Оглавление:
Проблема сознания всегда привлекала большое внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, специфики его отношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания через анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Представители идеализма остро поставили вопрос о роли сознания в деятельности человека.
Люди давно проявляют большой интерес к сознанию, своему разуму, и считают его самым важным достижением человека. Это, по сути, самое поразительное и загадочное явление жизни, которое возникает на определенном этапе развития материи. С помощью сознания, разума, человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и будущее, в то, что уже есть или еще нет, проникает в дали космоса и в глубины микрокосмоса, в которые он не может проникнуть физически.
Сознание — это специфическая характеристика человека, его генетическая черта, отличающая его от животного царства. Сознание — это социальная характеристика, возникшая в процессе длительной эволюции и становления человека современного типа. Важнейшим философским вопросом был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, об участии человека с сознанием в мире, о возможностях, которые сознание открывает человеку, и об ответственности, которую сознание налагает на человека.
Человек обладает сознанием с помощью мозга, но сознание — это не функция мозга сама по себе, а функция определенного специфического способа отношения социально развитого человека к миру. Проблема взаимоотношений между сознанием и мозгом актуальна. Мы еще многого не знаем о деятельности мозга, особенно о том, что лежит в основе его высших функций и человеческого сознания. Тем не менее, прогресс в этой области за последние годы был неисчислим, и наука о мозге постепенно приближается к разгадке этой тайны природы.
С появлением кибернетики актуализировалась задача создания искусственного интеллекта.
Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, связи научно-технического прогресса с природой, проблемы образования и коммуникации и т.д. — все эти проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с изучением сознания и актуальны сегодня.
Концепции сознания
Современные философские концепции, независимо от мировоззренческой принадлежности, рассматривают сознание как целостную систему. Однако на этом сходство заканчивается. Набор элементов, которые конкретный философ выбирает в структуре этой целостности, напрямую зависит от его философских предпочтений и целей.
Следующие концепции сознания развивались в философии и сохраняют свое значение в современной культуре.
Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, сверхличной, в конечном счете трансцендентной идеи (мир идей Платона, абсолютная идея Гегеля, Бог теологов, внеземной дух уфологов), лежащей в основе всех форм земного существования. Человеческое сознание — это частица, продукт или инаковость мирового духа .
Субъективно-идеалистические системы рассматривают человеческое сознание как самодостаточную сущность, которая содержит образ самой себя и является субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли).
Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя является мыслящей, сознание — атрибутивное свойство всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, имеет предпосылки для мышления. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, а ее элементы встречаются в учениях Аристотеля, Дж. Бруно и Б. Спиноза. Данные современной науки об элементах психической деятельности у животных, успехи физиологии в диагностике заболеваний центральной нервной системы, достижения кибернетики в создании «мыслящих машин» возрождают идеи гилозоизма и психофизиологического параллелизма, согласно которым и психическое, и физиологическое — две самостоятельные сущности, подлежащие изучению самой материей.
Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с материальными образованиями в человеческом мозге. Сознание имеет чисто материальный характер; оно является результатом функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, человеческого мышления зародилось в античной культуре и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но материализация сознания стала популярной особенно в конце 18 — начале 19 веков с распространением идеи дарвинизма. Наиболее яркие его представители — С. Фогт, Л. Бюхнер и Й. Молешотт, пропагандируя достижения науки с середины XIX века, огрубили и упростили сложнейшую философскую и психофизическую проблему — проблему взаимосвязи материи и сознания. В XX веке соображения о характеристике мышления как свойства материальной субстанции вновь стали актуальными в связи с успехами в решении технологических проблем построения искусственного интеллекта, в связи с философскими обсуждениями проблемы «Может ли машина мыслить?».
Социологизация сознания. Сознание попадает в абсолютную зависимость от внешней, в том числе социальной, среды. Истоки этих идей лежат у Дж. Локка и его последователей, французских материалистов XVIII века, которые считали, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию Декарта о «врожденных идеях», они считали, что содержание идей, понятий, с помощью которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, образование. Зачатки этой концепции можно найти у Аристотеля, который поставил формирование способностей и добродетелей человека в зависимость от потребностей общества и интересов государства, полиса. Эти идеи отрицают индивидуальность человеческого мышления, зависимость способностей мыслящего человека от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.
Структура сознания
Сознание — это высшая форма целенаправленного психического отражения действительности человеческими существами . Структура сознания представляется нам чисто «пространственной» картиной существования сознания. Когда мы говорим, что существует сознание, мы представляем, что существует набор очень конкретных феноменов сознания, которые мыслятся как конкретно различные или содержательно одинаковые.
Как сложная система, сознание состоит из ряда взаимосвязанных сфер. Ученые выделяют интеллектуальную сферу, эмоциональную сферу, мотивационную и волевую сферы. Такой подход обоснован как логически, так и с точки зрения конкретной практики.
В частности, А.Спиркин предлагает выделять в структуре сознания три основные сферы: когнитивную (познавательную), эмоциональную и волевую.
Когнитивная сфера состоит из познавательных способностей, интеллектуальных процессов приобретения знаний и результатов познавательной деятельности, то есть самих знаний. Традиционно выделяют две основные когнитивные способности человека: рациональную и чувствительную. Рациональная когнитивная способность — это способность формировать концепции, суждения и выводы, и она считается ведущей в когнитивной сфере. Чувственное познание — это способность к ощущениям, восприятиям, которые служат основой для рационального познания. Долгое время сознание отождествлялось с когнитивной сферой, а все субъективные проявления человека сводились к интеллектуальной сфере. Философский смысл проблемы сознания виделся только в прояснении вопроса о том, какой из познавательных способностей является ведущим.
Когнитивная сфера включает в себя, помимо интеллекта и сенсорных способностей, внимание и память. Память обеспечивает единство всех когнитивных элементов, внимание дает возможность сосредоточиться на определенном объекте. Сенсорные и понятийные образы формируются на основе интеллекта, сенсорных способностей, внимания и памяти, которые составляют содержание когнитивной сферы.
К элементам эмоциональной сферы сознания относятся аффекты (гнев, ужас), элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда), и чувства (любовь, ненависть, надежда). Все эти разнородные явления объединяются понятием эмоции. Эмоция определяется как отражение ситуации в виде психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера сознания также участвует в когнитивном процессе и повышает или, наоборот, снижает его эффективность.
Волевая сфера сознания представлена мотивами, интересами и потребностями в единстве с возможностью достижения цели. Основным элементом этой сферы является воля, которая определяется как способность человека достигать своих целей.
Приведенная выше концепция неявно предполагает, что основная деятельность человека, наделенного сознанием, является познавательной. Элементы сознания выделяются и интерпретируются именно с точки зрения познавательной деятельности человека, ее содержания и результата. Очевидный недостаток этой концепции заключается в том, что единство сознания, представленное как набор разнопорядковых элементов, отношение которых друг к другу недостаточно прояснено, остается лишь утверждением.
Функции и особенности сознания. Особенности сознательного и бессознательного
Сознание — это специфически человеческое, неотделимое от мозга, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах. Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем человек реально что-то делает, он делает это мысленно, в идеальной форме
Сознание имеет творческий, активный характер. Его цель — изменить мир и создать что-то новое. В этом контексте полезно обратиться к термину «сознание». Она описывает человека и его деятельность с точки зрения его способности действовать и создавать компетентно. Другими словами, сознание является синонимом адекватности действий человека
Структура общественного сознания — это его строение, включающее различные элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними.
Сознание («я») — это все, что более или менее упорядочено внутри себя и стремится упорядочить все вокруг себя (логика, разум). Сознание на этом уровне обрабатывает информацию последовательно, стремясь к однозначности в своих утверждениях и обобщаемости в интерпретации. Бессознательное («оно») — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не всегда ему приписываемых (Эрос, Танатос). В сферу бессознательного входят инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты порождают бессознательные желания, эмоции, импульсы, которые проявляются в нашем сознании в виде желаний, чувств, аффектов и т.д. Ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней природы объектов и событий.
Разум (или здравый смысл) определяется как самый низкий уровень логического познания, основанный на идеях и понятиях повседневной жизни. Разум — это высший уровень логического понимания, теоретического, философского мышления сознания, которое оперирует широкими обобщениями и направлено на глубочайшее познание истины. Важным элементом сознания является внимание. При фокусировке внимания интересующий объект оказывается в фокусе сознания. Эмоциональные процессы выражают состояние внутреннего мира человека, его отношение к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Мы делим эмоции на положительные (радость, воодушевление), отрицательные (печаль, гнев, тревога, страх) и состояние эмоционального безразличия (например, равнодушие).
Воля — это открытие сознания. Это не только способность желать, но и способность предпринимать действия для достижения цели, преодолевать препятствия и трудности, возникающие на пути к желаемому. Воля как сила жизни. Чрезвычайно важное место в структуре сознания занимает память, как способность усваивать, хранить и воспроизводить информацию, жизненный опыт. Интуиция обладает огромным познавательным потенциалом. Интуиция — это способность постигать истину путем ее непосредственного восприятия.
Предпосылки для сознания. Отражение и его основные формы
При рассмотрении этого вопроса необходимо понимать, что сознание возникает как свойство материи на определенном этапе ее развития. История возникновения сознания является одной из составляющих общего процесса развития материи. Сознание — это высшая форма и результат развития важного свойства материи — отражения. Отражение — это изменение одного объекта под воздействием другого, или, другими словами, передача свойств этого объекта другому в процессе их взаимодействия.
Способность к отражению и ее характер зависят от условий организации материи. В качественно иных формах отражение проявляется в неорганическом мире, в мире растений, животных и человека. В простейшем случае отражение в неорганической природе — это механические деформации, физические и химические изменения. С появлением жизни формируются качественно новые формы отражения. Простейшей формой отражения в живой природе является раздражительность, которая представляет собой реакцию организма на внешние или внутренние воздействия среды в виде возбуждения. Эта форма отражения, носящая адаптивный характер, распространена у растений и простейших.
Следующим этапом в развитии форм отражения в живой природе является проявление сенситивности (способности чувствовать). Если раздражимость свойственна и растениям, то чувствительность — это форма отражения, характерная для животного мира. Она возникает даже на уровне простейших животных и подразумевает способность непосредственно реагировать не только на факторы окружающей среды, имеющие биологическое значение для организма, но и на биологически значимые факторы, которые, таким образом, несут жизненно важную информацию для организма. Более высокой формой биологического отражения являются рефлексы и ощущения. Рефлексы и ощущения проявляются у животных, имеющих нервную систему. Рефлекс — это естественная реакция организма на внешний раздражитель, осуществляемая при участии центральной нервной системы. С морфологическим усложнением организмов в процессе органической эволюции наряду с безусловными (или врожденными) рефлексами и на их основе у животных появляются условные (т.е. приобретенные) рефлексы, возникает высшая нервная деятельность.
Социальная сущность сознания. Социально-исторические основы его возникновения.
Дальнейшее развитие присущего материи свойства отражения происходило у наших предков под решающим влиянием социальных факторов. Точнее, процесс возникновения сознания протекал в единстве с возникновением общества. Решающая роль в этом процессе перехода от биологической формы движения материи к социальной принадлежит трудовой деятельности. Она способствовала формированию абстрактного мышления и появлению высших, чисто человеческих форм отражения.
Сознание — это совокупность психических процессов, активно участвующих в понимании человеком внешнего мира и своего собственного существования. Сознание — специфически человеческое, неотделимое от мозга, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных образах. Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем человек что-то делает, он делает это мысленно, в идеальной форме.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Бытие как центральная категория онтологии
- Интерпретация Ницше в философии xx века
- Вероятностные подходы к объяснению мира
- Специфика управления социальными системам
- Историцизм в немецкой философии xviii-xix веков
- Китайская философия
- Движение как свойство материи
- Содержание эстетических категорий
- Философия нового времени: Френсис Бэкон
- Скептицизм