Оглавление:
Сознание — удивительный феномен Вселенной. В сознании — величайшая сила человека и его величайшая печаль: печаль заключается в том, что человек, в отличие от животных, знает о своей будущей смерти. Благодаря сознанию («иметь сознание» означает «быть со знанием») мы знаем, насколько разнообразен и бесконечен мир, и понимаем, насколько мы слабы и как мало мы можем знать. Как говорили древние: «Во многих знаниях — многие печали».
Сознание — высшая, свойственная только человеку функция мозга, суть которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств и отношений предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в правильной регуляции и самоконтроле отношений человека с социальной и природной действительностью.
Сознание неразрывно связано с языком и имеет сугубо социальный характер. Его объект — природа, общество и само сознание; его орган — мозг человека; его носитель — конкретно-исторический человек, личность; его содержание — система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний; его стимул — социально обусловленные потребности человека и интересы общества; его роль — правильная ориентация человека в окружающем мире в познании и преобразовании мира на основе общественной практики.
Актуальность изучения диалектики сознания и языка заключается в том, что она способствует формированию правильного научного понимания окружающего нас мира.
Целью данной работы является изучение диалектики сознания и языка. Теоретической основой для написания данной работы послужили труды философов, учебники и статьи из периодических изданий по философии.
Сознание — это высшая, присущая только людям и связанная с речевой функцией мозга способность, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном конструировании действий и предвидении их результатов, в разумной регуляции и самоконтроле поведения человека.
Возникновение и развитие сознания как социокультурного феномена, специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Только будучи выраженным в языке, коллективно произведенное сознание выступает как определенная социальная реальность.
Язык и вообще вся богатейшая знаково-символическая сфера не имеет автономного значения. Все силы души, все возможности речевого общения (а мышление возможно только на основе языка) направлены на общение с миром и с себе подобными в жизни общества. А это возможно только при максимально глубоком постижении бытия.
Язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. При этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне была уже существовавшая у высших животных система звуковой сигнализации. Социальная природа сознания с особой ясностью раскрывается в языке. Язык так же стар, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, что, однако, не исключает противоречий между ними.
Человеческое сознание, таким образом, — удивительное и нигде в природе не встречающееся явление, свидетельствующее об исключительности человека. Не будет преувеличением сказать, что со-знание — это таинственный и могущественный дар человечеству. Неясно только, чей это дар — Бога, природы или каких-то случайных мутаций, произошедших в человеческом организме.
Структура сознания
Определение сознания. Сознание — это форма проявления нашей души, очень существенная форма с глубоким содержанием. В жизни мы часто используем эти понятия как синонимы. Но понятие «душа» шире, чем понятие «сознание». Например, чувства — это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Мы можем использовать понятие «психика» как синоним понятия «душа».
Как же мы можем определить сознание? Сознание — это высшая функция мозга, свойственная только человеку и связанная с речью; заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительных мысленных построениях действий и предвидении их результатов, в разумной регуляции и самоконтроле поведения человека[1] .
Структура сознания. Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле оно обозначает психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или «рациональном, подчеркивая тем самым его связь с материей и не раскрывая специфики его структурной организации.
В более узком и специальном значении сознание понимается не просто как психическое состояние, а как высшая, собственно человеческая форма психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано и представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся в закономерных отношениях друг с другом. В структуре сознания, прежде всего, наиболее четко выделяются такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию отражаемого. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет разные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда бытовое, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия и мышление составляют ядро сознания. Однако ими не исчерпывается его структурная полнота: в качестве необходимого компонента в него входит также акт внимания. Именно благодаря концентрации внимания в фокусе сознания находится определенный круг объектов.
Воздействуя на нас объектами, события вызывают в нас не только когнитивные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодный рассудок, а страстный поиск истины.
Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает собственно чувства, которые представляют собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и т.д.), настроение, или эмоциональное самочувствие (радостное, подавленное и т.д.), и аффекты (гнев, ужас, отчаяние и т.д.). В силу определенного отношения к объекту познания знания приобретают для человека иную значимость, которая находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. И это показатель особой ценности для человека знаний, которые стали его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции — это компоненты структуры сознания. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Подлинное человеческое познание мира содержит как образное отражение, так и чувства.
Сознание не ограничивается познавательными процессами, концентрацией на объекте (внимание) и эмоциональной сферой. Наши намерения воплощаются в действия благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их единое, сложно структурированное целое.
В основе всех психических процессов лежит память — способность мозга фиксировать, хранить и воспроизводить информацию.
Сознание, самосознание и рефлексия
Человек существует не только в себе, но и для себя, что проявляется в направленности на себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он осознает, что он делает, думает, чувствует. Как исторически, так и в ходе своего индивидуального развития человек сначала осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком себя, своего «я» от всего окружающего. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе. В формировании самосознания значительную роль играют ощущения человеком собственного тела, движений, действий. Человек может стать самим собой только во взаимодействии с другими людьми, с миром через собственную деятельность, общение. Социальная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном взаимодействии людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимодействия. Человек осознает себя не только через других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Продукты труда подобны зеркалам, из которых нам светит наше «я»: ребенок, говорит Гегель, бросает камни в реку и любуется расходящимися по воде кругами как видом труда, в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение.
Познавая себя, человек, как отмечал Т. Манн, никогда не остается таким, каким он был раньше. Самосознание возникло не как духовное зеркало для праздного нарциссизма человека. Оно возникло в ответ на зов социальных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм. Жизнь своими суровыми уроками научила человека самоконтролю и саморегуляции. Регулируя свои действия и предвидя результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия — это размышление человека о самом себе, когда он погружается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Без рефлексии человек не может осознать, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Размышление погружает нас в глубины нашего собственного «я». Важно постоянно подводить итоги того, что мы сделали. Поскольку человек осознает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его природе, его социальной реализации через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в глубинах изолированной личности, вне общения, вне приобщения к сокровищам цивилизации и человеческой культуры.
Уровни рефлексии могут быть самыми разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких размышлений о смысле своего бытия, его нравственном содержании. Осмысливая собственные духовные процессы, человек часто критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, вредные привычки и т.д. Познавая себя, человек никогда не остается таким, каким он был раньше.
Язык как средство общения и взаимопонимания людей
Язык так же древен, как и сознание: «Из всех живых существ только человек одарен речью. Животные не обладают сознанием в человеческом смысле этого слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Многие животные ведут стайный и стайный образ жизни, имеют голосовые органы, например, шимпанзе могут издавать 32 звука. Сложная система подачи сигналов наблюдается у дельфинов. Животные также имеют мимические и жестовые средства взаимной сигнализации. Например, считается установленным, что пчелы имеют особую сигнальную систему, состоящую из различных пространственных фигур. Соединяя различные фигуры в цельный танец (т.е. особый «синтаксис»), пчела «сообщает» всему рою о местонахождении найденного ею источника пищи и пути к нему[6] .
Однако все эти способы сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызванного голодом, жаждой, страхом и т.д. (частичный аналог этого). (частичным аналогом этого являются междометия в человеческом языке), или простое указание (частичным аналогом является человеческий указательный жест), или призыв к совместным действиям, или предупреждение об опасности и т.д. (частичным аналогом являются восклицания, крики, вопли и т.д.). Язык животных никогда не достигает в своей функции акта принятия некоего абстрактного значения в качестве предмета общения. Содержанием общения у животных всегда является настоящая ситуация. Человеческая речь, напротив, «отрывается» от своей ситуативности вместе с сознанием. У людей есть потребность что-то сказать друг другу. Эта потребность реализуется благодаря соответствующему строению мозга и периферического речевого аппарата. Звук превратился из выражения эмоций в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
Сущность языка раскрывается в его двуединой функции: служить средством общения и инструментом мышления. Речь — это деятельность, сам процесс общения, обмен мыслями, чувствами, желаниями, целями и т.д., который осуществляется с помощью языка, определенной системы средств общения. Язык — это. система осмысленных, значимых форм: каждое слово светится лучами смысла. С помощью языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, но и органами чувств и мозгом всех людей, чей опыт он воспринял через язык. Храня духовные ценности общества, являясь материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выступает как механизм социальной наследственности.
Обмен мыслями, переживаниями с помощью языка состоит из двух очень тесно связанных процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим. (Необходимо также помнить об индивидуальных особенностях тех, кто общается посредством слова: читающие одно и то же читают по-разному).
Человек может выражать свои мысли самыми разными способами. Мысли и чувства музыканта, например, выражаются в музыкальных звуках, художника — в рисунках и красках, скульптора — в формах, конструктора — в чертежах, математика — в формулах, геометрических фигурах и т.д. Мысли и чувства выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как он делает.
Единство языка и сознания
Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык — это непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или инструмент. Сознание не только проявляется, но и формируется через язык. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Верно и обратное: мы организуем свою речь в соответствии с логикой нашего мышления. «Образ мира, явленный в слове». Эти слова Бориса Пастернака лаконично описывают суть единства мысли и слова. Когда мы проникнуты идеей, когда ум, говорит Вольтер, хорошо овладел своей мыслью, она выходит из головы вполне вооруженная подходящими выражениями, облеченная в подходящие слова, как Минерва выходит из головы Юпитера в доспехах. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушив ни того, ни другого.
Через язык происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, происходит процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства, благодаря чему у него появляется возможность подвергнуть их анализу как идеальный объект, лежащий вне его. Выражая свои мысли и чувства, человек более отчетливо понимает их сам: он понимает себя, только проверив понятность своих слов на Другом. Недаром говорят: если есть мысль, надо ее изложить, тогда она становится понятнее, а содержащаяся в ней глупость — очевиднее. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: как отражение действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового существования. Через сознание и практику структура языка в конечном счете отражает, хотя и в измененном виде, структуру бытия. Но единство не есть тождество: сознание отражает реальность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь не есть мышление, иначе, как отмечал Л. Фейербах, величайшие говорящие должны были бы быть величайшими мыслителями.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, характерные для каждого народа, оттеняют различные черты в одном и том же объекте. Например, стиль мышления в немецкой философской культуре иной, чем, скажем, во французской, что в определенной степени зависит от особенностей национальных языков этих народов. Но зависимость мышления от языка не абсолютна, как считают некоторые лингвисты: мышление определяется в основном его связями с реальностью, а язык может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
Язык влияет на сознание, мышление и в том смысле, что придает мысли определенную принудительность, осуществляет своеобразную «тиранию» над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы загоняя в их общие рамки постоянно меняющиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоционально окрашенные мысли.
Но не все можно выразить с помощью языка. Тайны человеческой души настолько глубоки, что их невозможно выразить обычным человеческим языком: здесь нужны поэзия, музыка, весь арсенал символических средств.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Модели социального управления: либерализм, авторитаризм, тоталитаризм, этатизм
- Эстетика как философская наука
- Софисты и их основные идеи. Сократ
- Философия откровения Шеллинга
- Курт Фридрих Гёдель, австрийский логик, математик и философ математики
- Бытие как философская категория: ее смысл и специфика
- Средневековая философия Китая
- Спор об универсалиях: номинализм — концептуализм — реализм — Развитие средневековой философии от патристики до схоластики
- Проблема ценностей в философии
- Разработка Кантом концепции морали и нравственного закона — Этическая система Канта