Оглавление:
Социальные потрясения в обществе не прошли стороной, вторглись в устойчивую систему традиционного школьного воспитания, расколов и разрушив педагогические представления, концептуальные позиции и методику работы с детьми.
Отменяя формализм и шаблоны в организации воспитательного процесса, школа вдруг временно замерла в растерянности и беспомощности, лишенная формалистических указаний и так называемых методических разработок. Оправдывая паралич педагогической воли, педагоги выдвинули было идею ненадобности процесса воспитания, попробовали сузить все функции школы к передаче знаний – как если бы в школу приходила не растущая и развивающаяся личность ребенка, а некий индивид – носитель знаний.
Эта пора педагогического паралича проходит, правда, не бесследно: она оставила свои следы в традициях беспорядка, хамства, анархизма в школьном режиме и в чертах поведения наших детей, таких, как физическая и духовная нечистоплотность, агрессивный нигилизм, устойчивый эгоизм, откровенный и наивный цинизм.
Школы самостоятельно подымаются подымаются на уровень культуры, очерчивают свою педагогическую стратегию и вырабатывают новую педагогическую тактику.
Последнее нашло яркое отражение в резкой смене форм групповой работы с детьми. На поверхностный взгляд непросвещенного человека произошла кардинальная замена одних форм другими – как если бы одна мода вытеснила другую. На самом деле формообразующая сторона дела имеет глубокие корни в сущности явления. Школа повернулась сегодня к личности ребенка, и, помня о его способности стать субъектом собственной жизни, отыскивает социально-психологические ресурсы по развитию этой способности.
Волшебный стул
Психологизация воспитательного процесса в школе, обусловленная новой педагогической позицией отношения к личности школьника как субъекту жизни, вывела педагогическую практику на ряд простых форм групповой деятельности, которые позволяют развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности.
«Волшебный стул» — одна из таких форм. В ней сочетаются ценностно-ориентационная и игровая деятельность. На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза; предполагается, что при этом ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул», зато все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.
Педагог предлагает в тишине проверить свои впечатления, а потом произнести вслух все, что видят глаза. Дети называют качества («умный», «нежный», «добрый»…) или указывают на поведенческие характеристики («он всегда помогает», «у него можно попросить что-то, он дает»…), иногда выделяют характерологические черты («веселый», «общительный»…), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность («когда я болел, он ко мне приходил…», «никто не остался убирать класс, а он остался…»). Для группы старших подростков и юношества чрезвычайно важны провозглашения достоинств внешнего портрета («красивая», «грациозная», «он сильный», «у него красивые волосы»…).
«Волшебный стул» как бы отстраняет товарища от группы, набрасывает игровой флер таинственности («эта дама, сидящая перед нами…», «этого господина мы видим…», «у этого юноши»…), на него смотрят как бы впервые. И обычно дети легко идут на такие игровые условия, потому что слишком близкие отношения мешают взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции. Отстраненная же позиция снимает смущение, позволяет произносить то, что пока нетрадиционно для нашего общения, — говорить комплименты друг другу сейчас и теперь, не дожидаясь смерти, похорон и траурных митингов. Такого рода упражнения не бесследны, они помогают обрести уверенность в себе, подымают школьника к осознанию себя как носителя достоинств, изменяют его положение в группе, развивают эмпатию у детей, смягчают психологический климат в группе и, в итоге, переориентируют внимание детей с «недостатков» на «достоинства». Полезной оказывается такая групповая игра и для педагога: он начинает принимать новую точку зрения на «достойного человека», который отличен не тем, что у него нет недостатков, а тем, что у него есть достоинства.
«Волшебный стул» проводится неоднократно, так, чтобы через момент возвышения прошел каждый ребенок группы. Педагог должен жестко фиксировать (в памяти или на бумаге) тех ребят, которые не успели пройти через игровую ситуацию «волшебного стула», и серия игры не завершается, пока все до единого ученика не побывают в роли «дамы, достоинства которой мы видим» или «господина (сударя), чьи достоинства обнаруживают волшебные силы».
Решающим в воспитательном влиянии этого группового дела является тональность протекающего маленького события. Тон, конечно же, задает педагог. Его педагогическая техника (голос, мимика, пластика) как бы лепят эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, кто находится в комнате, и желание сказать любому ободряющее и возвышающее его как личность.
Не следует боятся пауз, тишины, когда дети молчат, не находя ответа на вопрос, какие достоинства они видят. Надо предупреждать возможность затруднений, отмечая, что необходимо увидеть то, что не лежит на поверхности, что без усилий не удается увидеть, но что неизбежно предстает перед нами, если мы начнем вглядываться в человека. После таких слов успокаивается и сидящий на стуле, он позволяет себе улыбнуться, и группа, в свою очередь, улыбаясь в ответ, свободно сообщает о своих впечатлениях.
«Волшебный стул» может быть внесен как часть в какое-то другое, более масштабное групповое дело, но может проводиться и изолированно от других видов групповой деятельности.
Презентация мира
Предметное восприятие окружающего мира, свойственное маленькому ребенку (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг «скамейка» как некая деревянная конструкция вмиг предстала «местом отдыха для старика», «свиданием для влюбленных», «средством раздумий о жизни». Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.
Смена предметного восприятия, однако, не происходит неизбежно, и довольно часто мы констатируем предметное восприятие мира как единственное его восприятие. И тогда человек живет «среди предметов», «среди факторов», «среди случаев», выпадает из контекста общественных отношений, культурных ценностей. Внешне – живет как все, в сущности – живет вне всех, ибо выключен из системы ценностных отношений.
«Презентация мира» как форма групповой деятельности выступает дополнительным фактором перевода предметного восприятия реальности в ее ценностное восприятие. Организуется духовное усилие каждого школьника в момент данной деятельности: предъявляется какой-либо предмет группе и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль исполняет в реализации стремлений человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневное существование. Такого рода интеллектуально-эмоциональное усилие высвечивает для школьника духовную ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению, а в конечном итоге подымает школьника над ситуацией, помогает ему обрести свою личностную сущность – стать субъектом отношений, освобождаясь от зависимости вещно-предметной.
Ни в коем случае мы не хотим сказать, что с помощью «презентации мира» педагог разовьет в ребенке духовность как качество личности. Мы говорим лишь, что эта форма групповой деятельности является одним из элементов общей системы духовного становления школьника.
Избирается любой предмет из окружающей школьника действительности (бессмысленно избирать нечто, лежащее за пределами реальности, например, тостер – детям далекой сельской школы, не знающим и газовой плиты, или пуанты – детям, не видевшим балета), ставится вопрос о его роли в жизни человека, утилитарном и духовном предназначении, в том числе и вопрос о личном отношении к данному предмету.
Этот предмет представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как некая ценность общечеловеческой культуры. Например, на драпированном столике – очки, на красивом блюде – красное яблоко, через эпидиоскоп на экране – иголка с ниткой, на демонстрационном кубе – кусочек мела.
Педагог предлагает взглянуть на этот предмет свежим глазом, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, пойдя от обратного, представить жизнь без этого предмета. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки (может быть впервые осторожно и бережно), демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими. Не страшно, если ребенок, показывая почтовый конверт, скажет только «для писем»; ничего плохого нет в том, когда ребенок в кувшине видит лишь «сосуд для молока» — это все тоже социальное предназначение и участие предмета в социальной жизни. Мысль детей обычно довольно скоро подымается до духовных вершин, «почтовый конверт» служит «любви», «помощи», «поддержке другому человеку», а «кувшин» становится средством «добра», «общения», «заботы».
Предметом презентации могут стать явление, событие, факт, процесс. Но на первых порах лучше всего начинать с вещей, непосредственно находящихся вокруг. Дети и сами могли бы предлагать такие предметы, открывая в них скрытые отношения, вознося их на пьедестал жизненных человеческих ценностей. Если группа небольшая по численности, то возможен вариант поочередного предъявления предмета индивидуально каждым участником: тут интересен индивидуальный выбор и веер таких выборов.
«Презентация мира» может выступать частью какой-то обширной программы, например, проводится на вечере отдыха, во время чаепития, в лесу на полянке и даже на уроке по ходу изучения нового для детей научного явления. Разумеется, исходным условием такого широкого использования служат профессиональные качества педагога, а именно, его ценностно-духовное восприятие мира.
Социодрама
Социодрама – это сюжетно-ролевая игра, развивающаяся как событие, предопределенное социальной позицией главных персонажей игры. Субъект игры – носитель идеи; согласно возложенной на него роли он ведет себя в предложенной ситуации. «Совершающееся действие» (драма) разворачивается так или иначе в силу определенной избранной позиции. Именно правомерность позиции выступает предметом анализа и оценки всех участников и зрителей игры.
Социодрама не случайно родилась в школе как форма групповой деятельности. Противоречивые общественные обстоятельства ставят современного человека, в том числе и школьника, в постоянную ситуацию выбора, от которой зависит ход жизни и система социально-психологических отношений, окружающих субъекта выбора. Но субъектом выбора становятся по мере развития индивидуального сознания способности осмысливать конкретные события и свое «я» в контексте этих событий: связь, зависимость, интерес, влияние, — а также способность предвосхищать результаты личного выбора.
Назначение социодрамы в упражнении духовных сил школьника по осознания себя как личности в структуре общественных отношений.
Психологической предпосылкой социодрамы является потребность детей в игре, свободном общении, а в старших классах – формирование мировоззренческих убеждений. Детское и юношеское воображение обусловливают легкость вовлечения школьника в сюжетно-ролевую игру, он сразу вступает в игру в заданной ему роли и последовательно ведет ход игровых событий.
Этическая основа социодрамы в самоценности личностного выбора, в уникальности и неповторимости человеческих ситуационных решений, в единстве добра и зла, неразъединенности положительного и отрицательного, а следовательно, в правомерности жизненных выборов иногда и прямо противоположного характера.
Методически провести социодраму совсем не трудно. Алгоритм ее организации состоит из последовательных простых шагов. Первый: определяются две альтернативные идеи, отражающие противоположные жизненные позиции («идея» и «антиидея»). Второй: придумывается некоторый простой сюжет (лучше – житейско-обыденного плана), через ход которого некий субъект (назовем его субъект-жертва») испытывает на себе реальные последствия выбора идеи и выбора антиидеи «субъектом-один» и «субъектом-два». Третий: распределяются роли среди участников игры. Помимо действующих лиц («субъект-один» и «субъект-жертва»; «субъект-два» и «субъект-жертва»), в игре принимают участие и зрители в роли «субъекта-наблюдателя»; чаще всего это бывают предметы, вещи, животные, растения и прочее – все, что могло бы окружать героев драмы в момент столкновения их интересов. Четвертый: как в древнегреческой драме, в игру вводится «хор» в качестве резонерствующего лица: «хор-один» высказывается в пользу позиции «субъекта-один»; «хор-два» предъявляет аргументы в пользу позиции «субъекта-два». Дискуссия «хоров» возвышает игру до философского осмысления, помогает школьнику мыслить надситуативно, осерьезнивает веселые перипетии забавного сюжета.
Пятый шаг: кого-то из участников просят исполнять роль рефери, чтобы оценить общий ход игры, соответствие состоявшегося поведения возложенной роли, расстановку сил, мнений и итоговый результат в виде общего суждения.
Разброс мнений
«Разброс мнений» — это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Предполагается, что суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует, каждый имеет право сказать то, что хочется, что «приходит в голову».
Методическим ключом такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Их прочтение и произнесение вслух инициирует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого вступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент беседы иметь что сказать, потому что определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос.
Педагог предлагает детям высказать свое мнение по определенный теме: «Что вы думаете о…» либо ставит вполне конкретный вопрос: «Считаете ли вы, что…» Источником таких тематических дискуссий являются чаще всего актуальные проблемы жизни школьников – тогда обсуждаемые вопросы принимают примерно следующий характер: «Человек и его одежда», «Что такое хорошая жизнь и хороший человек в ней?», «Нужна ли мне книга?», «Как человек проводит каникулы», «Когда я очень разозлюсь», «Родители и я», «Красота, меня окружающая». При высоком уровне интеллекта школьников предметом дискурсии могут стать философские вопросы о жизни как таковой, о бессмертии, совести, счастье, времени, разуме и чувствах, духовном и материальном. Возможен такого рода разговор о только что происшедшем в классе, школе, обществе.
Методическая сторона группового дела «разброс мнений» предельно проста, сводится к выдвижению интересного для детей вопроса и подготовке карточек. Число карточек непременно равняется числу участников дискурсии. На карточке (плотный картон, лучше – цветной, четкий текст фразы) – первые слова, с которых начинается высказывание. Условия игры следует соблюдать, и, если доставшаяся фраза не нравится участнику, он ее может поменять, но не нарушать условий.
Перечислим вероятностные формы первоначальных инициирующих мыслительную активность детей недописанных фраз: «Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что…», «Мне кажется, что в этом вопросе главным является…», «Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда…», «Меня в этом вопросе больше всего смущает…», «Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что…».
Педагогическая трудность заключается в технологической стороне организации дела. Необходимо создать благоприятный психологический климат в группе, чтобы каждый участник был психологически свободен и чтобы мнение каждого воспринималось как предмет интереса. Тональность разговора, максимальная доброжелательность, психологическое «поглаживание», подбадривающие реплики и подкрепляющие положительные оценки в адрес личности, ритмичность построения беседы и даже расположение всех членов группы относительно друг друга – все это имеет огромное значение в успешности задуманного дела. И центральное условие: принимается мнение каждого как некоторая ценность, не подлежащая оценке «правильно – неправильно», содержащая в самой себе ценность лишь потому, что она имеет место среди людей.
«Разброс мнений» — очень оперативная и гибкая форма организации группового дела, удобная для обсуждения конфликтных ситуаций, для выявления группового общественного мнения. В случае напряженных ситуаций, сложных проблематичных взаимоотношений педагог может обратиться к этой форме, в ходе такой дискурсии обычно снижается агрессивность к инакомыслящим, громче и увереннее звучат «тихие голоса» группы, становится очевидным характер группового мнения. Но и в бесконфликтный период «разброс мнений» интересен, не утомителен для детей, плодотворен для их личностного развития. Сам ход школьной реальной действительности приводит часто к проведению «разброса мнений»: кто-то поссорился; кто-то выдвинул оригинальную идею; кто-то не доволен учебой; кому-то пришла в голову мысль о резкой перемене режима; кто-то предлагает провести оценку происходящему и т. д. Плодотворным является проведение предварительного «разброса мнений» — перед тем, как приступить к большому и важному делу. Но полезен и итоговый «разброс мнений», когда дело уже завершено.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Современное общество и учитель
- Методическая служба в системе дополнительного образования детей
- Педагогическая экспертиза
- Картотека труда в средней группе
- Требования к современному педагогу
- Взгляды а. Г. Асмолова на идеал воспитания и на его особенности
- Воспитание и школа в древней греции
- Методика изучения орфографии в начальной школе
- Социально-коммуникативное развитие детей с ДЦП
- Характеристика наглядных методов обучения