Оглавление:
Концепции современного естествознания — это предмет, объединяющий такие понятия, как теории, законы, модели, гипотезы и так далее. Все эти термины можно объединить одним словом — концепции. И таким же образом давайте разберем другие слова в этой теме. Естествознание — это отрасль науки, которая изучает мир таким, какой он есть, в его неотъемлемом состоянии. Современное естествознание относится к науке, которая получила значительное развитие в XX веке и до настоящего времени.
Ноосфера (от греч. noos — разум и сфера), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой рациональная деятельность человека становится главным определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы также используются аналогичные термины: Техносфера, Антропосфера, Социосфера).
Актуальность и важность термина «ноосфера» заключается в том, что он приобрел не только философско-методологическое, но и глубокое историческое значение. Многообразие значений ноосферы позволяет нам делать выводы о ее характере, поскольку нельзя сказать, что она однозначно социальная или природная. Она объединяет и называется социоприродной и включает в себя как природные, так и социальные явления в их оптимальном сочетании.
«Глобальный характер взаимоотношений человека с окружающей средой привел к концепции ноосферы, введенной Леруа, а затем к концепции ноосферы, разработанной Тейяром де Шарденом. Эта концепция возникла непосредственно под влиянием лекций В.И. Вернадского в Париже в 1926 году, в которых он изложил свое учение о биосфере. Концепция ноосферы продолжает учение о биосфере применительно к взаимодействию человека с природной средой».
«Ноосфера — это сфера разума — новое эволюционное состояние биосферы, в котором рациональная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Продуктом ноосферы является технология в самом широком смысле этого слова, включая искусство, науку и литературу как кристаллизации человеческого духа. Деятельность человека создала внутри биосферы качественно новую оболочку — техносферу, которая образует искусственную среду обитания, состоящую из технических средств, изготовленных из косной или живой материи: Машины, механизмы, инструменты, устройства управления, средства связи, домашние животные, культурные растения, промышленные штаммы микроорганизмов и т.д. Продукты техносферы не участвуют в цикле трансформации биоценоза, но смерть вещей техносферы наступает, и природа рано или поздно возвращает их себе. Эволюция техносферы отличается от биологической эволюции: продукты техноэволюции не универсальны; решение об использовании технических средств и устройств во благо или во зло находится вне технологии их производства; техноэволюция ускоряется военными конфликтами; существует верхний предел скорости технического прогресса; вторжение техники в человека неизбежно; возникает вопрос о конечной цели эволюции техносферы».
Строение ноосферы
Понятие ноосферы в современной науке имеет достаточно широкий спектр трактовок, хотя следует согласиться с Г.А. Бачинским, что ноосфера представляется как глобальная оптимизированная социо-экологическая система. Его можно рассматривать как саморегулирующуюся природную систему, равновесие которой обеспечивает общество.
Глобально оптимизированная социально-экологическая система в ноосфере может быть представлена как комплекс взаимосвязанных подсистем. Давайте выделим эти четыре подсистемы:
- природные (флора, фауна, вода, воздух, климат, рельеф и т.д.).
- этносоциальные (обычаи, традиции, быт, язык и т.д.)
- социокультурные (искусство, здоровье, наука, религия, образование и т.д.)
- экономические (население, сельское хозяйство, транспорт, промышленность и т.д.).
Идея ноосферы связана прежде всего с именем российского ученого В.И. Вернадского. Он заявил, что «сфера духа» возникает естественным образом как высшая ступень эволюции биосферы.
Ноосфера — это новая наука, возникшая не так давно, которая может стать новой основой мировоззрения, способной определить роль человека во Вселенной, его место и направление эволюции.
- Техносфера, включающая все средства переработки энергии и вещества, транспорта и связи, созданные совокупным мышлением человечества.
- Социосфера, включающая совокупность отношений между людьми и социальными структурами, вплоть до межгосударственных отношений.
- Идеосфера — сфера идеальных продуктов деятельности человечества, таких как искусство, наука, религия, мифологические формы сознания.
Давайте рассмотрим эти три части подробнее.
Техносфера.
Техносфера (которую некоторые авторы, особенно одержимые «ноофобией» — боязнью разума, отождествляют с ноосферой) интенсивно развивается со времен английской промышленной революции XVIII века. Она интенсивно развивалась со времен английской промышленной революции XIX-XX веков, породила индустриальное общество XIX-XX веков и на наших глазах создала основу нового информационного общества. В этой области человечество еще ждут блестящие открытия. Курс на развитие термоядерной энергии уже задан. В отличие от ядерной энергии, здесь используется энергия термоядерного синтеза, а не ядерного распада, которая несравненно чище ядерной энергии и к тому же практически неисчерпаема. Также используется солнечная энергия и водородная энергия (которая дает чистую воду вместо вредных выбросов при сжигании водорода). Появляются совершенно новые виды транспорта — например, экранопланы, электромобили, в том числе на солнечных батареях, «струнные системы» Юницкого и многие другие. Огромную роль играют биотехнологии, которые, наряду с ожиданием победы над болезнями, вызывают продление активной жизни человека и немалую тревогу в случае их использования в античеловеческих целях. Главная задача ноосферной технологии — не «преобразование природы» и уж тем более не ее «порабощение», а прежде всего «преобразование техносферы», согласование ее с необходимостью поддержания стабильности биосферы и потребностями людей, не только физиологическими, но и высшими духовными потребностями, связанными с трудом и творчеством.
Социосфера и идеосфера
Социосфера состоит из ряда форм, аналогичных биоценозам и биогеоценозам. Иерархия этих форм начинается с «элементарной ячейки» — семьи — и включает такие социальные структуры, как церковь, армия, государство, системы здравоохранения и образования, различные отношения между физическими и юридическими лицами (формы собственности, формы обмена), наконец, отношения между народами и государствами (торговля, культурные влияния, обмены в области науки и техники, спорта, медицины, миграция населения и т.д.). Особенно важными для формирования ноосферы являются те формы, в которых человечество учится объединять усилия для решения общих проблем — в борьбе со стихийными бедствиями, терроризмом, в совместных пространственных, культурных и образовательных программах (ЮНЕСКО, ЮНЕП, ХАБИТАТ и др.), в создании глобальных движений и политических организаций (ООН). В области анализа социосферы с точки зрения ноосферологии сделано очень мало. Но уже очевидно, что главный кризис сегодня — это дефицит разума, который остро проявляется в экологических, экономических и политических проблемах нашего времени.
Вот лишь один простой пример безумия современной экономики в планетарном масштабе. Сегодня на планете Земля проживает 6 миллиардов человек. Продажи лекарств исчисляются сотнями миллиардов долларов в год и приближаются к триллиону. В то же время, для 100 миллионов детей, получающих 100 долларов в месяц, одной десятой части этой суммы — чуть больше, чем стоимость поля для гольфа (75 миллиардов долларов в 1998 году) и чуть меньше, чем стоимость пива (2 миллиарда долларов) — достаточно для обеспечения медицинского обслуживания.
На планете существуют войны, очень выгодные с экономической точки зрения, но совершенно неприемлемые с точки зрения ноосферы — как между странами, так и между гражданами этих стран.
Идеосфера, разум ноосферы, является самой важной частью ноосферы. Это совокупность всех видов мыслей, созданных человечеством за несколько тысячелетий его существования. Каждая мысль «программирует» ту или иную конкретную деятельность человека. Анализ структуры идеосферы позволил нам выделить среди всех этих «программ» те, которые играют в идеосфере роль «программных оболочек», контролирующих действия всех подчиненных программ. Именно это и определяет сущность, природу мировоззрения.
Оказывается, таких типов не так уж много, и, кроме того, можно составить «аритмологическую классификацию основных мировоззрений», присвоив им некие «характерные номера». Оказалось, что для характеристики всех основных мировоззрений достаточно трех натуральных чисел — 1, 2 и 3, к которым следует добавить ноль, символ небытия, и бесконечность, символ бесконечного разнообразия.
0 — это особенность, особенно буддизма и всех связанных с ним типов мировоззрений, целью которых является «переход из мира самсары в мир нирваны», избавление от тела как ненужной «оболочки».
? — («бесконечность») характеризует все виды «языческих» мировоззрений, которые отрицают творца или не интересуются вопросом его существования и поклоняются бесчисленным «идолам».
1 — символ мировоззрения, основанного на Священной книге (в исламе — Коран, в иудаизме — Тора, или Пятикнижие). Несмотря на политические различия между иудаизмом и исламом, их объединяет вера в то, что Творец — это личность, резко и фундаментально отличающаяся от остального «коммерческого мира».
Концепция ноосферы В.И. Вернадского
«Академик Владимир Иванович Вернадский — великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу.
По мнению В.И. Вернадского, основными условиями возникновения ноосферы являются следующие.
1) Человечество стало единым целым. Всемирная история как единое целое охватила весь земной шар, полностью упразднила изолированные, мало взаимозависимые культурно-исторические сферы прошлого. Сейчас «нет ни одного клочка земли, где человек не мог бы жить, если бы это было ему необходимо».
2) Трансформация средств коммуникации и обмена. Ноосфера — это единое организованное целое, в котором все части гармонично взаимосвязаны на разных уровнях и действуют в гармонии друг с другом. Необходимым условием для этого является быстрая, надежная связь между этими частями, преодоление самых больших расстояний, постоянный обмен материалами между ними, всесторонний обмен информацией.
3) Открытие новых источников энергии. Создание ноосферы предполагает столь радикальное преобразование окружающей человека природы, что без огромного количества энергии ему не обойтись.
4) Повышение благосостояния работников. Ноосфера создается духом и трудом массы людей.
5) Равенство всех людей. Поскольку ноосфера охватывает всю планету, по самой своей природе она не может быть привилегией какой-либо одной нации или расы. Это дело рук и разума всех людей без исключения.
6) Исключение войны из жизни общества. В наше время война, угрожающая существованию человечества, превратилась в величайшее препятствие на пути к ноосфере. Из этого следует, что без устранения этого препятствия достижение ноосферы практически невозможно, и, напротив, уничтожение угрозы войны означает, что человечество сделало большой шаг к созданию ноосферы.
Ноосфера, по мнению Вернадского, — это новая геологическая оболочка Земли, созданная по научным причинам.
Ноосфера — это результат действия двух великих революционных процессов современности, слившихся в единый поток: в области научной мысли, с одной стороны, и общественных отношений, с другой. Поэтому создание ноосферы возможно только в результате прочного союза тех сил, которые лежат в основе этих процессов, т.е. союза науки и трудящихся масс.
По мнению В.И. Вернадского, ноосфера — это гармоничный союз природы и общества, это торжество разума и гуманизма, это наука, социальное развитие и государственная политика, объединенные на благо человека, это мир без оружия, войн и экологических проблем, это мечта, цель, к которой стремятся люди доброй воли, это вера в великую миссию науки и человечества, вооруженного наукой.
Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления, В.И. Вернадский пришел к следующим выводам:
1) ход научного творчества — это сила, с помощью которой человек изменяет биосферу, в которой он живет.
2) Это проявление изменения биосферы — неизбежное явление, сопровождающее рост научной мысли.
3) Эти изменения в биосфере происходят независимо от воли человека, спонтанно, как естественный процесс.
А поскольку живая среда представляет собой организованную оболочку планеты — биосферу, то вхождение нового фактора ее изменения — научной деятельности человечества — в ходе его геологически длительного существования является естественным процессом перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние — в ноосферу.
Концепция ноосферы Тейяр де Шарден
«Пьер Тейяр де Шарден (фр. Pierre Teilhard de Chardin; 1881-1955) — французский теолог и философ, один из создателей теории ноосферы. Он внес большой вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию, создав своеобразный синтез христианской доктрины и теории космической эволюции.
Концепция ноосферы была предложена Э. Леруа (1870-1954). Наиболее полное воплощение теория Леруа получила в эволюции Тейяра де Шардена. Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Происхождение Вселенной, возникновение и развитие жизни на Земле описаны с точки зрения современной науки, но основная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. По мнению Тейяра де Шардена, человек также стремится погибнуть в сфере разума и раствориться в Боге. Концепция ноосферы и «сверхжизни» в ней как слияния рас, природы и Бога в единое целое в качестве завершения эволюции имеет философский характер.
Тейяр де Шарден считал, что переход к сверхжизни неизбежен. На земле она утвердится вопреки воле человека, вопреки всему — потому что таков темп мировой эволюции.
По мнению Тейяра де Шардена, появление человека неотделимо от эволюции биосферы, но человек — это принципиально новое и оригинальное целое природы, он — «новый порядок реальности». После возникновения человек осознал, что «выше животной биосферы, после нее — человеческая сфера, сфера размышлений, сознательного и свободного изобретения, короче говоря, мысли: сфера самого разума, или ноосфера». В ноосфере «биосферные усилия по церебрализации завершаются более чем через шестьсот миллионов лет».
Тейяр был убежден, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, а продолжалась по мере того, как человечество объединялось в сообщества со все большей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно возрастающей степенью взаимозависимости, и эта тенденция резко ускорилась благодаря современным технологиям, урбанизации, телекоммуникациям и развитию компьютерных технологий. Глобальная сеть знаний, исследований и чувства человеческой взаимозависимости сформировала то, что Тейяр назвал ноосферой. Он графически представил эволюционный процесс как «пространственно-временной конус», в основании которого он поместил множественность и хаос, а на вершине — точку конечного объединения в сложное единство, «точку Омега».
Вот что пишет Тейяр де Шарден в своей книге «Феномен человека», глава «Развертывание ноосферы».
«Для того чтобы умножить контакты, необходимые для ее исследования, и накопить полиморфное разнообразие ее богатств, жизнь может продвигаться только в больших количествах.
Поэтому, когда его поток выходит из узких глоток, в которых он был как бы заключен новой мутацией, то чем уже глотка, из которой он выходит, и чем больше пространство, которое он должен покрыть своей волной, тем многочисленнее он должен размножаться.
Человечество, движимое неопределенным инстинктом, стремится выйти за узкие рамки места своего происхождения и рассеяться по всей земле. Мысль становится множеством, которое покоряет все обитаемое пространство, а также все остальные формы жизни.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Проблема смерти и бессмертия личности
- Методологический анархизм как крайнее проявление релятивизма
- Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности — Философия права Гегеля
- Понятия «объективного мира» и «субъективного образа»
- Конфуций (кун-цзы), китайский философ, родоначальник конфуцианства
- Августин: доказательство того, что нам известно о существовании бога
- Философская герменевтика. Герменевтический круг
- Философия религии М. Хайдеггера
- Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера — «Вне закона»
- Теория постиндустриального общества Д. Белла