Оглавление:
Выполняя эту работу, я попытался раскрыть философию Древней Греции на основе изучения некоторых доступных источников и указать на наиболее важные, на мой взгляд, моменты. Актуальность выбранной мною темы может быть обоснована одновременно рядом обстоятельств, из которых наиболее важными мне представляются следующие два: во-первых, философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по разнообразию течений, школ и доктрин, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. А во-вторых, античная философия приобретает все большее значение в современной философии, особенно в связи с проблемами, связанными с определением роли и места человека в развивающемся мире, отношения человека к обществу, духовного мира человека и так далее. Исходя из всего вышесказанного, и ранее сформулированной цели проведения данной работы, я стремилась решить следующие задачи: изучить литературу по теме исследования с целью выявления сущности и содержания философии Древней Греции, а результаты проделанной работы обобщить и сформулировать обобщенные выводы. В качестве источников для выполнения работы я использовала профессиональную литературу, учебники и учебные книги.
Становление философии в древней Греции
Возникновение философии в Древней Греции стало возможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободы, отделению умственного труда от физического. Образ жизни древних греков был активным и энергичным. Греция была рабовладельческим государством. Рабство также носило «домашний» характер: рабы использовались не только для тяжелого труда. Они могут быть учителями, менеджерами и консультантами. Иногда образ рабовладельца создавался как изнеженного аристократа, сидящего за столом и беседующего со своими сверстниками о бессмертии души. Греческий аристократ не подходил под это определение; его активный и живой ум, упорство, мужество и моральная стойкость делали его человеком-победителем, хотя греки часто терпели поражения. Моральные качества имели сильную моральную мотивацию. Города-государства-полисы имели чрезвычайно высокий уровень социальной интеграции и, соответственно, сильную коллективистскую идентичность. Такая мотивация делает социальное признание наиболее важным эмоционально влияющим фактором. Формирование полиса и развитие философии в Древней Греции — очень тесно связанные явления. Социальная структура полиса и характер мышления в нем во многом объясняют особенности рационального мышления греков. Древнегреческая философия возникла не как область специального философского исследования, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний: математикой и естествознанием, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III века до н.э., некоторые науки, особенно математика и медицина, стали самостоятельными специальностями. Но и после этого древнегреческая философия продолжала развиваться как мировоззрение, которое давало ответы не только на философские вопросы, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных. Характерной чертой древнегреческой философии является, прежде всего, контраст между философскими рассуждениями и практической деятельностью, а также ее особая связь с мифологией.
Влияние вавилонской науки на развитие философии в Древней Греции
Интеллектуальное развитие в 7-4 веках до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития было усвоение греками научных и философских концепций, разработанных в странах Востока — в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки: математики, астрономии, географии, системы измерений. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками у своих предшественников и соседей на Востоке. Первые элементы философской мысли встречаются уже в трудах древнегреческих историков — Гомера, Геродота, Гесиода и Фукидида. Они задавали и подвергали осмыслению вопросы происхождения мира и его развития, человека и его судьбы, развития общества во времени. Три концепции философии в Древней Греции: философия как стремление разума к совершенному знанию; философия как первая из наук; философия как искусство мышления. Греческая философия функционировала как нерасчлененная, всеобъемлющая наука, наука наук, которая включала в себя все области знания из-за неразвитости научной мысли. Греческие философы в большинстве своем принадлежали к различным слоям «свободного», т.е. преимущественно рабовладельческого, класса. Их социально-политические, моральные и образовательные доктрины выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее, в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали доктрины, которые высоко поднялись над узким историческим горизонтом рабовладельческого общества. История древнегреческой философии — это история борьбы первоначального наивного материализма с различными идеалистическими доктринами. В VI-IX веках до н.э. в Греции наблюдался бурный расцвет культуры и философии. В этот период возникло новое, немифическое мировоззрение, новое мировоззрение, центральным элементом которого было учение о космосе. Первые греческие философы были озабочены проблемой первозданности. Одни философы (натурфилософы) считали, что основу вещей составляют чувствительные элементы кислород, огонь, вода, земля и некая субстанция — апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) видели основу мира в едином, невидимом существе; четвертые (Демокрит) в качестве такой основы рассматривали неделимые атомы; пятые (школа Платона) — земной шар лишь тень, результат постижения царства чистой мысли. Конечно, все эти философские течения были во многом наивны и противоречили друг другу. Еще не окончательно порвав с мифологией, они наделяли богов, сверхъестественные силы второстепенным, а то и третьестепенным местом, пытаясь узнать у него мир. Древнегреческие философы не сразу поняли, что основной вопрос философии может иметь разные значения, но уже в 5 веке до н.э. (Платон, Демокрит) четко обозначились две противоположные линии, борьба которых продолжается на протяжении всей дальнейшей истории философии.
Этапы в развитии философии Древней Греции
В истории греческой философской мысли, начиная с Гегеля, принято выделять три основных периода. Первый период — это возникновение греческой философии (VI век до н.э.), так называемой натурфилософии. Второй период — это расцвет греческой философской мысли (V-IV века до н.э.), или афинская школа. В центре этого периода — философия Сократа и его последователей, а также философия Платона и Аристотеля. Третий период — упадок (эпоха эллинизма, III-I века нашей эры), а затем упадок философии (раннее средневековье I-V века нашей эры).
Первый период — VI век до н.э. История греческой философии показывает общую и в то же время яркую индивидуальную картину интеллектуального развития в целом. Первый период можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно-философским, в зависимости от преобладающих в нем интересов. Абсолютно все ученые-философы отмечают, что этот период развития античной философии был периодом натурфилософии. Отличительной особенностью античной философии было сочетание ее учений с учениями о природе, которые впоследствии развились в самостоятельные науки: Астрономия, физика и биология. В VI и V веках до н.э. философия не была отделена от познания природы, а познание природы — от философии. Космологические рассуждения седьмого и шестого веков до нашей эры поднимают вопрос о конечной основе вещей. Так возникает понятие единства мира, которое противопоставляется множественности явлений и с помощью которого пытаются объяснить связь этой множественности и разнообразия, а также закономерности, проявляющейся, в частности, в самых общих космических процессах, в чередовании дня и ночи, в движении звезд. Самой простой формой является концепция единого мира-субстанции, из которого в вечном движении возникают вещи и в который они снова превращаются. Во второй половине VII века до н.э. эллинская философия возникла в Милете среди купцов, ремесленников и других предпринимателей. Фалес (625-547 гг. до н.э.) считается основателем древнегреческой философии, а его преемниками были Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (585-525 гг. до н.э.). Милетские философы были стихийными материалистами. Материалистические школы, милетская и эфесская, боролись против идеалистических и антидиалектических взглядов пифагорейской и элейской школ. Фалес считал воду первоначалом всего сущего, находящимся в непрестанном движении, чьи превращения создают все вещи и в конце концов снова превращаются в воду. Богам не было места в этом круговороте вечных состояний воды. Он представлял себе Землю как плоский диск, плавающий на первобытной воде. Фалес также считается основателем древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук. Ему также приписывают ряд конкретных научных расчетов. Он смог предсказать солнечные затмения и смог дать физическое объяснение этому процессу. Находясь в Египте, Фалес впервые измерил высоту пирамид, измерив их тень в то время суток, когда длина тени равна высоте отбрасывающих ее предметов. Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичная материя — это апейрон: неопределенная, вечная и безграничная материя в вечном движении. Из него, в процессе движения, выделились присущие ему противоположности — горячее и холодное, влажное и сухое. Их взаимодействие приводит к рождению и смерти всех вещей и явлений, которые неизбежно возникают из Апирона и возвращаются в него. Считается, что Анаксимандр составил первую географическую карту и первую схему небосвода для ориентации по звездам, а Землю он представлял себе как вращающийся цилиндр, подвешенный в воздухе. Анаксимен считал, что источником всего сущего является воздух, который, рассеиваясь или сгущаясь, порождает разнообразие всех вещей. Все зарождается и возвращается в вечно движущийся воздух, включая богов, которые, как и все остальные вещи, являются особыми состояниями воздуха.
Материалистическая философия возникла среди прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе против религиозно-мифологической идеологии, унаследованной от прошлого. Представители рабовладельческой аристократии противопоставили этой идеологии философский идеализм. Первым ее проповедником в Древней Греции был Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) с острова Самос. После установления тирании на острове Самос Пифагор перебрался в южную Италию в город Кротон, где во второй половине VI века до н.э. основал реакционное религиозно-политическое объединение среди местной знати, которое стало известно как «пифагорейцы». Согласно пифагорейской философии, природу вещей определяет не качество, а количество, не субстанция, а форма. Все можно посчитать и таким образом определить количественные свойства и законы природы. Мир состоит из количественных противоположностей, всегда неизменных: конечного и бесконечного, четного и нечетного….. Их сочетание происходит в гармонии, присущей миру.
Основными положениями теории Пифагора являются:
- Мир — это упорядоченный космос, порядок которого связан с порядком в человеческом разуме;
- Порядок космоса является следствием всепроникающего разума, который дал природе ее цель и назначение;
- Познание природы мира требует от человека сознательного развития его познавательных способностей.
Материалистическая философия милетской школы совершенствовалась в борьбе с идеалистической философией Пифагора. В конце VI — начале V века до н.э. Гераклит Эфесский (530-470 гг. до н.э.), величайший философ того времени, был стихийным диалектическим материалистом. В его трудах были завершены поиски Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Судя по его происхождению и политическим убеждениям, Гераклит был сторонником аристократии. Он резко критиковал «дворянство». Пессимистическое отношение Гераклита к окружающей его действительности связано с победой рабовладельческой демократии на его родине. Протестуя против торжествующей демократии, он хотел показать ее преходящий характер. Однако в своих философских построениях он пошел гораздо дальше этой цели. Согласно Гераклиту, высший закон природы — это вечный процесс движения и изменения. Элемент, из которого все возникает, — это огонь, который представляет собой регулярный процесс горения, а затем регулярный процесс угасания. Все в природе состоит из противоположностей в борьбе за то, чтобы возникнуть из огня, превратиться в другое и вернуться в огонь. Гераклит был первым, кто выдвинул идею диалектического развития материального мира как неотъемлемого закона, необходимого для материи. Гераклит выразил эту законоподобную необходимость в греческом слове «логос», что означает «закон» в философском смысле. Знаменитое изречение, приписываемое Гераклиту, «Panta rei» — все течет, все изменяется, кратко формулирует суть его философии. Диалектическое единство противоположностей формулируется как постоянно возникающая гармония дополняющих и борющихся противоположностей. Процесс саморазвития огня не был создан каким-либо богом или человеком; он был, есть и всегда будет. Гераклит высмеивал религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников. Философ Ксенофан (ок. 580-490 гг. до н.э.) и его ученики начали бороться против материалистической диалектики Гераклита. Изгнанный из своего родного города Колофон (недалеко от Эфеса), Ксенофан поселился в Италии, где вел жизнь странствующего поэта-песенника. В своих песнях он выступал против антропоморфного политеизма эллинской религии. Ксенофан утверждал, что нет причин приписывать богам человеческий облик, и что если быки и лошади могут создавать образы богов, то они представляют их по своему образу и подобию. Это были первые шаги древнегреческой философии, которая возникла и развивалась в борьбе против старого религиозно-философского мировоззрения.
Второй период — пятый век до нашей эры. На этом этапе предмет философии был расширен и углублен. Проблема смещается от попыток понять внешнюю реальность к поиску и объяснению внутренней реальности, моральной и социальной природы человека. V век до н.э. стал периодом дальнейшего развития греческой науки и философии, которые по-прежнему были тесно связаны между собой. В этот период дальнейшего развития античного общества и государства, происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической борьбы, возникли также политические теории и публицистика. В V веке до н.э. материалистическая философия чрезвычайно плодотворно развивалась в Древней Греции. Самым выдающимся философом классического этапа в философии Древней Греции был Платон (427-347 гг. до н.э.) Платон был членом афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет жизни Платона и Сократа случайно пересекаются. Таким образом, Сократ становится учителем Аристотеля. После осуждения Сократа Платон покидает Афины и ненадолго переезжает в Мегару, но затем возвращается в родной город и активно участвует в политической жизни. Впервые Платон основывает академию. До нашего времени дошли сведения о 35 философских произведениях Платона, большинство из которых были изложены в форме диалогов. Выше и ниже всего он считал идеи. Материальный мир является лишь производным, тенью мира идей. Вечными могут быть только идеи. Идеи — это истинное существование, а реальные вещи — это кажущееся существование. Выше всех других идей Платон ставил идею прекрасного и доброго. Платон признает движение, диалектику, возникающую из конфликта бытия и небытия, то есть идеи и материи. Платон рассматривает чувственное познание, объектом которого является материальный мир, как вторичное и несущественное. Реальное познание — это познание, проникающее в мир идей, т.е. рациональное познание. Душа помнит идеи, которые она встретила и познала в то время, когда не была соединена с телом, душа бессмертна. Другим выдающимся ученым этого времени был Аристотель (384-322 гг. до н.э.).
Он оставил после себя 150 работ, которые позже были систематизированы и разделены на 4 основные группы:
- Онтология (наука о бытии) Метафизика.
- Работы по общей философии, проблемам природы и естественных наук. «Физика», «В небе», «Метеорология».
- Политические, эстетические трактаты: «Политика», «Риторика», «Поэтика». развитие древнегреческой философии.
Наследие Древней Греции и его место в европейской историко-философской традиции
Античная философия внесла необычайный вклад в развитие мировой цивилизации, и ее роль чрезвычайно высока. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь начало западной философии, почти всех ее последующих школ идей и концепций, категорий проблем. Во все времена, вплоть до наших дней, европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как к своему источнику и колыбели, как к образцу мысли. Фалес считается основателем астрономии и геометрии. Впервые он высказал мысль о том, что Земля — это не блин, а тело в космосе, но не очень толстое. Также была предложена идея мирового порядка, закона, которому подчиняется весь мир. Первые древнегреческие учителя мудрости (Протагор, Горгий, Антифонт и др.) внесли большой вклад в развитие риторики, эристики и логики. Протагор был преподавателем риторики и эристики. Он учил, что материя является основой мира и находится в изменчивом состоянии. Протагор считал, что нет ничего стабильного, в том числе и человеческое знание. Следовательно, о любой вещи возможны два противоположных мнения, оба из которых претендуют на истинность. Особое место в древнегреческой философии занимает личность Платона, основателя Академии. Его считают основателем объективного идеализма, последователи которого верят в реальное существование духовного начала, которое само собой породило этот материальный мир. В истории Платон очень известен своими социально-политическими учениями. Согласно его убеждению, в государстве должны существовать три социальные группы. Первая состоит из мудрых правителей — философов. Вторая состоит из храбрых воинов. И третья — крестьяне и ремесленники. Он был убежден, что такое государство будет сильным, потому что каждый в нем будет заниматься своим делом. Кульминацией развития древнегреческой философии стали работы Аристотеля, ученика и критика Платона. Этот высокоодаренный мыслитель проявил себя в логике и эстетике, в политической теории и естественных науках. Аристотель — «самый универсальный ум среди всех древних греков». Аристотель считается основателем логики, науки о способах, формах и законах мышления. Логика — это инструмент в поисках знаний о мире. Аристотель также известен как основатель биологии. Его определение жизни таково: «… Все питание, рост и разложение тела, которые имеют свою основу в самом теле». Аристотель считал планету Земля центром Вселенной, а Бога — конечным и вечным источником всех форм жизни и движения на ней.
В заключение хочу сказать, что цель и задачи, которые я ставил перед данной диссертацией, были достигнуты. В частности, мне удалось более или менее изучить специальную литературу по теме исследования, а также раскрыть суть и содержание философии Древней Греции. Философия, развивавшаяся в Древней Греции, отражала специфику социальной системы, в которой она возникла. Древнегреческая философия возникла не как особая область философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научного знания — математикой и естествознанием, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III века до н.э., некоторые науки, особенно математика и медицина, выделяются в особую область исследований. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, содержащее ответы на вопросы наук: математических, естественных и общественных. Восстановить наследие и содержание учений древнегреческой философии чрезвычайно сложно, поскольку большинство произведений древнегреческой философии и науки, включая почти все труды материалистических школ, были утрачены еще до конца античного мира.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Симеон богослов, византийский философ-мистик
- Механицизм как философский принцип
- Структура «науки логики» Гегеля
- Философия гуманизма в политике
- Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания
- Истина и заблуждение
- Случай Б. Паскаля: верующий рационалист
- Логика, методология и методы научного познания
- Горное дело и технические знания
- Основоположник русской философии