Оглавление:
Прежде всего, следует напомнить, что на протяжении многих веков философия находилась в тесном, порой весьма противоречивом и сложном взаимодействии с религией, с религиозным сознанием. Таким образом, в момент своего возникновения христианство сознательно обратилось к усвоению античного философского наследия, видя в нем необходимое историческое условие для своего появления и последующего распространения и утверждения в языческом мире, который развивался и формировался по своим собственным законам.
В средние века философия в значительной степени утратила свое значение в общем мире культуры и знания и стала рассматриваться как важный, но все еще неполноценный концептуальный инструмент для уточнения, конкретизации и систематизации содержания религиозной веры; она стала, грубо говоря, служанкой теологии. Хотя эта формула далеко не передает всей сложности отношений между философией и религией в средневековой культуре.
В наше время реакцией на такое деградировавшее положение философии стало желание большинства философов восстановить свой утраченный статус и независимое существование своей профессиональной области. Абсолютность и самодостаточность человеческого разума, его полная автономия по отношению к религиозному сознанию, что, конечно, вызвало острый конфликт, противостояние философии и религии. Звучали заявления об исчерпании когнитивных и других культурных ресурсов религии в новой исторической ситуации.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков претензии разума и человеческого интеллекта на всемогущество и всесилие стали подвергаться сомнению. Сами идеалы рациональности Нового времени подвергаются резкой критике, если не отрицаются. Соответственно, проблема взаимоотношений философии и религии начинает рассматриваться как проблема взаимоотношений, взаимодействия двух вполне автономных сфер и форм интеллектуальной деятельности человека, ни одна из которых не может претендовать на вытеснение и поглощение другой.
В авангарде поиска нового содержания и смысла этой «вечной» философской проблемы оказалась отечественная философская мысль на рубеже XIX-XX веков. Однако это направление было искусственно прервано. Прочно укоренившиеся в советский период представления о философии и религии, восходящие в конечном итоге к традициям просветительско-рационалистического периода развития философии, до сих пор полностью не преодолены. Поэтому устранение накопившихся предрассудков является необходимым условием для правильного понимания проблемы взаимосвязи философии и религии.
Преобладающая и наиболее распространенная концепция философии и религии в нашей стране восходит к Карлу Марксу и, в определенной степени, к философским доктринам, предшествовавшим марксизму, особенно к материализму XVIII века и Фейербаху. В его рамках религия воспринимается как иллюзорное, превращенное отношение к реальности, набор понятий и идей, принимаемых на основе слепого повиновения авторитету и церковной традиции, без какого-либо контроля, без независимого суждения личного сознания, основанного лишь на детской доверчивости и раболепстве мысли. Содержание этого убеждения таково, что либо истинное знание о нем невозможно, либо оно прямо противоречит выводам достоверного знания. Философия же — это свободное понимание мира, независимое от посторонних мнений и общепризнанных авторитетов, основанное на принципах самостоятельности и самодостаточности разума, без обращения к священным источникам знания. И поэтому между философией и религией неизбежно возникает фатальная, непреодолимая пропасть.
Философия и религия
Честный, настоящий философ — это если не убежденный атеист, то, по крайней мере, свободно мыслящий скептик. С этой точки зрения все попытки примирить и согласовать результаты столь разнородных интеллектуальных ориентаций, устремлений, представляются искусственными, вынужденными, бесплодными. Иллюзорная видимость согласия между философией и религией возникает лишь тогда, когда философ малодушно отрицает свободу и беспристрастность мысли, вынужденно подгоняя свои рассуждения под обоснование тезисов, априори принимаемых на веру.
На самом деле, отношения между философией и религией были и остаются гораздо более сложными и многослойными. Принимая такой взгляд, нельзя не видеть, что философия и религия не только существенно отличаются друг от друга, но и демонстрируют значительную степень сходства и одинаковости в своем фундаментальном содержании и цели.
В этом мы убедились выше. Более того, это в той или иной степени признается многими философскими доктринами, включая те, которые развивались в эпоху Просвещения и Нового времени.
По своей глубинной природе философия и религия являются идеологическими формами духовной деятельности человека. По этой причине они принципиально отличаются от всех других видов и форм человеческой деятельности. В соответствии с цельностью и универсальностью преследуемых целей философия — это не определенное, конкретное, специализированное знание, а мировоззрение в прямом и буквальном смысле слова, то есть выработка и обоснование идей и взглядов о мире в целом: о природе, обществе и человеке в их взаимосвязи и взаимодействии. Религия преследует те же цели.
Можно пойти дальше и утверждать, что философия, в лице многих своих наиболее выдающихся выразителей, стремилась, подобно религии, увидеть в сущностях и качествах духовно-идеального порядка единую, универсальную основу всех вещей, которая часто включала в себя Бога. Это преобладающее понимание философии в античной мысли, начиная с Гераклита, через Платона и Аристотеля, до Плотина и неоплатонизма. Таково и средневековое понимание философии. Даже в философии Нового времени, пропитанной натурализмом и неверием, многие выдающиеся мыслители эпохи придерживаются того же понимания, образуя преемственность между современной мыслью и ее древними и средневековыми истоками. Достаточно вспомнить имена Декарта, Спинозы, Лейбница, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Аналогичная ситуация имела место и в истории русской философской мысли, учитывая, конечно, ее несколько более позднее вступление в пору зрелости, начиная с А.С. Хомякова, И.В. Киреевского и П.Я. Чаадаева (первая половина XIX века).
История философской мысли
Особенно значимо то, что философия стремится создать такое учение о бытии как универсальном целом, органической частью которого было бы понимание личности, места и роли человека в нем. Выработка такого целостного понимания мира, которое позволило бы включить в него человека, оказалась самой трудной и упорной задачей для философской мысли. Сложность проблемы заключается в том, что любая попытка рассматривать человека с точки зрения его включенности в мир природы просто как одну из составляющих этого мира природы в конечном итоге оказывается бессодержательной и непродуктивной. Именно это произошло со всеми разновидностями натуралистических концепций конечного или окончательного основания бытия, включая материалистические подходы. (Пожалуй, только марксистский материализм является здесь частичным исключением). Такое же фиаско постигло всевозможные позитивистские концепции и построения.
Грубо говоря, человек — это не только природное, но и в некотором смысле сверхъестественное или сверхчувственное существо, наделенное духовными и психическими свойствами, которых нет в остальном мире природных вещей и процессов. И поэтому человек предстает не просто как часть природного мира среди совокупности других природных образований, а как существо особого рода, находящееся за пределами мира природных объектов, обладающее духовной и психической жизнью и способное в сознании и на практике активно и преобразующе воздействовать на природный, данный природой мир. Человек наделен свободной волей, чувством моральной ответственности, стремлением к красоте и гармонии и так далее. Все эти психические и духовные характеристики и потребности составляют самую суть человеческой личности, ее смысловое ядро, хотя ясно, что при всем этом человек остается органической частью природы, живым природным существом.
Опираясь на историю философской мысли, можно утверждать, что философия в своем стремлении создать универсальную целостную картину бытия должна учитывать бытие внутри себя вместе с природными объектами и силами бытия и активное проявление в универсальном целостном бытии сущностей и сил духовного и идеального порядка. Более того, она должна отводить им не менее, а скорее более существенную роль, чем природным объектам, явлениям и процессам.
Мы смогли увидеть, насколько неадекватны и бессодержательны представления о философии как о простой систематизации, как об обобщении всех специализированных научных знаний, основанных только и исключительно на самодостаточности познавательных ресурсов, на строгой и последовательной рациональности. Не менее ошибочны распространенные представления о религии как о слепом принятии на веру непонятных и в принципе непроверяемых доктрин о Божестве, вытекающие из них утверждения о принципиальной качественной неоднородности религиозных верований и философского, научного, других видов знания.
Разум, источник бытия и мысли
Как известно, религиозная вера, при всем многообразии форм религиозности, в конечном итоге основывается на моменте непосредственного переживания божественного, на живом прикосновении и переживании божественного, на чувстве реального присутствия божественного в глубине человеческой личности, то есть воплощает в себе некую первичную, непосредственную и лично воспринимаемую подлинность. Эта интимная, личная встреча с Божеством в личном религиозном опыте пронизана и обогащена божественным откровением, опосредованным Священным Писанием и церковным Преданием. Эти источники не устраняют, а лишь обогащают, конкретизируют содержание личного религиозного опыта.
Более того, информация, передаваемая человеку через живой религиозный опыт, касается не только природы сущностных характеристик, атрибутов самого Божества, но и конечных основ всего сущего, включая человека во всей уникальности и особенности его бытия, представлений о смысле и цели его жизни, характера его отношений с природой, в которой протекает его повседневная жизнь, и с другими человеческими существами. Поэтому религия, как и философия, представляет собой форму интеллектуальной деятельности, направленной на осознание и понимание фундаментальных мировоззренческих вопросов, связанных с восприятием мира в целом и места человека в нем. Таким образом, становится ясно, что религия и философия, с точки зрения их основного содержания и назначения, не являются чуждыми, несхожими интеллектуальными ориентациями, как это изображается поверхностным дилетантизмом беспредельного, необузданного рационализма.
Многочисленные факты своеобразного распространения, взаимопроникновения и взаимообогащения философских и религиозных идей свидетельствуют о наличии сходства, общности между философией и религией. Иногда бывает довольно трудно различить, отделить философское от религиозного содержания в концепции или учении. Чтобы подтвердить это, приведем несколько примеров. Логос Гераклита, «Единый и Мудрый, управляющий всем сущим», в связи с которым просветляется человеческая душа, что это: религиозная интуиция или философская концепция? А центр платоновского мира идей — само Благо, возвышающееся над идеальными сущностями (формами), Разум, источник бытия и мысли, перед невыразимой красотой, перед которой трепещет сердце философа — является ли оно продуктом религиозного чувства или философской концепции? С чем мы связываем плотинианское экстатическое «видение» Единого, учение Августина о Боге как «живой истине»? Аналогичные вопросы можно задать в отношении ключевых концепций великих философов Нового времени: о субстанции как первой причине самой себя, о мировом разуме или мировом сознании, о всеобщей воле, об идее трансцендентности и трансцендентализме и т.д. Повсюду философия и религия настолько тесно переплетены, что невозможно провести между ними четко очерченную, жесткую разделительную линию.
Специфика философии
Это, конечно, не означает, что философия и религия идентичны, или что они различаются только в каких-то незначительных, непримечательных отношениях. Нет, это не так. При всем своем несомненном сходстве философия и религия — это две качественно различные формы интеллектуальной деятельности, ставящие перед собой принципиально разные цели и реализующие их принципиально разными способами и средствами. Религия — это жизнь в общении с Богом, направленная на удовлетворение вечной потребности человека в конечном постоянстве и удовлетворении, непоколебимом душевном покое, радости и избавлении от всех тягот и лишений повседневной жизни. Философия — это, по сути, постижение бытия и жизни, полностью независимое от каких-либо личных интересов, от какого-либо личного опыта, через поиск предельного или окончательного основания, на котором может быть составлено или выведено все остальное многообразие мира. Таким образом, философия и религия существенно различаются в конкретном понимании конечного основания, обращаясь к которому они надеются найти целостную и универсальную картину бытия. Бог религиозной веры должен быть живой личностью, близкой и родственной внутреннему миру человека. В философии, однако, этим конечным основанием, к которому она стремится свести множественность бытия, почти всегда является нечто безличное, безразличное к человеческой природе, будь то первобытный двигатель или первосоздатель, мировой разум или мировой разум, всеобщая универсальная воля, не говоря уже о материи или какой-либо космической энергии. Даже если это основание называется Богом, этот Бог философов радикально отличается от Бога, представленного в христианстве, иудаизме, исламе.
Философия и религия качественно различаются по общему составу или характеру философского и религиозного сознания и мышления, используемых для достижения отстаиваемых ими целей и задач, а также по методам и средствам получения и обоснования своих знаний. В отличие от религии, философия как форма ценностного нормативного сознания избрала своим руководящим принципом прежде всего и главным образом познавательную установку и в своих поисках предельных, конечных оснований бытия опирается на максимально возможное использование всех тех умственных и духовных сил и способностей, которые органически присущи самой природе человека. Это отношение, направленное на сознательный поиск таких представлений, их критическое осмысление, принятие каждого из них на основе тщательного анализа и рассуждений. Специфика философии как особого вида интеллектуальной деятельности может быть понята только при учете плюрализма (множественности) философских установок, предпочтений и ориентаций, одновременно и от их диалога, и от полемики. Это не дань каким-либо моральным соображениям, стремлению к доброжелательности, толерантности и т.д. Речь идет о самой сути философской мысли, философского сознания, о тех объективных свойствах и предпосылках, без которых философия не может творчески развиваться и обогащаться, разрушение которых должно деформировать и даже полностью уничтожить философское сознание.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Диалогическая антропология М. Бубера
- Философия религии П. Тиллиха
- Идеи античной классики (этическая концепция сократа, объективный идеализм платона, философская система аристотеля)
- Научная революция: естественнонаучное содержание, мировоззренческие предпосылки и последствия
- Эстетическое сознание, его формы (эстетические чувства, вкус, идеал, оценка, взгляды, теории)
- Проблема определения понятия «гуманизм» в философии
- Идея закона в философии
- Эстетика Ницше
- Человек в философии Ф. Ницше
- Немецкая классическая философия