Оглавление:
В последние десять лет, посвященные трансформации советской жизни в новую, еще не имеющую названия, россияне неожиданно столкнулись с проблемой переосмысления уже известных им стереотипов. Неожиданно выяснилось, например, что капитализм, которого сторонились десятилетиями, в конце концов, не так уж страшен (по крайней мере, он хочет казаться таковым), и что необходимо пересмотреть все наше отношение ко всему необходимому, но в той или иной степени затрагивающему все сферы нашей жизни. Философия также не избежала этой участи. Не сказать, что изменилось «философствование» дворовых бездельников — очень часто меняется основа философского восприятия мира. Здесь мы вынуждены слушать и «проклятых нищих», врагов идеологии и т.д.
Самый яркий пример — Фридрих Ницше. Почему-то его имя знакомо с детства. Бог знает почему, учитывая почти патологическое отсутствие здорового интереса к нему — наверное, это одно из тех имен, которые запоминаешь сначала случайно, услышав где-то, и только потом приходит его образ, смутный и часто противоречивый. То же самое произошло со мной, например, с библейским «праотцом Ноем». Когда я услышал его историю, я с удивлением понял, что где-то уже слышал это имя, возможно, не раз. Но Ной — это шаблонная, постоянная история. На протяжении веков его переписывали буква за буквой, и никому не приходило в голову изменить его. Кроме того, не было причин менять его: Все понятно, кроме научного обоснования. Ницше — еще один пример этого. Какие бы ярлыки ни навешивали на него сторонники различных политических движений, его использовали во всех мыслимых смыслах: как аморалиста, нигилиста, фашиста и врага всего человеческого. Вплоть до вполне комичного — Антихриста. Довольно спорная аналогия с одноименным знаменитым произведением. Все эти признаки можно оспорить, если изучить работы Ницше более тщательно и непредвзято. Но изучать Ницше — это не то же самое, что изучать Омара Хайяма (это не значит принижать последнего). Ницше чрезвычайно сложен и противоречив. Среди таких же, как он, он должен быть сначала истолкован. И таких толкований было много, большинство из них просто далеки от истины. Но, несмотря на это, его произведения нашли своих почитателей, и до известного казуса с присвоением ему статуса официального фашистского философа с последовавшими за этим кровавыми событиями (подозревал ли сам философ, что вызовет такие страшные ассоциации) они пережили свою популярность. Но эта популярность, до которой сам Ницше, к счастью, не дожил, вряд ли стала бы бальзамом на душу. Думать «после Ницше» означает «думать по моде». Почти все стали называть себя ницшеанцами. Мы встречаем их у Р. Белого среди его революционеров-«интеллигентов», среди нищих — маргиналов Горького. Идея Ницше неизбежно стала привлекать то, против чего она боролась — массы с их монотонностью и «серийностью». Но было бы терпимо, если бы хотя бы малая часть этой толпы знала суть его теории, хотя и этого зачастую было слишком мало. Конечно, можно простить девочку, которая говорит, что Ницше — японский философ (хорошая фамилия для японца, не правда ли?), но когда 14-летнего подонка спрашивают, почему он отправил на смерть этого милого дворового кота, а он в ответ приводит несколько причин, которые относятся к ницшеанству, это уже не так красиво глупо, как в первом случае. Это и есть диагноз. Скажите, пожалуйста, где Ницше призывает раздавить кошек — в «Die fröhliche Wissenschaft»?
Философские идеи Ницше
Да, тогда будет еще веселее. И вообще, что такое ницшеанство? Можно с ясным умом рассуждать, например, о платонизме, но нет такого направления, как ницшеанство, по крайней мере, четко выраженного. У Ницше не было учеников, и у него, очевидно, не было умных последователей. Он единственный в своем роде. Что это такое, ницшеанство? Бренд, модная марка? Такого не существует. За этим термином скрывается суррогат, подделка, использующая знакомое имя. Идеи Ницше, да и вообще любые философские идеи, нельзя приколоть булавкой — их нужно постичь, пережить самому. В своей статье «Фридрих Ницше: история поражения» профессор К.А. Свасьян цитирует двустишие Джона Шафлера, поэта-мистика XVII века: «Крест на Голгофе не может спасти тебя от зла, если он не воздвигнут в тебе». Это двустишие также подходит к нашей ситуации. Крест, который Ницше честно пронес через всю свою жизнь, — это то, о чем каждый, кто когда-либо захочет сказать, может сказать: «Я и Ницше».
Я не претендую на такие слова, но поскольку меня привлекает его теория, я, по крайней мере, попытаюсь разглядеть очертания этого креста. Этот крест — нигилизм в его крайней форме, но это не тот нигилизм, который мы знаем по «Отцам и детям». Нигилизм Ницше — это отрицание ради утверждения. Доказательство этого и является основной задачей моего эссе. В соответствии с социальными правилами метода Декарта, проблема делится на несколько частей: изучение интерпретаций государства, религии (христианства), морали и, конечно, самой философии. Такая дифференциация проблемы естественна и закономерна для изучения Ницше. Основные образы и символы Ницше прослеживаются почти во всех его работах, поэтому имеет смысл разделить их на разделы. Интерпретация Фридриха Ницше — чрезвычайно сложный вопрос. Здесь гораздо легче ошибиться, чем быть уверенным в своей правоте. Тем не менее, прежде чем рассматривать философию Ницше, стоит привести то, с чем мы «безусловно» имеем дело. Это самые общие и поверхностные признаки, сформулированные Ф. Герхардтом в 1986 году.
Отношение Ницше к религии
Маленький Фредерик, по словам очевидцев, читал отрывки из Священного Писания с таким энтузиазмом, что слушатели часто не обходились без слез. Несмотря на его детскую незрелость, нет сомнений, что он глубоко понимал суть написанного, и это несказанно удивляло окружающих, которые прозвали его «Маленький пастор». Кстати, Ницше с самого начала не был глупым человеком. Например, по его собственному признанию, в возрасте тринадцати лет он был «одержим проблемой происхождения зла» («О генеалогии морали», 3 предисловие). «Я анти — задница», — заявляет он не без скромности, которой, при всех его представлениях о свободе, ему несколько недостает от общественной морали. Насколько сильна была его вера в Бога и была ли она вообще, сказать трудно; скорее, для Ницше Бог был лишь образом, на основе которого можно было удобно строить свое мышление. Хотя он не только отвергает глубину подобных мистических объяснений, но и утверждает их недопустимость в целом, религиозные чувства все же время от времени проскальзывают в его сочинениях, но они часто превращаются в нечто почти обыденное, до боли знакомое и, по общему признанию, вульгарное о Боге: Здесь Творец низведен до уровня обычного человека и подчинен человеческой логике с ее причинно-следственной структурой и оттенком эгоизма. Более того, Ницше критикует Бога! Он критикует жестоко и бескомпромиссно, иногда невольно, и это вызывает страшное возмущение у верующих людей. Еще через триста лет смутьяна сожгли бы где-нибудь на центральной площади Турина, где закончил свой путь Ницше (хотя, возможно, костер был бы для него лучше, чем потеря разума, который был центром его философии, единственной ценностью экс-филолога). Но любой афоризм на религиозную тему (а афоризм Ницше, на мой взгляд, является наиболее правильной формой выражения его мысли) был бы, как говорится, «не в глаз, а в оба глаза», ибо они, при всей своей беспочвенности, были чрезвычайно продуманными и логичными. Возьмите хотя бы афоризм «Веселой науки» о том, что Бог заставляет нас любить себя. Абсурд? Вовсе нет, если вспомнить хотя бы социальные и непреложные (а непреложные ли они?) заповеди, одна из которых требует веры в Бога — а все знают, что означает христианская вера. Согласен, писать закон, в котором говорится, что все обязаны любить законодателя, по меньшей мере, нескромно. И если говорить прямо, то эта «обязательная» любовь ничего не стоит, пока ее оборотной стороной является месть. Но прямое возмездие Бога столь же сомнительно, как и сам Творец.
Но косвенная месть очевидна и имеет свое название: Грех. Грех напрямую связан с моралью, и ощущение его совершения вызывает то состояние, которое Ницше описывал снова и снова — нечистую совесть, вызывающую беспрецедентные страдания и являющуюся, по сути, стержнем всей его философии. Чувство собственной нечистой совести, думаю, вполне ожидаемо: как человек чрезвычайно чувствительный, даже несколько неуравновешенный (помните, «Я мог бы погибнуть от каждого присущего мне аффекта» — «Злая мудрость», Ницше, несомненно, страдал от сознания своего греха, не страдая еще больше, когда понял, что действие, которое было желательным и даже логически совсем не преступным, может принести с собой другое страдание, подпадающее под определение греха с его нечистой совестью. Прямой противоположностью христианству в позитивном смысле является религия досократовской Греции «времен трагедии», характеризующаяся почти полным отсутствием такого понятия, как грех.
Проблема морали в философии Фридриха Ницше
Мораль — это центральный пункт философии Ницше, ее ядро. Все его идеи о государстве, христианстве или назначении философии неизбежно сводились к проблеме морали, на основе норм и ценностей, которая, по сути, является основой всего человеческого существования. Элементы морали органично вплетаются в нашу жизнь в процессе воспитания и являются даже не столько основой, сколько каркасом нашего мировоззрения и мировосприятия, взаимодействия с окружающей физической и социальной сферой. Таким образом, общественная мораль, в какой бы форме она ни была внедрена в наше сознание, накладывает неизгладимую печать на всю жизнь человека и зачастую определяет ход его жизни. С одной стороны, эта функция морали имеет высокую ценность, поскольку она направляет человеческие способности, с другой стороны, она ограничивает эти способности, заставляя человека думать и действовать с помощью ее условий и ни в коем случае не вне их. Отсюда вывод, что общественная мораль имеет недостатки, и эти недостатки весьма значительны. Логично было бы заключить, что несовершенная мораль, как и любая другая несовершенная вещь, должна быть пересмотрена в соответствии с законами, переоценена и, если возможно, заменена или, по крайней мере, реорганизована в похожую, но более белую форму.
Ницше, богатый в кругах, близких к философской науке (вспомним: он был сыном пастора и заметил в себе некоторую склонность к такого рода занятиям), не мог не интересоваться проблемами морали с самого рождения, что доказывает хотя бы упомянутая выше философская работа, которой Ницше усердно занимался, когда ему было всего 13 лет и по традиционным правилам он не должен был интересоваться подобными вещами, тем более до такой степени. Конечно, первая попытка пера была довольно примитивной и впоследствии воспринималась зрелыми «отлупленными» философами с улыбками, хотя и не без элемента иронии. Тем не менее, она стала чем-то вроде отправной точки для Ницше, а затем переросла в нечто гораздо более сложное, совершенное, а главное, захватывающее, отнюдь не последних людей. И не в той форме, которую мы увидели позже в развитой форме ницшеанства. Ницше порождал споры о предмете, который он раскрывал; он позволял людям думать, оценивать и — решать.
Эпицентром всех его размышлений о морали является «Vorspiel zur Philosophie der Zukunft», написанная зимой 1885-1886 годов. «Прелюдия к философии будущего» — книга «По ту сторону добра и зла», по его словам, «ужасная книга, которая на этот раз исходит из моей души — очень черной». Ницше прекрасно понимал, что перешел определенную черту и стал чем-то вроде интеллектуального диссидента, подвергающего сомнению ложь тысячелетий. Здесь он разрушается в убеждении, что в человеке слиты воедино тварь и Творец, тварь сама по себе, чтобы спасти Творца. Но этот кошмарный эксперимент закончился уничтожением не только существа, но и духа Создателя.
Тем не менее, нечистая совесть, при всех ее возможных положительных качествах, кто бы ни оценивал ее как таковую, представляет собой особую болезнь, которую следует лечить, и которую следует интерпретировать снова и снова, чтобы именно факт ее излечения открыл перед человечеством новые возможности и пути эволюции в более совершенную форму.
Теория сверхчеловека
Но на что была направлена работа Ницше, какова, в конце концов, цель переоценки всех ценностей? Все идеи Ницше в итоге сводятся к одной цели, которая стала основополагающей в его творчестве — идее сверхчеловека.
Предыстория этой теории такова. Однажды Дюринг предположил, что вся Вселенная в принципе может быть комбинацией всего нескольких элементарных частиц. Следовательно, в этом случае мировой процесс будет представлять собой калейдоскоп значимых комбинаций, число которых имеет предел. А это может означать только то, что после многочисленных реконструкций системы мы в итоге получим вселенную, идентичную предыдущей. Следовательно, мировой процесс есть не что иное, как циклическое повторение уже бывшего. Позднее Дюринг опроверг свою гипотезу, считая, что, учитывая размеры Вселенной, число ее комбинаций приближается к бесконечности. Ницше, однако, был чрезвычайно впечатлен этой идеей и, вслед за Дюрингом, предположил, что бытие основано на определенном количестве квантов силы, которые понимаются не физически, а биологически. Эти кванты, как и объективации воли в философии Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе друг с другом, образуя индивидуальные комбинации. А поскольку число квантов постоянно, то должно происходить периодическое добавление комбинаций, которые были там раньше: «Все становление происходит только в пределах вечной круговерти и постоянного количества силы». Таким образом, существование как оно есть не имеет ни цели, ни смысла; оно неумолимо повторяется снова и снова (в этом заключается иррационализм Ницше), с неизбежным вечным циклом и повторением, никогда не исчезающим в небытии. Но, следовательно, человек тоже повторяет себя, и поэтому в природе и в каждом мгновении нет потусторонней, небесной жизни, которая неизбежно возвращается. Проведя длительное исследование от морали первобытных времен до культуры современной Германии и всего мира, Ницше «стал свидетелем» того, как греко-римская культура, которая буквально излучала здоровье и силу, была быстро вытеснена христианской культурой, основанной на … непротивление злу и самоуничижение. Идея Ницше заключается в следующем: Не следует ли нам вернуть победный дух досократовской Греции, пробудить в человеке дух воина, стоящего по ту сторону христианского добра и зла, обладающего новой моралью. Именно такие люди станут мостом к еще юношеской мечте Ницше. Как он говорит в книге «Шопенгауэр как воспитатель», «Человечество должно неустанно трудиться, чтобы рождать отдельных великих людей — в этом, и ни в чем другом, заключается его задача».
Другими словами: Вся работа Ницше о морали была сведена к достижению Übermensch. Что такое Übermensch Ницше? Ответ на этот вопрос можно найти в одной из самых выдающихся его работ, работе, которую можно смело назвать кульминацией его творчества. И если в «Генеалогии морали» Ницше предстает перед нами как филолог и историк, то здесь он предстает перед нами прежде всего как поэт и музыкант. Название этого произведения — «Также говорил Заратустра».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Пространство и время — формы существования материи. Виды материи
- Кибернетика и самоуправляемые системы
- Ханс Георг Гадамер, немецкий философ, один из главных представителей философии герменевтики
- Историческая вероятность и многовариантность исторического развития
- Френсис Бэкон, основоположник эмпиризма и английского материализма
- Политическая власть с точки зрения философии
- Философия религии
- Гностицизм
- Предтечи экзистенциализма
- Уильям Оккам и его философия