Оглавление:
Социальная философия — важнейшая область философского знания, которая, помимо всего прочего, становится все более актуальной в современном обществе, ищущем прогрессивные пути развития. Социальная философия приобретает все большее значение, хотя понимание социальных процессов в общественной жизни всегда было важно, по крайней мере, для прогрессивно настроенных людей.
История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии, но споры о том, чем именно она является — мировоззрением, наукой, идеологией, искусством — не утихают до сих пор. Часто под философией понимают учение человека о мире (например, античная философия, философия Гегеля и т.д.). Термин философия часто относится к методологическим принципам, лежащим в основе какой-либо науки, области знания (например, философия истории, философия математики и т.д.).
Еще сложнее дать определение социальной философии, поскольку эта область знаний напрямую касается интересов людей, их понимания мира и себя в этом мире. Социальная философия берет свое начало в античности. Его возникновение связано с именами Сократа и Платона, которые первыми поставили перед собой задачу философски осмыслить общество и его отдельные сферы.
Что касается философии истории, то начало ей в Европе положил Августин Аврелий (IV век н.э.) своим знаменитым трудом «О граде Божьем». Августиновская интерпретация процесса истории преобладала в европейской философии вплоть до XVIII века. Век. Но формирование социальной философии как отдельной отрасли знания относится к середине XIX века. В это время происходит становление социологии и психологии. Ученые отказываются от «умозрительного», основанного только на размышлениях, спекулятивного знания о мире в пользу экспериментального, рационального знания. Они подчеркивают активную роль человека, который постиг тайны Вселенной не путем метафизических рассуждений, оторванных от реальной жизни, а с помощью точных научных методов.
Прошедшие с тех пор полтора века не внесли ясности в проблему природы как философии в целом, так и социальной философии в частности.
По сей день в литературе нет единого мнения относительно определения социальной философии и ее предмета. Более того, в научном мире нет даже единого понимания одной из основных категорий — «социальное», хотя предметом социальной философии является социальная жизнь и социальные процессы. В литературе термин «социальный» используется в различных значениях. Пожалуй, самым распространенным определением является определение П.А. Сорокина, по мнению многих, самого выдающегося социолога первой половины двадцатого века. «Социальный феномен — это мир понятий, мир логического (научного — в строгом смысле слова) бытия, полученного в процессе взаимодействия (коллективного опыта) человеческих индивидов», — писал этот американский ученый.
Рассмотрим определения социальной философии. Одно из самых известных определений звучит так: «Социальная философия призвана ответить на вопрос, как вообще возможно сознательное упорядочение людьми своих отношений в обществе, какие способы и средства формирования общественных отношений возникали и продолжают возникать в различные исторические эпохи до них, каков был и есть характер объективных препятствий, с которыми сталкиваются люди, как эти ограничения осознаются людьми и проявляются на практике, насколько адекватно эта проблема отражалась в философских системах и идеологических построениях прошлого и настоящего. «
Мы не будем анализировать столь сложное определение (толкование слова), видимо, оно может быть весьма полезным для ученого-теоретика, а попытаемся найти более простое определение: «Социальная философия — система научных знаний о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия общественных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса общественной жизни».
Социальная философия в обществе
Какова роль социальной философии в обществе? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним о функциях философии: они, в конце концов, в значительной степени являются общими для социальной философии.
1) Функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, терминов, понятий, на которых строится общественно-историческая жизнь человека);
2) функция рационализации и систематизации (перевод в логико-теоретическую форму обобщенных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практической, познавательной, ценностной).
3) критическая функция (критика догматического способа мышления и познания, заблуждений, предрассудков);
4) функция формирования теоретической обобщенной картины мира на определенном этапе развития общества.
Говоря о специфике социальной философии, особое внимание следует уделить следующим функциям:
1) эпистемологическая функция (изучение и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также социальных процессов на уровне больших социальных групп);
2) методологическая функция (социальная философия выступает как общее учение о методах познания общественных явлений, наиболее общих подходах к их изучению);
3) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих отношений социального бытия);
4) прогностическая функция социальной философии (формирование гипотез об общих тенденциях общественной жизни и развития человека);
5) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм мировоззрения — мифологии и религии — социальная философия связана с концептуальным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);
6) аксиологическая или ценностная функция (каждая социально-философская концепция содержит оценку объекта исследования).
7) социальная функция (в самом широком смысле социальная философия призвана выполнять двойную задачу — объяснять общественное бытие и способствовать его материальному и духовному преобразованию)
8) гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни).
Функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждый из них предполагает другие и так или иначе включает их в свое содержание. Таким образом, очевидно, что чем больше внимания уделяется каждой из функций философии, тем успешнее будет социально-философское исследование общественных процессов.
Известный философ К.Х. Момджян справедливо замечает, что философия, в отличие от конкретных наук, каждая из которых развивает свой «сюжет», имеет смелость постигать мир в его тотальности, универсальности, всеобщности. Эта тотальность проявляется в нем в двух взаимосвязанных аспектах, которые условно можно назвать «содержательным» и «функциональным». В первом случае это поиск существенного и неслучайного сходства между подсистемами целостного мира (проявляющегося в подчинении универсальным принципам причинно-функциональной связи, на которых настаивают концепции философского детерминизма). Во втором случае речь идет о попытках объяснить такое сходство путем выявления существенных и неслучайных связей, реальных посредников между соотносимыми «сферами бытия».
Итак, главная задача социальной философии — раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира, отличную от других частей, но связанную с ними в единый мир-вселенную.
Социальное познание
В социальном познании можно выделить следующие стороны: онтологическую, эпистемологическую и ценностную (аксиологическую).
Онтологическая сторона социального познания касается объяснения существования общества, закономерностей и тенденций функционирования и развития. В то же время это касается и такого субъекта социальной жизни, как человек. Особенно в том аспекте, где он вовлечен в систему социальных отношений.
Вопрос о сущности человеческого существования рассматривался в истории философии с разных точек зрения. В качестве основы бытия общества и человеческой деятельности различные авторы брали такие факторы, как идея справедливости (Платон), божественное провидение (Аврелий Августин), абсолютный разум (Г. Гегель), экономический фактор (К. Маркс), борьба «инстинкта жизни» и «инстинкта смерти» (Эрос и Танатос) (З. Фрейд), «социальный характер» (Э. Фромм), географическая среда (Ш. Монтескье, П. Чаадаев) и др.
Было бы неправильно считать, что развитие социального знания не влияет на развитие общества. Рассматривая этот вопрос, важно увидеть диалектическое взаимодействие объекта и субъекта познания, ведущую роль основных объективных факторов в развитии общества.
К основным объективным социальным факторам, лежащим в основе любого общества, следует отнести, прежде всего, уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей. Не только отдельный человек, но и все человечество, прежде чем приступить к познанию, должно удовлетворить свои первичные, материальные потребности. Те или иные социальные, политические и идеологические структуры также возникают только на определенной экономической основе. Например, современная политическая структура общества не могла возникнуть в условиях примитивной экономики.
Эпистемологическая сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, в частности, с вопросом, способно ли оно сформулировать свои собственные законы и категории, есть ли они у него вообще? Другими словами, может ли социальное познание претендовать на истину и иметь статус науки?
Ответ на этот вопрос зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, от того, признает ли он объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и в познании в целом, онтология в социальном познании во многом определяет гносеологию.
Гносеологическая сторона социального познания предполагает решение следующих задач:
- Как осуществляется познание социальных явлений;
- Каковы возможности их познания и каковы пределы познания;
- Какова роль социальной практики в социальном познании и каково значение личного опыта познающего субъекта;
- Какова роль различных видов социологических исследований и социальных экспериментов.
Аксиологическая сторона познания играет важную роль, поскольку социальное познание, как никакое другое, связано с определенными образцами ценностей, предпочтений и интересов субъектов. Ценностный подход проявляется уже в выборе объекта исследования. При этом исследователь старается представить продукт своей познавательной деятельности — знание, образ реальности — максимально «очищенным» от всех субъективных, человеческих (в том числе оценочных) факторов. Разделение научной теории и аксиологии, истины и ценности привело к тому, что проблема истины, связанная с вопросом «почему», оказалась отделенной от проблемы ценностей, связанной с вопросом «для чего». В результате возникла абсолютная оппозиция между научным и гуманитарным знанием. Мы должны признать, что ценностные ориентации функционируют в социальном познании более сложным образом, чем в естественнонаучном познании.
Проблемы в изучении общества
Человеческая история в ее реальном воплощении — сложный и многомерный процесс. Действуют различные силы и факторы. Она возникает в разные социальные эпохи и проявляется в разных культурах и цивилизациях. На историю человечества и социальную жизнь влияют география, производительные силы общества, уровень технологического развития, преобладающие идеологические, этические и другие ценности. Все эти различные факторы тесно взаимосвязаны. Следует также помнить, что история — это всегда деятельность человеческих существ с их разумом, волей, интересами и потребностями. Именно человек с его разумом и страстями, мыслями и желаниями является и автором, и актером в своей собственной исторической драме. На деятельность человека влияет множество факторов, и поэтому результаты часто сильно отличаются от того, к чему человек стремился. Тем более это касается деятельности и целей всего общества. Однако, несмотря на свою неоднородность, историческое развитие в целом носит объективный характер. В основе жизнедеятельности людей лежит необходимость удовлетворения своих материальных потребностей и реализации объективных интересов. Человек не может существовать без материальной деятельности, без материального производства. Это производство основано на определенном уровне развития производительных сил, которые люди также не выбирают добровольно, поскольку они унаследованы от предыдущих поколений. Именно на основе этих производительных сил формируются объективные производственные отношения, составляющие материальную основу человеческой истории. Объективность исторического процесса, таким образом, обусловлена наличием материальных предпосылок и условий жизни людей, их объективных интересов, которые побуждают их действовать определенным образом. Объективный характер исторического процесса и позволяет говорить о наличии законов в истории. Задача социальной философии — открыть и объяснить эти законы. С объективностью исторического процесса связана его однородность. История, конечно, разнообразна и многомерна. Но это не повод отрицать, что общим для всех людей является то, что они выступают и как субъекты, и как объекты истории. Каждое последующее поколение стоит на плечах предыдущего. В этом случае, чем дальше, тем больше, человеческая история выступает именно как всеобщая история, как история единого человечества. Противоречивый характер человеческой истории, наличие и взаимодействие в ней различных объективных и субъективных факторов, ее единство и многообразие определяют неоднозначность и нелинейность исторического процесса, его изменчивый характер. Это связано с возможностью реализации в истории различных моделей общества, утверждения его различных структур и способов функционирования. В каждый исторический период именно конкретное сочетание различных факторов определяет преобладающий путь, форму и содержание развития той или иной социальной структуры. Задача социальной философии — выделить из массы фактов истории наиболее важные, определяющие и раскрывающие закономерности и тенденции в развитии исторических событий и социальных систем. В то же время социальная философия должна стремиться использовать разнообразные теоретические модели познания, чтобы рассматривать предмет с разных сторон.
Необходимые социальные процессы
Все задачи, поставленные во введении, раскрыты в основной части работы. Жизнь общества чрезвычайно богата различными событиями. Она очень сложная, с многочисленными взаимосвязями между социальными явлениями, динамичными и противоречивыми по своей природе. Ни одна наука не в состоянии выразить все богатство и сложность социальной жизни. Социальная философия также не ставит перед собой такой цели. Однако, воспроизводя ту или иную идеальную модель развития общества и его отдельных сторон, социальная философия вносит вклад в понимание природы различных социальных явлений, их места и роли в обществе, раскрывает основные прямые и обратные связи между этими явлениями как элементами социальной системы. В конечном итоге она дает целостную картину существования общества, показывает основные механизмы взаимодействия его сторон, тенденции и закономерности его развития. В этом выражается основное содержание концепций многих традиционных и современных течений и школ социальной философии. Желательно, конечно, чтобы содержание концепций социальной философии как можно глубже отражало реальные социальные процессы, что способствовало бы их более глубокому пониманию. Важно, чтобы развитие общества не шло самотеком, а осуществлялось целенаправленно и в интересах всех людей. А это требует, прежде всего, чтобы его деятельность была как можно менее спонтанной и как можно более осознанной, чтобы она была осмысленной на уровне понимания проблем общества в целом. Это особенно важно для деятельности государственных органов, которые призваны целенаправленно организовывать практическое решение социальных проблем и тем самым находить оптимальные пути развития общества. Во всем мире люди стараются решать проблемы своей общественной жизни более осмысленно, учитывая не только сиюминутные, но и долгосрочные интересы, от которых зависит и решение их личных проблем. Важно, чтобы они осознавали как ближайшие, так и долгосрочные последствия своих действий, чтобы они могли изменить их в своих интересах. Здесь могут быть полезны соответствующие философские и методологические положения социальной философии. Указывая на социальную значимость различных форм деятельности и их роль в самоутверждении человека в обществе, на природу самого общества, динамику факторов его развития, социальная философия помогает людям осознать ближайшие и отдаленные последствия своих действий для себя и других людей, социальных групп, а возможно, и для всего общества.
Социальная философия имеет дело с изменяющейся средой — обществом, на которое влияет множество факторов — индивидуальные, материальные, объективные, субъективные, чувства, разум, сознательное и бессознательное и другие. Поэтому исследование является очень сложным. В то же время социальная философия должна рассматривать общество с разных сторон и использовать разнообразные теоретические модели познания для достижения более объективного результата.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Теория общественно-экономических формаций К. Маркса
- Сократ: поиски достоверного знания
- Философия в Византии (IV—XV века)
- Структурный психоанализ Ж. Лакана
- Конечное благо: цели и средства
- Рене Декарт
- Софисты и сократ
- Спор эмпириков и рационалистов по проблеме истины — Формирование и истоки эмпиризма и рационализма современной философии
- Мировоззрение, его структура и значение для общества и человека
- Метафизическая свобода и гражданские свободы в философии нового времени