Для связи в whatsapp +905441085890

Римская философия — Стоицизм

Начало римской философии относится ко II-I векам до н.э. По отношению к греческой философии римская философия вторична, и ее можно назвать эллинистической философией. В Риме жило много греков, в том числе философов, которые преподавали и писали на своем родном языке. Греческий язык пользовался уважением, и знание его было признаком культуры и образованности. Естественно, философские учения греков стали близки и римлянам.

Но у римлян были и свои традиционные устои: мужество, стойкость, честность, верность, достоинство, умеренность. А также повиновение военной дисциплине, закону, вековым обычаям, почитание семейных и национальных богов. Такова суровая система ценностей римского гражданина, суровая, но возвышенная.

В первом веке до нашей эры в Риме распространяются греческие философские доктрины. Эпикур, стоики и скептики были самой большой группой последователей, не была забыта и философия Пифагора и Платона, одним из самых выдающихся последователей Пифагора был Публий Нигидий Фигул. Фигул написал много книг; он активно занимался математикой, наукой, астрологией и магией. Фигул дал латинские названия звездам и созвездиям.

Современником Фигула был Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.). Основным трудом Варрона были «Светские и религиозные древности». В своей работе «О жизни римского народа» Варрон изложил свою философию истории: все народы, как и люди, проходят естественный цикл жизни, состоящий из детства, юности, зрелости и старости.

Следует отметить, что в то время отношения между философией и христианством были весьма неопределенными. Они часто противопоставлялись друг другу. В анонимном сочинении «Деяния святых апостолов» (II век) описывается встреча апостола Павла с эпикурейцами и стоиками. Услышав о грядущем воскресении мертвых, философы покинули Павла. Не счесть попыток укрепить либо религию за счет философии, либо философию за счет религии. Конечно, успех христианства не мог пройти бесследно для философии. Наиболее ярко это проявилось в неоплатонизме.

Римская философия находилась под влиянием древнегреческой философии, особенно эллинистического периода. Ее главной задачей было не исследование сущности вещей и обсуждение метафизических проблем, а решение проблем достижения высшего блага, счастья, выработка нравственных норм жизни.

Особого развития римская философия достигла после афинского посольства в Рим в 155 году до н.э., которое положило начало широкому распространению стоицизма, эпикурейства и скептицизма. Из них стоическая философия была наиболее распространенной и влиятельной. Значительный успех стоицизма на римской земле объясняется прежде всего тем, что римляне в большинстве своем были стоиками. В философии их интересовало только одно: насколько та или иная философия соответствует их мировоззрению и может помочь им в жизни, которая была пронизана идеей государства и права.

Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий были величайшими представителями римского стоицизма. Основателем римского стоицизма является Луций Эней Сенека, написавший «Письма к Луцилию», «О пользе» и «Естественно-исторические вопросы». Главной частью философии он считал этику, а натурфилософия носила подчиненный характер. Изучение философии означало для него не только теоретическое, но и практическое упражнение в добродетели. Подчеркивая тесную связь философии с жизнью, Сенека писал: «Философия учит делать, а не говорить. Она требует, чтобы каждый жил по ее законам, чтобы жизнь не расходилась со словами и не казалась пестрой из-за противоречивых поступков».

Римская философия

Стоицизм

Стоицизм был наиболее распространен как в республиканском, так и в позднем императорском Риме. Иногда его считают единственным философским течением, получившим новое звучание в римский период. Его зачатки уже можно увидеть во влиянии Диогена Селевкийского и Ан-типатра из Тарса (который прибыл в Рим с упомянутым афинским посольством). Заметную роль в развитии стоицизма в Риме сыграли также средние стоики, Панетий Родосский и Посидоний, которые сравнительно долгое время работали в Риме. Их заслуга в том, что они способствовали широкому распространению стоицизма в средних и высших слоях римского общества. Среди учеников Панэтия были такие выдающиеся деятели Древнего Рима, как Сципион Младший и Цицерон. В основных положениях своего учения Панетий во многом придерживался старого стоицизма. Например, его концепция логоса схожа с концепцией, например, Хрисиппа, который придерживался схожих онтологических взглядов. В области этики он несколько приблизил идеал стоического мудреца к практической жизни.

Поситоний оказал большое влияние на дальнейшее развитие римского стоицизма. В области онтологии он разрабатывает основную философскую проблематику учения Аристотеля, а также вопросы, граничащие с естественнонаучными проблемами и космологией. Оригинальные философско-этические взгляды греческого стоицизма он сочетает с элементами учения Платона и, в некоторых случаях, с пифагорейским мистицизмом. (В этом проявляется определенный эклектизм, характерный для римской философии того периода).

Наиболее яркими представителями римского стоицизма (нового стоицизма) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

Сенека (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) происходил из сословия «всадников «28 , получил образование в области естественных наук, права и философии и сравнительно долгое время успешно занимался юридической практикой. Позже он стал воспитателем будущего императора Нерона, правление которого принесло ему высочайший социальный статус и почести. На второй год правления Нерона он посвящает ему трактат «О милосердии», в котором призывает Нерона как правителя сохранять умеренность и придерживаться республиканского духа.

По мере роста его престижа и богатства Сенека вступил в конфликт со своим окружением. После пожара в 64 году н.э. в Риме растет ненависть к Сенеке. Он покидает город и поселяется в своем близлежащем поместье. Обвиненный в заговоре, он был вынужден покончить жизнь самоубийством.

Наследие Сенеки весьма обширно. Среди наиболее выдающихся его произведений — «Письма к Луцилию», «Рассуждения о провидении», «О стойкости философа», «О гневе», «О счастливой жизни», «О свободном времени», «О добродетели» и др. За исключением «Вопросов природы», все его работы посвящены этическим проблемам. Если старая точка зрения считала физику душой, то философия новой точки зрения рассматривает ее как полностью подчиненную область.

В своих взглядах на природу (как и в остальных своих работах) Сенека, однако, в принципе придерживается учения старой точки зрения. Это проявляется, например, в материалистически ориентированном дуализме материи и формы. Разум рассматривается как активный принцип, сообщающий материи форму. В то же время прямо признается примат материи. Душу (пневму) он также понимает в духе старого стоицизма, как очень тонкую материю, смесь элементов огня и воздуха.

В эпистемологии Сенека, как и другие представители стоицизма, является сторонником античного сенсуализма. Он подчеркивает, что разум берет свое начало в органах чувств. Однако в вопросе о деятельности души он принимает некоторые элементы платоновской философии, что проявляется прежде всего в признании бессмертия души и в характеристике телесности как «оков» души.

Эпикуреизм

Единственной материалистической (для своего времени явно материалистической) философией в Древнем Риме было эпикурейство, получившее значительное распространение в последние годы Римской республики и в начале императорского правления. Наиболее ярким его представителем был Тит Лукреций Кар (ок. 95-55 гг. до н.э.), написавший философскую поэму «О природе», которая также является ценным художественным произведением современной литературы.

Лукреций полностью отождествляет свои взгляды с учениями Демокрита и Эпикура; последнего он считал лучшим греческим философом. В своем труде он мастерски объясняет, доказывает и пропагандирует взгляды ранних представителей атомистического учения, последовательно отстаивает основные принципы атомизма как против своих ранних, так и современных оппонентов, давая при этом наиболее последовательное и логически упорядоченное толкование атомистической философии. При этом он во многих случаях развивает и углубляет мысли Демокрита и Эпикура. Лукреций считает атомы и пустоту единственными вещами.

Материя — это, во-первых, первичные тела вещей, во-вторых, все то, что является совокупностью названных элементов. Однако никакая сила не может разрушить атомы; они всегда побеждаются своей непроницаемостью. Первое глубоко отличается, двойственным характером тех двух вещей, как было сказано выше, материи и пространства, в которых все имеет место; они необходимы сами по себе и чисты. Там, где простирается пустота, так называемое пространство, нет материи; но там, где простирается материя, нет ни пустоты, ни пространства ни в каком смысле. Первые тела полностью лишены пустоты. Во-вторых, в возникших вещах есть пустота, а рядом с ней — цельная материя.

В такой форме Лукреций излагает учение Демокрита и Эпикура об атомах и пустоте, подчеркивая при этом несотворенную природу материи как таковой.

Если первые тела, твердые и без полостей, как я уже говорил, то они, несомненно, вечны. Неуничтожимость и несотворимость материи, то есть ее бесконечность во времени, связана также с бесконечностью материи в пространстве.

Сама Вселенная не может себя ограничить; истина — закон природы; она желает, чтобы границы материи были образованы пустотой, а материи — границами пустоты, заслуга этого чередования — Вселенная без конца.

Атомам, по мнению Лукреция, присуще движение. В решении вопроса о движении он стоит на принципах Эпикура. Он пытается определенным образом обосновать отклонения от прямолинейного движения атомов.

О движении следует знать следующее: если атомы падают вертикально в пространстве под действием собственного веса, то здесь в неопределенном месте и неопределенным образом они отклоняются от пути — только настолько, что направление несколько меняется. Если бы этого отклонения не существовало, все падало бы в глубины пустоты, вниз, как капли дождя, элементы не могли бы сталкиваться и соединяться, и природа никогда бы ничего не создала40.

Отсюда следует, что паренклитическое движение Эпикура для Лукреция является источником происхождения частиц. Вместе с размером и формой атомов оно является причиной разнообразия и многообразия вещей в мире.

Душу он считает материальной, особым сочетанием воздуха и тепла. Она проходит через все тело и образована самыми мелкими и мельчайшими атомами.

Из какой материи состоит дух и из чего он состоит, это я вам сейчас перечислю. Прежде всего, я скажу, что дух чрезвычайно тонок; тела, образующие его, чрезвычайно малы. Это поможет вам понять, и вы поймете это сами: ничто не совершается в мире так быстро, как то, что воображается и формируется самой мыслью. Отсюда видно, что дух обладает наибольшей скоростью, чем все, что доступно глазу; но и то, что подвижно, состоит, конечно, из тел совершенно круглых и самых маленьких.

Скептицизм

Другим значительным философским направлением в Древнем Риме был скептицизм. Его главный представитель Энесидем Кносский (ок. I в. до н.э.) в своих взглядах близок к философии Пиррона. О том, какое влияние оказал греческий скептицизм на формирование мысли Энесидема, говорит тот факт, что свое главное произведение он посвятил толкованию учения Пиррона («Восемь книг рассуждений Пиррона»).

Энесидем видел в скептицизме путь к преодолению догматизма всех существующих философских течений. Большое внимание он уделял анализу противоречий в учениях других философов. Вывод его скептических взглядов состоит в том, что нельзя судить о реальности на основании непосредственных ощущений. Для обоснования этого вывода он использует уже упоминавшиеся формулировки так называемых тропов.

Следующие пять тропов, которые были добавлены Агриппой, преемником Анесидема, еще больше усилили сомнения в правильности идей других философских течений.

Наиболее ярким представителем так называемого младшего скептицизма был Секст Эмпирик. Его учение также проистекало из греческого скептицизма. Об этом свидетельствует название одной из его работ — «Основания пирронизма». В других работах — «Против догматиков», «Против математиков» — он излагает методологию скептического сомнения, основанную на критической оценке основных понятий тогдашнего знания. Критическая оценка направлена не только против философских понятий, но и против понятий математики, риторики, астрономии, грамматики и т.д. Его скептический подход не избежал вопроса о существовании богов, что привело его к атеизму.

В своих работах он стремится доказать, что скептицизм — это оригинальная философия, которая не допускает смешения с другими философскими течениями. Секст Эмпирик показывает, что скептицизм отличается от всех других философских течений, каждое из которых допускает одни сущности и исключает другие, тем, что он одновременно ставит под сомнение и допускает все сущности.

Римский скептицизм был специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества. Поиск и исследование противоречий между утверждениями предыдущих философских систем привели скептиков к широкому изучению истории философии. Хотя именно в этом направлении скептицизм создает много ценного, в целом это уже философия, утратившая ту духовную силу, которая возносила античное мышление к его высотам. По сути, скептицизм содержит больше прямого неприятия, чем методологической критики.

Скептицизм, как ни странно это может показаться на первый взгляд, очень плодотворен для познания. Стандартная ситуация по отношению к проблеме такова: с каждым шагом мы формально понимаем все больше и больше, но вольно или невольно подгоняем все под уже выработанные решения, продолжая сложившуюся традицию. В результате мысль замедляется, переходит к вариациям того, что уже давно известно, упорядочивает познанное. С одной стороны, это вершина познания, но в рамках определенной парадигмы, которой уже не хватает, как говорил Аристотель, яркого импульса, с которого начинается мысль — удивления. Мышление становится сложным упражнением, но теряет стремление к познанию, склоняясь к позиции «почти все найдено, больше ничего не нужно, по сути», т.е. к вере. Однако ни один результат познания нельзя принимать за окончательный, в этом помогает скептицизм, ставящий под сомнение любые факты, выводы и результаты. Именно скептический подход поддерживает постоянную потребность в дальнейшем познании, сохраняя свободу поиска — даже в тех областях, в которых якобы «все давно известно». Скептический взгляд на мир податлив, открыт для различных точек зрения, не «выносит ничего за скобки» и занимается именно поиском истины

Эклектицизм

Эклектицизм получил в Риме гораздо большее распространение и значение, чем в эллинистической Греции. Среди его сторонников был целый ряд выдающихся деятелей римской политической и культурной жизни, как в последние годы Римской республики, так и в первый период империи. Самым известным среди них был Марк Тулий Цицерон (106-45 гг. до н.э.), выдающийся политик и оратор, создатель латинской философской терминологии.

Представители римского эклектизма обладали огромным объемом знаний. В некоторых случаях они были настоящими энциклопедистами своей эпохи. Сочетание ими различных философских школ не было случайным и беспочвенным, определенный концептуальный подход подкреплялся глубоким знанием отдельных взглядов. Постепенное сближение теории с областью этики выражало общую ситуацию в философии.

Эклектика, развиваясь на базе академической философии, достигает пределов энциклопедизма, охватывая знания как о природе, так и об обществе. Цицерон принадлежал, пожалуй, к наиболее значительной ветви римского эклектизма, которая развивалась на основе стоической философии.

«Стоический» эклектизм в изложении Цицерона был сосредоточен на социальных проблемах, в частности, на этике. Его мотивом было объединение тех частей различных философских систем, которые приносят полезные знания.

Социальные взгляды Цицерона отражают его позицию как представителя высших слоев римского общества периода Республики. Наилучший общественный строй он видит в сочетании трех основных форм правления: монархии, аристократии и демократии. Цель государства он видит в обеспечении безопасности граждан и свободном использовании собственности. На его теоретические взгляды в значительной степени повлияла его реальная политическая деятельность.

В этике он в основном придерживался взглядов стоиков, уделяя значительное внимание проблемам добродетели у стоиков. Он рассматривает человека как разумное существо, имеющее в себе нечто божественное. Добродетелью он называет преодоление всех тягот жизни силой воли. Философия оказывает человеку неоценимую услугу в этом начинании. Каждая из философских ветвей приходит к достижению добродетели своим путем. Поэтому Цицерон рекомендует «объединить» в единое целое все, что является вкладом отдельных философских школ, все их достижения. Этим он, по сути, защищает свой эклектизм.

Прогрессирующий кризис римского общества в последние годы республики и первые годы империи закономерно отражается и в философии. Недоверие к рациональному освоению мира, в большей или меньшей степени проявившееся в различных философских движениях, вместе с растущим влиянием христианства все более усиливало множащиеся признаки мистицизма. Иррациональные движения этой эпохи различными способами пытались приспособиться к меняющейся роли философии. Неопифагорейская философия, типичным представителем которой был Аполлоний Тианский, пыталась укрепиться за счет возврата к мистике чисел, граничащей с шарлатанством; философия Филона Александрийского (30 г. до н.э.-50 г. н.э.) стремилась соединить греческую философию с иудейской религией. В обеих концепциях мистицизм предстает в концентрированном виде.

Более интересным был неоплатонизм, который развивался в III-V веках н.э., в последние века существования Римской империи. Это последнее целостное философское течение, возникшее в период античности. Неоплатонизм формируется в той же социальной среде, что и христианство. Как и другие иррационалистические философские движения поздней античности, неоплатонизм в определенной степени является проявлением неприятия рационализма предшествующего философского мышления. Он является специфическим отражением социального отчаяния и прогрессирующего разложения общественных отношений, на которых основывалась Римская империя.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сознание и самосознание. Сознание и проблема идеального
  2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
  3. Зигмунд фрейд, астрийский врач-психиатр, психолог
  4. Теории «творческих элит». Проблема «героя и толпы» в современной социальной философии
  5. Материализм 60-х годов 19 века
  6. Сознание, его происхождение и сущность.
  7. «Левиафан» Гоббса — Биография и жизненный путь Гоббса
  8. Диалектика бытия, принцип развития
  9. Общая характеристика русской философии
  10. Философия археоавангарда в исследовании феномена человека