Оглавление:
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) был публицистом, философом и революционером. Он родился в семье помещика, учился в артиллерийском училище в 1828-1832 годах, окончил его, стал офицером и служил в армии (1832-1834), но в 1835 году вышел в отставку. В этот период он подружился с Белинским, вошел в круг Станкевича и начал активно интересоваться немецкой классической философией (Кант, Фихте, Гегель), отдавая предпочтение Гегелю. В 1840 году он отправился учиться в Берлин, где подружился с левыми гегельянцами. В философии Гегеля он нашел философскую основу для интерпретации разрушения как необходимого момента в процессе бесконечного развития — разрушение, таким образом, оказалось в его глазах созидательной силой. Из Германии он переехал в Бельгию, а затем во Францию, где познакомился и подружился с Прудоном, Марксом и Энгельсом и включился в революционную борьбу.
Бакунин принимал непосредственное участие в революции 1848-1849 годов, сражаясь на баррикадах в Праге и Дрездене. В 1849 году он был арестован и дважды судим (в Саксонии и Австрии); его приговорили к смертной казни, которую заменили тюремным заключением. В 1851 году он был выдан русскому правительству и с 1851 по 1857 год находился в заключении в Петропавловской крепости; в 1857 году был сослан в Сибирь (Томск, Иркутск). В 1861 году он бежал и сумел добраться до Англии через Японию и США, затем отправился в Италию и Швейцарию, активно участвовал в революционной деятельности и некоторое время работал в «колокольных» сердцах.
В зрелый период жизни философские взгляды Бакунина превратили его в материалиста и анархиста. Его анархистские убеждения сформировались в целостное мировоззрение в середине 1860-х годов. В 1861 году он вступил в I Интернационал (Международное объединение трудящихся), где начал борьбу против Маркса. В 1868 году он создал свою собственную организацию — тайный Международный альянс за социалистическую демократию. Когда об этом стало известно, в 1872 году он был исключен из I Интернационала за раскольническую деятельность. Бакунин принимал активное участие в восстаниях в Лионе в 1870 году и Болонье в 1874 году, а также активно поддерживал Парижскую коммуну.
Его основными работами являются. «Федерализм, социализм и антителеология» (1867); «Государственность и анархия» (1873), «Бог и государство» (1882).
Философские взгляды. Философские взгляды Бакунина претерпели сложное развитие от гегелевского идеализма через материализм к атеизму, на основе которого, по его мнению, возможно только интеллектуальное освобождение личности. Он резко критиковал церковь как слугу государства-угнетателя и считал понятие Бога «мертвой абстракцией» и «абсолютной пустотой».
Общественно-политические взгляды. Бакунин выделял три основных элемента в истории человечества как существенные условия общественного развития: «1) человек-животное, 2) мысль и 3) бунт. Первое соответствует собственно социальной и частной экономике, второе — науке, третье — свободе».
Подобно Гегелю и Марксу, Бакунин рассматривал государство как форму организации общества на определенном этапе его развития. Общество и государство не тождественны: общество существует всегда, а государство — нет. В отличие от Гегеля и в согласии с Марксом, Бакунин понимал государство как аппарат насилия и угнетения; государство — это зло, но зло исторически оправданное и преходящее. Но если марксизм говорит о постепенном угасании государства по мере развития социализма, то Бакунин призывал к уничтожению государства, к революционной борьбе против всей государственной власти.
Государственная власть не нужна, потому что люди и так заинтересованы в том, чтобы помогать друг другу. Поэтому в обществе должно преобладать самоуправление, люди и народы должны объединиться в единый добровольный союз, основанный на принципах свободы, равенства, братства и справедливости.
Социализм без свободы — это рабство
Основатель русского анархизма, лидер российского и международного революционного движения, политический публицист Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) был сторонником позитивизма в социологии. Общественно-политические взгляды Бакунина сформировались под влиянием немецкой классической философии и позитивизма, идей русских революционных демократов и популистов, западноевропейских социалистов и коммунистов. Особое влияние на него оказали работы и личное знакомство с основателем европейского анархизма П. Прудоном, а также труды немецкого анархиста М. Штирнера. Однако встречи с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, признание их авторитета в области общественных наук и революционного движения не сделали Бакунина их последователем, поскольку его анархистские убеждения в корне противоречили марксизму.
Среди работ, в которых излагаются социологические взгляды М.А. Бакунина, можно назвать следующие: «Федерализм, социализм и антитеология» (1867), «Бог и государство» (1871), «Кнуто-германская империя и социальная революция» (1871), «Государственность и анархия» (1873).
M. Обоснование своей анархистской доктрины А. Бакунин начал с критики метафизической философии. Он отметил, что она вела себя «авторитарно» и «аристократично» по отношению к частной науке. По его мнению, метафизику должна заменить рациональная «демократическая» наука — «позитивная философия», которая, отвергая абстрактное мышление и абсолютные истины, исследует реальный мир, подвергает его «реальному анализу» и «самой строгой критике», а свои выводы подтверждает опытом. Русский анархист видел в позитивизме О. Конта модель и первые контуры новой рациональной науки.
С точки зрения М.А. Бакунина, позитивистская философия — это рациональная и универсальная наука, которая изучает существующие факты реальной действительности и выводит из них законы, общие для физического, животного и человеческого миров. Позитивистская философия также гармонизирует в единую систему и координирует все науки. М.А. Бакунин, как и О. Конт, представил свою систему рациональной философии в виде следующей иерархической лестницы наук: Математика — Механика — Астрономия — Физика — Химия — Геология — Биология — Физиология — Психология — Социология.
Идеи Бакунина нашли свое практическое применение в деятельности революционных анархистов, а теоретически они были развиты в работах Кропоткина.
Бакунин в своих работах сосредоточился в основном на негативных чертах государства, на том, что подлежит уничтожению, Кропоткин пытался понять общий ход человеческой истории, показать роль государства среди различных форм общественного устройства, сформулировать позитивный идеал, к осуществлению которого стремится человечество.
Социальное освобождение личности возможно только через упразднение государства и связанных с ним силовых структур (армии, полиции, судов), но также через упразднение наследственной собственности, передачу земли крестьянским общинам, фабрик — рабочим ассоциациям, расторжение брака и семьи, общее воспитание детей и т.д.
Своеобразное отношение Бакунина к социализму, идеи которого были широко распространены в то время. Он считал, что свобода без социализма — это несправедливость, а социализм без свободы — это рабство. По крайней мере, эта идея Бакунина нашла свое подтверждение в русской истории.
Особенности развития социального мира
М.А. Бакунин объявил социологию вершиной иерархии рациональной науки, «последней ступенью и венцом позитивной философии». Он определил ее как науку, изучающую всю историю человечества в развитии человека «коллективно и индивидуально, в политической, экономической, социальной, религиозной, художественной и научной жизни». Поэтому в его понимании социология — это «наука об общих законах, которые управляют всем развитием человеческого общества». Она черпает свои законы из фактов и событий прошлого и настоящего. В то же время социология как синтезирующая наука, анализируя социальные явления и процессы, должна учитывать даже самые отдаленные причины, вплоть до движения планет и звезд Вселенной. Имея дело с прошлым и настоящим, социология, по мнению анархистского теоретика, не способна предсказать «формы будущей социальной жизни». Он видел задачи социологии следующим образом:
- «освещать путь развития общества».
- определить «общие законы, присущие развитию явлений» человеческого мира;
- установить «вехи для прогрессивного развития человечества».
- Указать людям на «общие условия, строгое соблюдение которых необходимо, а несоблюдение или пренебрежение которыми всегда приводит к фатальным последствиям».
Вне этих задач, считал М.А. Бакунин, социология становится «бессильной и пагубной». Он причислял социологию к молодым наукам и считал, что пройдут века, прежде чем она станет «серьезной наукой» и «окончательно утвердится». Только тогда социология сможет создать научные «инструкции» для человечества. М.А. Бакунин подчеркивал молодость и элитарный характер социологии, противопоставляя ее «традиционной науке», под которой он подразумевал многовековой опыт человечества. По его мнению, именно практический жизненный опыт каждого народа будет диктовать будущие формы общества, а не рекомендации, разработанные теоретиками или «придуманные накануне революции». Кроме того, иронизирует он, у крестьянина нет времени изучать социологию на кафедрах, даже если бы они были созданы в каждой деревне. Люди всегда основывали свои действия на опыте и мыслях, передаваемых из поколения в поколение. Поэтому, пока социология не развита, модели будущего общественного устройства надо искать не в науке, а в жизненном опыте людей, в идеале народа.
По мнению М.Л. Бакунина, мир природы и мир общества «фактически образуют один нераздельный природный мир». Однако он сосредоточился на рассмотрении особенностей развития социального мира, выделяя в нем законы жизни человека и общества. Развитие социального мира было представлено как эволюционный процесс шествия человечества от «царства животных» к «царству свободы». М.А. Бакунин определял общество как «естественный способ существования совокупности людей, независимый от всякого договора», регулируемый правилами и обычаями. Он видел смысл человеческой истории «в постепенном отрицании примитивной животности человека, в развитии его человечности».
Согласно М.А. Бакунину, личность обладает двумя специфическими качествами: «способностью мыслить» и «потребностью бунтовать». Эти качества отличают его от животного. Они зарождаются и формируются в процессе социальной жизни человека. К числу «основных факторов», определяющих развитие личности в социальном мире, М. А. Бакунин относил следующие:
- Человеческая одушевленность реализуется через «социальную и частную экономику»;
- Мысль, реализуемая через научное и интеллектуальное творчество;
- Бунт, реализованный через достижение свободы.
Критика интерпретации свободы
М.А. Бакунин также отмечал, что в обществе на развитие личности влияют два типа социальных законов: естественные и авторитарные. К последним он относил политические, религиозные, гражданские и уголовные законы. Они создаются привилегированными классами в интересах эксплуатации рабочей силы масс «с единственной целью подавления их свободы». По его мнению, природные законы могут быть благоприятными и неблагоприятными для человека. Неблагоприятные законы природы устраняются путем добровольного преобразования окружающей среды. Авторитарные законы, с другой стороны, всегда неблагоприятны для развития личности и могут быть устранены путем упразднения государства и церкви, которая их устанавливает.
М.А. Бакунин считал социальную солидарность и свободу основными законами социального мира. «Социальная солидарность, — утверждал он, — является первым человеческим законом; свобода образует второй закон общества. Эти два закона дополняют друг друга, поскольку «свобода каждого является результатом общей солидарности», а последняя — «неотъемлемое условие всякой личной свободы». Солидарность и свобода были порождены социальной жизнью людей. Они «могут быть развиты в человеке только путем рационального воспитания».
Как теоретик анархизма, М. А. Бакунин уделял особое внимание изложению своей концепции свободы. «Свобода человека, — утверждал он, — состоит исключительно в его повиновении законам природы», которые человек признает потому, что он сам их признает, а не потому, что они навязаны ему чужой волей извне. В то же время, человек может чувствовать и осознавать свободу только в присутствии таких же свободных других людей. Коллективная свобода, по его мнению, функционирует как «сумма индивидуальных свобод».
Согласно анархистской концепции, свобода и власть являются антагонистами, поскольку любая власть над человеком является отрицанием его свободы. М. А. Бакунин подчеркивал, что мятежная природа человека сопротивляется любой форме власти. Он видел особенность русского крестьянина в том, что он инстинктивно был анархистом и бунтарем по своей природе. Идеалом русского мужика всегда был защитник, мститель народа, непримиримый враг государства, борец насмерть против «всей чиновничье-взрослой и бюрократически-народной цивилизации».
Критикуя трактовку свободы теоретиками буржуазного общества, М.А. Бакунин заявил, что буржуазная свобода, ограниченная, формальная, регулируемая государством, является «вечной наглой ложью» и в действительности представляет собой лишь привилегию избранных, основанную на рабстве всех остальных. В отличие от буржуазной свободы, анархистская свобода, по его мнению, — это право человека действовать в соответствии с собственными взглядами, право противостоять претензиям на власть другого человека, социальной группы или социального института.
Государство стремится быть выше общества
Главную цель общественного прогресса русский анархист видел в достижении полной свободы личности, установлении равенства и солидарности между людьми как естественных условий их существования. Основными препятствиями на пути прогрессивного развития человечества, по его мнению, являются: Эксплуатация, религия и политика. Поскольку эти препятствия возникли уже на стадии анимализма, они исторически необходимы и преходящи. Чтобы устранить эксплуатацию, религию и политику, мы должны устранить их носителей: государство и церковь.
Отношение М.А. Бакунина к церкви совпадает с критическим взглядом мыслителей Просвещения, представителей немецкого и русского материализма. По его мнению, церковь как религиозный институт возникла по трем причинам:
1) Страх первобытного человека перед силой природы…;
2) Способность человека к абстрактному мышлению и ограниченность его познавательных способностей, благодаря чему все непознаваемое и таинственное было предписано как созданное Богом;
3) Использование религиозных верований с целью господства и порабощения людей.
М.А. Бакунин сравнивал церковь с «кабаком». Он отметил, что в церкви, как и в таверне, «люди забывают о голоде, угнетении, деградации». Он ратовал за освобождение народа от развращающего влияния церкви и указал на следующие пути:
- Осознание религиозного обмана с помощью рациональной науки;
- создание условий для справедливого общества, в котором не будет необходимости в религиозной лести;
- разрушение государства как земной замены небесной власти.
По словам М.А. Бакунина, государство — младший брат церкви. Государственная власть исходит непосредственно от божественной власти и является «божественной санкцией насилия и торжествующей несправедливости». Теоретик анархизма характеризовал государство как абсолютное ограничение и отрицание свободы каждого во имя общего блага; как «высокомерие насилия» и главный источник всех социальных зол; как искусственное, исторически необходимое образование, покровительствующее экономически привилегированным слоям общества в эксплуатации народа. Для народа, настаивал он, государство всегда будет тюрьмой, «даже если оно десять раз будет называться народным государством и украшаться самыми демократическими формами». Там, где начинается государство, заканчивается индивидуальная и коллективная свобода. Государство несет людям «самое вопиющее, циничное и полное отрицание человечности».
М.А. Бакунин не отождествлял общество и государство. Он считает, что общество изначально представляет собой «естественный способ существования группы людей без договора». Инстинкт солидарности» был движущей силой развития общества, а «инстинкт власти» — движущей силой государства. Общество функционирует на основе естественных законов, а государство — на основе искусственных. Государство через свои законы и путем создания централизации, бюрократии и органов подавления постоянно стремится быть выше общества.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Концепция антропогенеза Н. Гартмана
- Возникновение этики как системы знаний и этапы развития этической мысли
- Направления философских исследований и основные философские дисциплины
- Оригенизм
- История западной философии
- Понятие потребности как причиняющего фактора деятельности. Общие принципы типологии потребностей
- Средневековая христианская концепция о человеке
- Причинные и функциональные связи в историческом процессе
- Новейший позитивизм
- Алфред Джулс Фйер, английский философ-неопозитивист