Оглавление:
Основная форма человеческого знания — наука — в настоящее время оказывает все более значительное и существенное влияние на реалии нашей жизни, которые мы должны контролировать и действовать тем или иным образом. Философское мировоззрение предполагает вполне определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, чего она может и не может надеяться достичь.
У философов прошлого мы можем найти много ценных предсказаний о возрастающем значении науки. Но они и представить себе не могли того масштабного, порой неожиданного и даже драматического влияния научно-технического прогресса на повседневную жизнь людей, которое нам приходится постигать сегодня. И уместно начать эти размышления с рассмотрения социальных функций науки. Социальные функции науки не фиксируются раз и навсегда. Напротив, они исторически изменяются и развиваются и представляют собой важный аспект развития самой науки.
Современная наука во многих отношениях значительно, кардинально отличается от той науки, которая существовала век или даже полвека назад. Изменился весь его облик и характер взаимодействия с обществом.
Наука занимает достойное место как сфера человеческой деятельности, основной функцией которой является развитие и систематизация объективных знаний о реальности. Это одна из форм общественного сознания, направленная на предметное понимание мира и предполагающая приобретение новых знаний. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открытых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические науки. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, численность научных кадров удваивается в среднем каждые 5-10 лет. А в развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.
В этом отношении исторические параллели между философией и наукой вполне очевидны. Философия и наука являются «звеньями одной цепи» в ориентации человеческого интеллекта на постижение основ бытия.
Связи между наукой и философией фундаментальны, и многие величайшие философы были также выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Наука и философия связаны между собой тем, что они являются сферами рациональной и доказательной умственной деятельности, направленной на достижение истины, которая в их классическом понимании является «формой согласования мысли с реальностью».
Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, культурно-идеологические функции, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы, в-третьих, ее функции как социальной силы, которые связаны с тем, что научные знания и методы все чаще используются сегодня для решения различных проблем в жизни общества.
Критерии научности
Последовательность перечисления этих функциональных групп по существу отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, т.е. появление и закрепление новых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в период формирования науки как особого социального института (период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и становления капитализма, т.е. эпоха Возрождения и современность) ее влияние наблюдалось главным образом в сфере мировоззрения, где в этот период шла острая и упорная борьба между теологией и наукой.
Дело в том, что в предшествующую средневековую эпоху теология постепенно приобрела положение высшей инстанции, призванной обсуждать и решать фундаментальные мировоззренческие проблемы, такие как вопрос об устройстве мироздания и месте человека в нем, о смысле и высших ценностях жизни и т.д. В сфере зарождающейся науки оставались более частные и «профанные» проблемы.
Великое значение коперниканского переворота, начавшегося четыре с половиной века назад, заключается в том, что наука впервые бросила вызов теологии за право монополизировать формирование мировоззрения. Это был первый акт в процессе проникновения научного знания и научной мысли в структуру человеческой деятельности и общества; здесь появились первые реальные признаки вхождения науки в мировоззрение, в мир человеческих мыслей и стремлений. Для того чтобы принять гелиоцентрическую систему Коперника, необходимо было не только отказаться от некоторых догм, утвержденных теологией, но и принять взгляды, которые резко противоречили общепринятой картине мира.
Прошло немало времени, включавшего такие драматические эпизоды, как сожжение Бруно, отречение Галилея и идеологические конфликты вокруг дарвиновской доктрины происхождения видов, прежде чем наука смогла стать решающим авторитетом в вопросах первостепенной идеологической важности, касающихся структуры материи и строения Вселенной, происхождения и природы жизни, происхождения человека и т.д. Потребовалось еще больше времени, чтобы ответы, которые дала наука на эти и другие вопросы, стали частью общего образования. Без этого научные знания не смогли бы стать неотъемлемой частью культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и усиления культурно-философских функций науки, сама научная деятельность постепенно становилась в глазах общества самостоятельной и вполне достойной сферой человеческой деятельности. Другими словами, в структуре общества произошло становление науки как социального института.
В период становления науки как социального института созрели материальные условия для такого синтеза, был создан необходимый для него ментальный климат, выработана соответствующая система мышления. Конечно, уже тогда научные знания не были изолированы от стремительно развивающихся технологий, но связь между ними была односторонней. Некоторые проблемы, возникшие в ходе технологического развития, стали предметом научного исследования и даже привели к появлению новых научных дисциплин. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама наука мало что дала для практической деятельности — промышленности, сельского хозяйства, медицины. И это было связано не только с недостаточным уровнем развития науки, но главным образом с тем, что практическая деятельность, как правило, не умела и не чувствовала необходимости опираться на научные достижения или хотя бы учитывать их лишь систематически. До середины XIX века случаи применения результатов научных исследований на практике были единичными и не привели к всеобщему осознанию и рациональному использованию всего богатства возможностей, которые открывало их практическое применение.
Научно-техническая революция
Со временем, однако, стало очевидно, что чисто эмпирическая основа практической деятельности слишком узка и ограничена, чтобы обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые стали рассматривать науку как мощный катализатор в процессе постоянного совершенствования средств производства. Осознание этого факта коренным образом изменило отношение к науке и стало важнейшей предпосылкой для ее решительного поворота к практике, к материальному производству. Здесь, как и в культурной и философской сферах, наука недолго играла подчиненную роль, а довольно быстро раскрыла свой потенциал как революционная сила, радикально меняющая форму и характер производства.
Важным аспектом превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и укрепление постоянных каналов практического использования научных знаний, появление таких отраслей, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. А вслед за промышленностью такие каналы появляются и в других областях материального производства и даже за его пределами. Это оказало значительное влияние как на науку, так и на практику.
Что касается науки, то, прежде всего, она получила новый мощный импульс для своего развития. Практика, со своей стороны, все больше ориентируется на устойчивые и постоянно расширяющиеся отношения с наукой. Для современного производства, да и не только для производства, постоянно расширяющееся применение научных знаний является необходимым условием существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые были ею порождены.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, наука все более отчетливо проявляет свою функцию как социальная сила, благодаря своему непосредственному участию в процессах общественного развития. Это наиболее очевидно в многочисленных ситуациях, когда данные и методы науки используются для создания амбициозных планов и программ социального и экономического развития. Непосредственное участие ученых как носителей опыта и методов из разных областей является основным требованием для разработки такой программы, которая обычно определяет цели деятельности многих компаний, учреждений и организаций.
Также важно, что из-за сложности таких планов и программ их разработка и реализация предполагают взаимодействие социальных, естественных и технических наук.
Роль науки как социальной силы в решении современных глобальных проблем очень важна. Примером здесь могут служить экологические проблемы. Как известно, стремительный научно-технический прогресс является одной из основных причин таких опасных для общества и человечества явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды и почвы. Следовательно, наука является одним из факторов радикальных и далеко не безобидных изменений, происходящих в среде обитания человека. Ученые не скрывают этого факта. Напротив, именно ученые первыми забили тревогу, заметили симптомы надвигающегося кризиса и привлекли внимание общественности, политиков, государственных деятелей и лиц, принимающих решения. Научные данные также играют ведущую роль в определении масштабов и параметров экологической опасности.
Структура научного знания
Наука в этом случае отнюдь не ограничивается созданием средств для решения поставленных перед ней извне задач. И выяснение причин экологических опасностей, и поиск способов их избежать, первоначальная постановка экологической проблемы и ее последующее уточнение, формулировка целей для общества и создание средств для их достижения — все это в данном случае тесно связано с наукой, которая выступает как социальная сила. В этом качестве наука оказывает сложное влияние на общественную жизнь, особенно интенсивное на техническое и экономическое развитие, социальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения.
Возрастающая роль науки в общественной жизни обусловила ее особый статус в современной культуре и новые особенности ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В связи с этим остро встает проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.).
Эта проблема, хотя и носит философский характер, в то же время имеет большое практическое значение. Понимание специфики науки является необходимым условием для внедрения научных методов в управление культурными процессами. Это необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях ускорения научно-технического прогресса, поскольку выяснение закономерностей научного знания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными явлениями духовной и материальной культуры.
Каковы критерии научного знания, его характерные черты? Одной из важных отличительных черт научного знания является его систематизация. Кроме того, научная систематизация имеет свою специфику. Ему присуще стремление к полноте, последовательности, четким основам систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, образы мира, поэтому все научные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы.
Следующим важным критерием научности является стремление к достоверности, доказательности знания.
Обоснование знаний, приведение их в систему всегда было характерно для науки. Стремление к доказуемости знаний иногда связывают с возникновением самой науки. Используются различные типы обоснования научного знания. Для обоснования эмпирических выводов используются многочисленные доказательства, ссылки на статистические данные и т.д. Обоснование теоретических концепций включает проверку их непротиворечивости, согласованности с эмпирическими данными, способности описывать и предсказывать явления.
Для любого вида человеческой деятельности характерны методы рассуждения, которые используются и в науке, а именно: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстракция и обобщение, идеализация, аналогия, описание, объяснение, предсказание, гипотеза, подтверждение, опровержение и др.
Основными методами получения эмпирических знаний в науке являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение — это метод получения эмпирического знания, в котором главное — не вносить никаких изменений в изучаемую реальность в процессе самого наблюдения.
Соотношение мифологии и философии
А.Ф. Лосев в своей работе «Диалектика мифа» пишет, что «наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, наука всегда мифологична» А.Ф. Лосев, «Диалектика мифа», Мысль, Москва, 2001 г. Это дает нам право утверждать, что мифология и философия тесно связаны.
Поговорим о мифологии и философии как о мировоззрении древнего человека и мировоззрении современного человека.
Мифы для древнего человека такая же реальность, как научные теории для современного человека.
Главное различие в отношении современного и древнего человека к внешнему миру заключается в том, что для современного человека мир — это безличный миропорядок, в котором господствуют объективные законы, не зависящие от человека. В этом смысле для современного человека мир — это безличное «оно»; для древнего человека мир — это «ты», то есть он не безличен. Это совокупность живых, активных существ, наделенных волей и разумом. Для первобытного человека неживой мир не существует. Животное, растение, гроза, тень, камень, на который он наткнулся, — все это он воспринимает как активную жизнь, волю, которая может либо помочь, либо навредить ему в выполнении задания. Мир полон таинственных сил, которые нужно привлечь на свою сторону мольбами, заклинаниями, магическими действиями и так далее. Весь мир был порабощен для древнего человека.
Вторая особенность мировоззрения древнего человека заключается в том, что все может сливаться со всем, то есть отсутствует представление о жестких границах, разделяющих различные явления и процессы в мире. Это мир, в котором нет ничего невозможного, в котором нет стабильных законов и форм. Согласно мифам, человек может превращаться в животное или камень и наоборот; он может мгновенно двигаться, летать, находиться в нескольких местах одновременно.
Отношение древнего человека к смерти своеобразно. Это просто переход, в другое состояние, в мир духов предков, который тесно связан с миром живых. Предки следят за тем, чтобы все обычаи и традиции соблюдались правильно. Они наказывают людей за нарушение их правил, могут насылать болезни, засуху, стихийные бедствия. Духи предков охраняют существующий порядок, поэтому необходимо поддерживать с ними хорошие отношения.
Древний человек также был уверен, что состояние окружающего мира зависит от его непосредственных действий.
Характерной чертой мировоззрения на этой стадии развития является отсутствие случайностей в мире. Случайных событий не бывает; если что-то произошло, то это произошло по чьей-то воле.
Следующей особенностью сознания на этой стадии развития является своеобразное понимание причинности. Идея причинно-следственных связей является самой важной в структуре человеческого мышления. Открытые наукой законы — это устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи окружающей действительности. Они упорядочивают разнообразные впечатления, которые мы получаем из внешнего мира, и определяют всю нашу практическую деятельность.
Для мифа характерна подмена причинно-следственных связей заранее — происхождение объекта выдается за его сущность. Научный принцип объяснения противопоставляется в мифологии «происхождению» во времени. Объяснить структуру вещи — значит сказать, как она была сделана; описать окружающий мир — значит рассказать о его происхождении.
Миф не объясняет, он рассказывает о том, что было, как что-то произошло. Известно, что большинство мифов были этиологическими, то есть рассказывали о происхождении различных предметов, ремесел, обычаев, в том числе о происхождении мира и человека. Но история — это не объяснение причинно-следственных связей, а просто «картина» того, что было.
Для сознания низших уровней развития, как мы уже знаем, не существует безличной реальности. Поэтому в поисках причины события человек ищет, прежде всего, ответ на вопрос «кто это сделал», «кто виноват». Он ищет целенаправленную волю, которая осуществляет действие.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Периоды развития античной философии
- Целостная концепция диалектики в философии Гегеля — Общие черты гегелевской философии
- Принцип тождества бытия и мышления
- Ортегга-и-Гассет и его философия
- Астрономические открытия Н. Коперника и Д. Бруно их мировоззренческое значение — Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения
- Философско-исторические проблемы генезиса государства
- Проблемы культуры и языка в философии К. Леви-Строса
- Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей
- Дмитрий Сергеевич Мережковский, русский поэт, писатель, религиозный философ
- Габриэль Оноре Марсель, французский философ, драматург