Для связи в whatsapp +905441085890

Современные технологии музыкального воспитания дошкольников — Развитие музыкальных способностей как научно-теоретическая проблема

Музыкальное образование имеет большое значение для эстетического и нравственного развития личности ребенка. Через музыку дети приобщаются к культурной жизни и узнают о важных общественных событиях. Слушая музыку, они развивают свой познавательный интерес, эстетический вкус и расширяют свой кругозор.
Возможность донести до детей музыкальное произведение, столкнуть их с ним, повлиять на их чувства и мысли — благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального образования показали, что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального образования должен руководить учитель, профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических поисках, знающий искусство и любящий своих учеников.
Кроме того, в наш век технологий очень важно преподносить знания ребенку в интересной, наглядной форме. Наиболее удобным средством для выполнения этой задачи является мультимедийный компьютер.
Внедрение компьютера в учебный процесс способствует развитию ученика как личности, формирует его потребность в самообразовании и саморазвитии. В результате практической педагогической деятельности на базе детских музыкальных школ, а также проводимых исследований экспериментально установлено, что музыкальный компьютер обладает огромным потенциалом для интеллектуального и эмоционально-личностного развития учащихся. Интерес сегодняшних студентов к компьютерам огромен, а осведомленность о постоянно обновляющихся современных информационных технологиях впечатляет. Погружение в нее происходит так легко и быстро в возрасте ребенка, что вызывает естественные опасения родителей, учителей, врачей, психологов. (Компьютеризация общества изменила психологию студента: Опыт показывает, что дети, которых правильно обучают основам информатики, ассоциируют любую деятельность с компьютером, и эта тенденция закрепляется). Для того чтобы компьютер не превратился из друга ребенка в его помощника, а из помощника — в монстра-раба, специалисты должны не только глубоко изучить проблему, но и в первую очередь овладеть технологией. Необходимо не только обеспечить соответствие уровня компьютерной грамотности преподавателей нуждам и потребностям учащихся, но и овладеть всем арсеналом современных информационных технологий. Это даст возможность максимально широкого применения музыкального компьютера (в том числе и как инструмента для профориентации учащихся, в виде элективных курсов, показывающих перспективы и новые возможности в профессиональном музицировании) в образовательном процессе на разных уровнях:
в детских музыкальных школах, детских школах искусств, музыкальных лицеях;
в гимназиях, в системе профильного обучения (профильное обучение) на основе «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;
детско-юношеские спортивные школы и другие учреждения дополнительного образования
в музыкальных училищах и музыкально-педагогических колледжах.
Музыкальный руководитель призывала приобщать детей к музыке и воздействовать на них, прежде всего, ее выразительным исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, положительно влияющие на духовный мир ребенка.
Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуются, творческий опыт передовых педагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен систематически повышать свой теоретический и практический профессиональный уровень и педагогические навыки. Это второе условие успешного выполнения образовательных задач.

Современные технологии музыкального воспитания дошкольников - Развитие музыкальных способностей как научно-теоретическая проблема
Современные технологии музыкального воспитания дошкольников — Развитие музыкальных способностей как научно-теоретическая проблема

Развитие музыкальных способностей как научно-теоретическая проблема

Музыка как вид искусства напрямую обращена к эмоциональному миру, что объясняет огромную силу ее воздействия на духовный мир ребенка. Именно эта удивительная способность отражать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно необыкновенным средством развития личности и способностей ребенка-дошкольника. Живые музыкальные произведения, выражающие мир великих мыслей и глубоких человеческих чувств, вызывающие эмоциональный отклик и затрагивающие эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна отличительная особенность — влияние на человека с первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощным средством воспитания и развития личности ребенка.
Музыкальное искусство — один из специфических и сложных видов искусства. Специфика заключается в использовании особых средств выразительности — звука, ритма, темпа, силы звучания, гармонической окраски. Сложность заключается в том, что звуковой образ, созданный с помощью этих средств выразительности, воспринимается и интерпретируется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов музыкальные образы являются наиболее сложными для восприятия, особенно на дошкольном уровне, поскольку им не хватает непосредственности изобразительного искусства и специфичности литературных образов. Однако музыка является мощным средством воздействия на внутренний, духовный мир ребенка, формирования представлений об основных этических и эстетических категориях. Педагогический потенциал музыки поистине безграничен, поскольку музыка отражает практически все явления окружающей нас действительности, уделяя особое внимание нравственным переживаниям человека. Гармония музыкально-эстетического воспитания достигается только тогда, когда все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируют все творческие способности растущего человека. В то же время педагогическая работа осложняется тем, что нельзя злоупотреблять особой чувствительностью ребенка.
Способности к определенному виду деятельности развиваются благодаря природным задаткам, связанным с такими свойствами нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и мы не можем говорить о том, что у человека нет способностей, пока он не попробует себя в них. Часто интересы к определенному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем.
Центральным в проблеме способностей является вопрос об их наследственности. Условность проявления различных способностей наиболее ярко проиллюстрирована в концепции Фрэнсиса Гальтона. Он стал последовательным «дарвинистом» и в своих работах соединил идею наследования человеческих способностей и талантов с принципами естественного отбора и сохранения вида. Однако с момента публикации работ Гальтона идеи, выраженные в них, подвергались постоянной критике и сомнению в их обоснованности. Накоплен большой массив данных, свидетельствующих, с одной стороны, о наследовании природных способностей, а с другой — о зависимости проявления способностей от благоприятных или неблагоприятных условий окружающей среды.
Б.М. Теплов, рассматривая понятие «способности», выделяет три основных признака.
Во-первых, способности понимаются как индивидуальные и психологические характеристики, которые отличают одного человека от другого.
Во-вторых, способности — это не все индивидуальные характеристики в целом, а только те, которые имеют отношение к успеху деятельности или ряда видов деятельности.
В-третьих, понятие потенциала не ограничивается знаниями, навыками и способностями, которые уже развиты у конкретного человека.

Основные музыкальные способности и их развитие

Б.М. Теплов выделял три основные музыкальные способности:

  1. чувство гармонии, т.е. способность эмоционально различать гармонические функции мелодических звуков или чувствовать эмоциональную выразительность движения высоты тона. Эту способность можно также назвать эмоциональным или перцептивным компонентом музыкального слуха. Чувство гармонии составляет неразрывную единицу с чувством музыкальной высоты, то есть высоты, отделенной от тембра. Чувство гармонии проявляется непосредственно в восприятии мелодии, в ее узнавании, в чувствительности к точности интонации. Вместе с чувством ритма оно составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детстве его характерным проявлением является любовь и интерес к прослушиванию музыки.
  2. способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно использовать слуховые представления, отражающие высоту тона. Эту способность можно также назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она проявляется непосредственно в слуховом воспроизведении мелодий, особенно в пении. Вместе с чувством гармонии он является основой гармонического слуха. На более высоких стадиях развития он образует то, что принято называть «внутренним ухом». Она составляет основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
  3. музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (моторно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки сразу же сопровождается теми или иными двигательными реакциями, которые более или менее точно воспроизводят ритм музыки. Она лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временной прогрессии музыкального движения. Вместе с чувством гармонии оно составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
    Чувство настроения. Смысл конкорда — это различение не только общего характера музыки, выраженных в ней настроений, но и определенных отношений между звуками — устойчивых, завершенных (в конце мелодии на нем) и требующих заключения.
    Лирическое чувство проявляется в восприятии музыки как эмоционального переживания, как «прочувствованного восприятия».
    Б.М. Теплов называет его перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слушания. Она обнаруживается в распознавании мелодии, определении того, закончилась мелодия или нет, чувствительности к точности интонации, гармонии звуков. В дошкольном возрасте одним из показателей развития чувства гармонии является любовь и интерес к музыке. Поскольку музыка по своей природе является выражением эмоционального содержания, музыкальный слух должен быть эмоциональным слухом. Гармоническое чувство — одна из основ эмоционального отклика на музыку (центр музыкальности). Поскольку чувство гармонии проявляется в восприятии движения высоты тона, можно проследить связь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты тона.
    Чувство гармонии можно развить, прежде всего, в процессе восприятия музыки (узнавание, определение окончания мелодии). Более того, поскольку чувство гармонии также проявляется в чувствительности к точности интонации, его можно развивать во время пения, когда дети слушают себя и друг друга и контролируют точность интонации на слух.

Роль МКТ в развитии музыкальных способностей

В дополнение к традиционным музыкальным инструментам, на которых сосредоточено преподавание музыки, все большее распространение получают музыкальные компьютерные технологии (MCT) с их широким спектром возможностей. Музыкальный компьютер становится незаменимым в работе композитора, аранжировщика, музыкального дизайнера, музыкального редактора и все чаще используется в преподавании. Данные технологии открывают новые возможности для творческого экспериментирования, расширения музыкального кругозора и художественного тезауруса студентов, и это делает обучение их использованию особенно актуальным. Интеграция музыкального образования в общую систему образования и создание новых типов школ (музыкальные лицеи, музыкальные школы, детские школы искусств, школы с углубленным изучением музыкальных дисциплин, центры детского творчества и т.д.), в свою очередь, также порождают проблемы в музыкальной педагогике, что приводит к поиску новых подходов в этой области. Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыканта-активиста, владеющего музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом в дополнение к традиционным музыкальным дисциплинам.
Основными областями применения и развития ИКТ сегодня являются:
MCT в профессиональном музыкальном образовании (как инструмент для расширения творческих возможностей);
ИКТ в общем образовании (как одно из средств обучения);
ИКТ как инструмент реабилитации людей с ограниченными возможностями;
MCT как часть дисциплины информатики, информационных технологий;
MCT как новое направление в образовании технических специалистов, особенно связанное с моделированием элементов музыкального творчества, звуко-тембровым программированием, что обуславливает появление новых творческих технических специальностей.
Программное обеспечение для музыкального компьютерного обучающего комплекса. Среди множества музыкальных компьютерных программ, направленных на различные виды деятельности, программы для музыкального творчества: создания и аранжировки произведений занимают первое место по количеству, разнообразию и популярности среди профессиональных музыкантов (а в последнее время и любителей!). Сами образовательные программы составляют лишь небольшую часть. При разработке компьютерных систем музыкального обучения решается ряд педагогических, психологических и технических проблем. Наиболее важными являются следующие задачи:
Сопровождение учебного процесса с помощью компьютерных технологий как инструмента обучения музыкально-теоретическим предметам (тренажеры, обучающие программы и т.д.);
Компьютерные технологии как инструмент контроля качества музыкального образования (системы автоматизированного контроля качества на основе государственных стандартов, дополнительных стандартов университета или других учебных заведений или их групп, системы расчета и анализа показателей качества, системы расчета оценки студентов и другие системы).
Поддержка образовательной и музыкальной деятельности путем создания автоматизированных рабочих мест;
Поддержка музыкально-исследовательской деятельности путем организации информационного взаимодействия с внешней научной средой.

Презентация, как средство обучения

21 век — это век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Роль преподавателя в информационной культуре также меняется — он должен стать координатором потока информации. Следовательно, учитель должен владеть современными методиками и новыми педагогическими технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке.
Современное образование невозможно представить без мультимедийных технологий. Это относится к набору компьютерных технологий, которые одновременно используют несколько информационных сред: Графика, текст, видео, фото, анимация, звуковые эффекты, качественное звуковое сопровождение, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь у нас есть два основных преимущества — качественное и количественное. Качественно новые возможности появляются при сравнении вербальных описаний с прямой аудиовизуальной презентацией.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийные среды имеют гораздо более высокую плотность информации «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать». Поэтому мультимедийное обучение наиболее оптимально и эффективно соответствует тройной дидактической цели обучения:
Педагогический аспект: восприятие учащимися учебного материала, понимание контекстов и отношений в учебных объектах.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса учащихся, способности к обобщению, анализу, сравнению, активизация творческой деятельности учащихся.
Педагогический аспект: содействие развитию научного мышления, умение четко организовать индивидуальную и групповую работу, содействие товариществу, взаимопомощи.
В современном образовании очень важны и актуальны вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, направленной на использование мультимедиа. Методы и приемы использования мультимедиа в обучении различны, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать обучение интересным. Преимуществом такого преподавания является повышение качества обучения за счет новизны деятельности. Мультимедийная презентация служит не только для представления знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, тем самым успешно выполняя дидактические функции.
Использование презентаций в учебном процессе дает возможность:
предоставить студентам более полную и достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
повысить роль визуализации в процессе обучения;
удовлетворять потребности, желания и интересы учащихся;
экономить учебное время вместо работы у доски.
С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и педагогические задачи. Особенно:
При изучении нового материала и представлении новой информации;
при закреплении пройденного материала и отработке навыков;
в повторении и практическом применении полученных знаний и навыков;
обобщение и систематизация знаний.
На этапе объяснения нового материала необходимо следить за тем, чтобы презентация не стала заменой учителя и доски, а содержала уникальные факты, которые невозможно объяснить словами или продемонстрировать другими способами. Например, видео- и аудиозаписи разговоров ученых, экспериментов и т.д. При объяснении нового материала в классе учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации экспериментов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и диаграммы, интерактивные модели, символические объекты, проецируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. Техника объяснения существенно меняется: учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, при необходимости сопровождая ее дополнительными пояснениями, примерами и заметками на доске.
Презентации в таком обучении желательны, но должны быть разработаны на основе следующих дидактических принципов.
Научность;
Ясность
Доступность;
последовательность и согласованность;
Осведомленность и активность;
Долговечность;
Связь теории и практики;
Интерактивность;
Индивидуализация;
Постоянство комплексного восприятия информации.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Квест-технология в образовательном процессе
  2. Обучение в целостном педагогическом процессе ДОУ
  3. Основные характеристики культуры межнационального общения
  4. Пути активизации речи у детей с множественными нарушениями в развитии
  5. Система физического воспитания в школе
  6. Содержание и структура подготовки педагога
  7. Основные элементы педагогической культуры
  8. Современные интернет-технологии и их использование в образовании взрослых
  9. Методика обучения текстоведческим умениям на основе технологии образовательной сессии
  10. Воспитательная функция обучения