Оглавление:
Принятие официальной концепции образования, принятой в стране, определяется социально-экономическими, политическими, историко-культурными, психологическими и собственно педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы резко изменились в России в 1990-е годы. До этого времени в нашей стране общепринятой была только концепция коммунистического воспитания молодежи.
Современная Россия находится в процессе формирования демократического общества, которое руководствуется такими основными положениями и идеями, как: Права человека, гражданское общество, демократия, социально ориентированная экономика и гуманизм. Эти основные принципы должны определять жизнь людей на Земле в настоящем и в обозримом будущем. Гуманизм — это мировоззрение, основной ценностью которого является право человека на развитие, счастье, развитие своих способностей, свободное и ответственное участие в жизни мира и общества. Ученые считают, что гуманизм — это естественный результат мировой эволюции. Гуманизм как социальное, научное, культурное и этическое явление представляет собой сумму взглядов на природу, общество и человека. Гуманистические идеи известны с древних времен, но своего пика гуманистическое понимание мира достигло в эпоху Возрождения, когда деятели Ренессанса провозгласили ценность личности, безграничные возможности человека в познании и развитии, а также преобразование мира.
В педагогической литературе утверждается концепция личностно-ориентированного образования, гуманистической педагогики, воспитания в духе любви и свободы, педагогики ненасилия.
Концепция образования — это более или менее полное представление об основных компонентах образования: целях, содержании, методах, средствах и формах.
В настоящее время в России нет ни устоявшейся парадигмы (парадигма — теория, принятая в качестве образца для решения исследовательских задач, т.е. научный подход), ни целостной концепции образования, но есть большое желание либеральных ученых и педагогов оторваться от прежней советской педагогики.
Цель гуманистического воспитания — гармоничное развитие личности, и оно предполагает гуманистический подход к отношениям между участниками педагогического процесса. Для описания этих отношений используется термин «гуманистическое образование». Последнее подразумевает особую заботу общества об образовательных структурах.
Гуманистическое образование — одна из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, которая захватила и образовательную практику в России. Осознание этой тенденции потребовало пересмотра прежней адаптивной парадигмы в педагогике, которая ориентировалась на определенные личностные параметры, наиболее ценными из которых были идейность, дисциплинированность, трудолюбие, социальная ориентация и коллективизм. Таково было основное содержание «социального заказа», над которым работала педагогическая наука в советский период своего существования.
Выход из жестких рамок такого социального порядка требует изучения и развития личности как целостного образования, интегрирующего основные проявления ее духовности. Индивид задумывается не как направляемый и ведомый, а как автор, создатель собственной субъективности и жизни. Данный подход связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике гуманистических идей образования, ориентированных на развитие личности.
Гуманистическое образование происходит в актах социализации, реального образования и саморазвития, каждый из которых способствует гармонизации личности и формирует новый менталитет россиян. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие личностные качества, как практичность, динамичность, интеллектуальное развитие, но и культуру, интеллект, грамотность, планетарное мышление, профессиональную компетентность.
Гуманистическая педагогика
Основными понятиями гуманистической педагогики являются «самореализация человека», «личностный рост» и «помощь в развитии». Каждый человек — это целостная сущность, уникальная личность. Поведение личности определяется не подкреплением из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденной тенденцией человека к реализации — развитию своих природных способностей, поиску собственного смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, характеризующаяся направленностью, стремлением к позитивной деятельности и сотрудничеству.
Самоактуализация — это самореализация в деятельности, в отношениях с людьми, в полноценной «хорошей» жизни на выбранном и меняющемся жизненном пути. К. Роджерс обозначает это состояние термином «полностью функционирующая личность». В психотерапии и педагогике К. Роджерса психотерапевт и педагог должны стимулировать собственные силы человека для решения своих проблем, а не решать их за него. Не навязывать готовое решение, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют границ.
Целью образования должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий и т.д., а преобразование личности студента в результате самостоятельного обучения. Задача школы и образования — дать возможность развития личности, саморазвития, облегчить поиск своей индивидуальности, помочь человеку двигаться в направлении самореализации.
C. Роджерс называл обучение, в котором заинтересован ученик, в котором речь идет не только о накоплении фактов, но и об изменении самого ученика, его поведения, его «Я-концепции», «осмысленным обучением для человека» и считал, что только такое обучение может быть. Он определил следующие условия, при которых это может произойти.
- учащиеся решают в процессе обучения проблемы, которые интересны и значимы для них.
- учитель чувствует себя конгруэнтным с учениками. То есть, он/она проявляет себя как личность и свободно выражает себя.
- Педагог демонстрирует безусловное позитивное отношение к ученику и принимает его таким, какой он есть.
- педагог проявляет эмпатию по отношению к ученику. Способность проникнуть в его/ее внутренний мир, понять его/ее и посмотреть на него/нее его глазами, оставаясь при этом самим собой.
- Педагог играет роль фасилитатора и стимулятора осмысленного обучения и должен создавать психологический комфорт и свободу для ученика, т.е. обучение должно быть сосредоточено на ученике, а не на предмете.
Педагог в рамках гуманистической педагогики должен побуждать учащихся к моральному выбору, предоставляя материал для анализа. Методами обучения являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают следующие приемы общения с ребенком: Саморазговор, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, позитивное внимание к ребенку, зрительный контакт и физический контакт.
Педагогическая поддержка и сопровождение
Современные гуманистические образовательные системы, основанные на различных концепциях, так или иначе опираются на идею педагогической поддержки, которая приобретает все большее значение в педагогике. Термин «педагогическая поддержка» понимается по-разному. Это деятельность различных государственных служб, занимающихся охраной и защитой социальных прав детей. В том смысле, в котором мы будем рассматривать этот термин далее, это система образовательных мероприятий, развивающих личностный потенциал человека, включая помощь ученикам, учителям и родителям в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей. Процесс определения вместе с ребенком его собственных интересов, целей, возможностей и способов преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в области обучения, самовоспитания, общения, поведения в жизни (О.С. Газман).
Педагогическая поддержка — это особая технология образования, которая отличается от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение его проблемы.
Автор этой концепции, О.С. Газман, определил это направление педагогики как педагогику свободы, целью которой является разработка средств формирования свободной личности.
Проблема воспитания личности в педагогике свободы предстает как проблема саморазвития личности, а педагогический процесс — как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, со-творчество взрослого и ребенка, в котором доминирует равноправный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Желательной целью образования является развитие человека как свободной индивидуальности, понимаемой не как самодостаточность, независимость каждого от всех других, а как такая свобода, реализуемая в ответственном служении другим, обретаемая в связи с другими.
Коррекционная педагогика — это настоящая педагогика понимания, которая, в отличие от педагогики влияния, может эффективно решать проблемы изменения личности как ребенка, так и взрослого, потому что оба гибко меняют свое поведение и вместе строят пространство сотрудничества.
Становление гуманистической педагогики в современной России
Гуманистическая педагогика показывает, что потеря собственной идентичности и замена ее псевдоличностью ставит человека в неустойчивое положение. Становясь зеркальным отражением чужих ожиданий, он теряет большую часть себя, а значит, и уверенность в себе. Для того чтобы преодолеть панику, вызванную этой потерей себя, он вынужден продолжать соответствовать, чтобы избежать постоянного одобрения и признания со стороны других. Если он сам не знает, кто он, то, по крайней мере, другие знают, если он ведет себя так, как должен; а если они знают, то и он узнает, если только поверит им.
Когда гуманистические психологи говорят об антропологическом подходе к обучению, они не имеют в виду культ человека. Антропологический принцип, о котором идет речь, не подразумевает потакания агрессивным и низменным потребностям человека; когда говорят о примате человека над обществом, это, конечно, подразумевает систему ответственного поведения человека, систему социально значимого поведения.
П.Й. Гальперин (1902-1988) — известный российский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Он трактовал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности и в связи с этим выделил особенности приобретения детьми социального опыта. П.Ю. Гальперин попытался показать потенциал освоения учащимися новых концепций содержания. При обычном обучении учащиеся вынуждены сами искать необходимые существенные (ориентировочные) признаки и выбирать для них соответствующие действия. Ошибки встречаются довольно часто и неизбежны. Концепции не всегда бывают правильными и полными, а процесс формирования концепций затягивается надолго. Но учитель может научить детей использовать понятия и таким образом передать поколениям опыт, закрепленный в понятиях.
Исследования Гальперина в области внимания и «языкового сознания» были направлены на изучение проблем связи между обучением, умственным развитием и формированием творческого мышления. Он разработал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка с последующей коррекцией как способа устранения педагогической запущенности (Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий. М., 1965).
В чем заключается основная задача учителя? Он должен научить детей обращаться с понятиями. Отсюда предупреждение: крайне опасно заставлять студентов искать существенные признаки вещей, заложенные в понятиях. Для того чтобы понятия укоренились в сознании учеников в кристально ясной форме, учителю лучше предложить ребенку все существенные признаки объектов и научить ученика, какие конкретные интеллектуальные операции необходимы для идентификации или воспроизведения каждого признака.
Прежде всего, учитель дает ученикам алгоритм (формулировку схемы), который исчерпывающе показывает, какие признаки объекта и в каком порядке необходимо подчеркнуть, какие действия важны при наличии того или иного признака, какие результаты могут дать эти действия, под какое понятие необходимо подвести объект при получении того или иного результата. Соответствующее понятие формируется у учащихся только после многократного применения заданного алгоритма при работе с различными конкретными объектами. П.Ю. Гальперин назвал этот вид обучения вторым видом обучения (первый вид — традиционное обучение). Однако Гальперин предложил и другой вариант этого метода. В качестве объектов ориентации студентам предлагаются не конкретные примеры, а общие принципы и структуры изучаемого класса объектов (явлений). В этом задании ученик сам, отталкиваясь от общих принципов, строит ориентировочную основу действия для конкретных объектов. Гальперин назвал это третьим видом обучения.
Ненасилие как принцип гуманистической педагогики
Прогрессивная педагогика всегда была проникнута идеями гуманизма и последовательно выступала против психического и физического принуждения. Несмотря на относительно высокий уровень развития гуманистических теорий и конкретных технологий, их все еще трудно реализовать на практике. К сожалению, насилие в его скрытой, а иногда и открытой форме присуще всей системе образования. Причин тому много, прежде всего, сложность и противоречивость общественного развития.
Тем не менее, существует значительное количество педагогических идей, связанных с реализацией принципа гуманности в теории и практике обучения и воспитания. Обратимся к некоторым из них, представляющим наибольший интерес с точки зрения рассматриваемой проблемы.
Неприятие различных форм принуждения культивировалось представителями гуманистического направления в педагогике, сторонниками свободного воспитания (Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель и др.).
Одним из ярких представителей гуманистической педагогики является Ж.-Ж. Руссо, французский философ-просветитель, педагог и писатель. Основным направлением его педагогических взглядов является идеализация естественного состояния человека и отрицание роли современной культуры в развитии личности. Основные принципы его педагогической теории следующие: Вера в силу детской природы, стремление к спонтанному развитию ребенка, предоставление ему полной свободы и изоляция от общества. Воспитание должно быть естественным, в соответствии с природой ребенка. Руссо придавал большое значение принципу бесплатного образования. По его словам, свобода является одним из естественных прав человека, и никто не может отнять это право. Роль учителя должна заключаться в том, чтобы направить ребенка к правильному решению, оказывая лишь косвенное влияние на его принятие. Очевидна ориентация на актуализацию активности ребенка, развитие его инициативы при косвенном и тактичном руководстве взрослого.
Ж.Ж. Руссо последовательно выступал против различных форм принуждения детей. Сам ребенок должен извлекать уроки из естественных последствий своих действий, что будет стимулировать его к развитию правильного понимания того, как вести себя в той или иной ситуации. Воспитание, таким образом, — это не насильственное воздействие взрослого, а средство для свободной ориентации ребенка в окружающем мире. В своей знаменитой книге «Эмиль, или О воспитании» Руссо писал: «Не давайте ученику устных уроков; пусть он получает их только на опыте; не наказывайте его, ибо он не знает, что такое быть виноватым; никогда не заставляйте его просить прощения, ибо он не сможет вас обидеть». Не имея никаких моральных мотивов для своих действий, он не может совершить ничего, что является моральным злом и заслуживает наказания Сам подход к ребенку, основанный на ненасилии, определяет одну из важнейших задач воспитания: ребенок должен воспитываться в духе ненасилия, поэтому главное — развивать добрые чувства, добрые суждения и добрую волю.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Социализация личности в краеведении
- Творческая деятельность
- Мао- методы активного обучения
- Особенности детей младенческого возраста
- Опыт государственно-частного партнерства
- Методика преподавания истории
- Дети с задержкой психического развития
- Классификация видов педагогического общения
- Систематика нарушений в сенсорном развитии ребенка
- Система образовательных программ