким образом, для философа ближе образ кругового движения истории, бесконечного повторения, возвращения к старому. По сути, это иррационалистическое понимание исторического процесса и человека в этом процессе.
Не разум, а воля к жизни «управляет» миром.
Одно из направлений западноевропейской философии второй половины XIX века и начала XX века вошло в историю под названием «философия жизни». Представителями этого направления являются такие философы, как Т. Лессинг, В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Зиммель и др. Родоначальником философии жизни был А. Шопенгауэр. Одним из самых ярких его представителей был Ф. Ницше. В середине XX века жизненно-философские традиции были представлены в модернизированном и усовершенствованном виде X. Ортега-и-Гассет и А. Бергсон. Идеи философии жизни нашли свое выражение во многих других течениях философской мысли 20 века.
В основе различных концепций философии жизни лежит своеобразно трактуемое понятие «жизнь». Жизнь — это то, что в принципе не может быть определено научно и рационально. Жизнь — это непредсказуемость, это импульс, это спонтанный поток, внутренняя свобода, творчество, это расцветающая полнота бытия. Жизнь противостоит всему искусственному, «выраженному», механическому. Его нельзя втиснуть в рамки искусственных схем и определений. Это именно то, что пыталась сделать ориентированная на науку, рационалистическая западная философия предыдущего периода. Таким образом, выдвигая на первый план концепцию жизни, представители рассматриваемого направления сознательно бросают вызов философии предшествующего периода. Они выступают против всеобщего распространения науки, поскольку считают, что наука не может и не должна стать единственной формой понимания бытия. Очень важные аспекты реальности остаются за пределами научного знания. Именно этот факт подчеркивается акцентом на концепции жизни.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) считал волю к жизни главным фактором бытия. Он резко противопоставил идею своей философии главному тезису философии Гегеля, согласно которому «разум управляет миром». Не разум, а воля к жизни — вот что самое главное, вот что действительно «управляет» миром, как считал Шопенгауэр.
Философия Шопенгауэра стала известной и широко популярной только после его смерти, в то время, когда влияние гегелевской философии резко пошло на убыль, а на смену ее различным вариантам пришли доктрины, открыто провозглашавшие разрыв с гегелевской традицией и подвергавшиеся жесткой критике. Философия Шопенгауэра открывает период «переоценки ценностей» в западной философии, период переосмысления многих положений, содержащихся в философии XVII-XVII веков.
Главным произведением Шопенгауэра является объемный труд под названием «Мир как воля и воображение», над которым он работал в течение многих лет. Его философия была изложена и в небольших произведениях, таких как «Афоризмы мировой мудрости», «Понятие воли», «О ничтожестве и беспокойстве жизни», «Метафизика половой любви» и др.
В отличие от главного произведения «Мир как воля и воображение», небольшие работы написаны более простым языком и призваны дать ответы на конкретные вопросы человеческой жизни. Таким образом Шопенгауэр еще раз хотел подчеркнуть отличие своей философии от философии Гегеля, что было очень сложно для обычного читателя, незнакомого с терминологией, из-за сложного стиля высказываний. Мыслитель старался максимально приблизить свою философию к жизни отдельного человека. Философская система Шопенгауэра была основана на Канте, Платоне и буддийской философии.
Шопенгауэр утверждал, что мир, данный непосредственно в нашем опыте, является совокупностью наших восприятий. В обычной жизни человек живет в мире идей, сложившихся под влиянием личного опыта. Опыт всегда ограничен, он постигает лишь определенную часть того, что существует, и рассматривает все данные через призму личного восприятия.
Смотреть на мир смело и непредвзято
Выйти из мира на путь познания, даже научного, принципиально невозможно. Последнее утверждение резко противоречит характерной для классической философии уверенности в том, что на пути научного познания человек преодолевает свою субъективность и познает мир таким, каков он есть. Согласно Шопенгауэру, сама наука является одним из активных факторов формирования мира наших представлений и никоим образом не выводит человека за его пределы. Как и Кант, Шопенгауэр считает, что наука способна познать только мир видимости, а не реальный мир во всем его многообразии и глубине.
Мы были бы обречены жить в мире представлений, то есть мифов, взглядов и идей, которые показывают лишь поверхностную сторону явлений и процессов, если бы не существование воли, присущей человеку. Усилием воли («акт воли») человек выходит за пределы мира, который замкнут ограниченным кругом восприятий.
Шопенгауэр понимает волю как интенсивное желание, стремление, решимость достичь желаемого. Воля не основана ни на чем рациональном. Это глубокое качество жизни. Ни широта знаний, ни уровень интеллекта не влияют на степень развития волевых качеств. Напротив, воля является основой интеллекта, как и все остальные качества характера. Благодаря напряженному волевому усилию человек способен увидеть мир в его истинном свете. Он открывает для себя свою истинную онтологию. Эта онтология такова, что заставляет человека со слабой волей содрогнуться и прийти в отчаяние. Реальный мир, который открывается нам как результат напряжения воли, есть не что иное, как сумма разнонаправленных воль отдельных людей («воль»), находящихся в постоянной и жестокой борьбе друг с другом. В этом мире нет места для существа без воли, поскольку воля в своей глубочайшей сущности — это воля к жизни. Тот, у кого больше воли к жизни, впоследствии побеждает и выживает.
Таким образом, Шопенгауэр придает воле к жизни онтологический статус. Это не только черта характера человека, но и сила глобального масштаба. Все, что существует или хотя бы подает признаки жизни, наделено волей к жизни. Жизнь — это то, что основано на воле: только при наличии или отсутствии воли и можно отличить живое от неживого — утратившего признаки жизни, мертвого.
Шопенгауэр обосновывает свои утверждения строгими теоретическими рассуждениями, основанными на логическом законе достаточного основания. Однако он считает, что к тем же выводам можно легко прийти путем обычного наблюдения — для этого нужно лишь желание смело и непредвзято взглянуть на мир. Необходимо решительно отвергнуть мировоззренческие установки, навязанные философскими течениями более раннего периода, особенно философией Гегеля. Нелегко отказаться от наивных и в корне ошибочных представлений о том, что существование в принципе «разумно», что самое важное в жизни — это научное знание, что жизнь была бы неполной без науки и просвещения, и других установок, ставших привычными для образованных людей. То, что привычно и кажется естественным, может быть преодолено только усилием воли. Сделав это, мы легко убедимся в правоте Шопенгауэра.
Борьба за удовлетворение собственных эгоистических устремлений
Сам Шопенгауэр приводит в качестве примера факты из политической жизни современного общества. Разве не очевидно для любого непредвзятого наблюдателя, что политическая жизнь является одним из самых ярких свидетельств борьбы разнонаправленных воль? — Философ спрашивает. — Побеждает ли в этой борьбе тот, кто наиболее образован, наиболее гуманен, наиболее глубоко интеллектуален? Это происходит только в исключительных случаях. В подавляющем большинстве случаев это были люди с сильной волей, мощной жаждой власти, готовые использовать любые средства в борьбе за власть; они не отличались ни глубоким интеллектом, ни просвещением.
Другой пример Шопенгауэра — борьба между культурными и дикими растениями. Культурные растения, то есть растения, выведенные человеком, получившие от него элементы разума, целесообразности, всегда проигрывают сорнякам: достаточно оставить поле без ухода на некоторое время, и культурные растения полностью задохнутся и будут вытеснены сорняками. Это одно из доказательств того, что не рациональность и целесообразность являются важнейшими факторами победы в борьбе за выживание, а иррациональная воля к жизни. И так везде, ибо в основе жизни лежит бессознательное, иррациональное начало, начало, которое в принципе не может быть постигнуто научным знанием — воля к жизни.
В животном мире эта борьба особенно остра. Что касается человеческого общества, то хищническое отношение человека к природе и человека к человеку лицемерно прикрывается понятиями о духовных ценностях, культуре и рамках приличия. Вся человеческая культура, по мнению Шопенгауэра, есть не что иное, как собрание мифов, ложных идей, за которыми скрываются лишь проявления эгоистической воли. Воля обладает поистине ненасытной жаждой; она всегда находится в поиске объекта для захвата, для потребления. Воля пытается утвердить себя через другого. Однако его жажда принципиально неутолима. Эгоизм воли делает ее привязанной к тому или иному объекту. Эгоистическая воля связывает человека с человеком не узами любви, а силой похоти. Другой — объект моего желания, но он же и мой враг, ибо, руководствуясь своей волей, другой покушается на мое счастье, мое богатство и т.д.
Шопенгауэр рисует такую трагическую картину жизни, но не зацикливается на ней. Он ищет оптимистичный выход. Не случайно его философию называют «философией страдающей воли». Принципиальная неутолимая жажда воли раскрывает фундаментальное противоречие воли. Воля мучается и страдает. Он бессознательно ищет отдыха от бесконечной борьбы, которая не может принести удовлетворения и успокоения. Следовательно, усилием воли человек может либо направить волю в ту сферу, в которой борьба разнонаправленных воль проявляется в ограниченной степени, либо осуществить радикальное самоотречение воли. Для первого случая наиболее подходящей сферой является искусство. Радикальное самоотречение воли означает путь аскетизма, добровольное ограничение потребностей до самого необходимого, вплоть до добровольной нищеты.
Искусство позволяет освободиться от тисков воли, потому что в искусстве человек смотрит на вещи, не направляя свое внимание на собственный интерес, то есть бескорыстно, незаинтересованно. Здесь не стремятся поглотить объект, а наоборот, слиться с ним, не разрушая его идентичности. Человек больше не чувствует, что он является единственным центром мира. Занятие искусством помогает развить чувство единства с миром. Тем самым она уводит человека от низменной борьбы за удовлетворение своих эгоистических стремлений и желаний и рождает чувство возвышенного. Возвышенное открывает скрытое лицо мировой воли.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Разница между социальным субъектом и гносеологическим субъектом
- Критика морали в философии Ф. Ницше
- Социокультурная обусловленность познания
- Субъективный идеализм в философии Нового времени
- Критика догматического рационализма. Исламский мистицизм
- Различные формы детерминации мира: причинность и закономерность, необходимость и случайность
- Поиски субстанциональной основы мира: материя или дух?
- Человек как деятельное и творческое существо
- Классическая социальная философия
- Закономерности саморазвития общества