Оглавление:
В современном мире практически нет государств, которые можно было бы назвать моноэтническими. Нации уже давно перестали отождествляться с национальностью входящих в них людей. Это социальные сообщества, различающиеся по цвету кожи, этнической принадлежности, религиозной принадлежности и образу жизни. Эта неоднородность часто становится источником напряженности и конфликтов, которые дестабилизируют социальную сплоченность общества и часто угрожают самому его существованию. Поэтому многонациональные народы всегда старались снизить напряженность, стремясь к однородности и пытаясь создать максимально комфортное сосуществование. Модели такого сосуществования могут включать ассимиляцию и амальгамацию.
Ассимиляция — это максимально полное принятие представителей национальных меньшинств доминирующим культурно-этническим сообществом.
Амальгамация (англ. melting pot) — переплетение культурных особенностей разных народов в качественно новую социальную общность, содержащую элементы входящих в нее этнических групп.
С развитием человеческого общества, прогрессом гуманитарных знаний, совершенствованием межнациональных отношений каждая из форм сосуществования сообществ людей, различающихся по религии, культуре, национальности, всегда демонстрировала недостатки и несовершенство. Об этом свидетельствуют многочисленные межэтнические конфликты (в Великобритании между англичанами и ирландцами, в Бельгии между валлонами и фламандцами, в Азербайджане между армянами и азербайджанцами и т.д.), религиозные конфликты (между мусульманами и евреями в Палестине, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, между индусами и мусульманами в индийских штатах Джамму и Кашмир и т.д.). ), субкультурные расколы на Ближнем Востоке и в Северной Африке и т.д. и т.п.), субкультурные демарши (демонстративно враждебные действия радикальных националистов на Украине против русских, сквоттеры (люди, занимающие пустующие дома) в Лондоне, агрессивные массовые акции футбольных фанатов в разных странах мира) и т.д.
Теория мультикультурализма была разработана для того, чтобы уменьшить недостатки вышеперечисленных и других форм учета этнокультурного разнообразия граждан.
Эта теория основана на равноправном диалоге различных этнокультур, обладает потенциалом адекватного ответа на социальные вызовы современности и тем самым выделяется из ряда других моделей сосуществования.
Категория «мультикультурализм» вошла в общественный обиход не так давно. Оно происходит от термина «мультикультурный», который получил широкое распространение в Канаде в 1950-60-х годах.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (которая выросла из Организации экономического сотрудничества в Европе в 1961 году), термин «мультикультурализм» впервые был использован без дефиса в Предварительном отчете Королевской комиссии по двуязычию и бикультурализму правительства Канады (опубликованном в 1965 году).
Сложные понятия, как это часто бывает в научной сфере, не имеют однозначного толкования. Мультикультурализм — одна из таких концепций. Американский публицист Ричард Бернстайн не без оснований заметил: «Мультикультурализм — это определенно неопределенный термин». В этом контексте отечественный исследователь Марина Владимировна Тлостанова образно определяет мультикультурализм как «резиновый термин», который охватывает «огромное количество зачастую противоречивых тенденций и явлений», так что каждый из исследователей, занимающихся этим явлением, «фактически вкладывает в него свой собственный смысл».
Мультикультурализм в современном мире
Мультикультурализм остается одним из самых туманных терминов в политическом лексиконе, означающим лишь то, что вкладывает в него каждый говорящий. Сторонники мультикультурализма рассматривают его как особенность современного мультикультурного общества и чисто культурный принцип, согласно которому люди разных национальностей, религий и рас должны научиться жить бок о бок, не отказываясь от своей культурной самобытности. Такой подход обычно не встречает возражений со стороны серьезных европейских политиков. Они выступают против других сторон мультикультурализма и рассматривают его через призму государственной политики.
Важным отличием от политического либерализма является то, что мультикультурализм признает права коллективных субъектов: этнических и культурных групп. Такие права могут принимать форму разрешения этническим и культурным сообществам управлять образованием своих членов, выражать политические оценки и так далее. Мультикультурализм контрастирует с концепцией «плавильного котла», которая предполагает, что все культуры сольются в одну. Примерами могут служить Канада, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла».Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, который заключается в требовании параллельного существования культур для их взаимопроникновения, обогащения и развития в универсальной основной культуре. Идея мультикультурализма пропагандируется в основном в высокоразвитых обществах Европы, где уже давно существует высокий уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм в первую очередь подразумевает включение в ее культурное поле элементов культуры иммигрантов из «третьего мира» (в том числе из бывших колоний европейских стран).
Россия, как и многие другие страны, «обречена» на мультикультурализм. Во-первых, идеи мультикультурализма постепенно усваиваются российским интеллектуальным сообществом. В этом контексте возникает вопрос о преодолении ряда недостатков мультикультурализма и его перспективах с точки зрения его будущей ориентации на справедливость, признание, открытость и подлинный диалог культур. Во-вторых, для России проблема интеграции не может быть ограничена вопросом интеграции мигрантов в общество, поскольку национальные меньшинства в России — это, прежде всего, народы, проживающие преимущественно на своей исторической территории. В этом особенность России как многонационального общества. Хорошо продуманная политика, затрагивающая все аспекты общественной жизни, особенно культуру, способна уменьшить социальное неравенство и предотвратить конфликты. В-третьих, в России есть все законы, защищающие права человека, и они соответствуют всем нормам международного права, прежде всего, Конституции РФ, в которой статьи о защите прав гражданина занимают основополагающее место. Российское законодательство, ратифицированные международные правовые акты и создание Ассамблеи народов России создают не только достаточную правовую основу для предупреждения и пресечения конфликтов на почве этнической, расовой, социальной и конфессиональной вражды, но и предпосылки для мультикультурной модели построения общества в России. Третий раздел «Поиск практических и теоретических решений проблем мультикультурализма в современной России» посвящен поиску решений проблем мультикультурализма в современном российском обществе в условиях мультикультурализма. Ощутимые противоречия в процессе формирования и развития политики мультикультурализма, характерные для российского общества в различных его сферах, приводят к необходимости пересмотреть те идеи и установки, которые закрепились и существовали в нем на протяжении длительного времени.
Современная политика мультикультурализма является составной частью антинациональной политики, проводимой правительством России, а также правительствами государств Европы и Северной Америки.
В настоящее время существуют самые разные, порой полярные, точки зрения на роль и перспективы мультикультурализма. Для некоторых мультикультурализм является необходимым условием, основой для мирного межкультурного сосуществования. По мнению других, чрезмерное увлечение идеями мультикультурализма может привести к потере самобытности культур.
Типы мультикультурных обществ
В современном мире больше нет единой системы власти и господства, а существует множество систем, которые иногда конфликтуют друг с другом. Этот конфликт может разворачиваться и на символическом уровне. Борьба против различных форм расового, этнического и гендерного доминирования является выражением борьбы между старой, патриархальной системой колониализма, в которой эти различия были функциональными, и более современной системой, для которой эти различия больше не оправданы и даже могут рассматриваться как препятствия.
Этот сдвиг знаменует появление глобального, многонационального капитализма и позволяет нам увидеть разницу между мультикультурализмом как инструментом этнизации и «дымовой завесой» и тем, на что ссылается Жижек — мультикультурализмом, для которого все эти различия в значительной степени не имеют значения. В этом отношении различные подходы к этому явлению подтверждают, что концепция имеет сложную структуру. С точки зрения происхождения и социальной динамики можно выделить четыре основных типа мультикультурных обществ
1.досовременные империи.
Досовременные империи лишь частично и вскользь, если вообще пытались культурно интегрировать своих подданных. Такие империи возникали путем завоевания (иногда через династические браки или наследование); императорская власть требовала от подданных только подчинения и признания своего сюзеренитета, дани и/или налогов. Как правило, эти империи характеризовались высокой степенью религиозного, языкового и нормативного (законы и обычаи) разнообразия.
2.поселения в Новом Свете.
И Америка, и Австралия были завоеваны, а не «открыты». Они обезлюдели в результате геноцида и были вновь заселены массовой иммиграцией из Европы. За исключением Гватемалы и Боливии, большинство нынешних жителей Нового Света имеют европейское происхождение. Только в Эквадоре и Перу, расположенных в Андах, и в Новой Зеландии коренные народы составляют более 10 % населения. В то же время доля метисов может быть выше, например, в Мексике. Однако, как было показано после подъема общественных движений в 1980-х годах, коренные народы и их культура никогда не исчезали. Долгое время остававшиеся в тени, сейчас они вновь появляются.
3.(бывшая) колониальная зона.
Огромная территория, простирающаяся от Западной Африки через Индийский субконтинент и архипелаг Юго-Восточной Азии до территории современного Папуа. Новая Гвинея, была завоевана и покорена европейской властью, но не так решительно обезлюдела и заселена. Это был мир колониальной зоны независимых государств, включавших самые разнообразные в культурном отношении общества. В одних случаях внешняя колониальная держава объединила большое количество ранее не связанных между собой народов; в других случаях ранее объединенные народы и общества были разделены из-за владения ими различными колониальными державами.
4.постнациональный мультикультурализм.
Современная концепция мультикультурализма (многокультурности) проистекает именно из этой культурной динамики, которая не была ни донациональной, как в досовременных империях, ни национально-строительной, как в Новом Свете и экс-колониальной зоне. Она является постнациональной, возникшей после успешного создания наций, и разворачивается в границах национальных государств. Его развитие связано с массовым распространением высшего образования в 1960-х годах и с новыми аудиовизуальными и музыкальными массовыми культурами.
Проблемы мультикультурализма
Проблема мультикультурализма, впервые поднятая в 1960-х годах, активно обсуждается в современных работах по политологии, социологии, философии и культурологии.
Сегодня большинство стран, по крайней мере, в той или иной степени, отличаются культурным разнообразием. Торговля, туризм, международный академический и художественный диалог, мобильность специалистов и миграция означают, что большинство стран принимают значительное количество людей, представляющих другие культуры. Почти везде можно встретить представителей хотя бы одного культурного меньшинства — иностранных туристов и деловых людей. Многие страны сегодня можно назвать культурно разнообразными просто потому, что они открыты для внешнего мира — люди любого происхождения могут свободно приезжать, уезжать, а иногда и оставаться.
Таким образом, мультикультурализм — это ответ национального государства на социокультурный вызов. Современное социально-политическое мышление, предполагающее создание в далеком будущем единого планетарного этноса, призывает к гармонизации ценностей через тесное взаимодействие разнообразных культур мира. Не следует забывать, однако, что культура всегда национальна, никогда не интернациональна, и все же она сверхнациональна в своих достижениях и универсальна в своих основах. Таким образом, гармонизация культур сталкивается с проблемой потенциального конфликта ценностей, возникающего в результате разработки «полного списка ценностей» всех культур.
Доктрину мультикультурализма можно рассматривать как продолжение попыток решить проблему взаимодействия различных сообществ, и эта проблема не тысячелетней давности, а сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Взаимодействие может осуществляться разными способами — от насильственного навязывания чуждых убеждений и ценностей до почти полного слияния культур. Однако путь диалога между культурами более приемлем. По определению, диалог — это форма общения двух или более равноправных участников, основанная на общности интересов сторон и направленная на взаимопонимание и совместное выполнение поставленных задач. В основе любого диалога (и особенно межэтнического) должны лежать принципы взаимного уважения и равноправного партнерства.
Ряд проблем: Мультикультурное общество хрупко, трудно управляемо и непредсказуемо. Чтобы построить его, необходимо воспитать в каждом члене общества ответственную, толерантную личность. Но это все еще трудная задача даже в тех обществах, которые провозглашают толерантность главной ценностью и добродетелью.
Одним из важных аспектов анализируемой проблемы является сохранение культурной идентичности в условиях глобализации. Здесь пересекаются два явления — глобализация и мультикультурализм. Глобализация не только приносит выгоды, но и чревата негативными последствиями или вероятными проблемами, в которых некоторые ее критики видят большую опасность. Глобализация — это многомерное и сложное явление, которое имеет как привлекательные, так и отталкивающие стороны. Его привлекательность связана, например, с высокой степенью свободы, которую приобретает человек в своей деятельности. Вестернизация культур и потеря национальной идентичности — это пример глобализации, который пугает.
Ряд проблем, возникших в современных европейских государствах, исторически созданных как национальные государства, в нынешних условиях массовой иммиграции из слаборазвитых стран (в основном бывших колоний) связан не только со столкновением различных этнических культур, но и культур разных типов: с одной стороны, культуры постмодернизма, с другой — культуры аграрных цивилизаций с традиционным характером, которые во многом определяют остроту этих столкновений и препятствуют их диалогу и взаимопониманию.
Анализ текущей ситуации показывает, что ссылка на различие культур не всегда является «риторическим приемом», используемым для маскировки некоторых других социальных факторов и противоречий, но вскрывает реальные проблемы, связанные с серьезными конфликтами как внутри государств, так и на международной арене. Поэтому культурный анализ этих проблем оказывается особенно актуальным.
Мировоззрение
Культура формирует наше восприятие мира и влияет на наши решения и действия в каждом аспекте нашей жизни. Культурные ценности — это отражение человеческих установок, убеждений и жизненного опыта народа. Поскольку эти ценности являются сверхсознательными и необходимыми для людей (культура — это древний способ адаптации определенной этнической группы к условиям жизни — почти инстинкт), единственный способ для культур выжить в современном мире — это признать важность этих ценностей, присущих каждой из различных культур. Ценности, однако, могут быть как партикуляристскими, так и универсальными по своей природе. Помимо ценностей, разделяемых людьми той или иной нации, культуры или религии, существуют универсальные ценности, которые настолько распространены, что в определенной степени определяют, что значит быть человеком. Для мультикультурного общества важны как универсальные ценности, выходящие за рамки групповой идентичности, так и все те различные ценности, которые определяют принадлежность к группе и создают уникальные культуры и мировоззрения.
Мультикультурализм по сути означает выработку правил и норм сосуществования различных культур и их носителей в едином обществе, в единой правовой, социальной и экономической сфере. Именно эти правила обеспечили бы реализацию не только экономических интересов корпораций, но и интересов человечества в целом всех людей, то есть существ, наделенных разумом и душой, с разными правилами поведения и критериями оценки событий. Оценивая политику мультикультурализма как средство поддержания стабильности и залог успешного развития современного многонационального государства, следует отметить, что она фактически направлена на недопустимость исключения индивида из социальных систем по культурному признаку. Мультикультурализм в первую очередь основывается на принципах свободы от этнических предрассудков и стереотипов, воспитания уважения и терпимости между различными этническими группами и меньшинствами, отказа от ксенофобии и шовинизма, поиска путей интеграции и включения в общество, а не исключения из него. Это означает возможность для человека реализовать (или не реализовать) свое право быть другим.
Все больше стран считают законным введение специальных правовых и конституционных мер для этнических групп в дополнение к обычным гражданским правам. При этом условии некоторые формы культурного разнообразия могут быть интегрированы в существующий социокультурный и социально-политический порядок государства.
Например, еще в 1991 году правительство Канады заявило: «…недостаточно защищать только универсальные (общие) права гражданина. Здесь Конституция и федеральные законы защищают и другие права, которыми обладают люди как представители, как члены конкретных сообществ. Такое применение обоих видов прав делает нашу Конституцию уникальной и отражает уважение, которое Канада испытывает к равенству, принимая разнообразие. Тот факт, что в Канаде права общины признаются наряду с индивидуальными правами, является неотъемлемой чертой канадского общества.
Импорт мультикультурных идей в Европу был связан с развитием леволиберальной мысли. Был введен принцип равных возможностей для всех граждан. В действительности она столкнулась с реальным неравенством возможностей между представителями этнокультурного большинства и меньшинства. В результате возникла практика «позитивной дискриминации».
Позитивная дискриминация — предоставление преимуществ и привилегий меньшинствам с целью уравнять их возможности с возможностями этнокультурного большинства.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Эстетическое как универсальный критерий ценности
- Человек как творец и наследник духовного богатства
- Анатомия сообщества
- Чувственная и рациональная ступени познания и уровни научного познания
- Задачи философии в культуре
- Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в XVII в.
- Диоген, философ-киник
- Экзистенциализм. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма
- Гносеология Гоббса
- Тейяр де Шарден, французский философ, палеонтолог, теолог