Оглавление:
На рисунке известного художника Л. Пастернака изображены три русских мыслителя: Лев Толстой, Владимир Соловьев и Николай Федоров, чье имя долгие годы замалчивалось на родине этого оригинального философа. В то же время имя Федорова, неизвестное широкому кругу даже образованных читателей, было знакомо лишь тем, кто серьезно изучал русскую философию. Ведь не зря Пастернак, академик живописи, который был близок к Толстому, в своем рисунке ассоциировал Федорова с великим писателем и выдающимся философом. Лев Толстой, который отнюдь не был соратником Федорова, писал в 1895 году о своем глубоком уважении к его личности и признании «того добра, которое он делал и делает своей бескорыстной деятельностью». А В. Соловьев, ознакомившийся с подробным изложением «проекта Федорова», писал скромному (во всех отношениях) библиотекарю Румянцевского музея (ныне Центральная библиотека страны): «Мне есть что Вам сказать.
На данный момент я могу сказать только одно: с момента появления христианства ваш «проект» — это первое движение человеческого духа вперед по пути Христа. Со своей стороны, я могу лишь признать вас своим учителем и духовным отцом. Есть еще одно интересное мнение об идеях Федорова. Как верный ученик и последователь Федорова Петерсон, Достоевский в своем письме к Петерсону от 24 марта 1878 года задал ряд вопросов, связанных с учением Федорова, и среди них «первый вопрос: кто этот мыслитель, мысли которого вы передаете? Если можете, укажите его настоящее имя. Он слишком заинтересовал меня. <…> Тогда я скажу, что, в основном, я полностью согласен с этими мыслями. Я читаю их так, как будто они мои собственные». Исследователи считают, что доктрина Федорова нашла отклик в романе «Братья Карамазовы».
Николай Федорович Федоров (1828-1903) был «незаконнорожденным» сыном князя Павла Ивановича Гагарина, принадлежавшего к одному из самых знатных российских родов, восходящих к основателю династии Рюриков и князю Владимиру, крестителю Руси. Фамилию и отчество Николай получил в честь своего крестного отца. До семи лет он жил в имении отца, затем учился в уездном училище, тамбовской гимназии и лицее в Одессе. Вынужденный по семейным обстоятельствам оставить лицей, Федоров работал учителем в Липецком уездном училище, в Богородском и Подольском уездных училищах, где преподавал историю и географию (1854- 1868). В 1869 году началась работа Федорова в библиотеках, сначала в Чертково, а затем с 1874 года в Румянцевском музее, где он проработал 25 лет. Федоров умер в Мариинской больнице для бедных.
Таков внешний контур его жизни, наполненной непрекращающимися размышлениями, созданием своего философского учения и постоянным самообразованием. По воспоминаниям знавших его людей, Федоров вел аскетический образ жизни, ограничивая свои потребности до минимума и всячески помогая нуждающимся. «Он нищий и все отдает, всегда веселый и кроткий», — характеризовал его Л. Толстой. Федорова называли «московским Сократом» не только за его неприхотливость в быту, но и за стремление распространять свое учение в беседах и спорах через верных учеников и последователей, хотя сам мыслитель критиковал исторического Сократа за сосредоточение знаний на себе («познай самого себя») и отделение знаний от труда. Федоров оставил сравнительно небольшое литературное наследство, которое было собрано и опубликовано его сотрудниками Н.П. Петерсоном и В.А. Кожевниковым. Три года спустя, после смерти Федорова, первый том, озаглавленный «Философия общего дела», был распространен Кожевниковым в городе Алма-Ата (тогда он назывался «Верный») тиражом 480 экземпляров с пометкой «не для продажи». Второй том был опубликован в Москве в 1913 году. Материалы, подготовленные для 3-го тома, были опубликованы в сборниках «Вселенского дела». Что означает доктрина Федорова, его «философия общего дела»? Главная тема размышлений Федорова, повторяющийся мотив и, можно даже сказать, навязчивая идея, — это преодоление смерти и воскрешение мертвых. Стремление к воскрешению всех мертвых провозглашается «общим делом» всех живущих, их непременным долгом перед «отцами». Более того, речь идет не только о духовном воскресении, но и о воскресении физическом, телесном и материальном. Вопрос в том, как это возможно?
Биография и философские взгляды Н.Ф. Федорова
Федоров родился в 1829 году в селе Ключи Тамбовской губернии. Его отцом был князь П.И. Гагарин, а матерью — дворянка Елизавета Иванова. Как незаконнорожденный ребенок, Николай получил имя и фамилию крестного отца. После окончания Тамбовской гимназии Федоров учился в Ришельевском лицее в Одессе. Осень 1851 года — внешне она ознаменовалась смертью дяди, его покровителя, и уходом из лицея; внутренне — великим переворотом, когда он сам сказал, что главная идея его учения, «идея, что через нас, через разумные существа, Природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст все, что было разрушено и уничтожено ее молчаливой слепотой» С этого момента все его существование подчинено единственной задаче — развитию доктрины «общего дела», попыткам ее распространения. Четырнадцать лет Федоров работает учителем истории и географии в районных школах центральной России, осуществляя необычную систему обучения, принцип активного участия самих учащихся в обучении, когда материал знаний добывается не столько из учебников, сколько из непосредственного изучения родного края, его географии, флоры и фауны, истории, запечатленной в местных памятниках, из наблюдений за природными явлениями, звездным небом.
Федоров считал историю одной из важнейших областей человеческого знания, к которой нельзя относиться формально. Из этого впоследствии вырос грандиозный проект «музея», один из главных проектов в учении Федорова. Интересно, что философ выступал за изучение истории сначала не глобально, а в узких, интимных рамках. Самое важное для него — знать свои корни. Отсутствие знаний и, прежде всего, неприятие собственных корней, по мнению Федорова, ведет к варварству и безднам безнравственности. Мы можем наглядно наблюдать это на примере нашей «коммунистической» истории, когда отрицание своего происхождения считалось в некоторых случаях почти обязательным. И сейчас многие заново открывают для себя забытые или просто неизвестные страницы своей семейной истории.
Николай Федорович вел интенсивную духовную жизнь. Он всецело посвятил себя служению обществу, сведя свои материальные потребности к минимуму. Он занимал крошечную комнату и спал не более четырех-пяти часов в сутки на непокрытом сгорбленном бревне, подкладывая под голову вместо подушки что-то твердое.
Его еда состояла из чая и черствых булочек, сыра или соленой рыбы. Часто месяцами Федоров не ел горячей пищи. Деньги были для него помехой. Он получал небольшую зарплату (менее четырехсот рублей в год) и отказывался от ее повышения. Значительную часть зарплаты Федоров ежемесячно тратил на своих «компаньонов». Он не хотел владеть имуществом и не имел даже теплого пальто. При этом Федоров не признавал себя аскетом и искренне досадовал, когда ему об этом говорили.
С конца шестидесятых годов один из ближайших друзей и последователей Николая Федоровича Н.П. Петерсон начал записывать вслух размышления своего учителя. Более того, в декабре 1877 года он отправил краткое изложение учения Федорова Федору Достоевскому. В ответ на взволнованное и крайне заинтересованное письмо знаменитого писателя Федоров приступает к более систематическому и всестороннему изложению своих философско-этических взглядов, которое затем составляет основную часть его главного труда «Вопрос о братстве или родстве, о причинах небратского, недружелюбного, то есть немирного состояния мира и о средствах восстановления родства». Записка от неученых к ученым, священнослужителям и светским людям, верующим и неверующим».
Философское наследие Н.Ф. Федорова.»Философия «Общего дела»
В «Философии общего дела» русский мыслитель изложил необходимость нового, сознательно направленного этапа эволюции: через универсальное знание и труд человечество призвано овладеть силами природы вне и внутри себя, выйти в космос для его развития и преобразования, достичь нового бессмертного состояния бытия, в совокупности доселе живших поколений («научное воскрешение»). Русский философ предвосхитил идеи ноосферы и поднял вопросы экологии. Федоров не без оснований называл его учение супраморализмом. Глубокий нравственный пафос оживляет его самые смелые идеи.
С Федорова начинается глубоко уникальное философское направление вселенского значения — русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких выдающихся ученых и философов, как К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чишевский.
В учении Федорова главным злом человека, любого сознательного и разумного существа, является смерть. Все конкретные формы зла, от которых страдает человек, являются для него частью кортежа главного, «последнего врага» — смерти. Вся индивидуальная жизнь строится на костях других людей, которые уже жили и живут, и в свою очередь переходит в гумус. Дети растут и расходуют силы своих родителей, а в борьбе и раздорах, в которых проходит жизнь, мужчины постепенно подрывают друг друга словом и делом. «В настоящее время мы живем за счет наших предков, из праха которых мы получаем и пищу, и одежду, так что всю историю можно разделить на два периода: первый период прямого, непосредственного каннибализма, а второй — скрытого каннибализма, который продолжается до сих пор». Но все резко меняется, когда в человеке появляется сознание, чувство собственной уникальной идентичности, глубокое страдание от потери и внутренняя невозможность принять собственное окончательное разрушение.
Федорова не раз упрекали в нелюбви к природе. Когда его спросили о «нашем общем враге», он действительно ответил: природа. Но он имел в виду природу как особый порядок существования, основанный на рождении, половой сегрегации…,
взаимная борьба, подавление и смерть, но не природа как тотальность бытия, живое многообразие творения.
Сопротивление злу — это борьба со случайностью, иррациональностью, слепотой, «падением»; это преобразование вселенной в целенаправленный, сознательный мир.
Федоров принципиально отказывается от совершенно однозначного представления о структуре бытия. Только творческая деятельность, всеобщий труд, практика, одушевленная великой идеей, приведет к ее познанию через радикальное преобразование мира.
Для Федорова абсолютное знание принципиально возможно только в созданной (в данном случае самим человечеством) модели. Он любил цитировать изречение Аристотеля о том, что мы знаем только то, что создали. Окончательное познание объекта, данного нам извне, возможно только тогда, когда этот объект является нашим творением, когда он приведен в порядок, сведен к нашему закону.
Главной точкой отсчета в учении Федоровского является «бытие», а не «даяние». Отказ от пассивного созерцания мира, отвлеченной метафизики и переход к определению ценностей правильного порядка вещей, к разработке плана преобразующей деятельности человечества — в этом, по мнению Федорова, смысл нового радикального поворота в философии.
«Истина есть только путь к добру» — с такой формулировкой русский мыслитель ставит добро, правильный порядок вещей в иерархии ценностей выше истины, нынешнего состояния мира.
Он заменяет саму философскую идею, рациональную концепцию, проектом как результатом синтеза теоретического и практического разума. Достичь правильного, проективного состояния мира можно только тогда, когда объектом исследования и действия является все, а объектом — все.
Антропологические взгляды Фёдорова
В своих антропологических построениях Федоров всегда ссылался на сверхъестественные, божественные предпосылки человека. В своих антропологических исследованиях Федоров всегда опирался на сверхъестественные и божественные предпосылки человека.
Определение человеческой природы как состоящей из двух компонентов — животно-природного, с одной стороны, и самоопределяющегося и творческого, с другой — является основной предпосылкой антропологии Федорова, из которой вытекают самые крайние выводы его учения. Тот факт, что человек самосозидается посредством труда и сознания, является его сущностью, постоянно расширяющейся, и, наконец, его естественной и
биологическая основа. Абсолют не может быть основан на человеке с его несовершенной, противоречивой природой. Только идеал, стоящий выше человека, может быть принят за абсолют. Для Федорова только…
мог быть только Бог или высший преображенный человек как часть божественно-человеческого единства. Поэтому необходима реальная, активная работа по преодолению собственной нынешней «промежуточности» и несовершенства. Федоров не только подтвердил факт роста сознания в мире, но и сделал из него радикальные выводы:
Необходимость сознательного управления эволюцией, преобразования всей природы на основе глубинных потребностей духа и нравственного чувства человека. Он не зря называл эту центральную идею своего учения одновременно «регулированием природы» и «супраморализмом».
«Нравственность, — писал Федоров, — не ограничивается личностью, обществом, а должна распространяться на всю природу. Задача человека — морализировать все естественное, превратить слепую, безвольную силу природы в инструмент свободы». Регулирование — это и овладение природой в противовес ее эксплуатации и использованию, и реорганизация самого человеческого организма, и выход в космос, и управление космическими процессами, и, как кульминация регулирования, победа над смертью, установление преображенного, бессмертного порядка бытия.
Таким образом, в своем философском учении Федоров поставил проблемы, которые в наше время, почти век спустя, были названы «глобальными проблемами современности». Федоров писал: «На самом деле, человек, по-видимому, совершил все зло, которое только мог совершить, как по отношению к природе (эксплуатация, опустошение, хищничество), так и по отношению друг к другу (изобретение самых разрушительных орудий и вообще средств взаимного уничтожения). средства коммуникации, которыми современный человек особенно гордится, и которые служат только стратегии или коммерции, войне или меркантилизму; а меркантилизм рассматривает природу именно «как кладовую, из которой можно получить средства для комфорта жизни и удовольствий, и хищнически уничтожает и растрачивает богатства, накопленные в ней веками». «
В основе нормативного плана Федорова, как уже говорилось выше, лежит убеждение, что человечество начнет новый этап в развитии мира, если откажется быть пассивным наблюдателем этого развития и направит развитие в новое русло.
Философия «Общего дела» формулирует две темы регулирования: продовольствие и санитария. Федоров понимает санитарный вопрос как всеобъемлющий «вопрос об оздоровлении земли и притом всей, а не отдельной сферы»: «Восстановление физического и психического здоровья всего человеческого рода, освобождение от болезней, не только от хронических и эпидемических, но и от наследственных, органических пороков — вот содержание санитарного вопроса».
Продовольственный вопрос в его первом неотложном приближении решается путем управления атмосферными явлениями, регулирования метеоритных процессов. Речь идет о метеорологическом регулировании, когда «ветры и дожди обратятся на вентиляцию и орошение земного шара, как на общее хозяйство»; об управлении движением самого земного шара, о поиске новых источников энергии, об овладении энергией солнца. Уже в конце 19 века Федоров видел единственный выход для человечества, которое стояло перед неизбежным земным концом — исчерпанием земных ресурсов при все возрастающем росте населения, космической катастрофой и т.д. — в завоевании новых мест обитания, в преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и космического пространства.
Сверхзадачи философии»Общего дела»
В философии «Общего дела» есть призыв к знаниям в самом широком смысле, знаниям, которые меняют мир и людей. Истинное знание, которое не отделено от причины, обязательно включает в себя нравственное чувство по Федорову. Истинное просветление философа — это приспособление всего человека к высокой гармонии его призвания, преобразование всех способностей ума, души, тела.
Основные надежды в регулировании природы «философия общего дела» возлагает на науку, но не в ее нынешнем состоянии, когда она является лишь «образом мира» и занята в своей теоретической части «воспроизведением явлений жизни в миниатюре» и «размышлениями или наблюдениями над теми условиями… от которых зависит жизнь». Это, по мнению Федорова, лишь теоретическое или воображаемое господство над природой, тогда как на самом деле она подчиняется фундаментальному закону смерти. Чистая, неприкладная сторона науки безразлична к общим бедствиям. Необходимо не отказываться от мысли, а привнести ее в природу; не отказываться от науки, а придать ей новое направление, объединив все разрозненные части ее работы и оживив ее высшей целью. Главное требование — не отделять знание от добра, ввести в научные исследования и технические изобретения четкий и нравственный критерий — высшую цель своих усилий. Новая наука должна вырасти из опыта и наблюдений, которые, как любит повторять Федоров, делаются не где-то, когда-то и кем-то, а везде, всегда и всеми, результаты которых непосредственно применимы к практическому вопросу регулирования.
Николай Федорович выступает за интеграцию науки. «Ученые, разделившие науку на множество отдельных наук, воображают, что гнетущие и обрушивающиеся на нас бедствия относятся к отделу специальных знаний, вместо того чтобы быть общим вопросом для всех, вопросом о безотносительном отношении слепой силы к нам, разумным существам, которая, по-видимому, не требует от нас ничего, кроме того, чего ей недостает, а именно: разума управления, регулирования». Федоров в «Вопросе о братстве…» вводит так называемую «сельскую
Знание», которое является синтезом всех наук, осуществляется в космическом аспекте. По мнению философа, «астрономия, то есть движение солнца по зодиаку с его проявлением в метеорологических процессах (конкретная физика и химия), в явлениях растительной и животной жизни».
Федоров призывает к объединению всех наук вокруг астрономии, отстаивает идею, определяемую в наше время как космизация науки. В результате, считает философ, «вопрос политического будет заменен вопросом физическим, причем физическое не будет отделено от астрономического, то есть Земля будет признана небесным телом, а звезды — Землей». Объединение всех наук в астрономии — самой простой, естественной, необучаемой, столь же необходимой чувству, сколь и не отвлекаемой разумом».
Сейчас трудно сказать, реализуются ли эти идеи русского мыслителя на практике, но, несомненно, тенденция к объединению наук существует. Об этом свидетельствуют такие области знаний, как биохимия, биофизика, геохимия и т.д. По мере развития знаний о мире возникает все больше и больше проблем, которые уже не могут быть решены только одной отраслью. Особый интерес представляют так называемые исследования на стыке наук.
Высшим благом, по Федорову, должно быть не просто исследование и бесконечное познание неизвестно чего, высшим благом должна быть жизнь, причем жизнь в ее высшем, духовном оттенке, жизнь личности, ее сохранение, развитие и возвращение в преображенном виде тем, у кого она была отнята силой вещей.
Центральным пунктом, кульминацией регуляции для Федорова является воскрешение всех умерших на земле. Доктрина «общего дела» относится к «научному», имманентному воскрешению, достигаемому объединенным братским человечеством, овладевшим тайнами жизни и смерти, тайнами «метаморфоз материи». Федоров связывает свое учение с христианством, особенно с православием, как религией, придающей особое значение идее воскресения (пасхи) и вечности жизни. Федоров назвал свое учение «Новой Пасхой» и представил его в виде «Пасхальных вопросов».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Пифагорейская школа
- Типология исторического развития Н.Я. Данилевского
- Значение философии Ницше для философии XX-XXI вв.
- Вольтер и Руссо — два «полюса» философии французского Просвещения — Философские взгляды Руссо
- Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг.
- Бернард Бозанкет, английский философ, представитель неогегельянства
- Школа Фа Цзя (легизм) как оппонент конфуцианской философии
- Механизмы социокультурного изменения
- Специфика научного познания в античной Греции
- Географический детерминизм: его сущность и основные черты