Оглавление:
Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети учатся «играя» заметили и доказали такие великие педагоги, как В.Б. Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С. Комарова и другие, большая заслуга в разработке этой проблемы принадлежит Ф. Фребелю.
Многое из того, что ребенок должен знать и уметь, входит в неизвестную, но такую восхитительную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами — искусство, близкое ему и доступное. Не перечислить всех преимуществ оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они изучают различные техники и способы работы с бумагой, такие как складывание, многократное складывание, надрезы, склеивание. Оригами развивает у детей умение работать руками под контролем сознания, у них улучшается мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие момента.
Оригами помогает:
- Добиться прорыва в развитии языка;
- Улучшить произношение и увеличить словарный запас;
- Подготовить руку к письму, что особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу, потому что им придется много писать;
- Для предотвращения так называемой «писательской судороги», распространенной проблемы начинающих;
- Развивать внимательность, терпение, так называемый внутренний тормоз — способность сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
- Стимулировать воображение, проявлять творческие способности;
- Овладеть началами геометрии, как на плоскости, так и в пространстве, во время игры;
- Научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения невроза;
- Почувствовать радость взаимопонимания без слов, понять возможности невербального общения.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет большое значение для развития у детей конструктивного мышления, творческого воображения и художественного вкуса. Оригами улучшает рабочие навыки ребенка. Систематические занятия оригами с детьми гарантируют их всестороннее развитие и успешную подготовку к школе.
Проблема совершенствования мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами обусловлена интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из способов подготовки дошкольников к школе.
История искусства оригами
История искусства оригами неразрывно связана с появлением и распространением бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Орнитологи утверждают, что в третьем — четвертом веке до нашей эры уже находили материалы, которые с полным правом можно считать бумагой. Официальной датой «появления» бумаги в Китае считается 105 год нашей эры, когда чиновник Цай Лунь представил императору официальный доклад о существовании такой технологии. Китайцы ревностно охраняли секрет изготовления бумаги: технология ее производства была запрещена для экспорта за границу.
В третьем веке бумага «мигрировала» через Корею к берегам Японии. Это стало возможным благодаря интенсивным отношениям между двумя странами.
На рубеже четвертого века из Кореи прибыли два ученых, Акити и Вани; последний привез с собой несколько китайских и корейских книг. Согласно японской традиции, он считается первым, кто ввел в стране китайскую письменность. Но долгое время письменность не была широко распространена в Японии. В то время в Японии существовало религиозное движение — синтоизм. Буддизм пришел в Японию из Индии через Китай и Корею немного позже, в 538 году нашей эры. Именно в это время в Японии начало развиваться производство бумаги (610 г. н.э.). Его происхождение связывают с корейским буддийским монахом Дан-Хо, который научился бумажному производству в Китае и предложил свои услуги императорскому двору. Однако в «золотой век» буддийской культуры, особенно в периоды Ханухо (конец седьмого — начало восьмого века) и Темпе (восьмой век), производство бумаги было широко распространено в Японии. С конца второй половины восьмого века начала развиваться и японская технология изготовления бумаги — «нагасидзуни». Бумага, изготовленная по этой технологии, получила название «Washi» — «японская бумага». Благодаря своему уникальному качеству он занял лидирующие позиции в мире.
В пятнадцатом веке в Японии бумага использовалась не только для издания книг. Его использовали для каллиграфии, изготовления конвертов, писем, сумок, зонтов, фонарей и различных перегородок в домах, а также для изготовления одежды. В самых отдаленных провинциях страны можно было увидеть накидки из бумаги, обработанной маслом. В моде были кимоно «сифу» из ткани, нити которой были сделаны из скрученной бумаги, и «камино» из различных листов бумаги.
Прочность бумаги «васи» высоко ценилась в пиротехнике. Из него делали паруса и гильзы для фейерверков. Японская бумага использовалась для уплотнения занавесок в каретах, веревок и тонких тросов, применялась в медицине (пластыри). Из бумаги, скрученной в тонкие веревки, они плели и вязали разнообразные редкие футляры, корзины и коробки для очков, музыкальных инструментов и тому подобного. Самое раннее известное использование оригами в религиозных целях в Японии связано с каташиро, которые использовались в синтоистских церемониях с древних времен.
У этих кукол очень длинная история. Вначале их делали из травы, упоминания о них относятся к периоду Хэйан (796-I185), наибольшей популярности бумажные куклы достигли в середине периода Эдо (1615-1868). Этот период ознаменовался расцветом японской гравюры, основа которой выполнялась на деревянных брусках. Из него делали разноцветные узоры на бумаге и использовали для изготовления кукол. Она известна как киогами, и поэтому куклы, сделанные из этой бумаги, называются «киогаминю».
Самый старый тип бумажной куклы в Японии — это кукла «анэсама» или «старшая сестра» (невеста). В эту эпоху бумага ручной работы была изысканным и драгоценным материалом, который использовался для особых случаев, в основном для религиозных церемоний. Хотя бумага была изобретена в Китае, родиной искусства складывания стала Япония. Возможно, в этом сыграло важную роль сходство звучания японских слов «бумага» «Бог» — «Ками». Таким образом, у японцев существует своего рода мистическая связь между религиозными ритуальными изделиями из сложной бумаги («ори» — ками). Например, один из таких ритуалов включал изготовление небольших бумажных коробочек (санбо), в которые клали кусочки рыбы и овощей в качестве подношений в синтоистских храмах.
Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики детей дошкольного и младшего школьного возраста
По-настоящему революционное развитие оригами началось только после Второй мировой войны, во многом благодаря усилиям теперь уже всемирно известного мастера Аниры Йошизавы, которая изобрела сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть защищено авторским правом, но и способствовал его «широкому распространению». С помощью придуманных им простых символов можно было представить процесс складывания любого изделия в виде серии рисунков. Можно было закреплять навыки игры и передавать их другим людям. Условные знаки мастера Йомодзавы можно найти в любой профессионально изданной книге по оригами.
Строительство из бумаги и других материалов — сложный способ строительства в детском саду. Дети знакомятся с ним только в средних классах.
Как утверждает ряд авторов: В.Б. Косминской, Л.И. Васильевой, Н.Б. Халезовой и др. в процессе конструирования дошкольники приобретают знания и умения.
При конструировании из бумаги уточняются знания детей о плоскостях геометрических фигур, понятия сторон, углов и центра. Дети изучают методы изменения плоских форм путем сгибания, складывания, вырезания, склеивания бумаги, создавая новую трехмерную форму. Эта работа позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобретательские навыки. Для конструктивной работы, как правило, используются готовые формы, из сочетания которых дети получают желаемый образ.
По определению Т.С. Комаровой, под детским конструированием понимается создание различных конструкций из строительных материалов, возиться с бумагой, деревом и другими материалами. По своей природе детское конструирование больше всего похоже на изобразительную деятельность и игру.
А.С. Макаренко подчеркивал, что мир ребенка с его конструированием из игрушечных материалов «наиболее близок к нормальной человеческой деятельности — человек создает из материалов ценности и культуру». Если ребенок не использует ремесло в своей практике, он старается, по возможности, отразить в нем все, что необходимо для действия.
Задачи обучения конструированию оригами из бумаги по Т.С. Комаровой следующие:
1. Усовершенствовать умение детей складывать лист бумаги пополам, в четвертинки, в разных направлениях и разглаживать сгибы;
2. Научить их начинать с простого рисунка, делать надрезы ножницами и вырезать контур;
3. Улучшает способность детей планировать свою деятельность, целенаправленно работать, проявлять самостоятельность, инициативу и воображение.
Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развивает логическое мышление, эмоциональную отзывчивость, мелкую моторику, связную речь.
Перед началом работы с бумагой полезно провести подготовительные упражнения «Приветствие пальцев» и «Приветствие рук».
С помощью оригами развивается мелкая моторика, тренируются пальцы.
Развитие детской речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка детских пальчиков стимулирует умственное развитие и способствует развитию основных элементарных навыков, таких как одевание и раздевание, расстегивание и застегивание пуговиц, манипуляции с лодочками, ножницами. Тренировка пальцев подготавливает руку к письму. Движения кисти и пальцев становятся точными и скоординированными.
Ученые обнаружили, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук в сочетании со стимулирующим воздействием на развитие речи является эффективным средством повышения работоспособности коры головного мозга и улучшения памяти, внимания, слуха и зрения.
Известно, что некоторые дети с нарушениями речи имеют в той или иной степени выраженную общую моторную слабость, а также отклонения в развитии мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в виде нарушений сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторной функции и особенно тонко дифференцированной моторной функции пальцев.
Формы, методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста технике оригами
Т.С. Комарова предлагает следующие методы и приемы обучения детей конструированию из бумаги.
Обучая детей изготовлению бумаги, учитель в основном использует пошаговую демонстрацию поделки, объясняет порядок выполнения, рассматривает готовый узор, задает вопросы, чтобы включить опыт детей и так далее. Выбор методов и их использование в различных комбинациях в классе зависит от целей обучения и опыта детей. Для того чтобы привлечь внимание детей к новым видам ремесел, воспитатель за несколько дней до занятия организует небольшую выставку образцов предстоящей работы в уголке ремесел. Показывая эти игрушки, воспитатель обращает внимание детей на то, из каких частей они состоят и как эти части склеены между собой. Иногда учитель использует индивидуальную демонстрацию нового метода, способа действия. В классе учитель сначала рассказывает детям, с какой целью и зачем они будут делать ту или иную поделку, игрушку и всегда использует поделку по назначению (в игре, в подарок детям, родственникам и т.д.).
Соколова С.В. дает рекомендации для учителей:
- Материал оригами можно использовать в соответствии с запланированными темами обучения развитию языка и экологии, а сложенные части игрушки можно использовать как материал для обучения формированию у детей количественных представлений и освоению счета;
- Прежде чем обучать оригами с детьми, педагог должен освоить основы складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; освоить складывание классических моделей;
- Перед следующим занятием следует подготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один собранный, с выполненной отделкой рисунка и аппликацией, другой развернутый), материал для складывания, необходимый для каждого ребенка: бумага определенного цвета, формы, размера, фактуры, клей, карандаши, лобзики;
- Складыванию каждой фигуры должен быть посвящен отдельный урок, который желательно начать с определения мотива и цели урока в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Во второй части урока представлены складывающиеся фигурки, а третья часть состоит из игры, оценки результата, использования дизайнерского пространства детского сада или кукольного театра.
Очень важно развивать мелкую моторику, потому что развитие руки тесно связано с развитием речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к поступлению в школу. Обычно ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики имеет хорошее логическое мышление, достаточно развитую память, внимание и связную речь. Но в дошкольном возрасте важно подготовить к письму, а не научить ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Работа по развитию моторики движений рук должна проводиться регулярно; только в этом случае будет достигнут максимальный эффект от упражнений. Задания должны доставлять ребенку удовольствие, нельзя допускать скуки и чрезмерных требований. Для развития мелкой моторики можно использовать множество упражнений: Рисование в воздухе, разминание глины, шитье, вязание и многое другое, но нельзя забывать и об оригами. Оригами стимулирует развитие памяти, так как ребенок для изготовления поделки должен запомнить порядок изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и т.д.). В то же время происходит обогащение словаря технических терминов.
Занятия оригами важны для гармоничного развития детей. Они способствуют развитию творческих способностей, стимулируют воображение, способствуют развитию наблюдательности, внимания, фантазии, тренируют волю, развивают ловкость, чувство формы, глазомер и чувство цвета.
Основы педагогической работы по моделированию поделок оригами
В основу педагогической работы по лепке поделок оригами для совершенствования мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста легли следующие педагогические принципы: принцип последовательности и системности, принцип целесообразности складывания материала, принцип развивающего обучения, принцип индивидуального доступа к обучению и др.
Система образования включает разнообразные формы работы по моделированию поделок оригами, рекомендуется предоставлять детям различные виды бумаги в качестве основного материала при создании поделок, использовать различные техники складывания на основе базовых форм в более сложной технике, чем при диагностике. Поделки оригами рекомендуется использовать в детской игровой и театральной деятельности.
Считается, что в процессе обучения детей складыванию предметов воспитатель создаст комфортные материальные условия и теплую творческую атмосферу, что будет способствовать постоянной заинтересованности каждого ребенка в работе и в целом повысит уровень сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста при обучении оригами.
Искусство оригами — это увлекательная головоломка, которая увлечет любого ребенка невероятными превращениями обычного бумажного квадрата. Это даже не фокус, это — чудо! На листе бумаги спрятано множество изображений: корабль, самолет, дом, шляпа, а также причудливые драконы, птицы, животные и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает: журавль машет крыльями, самолет парит, лягушка прыгает, ворона каркает. Сколько радости, сколько волнений!
В этом искусстве есть все, чтобы затащить ребенка на вершину лестницы творчества и сделать восхождение захватывающе интересным. Как и в любой другой игре, главное удовольствие здесь доставляет процесс, а не конечный результат. Дети испытывают эмоциональный комфорт, чувство детской радости, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от поделок ручной работы. Такая игрушка дорога сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.
В оригами огромный выбор уровней сложности: от уровня, которому дети учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигурок, которые под силу лишь немногим мастерам. Здесь есть все, чтобы создать лестницу возрастающей сложности и установить практически любую высоту ступеней и любое их количество.
Невозможно перечислить все преимущества оригами. Это искусство — не только веселый способ провести свободное время, но и средство решения многих образовательных задач, особенно развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, включая развитие речи. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки творчества и таланта детей на кончиках пальцев». Из пальцев, образно говоря, исходят тонкие струйки, питающие источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ловкости в руках ребенка, тем он умнее.
Кроме того, оригами развивает конструктивное мышление, способность к комбинированию, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус:
1. Оригами стимулирует развитие памяти, так как ребенок для изготовления изделия должен запомнить последовательность изготовления, приемы и способы складывания;
2. Оригами способствует концентрации внимания, поскольку заставляет человека сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
3. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.).
Одним из направлений культурного наследия народа является трудотерапия, оздоровительный эффект которой мы воплотили в оригами. Оригами улучшает трудовые навыки ребенка, формирует культуру труда:
1. Оригами развивает интуитивное мышление, способность к проницательности и интуицию;
2. Уроки оригами — это уроки практического жизненного опыта, познания и постижения мира, красоты и гармонии.
Обеспечение функционирования класса или сети кружковой деятельности способствует поддержанию положительного эмоционального фона, создает условия для эстетического и нравственного развития личности, развития ее творческой индивидуальности.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Сущность и механизмы обучения
- Социальная и школьная дезадаптация
- Технологии оценивания образовательных достижений
- Основные компоненты обучения
- Музыкальное воспитание: цели, методы, система
- Внутренние качества специального педагога в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
- Основные тенденции развития системы и содержания образования
- Технологии обучения
- Тематическое планирование
- Система профессионального и вузовского обучения в Норвегии