Оглавление:
Территориальные и временные границы древнего мира огромны. Она существовала более пяти тысячелетий (5 тысячелетие до н.э. — 5 век н.э.) и включала в себя четыре континента — Европу, Африку, Азию и Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие в виде организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Ближнего Востока, Египта, Индии и Китая), этот опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.
История школы и образования как особых сфер общественной деятельности восходит к цивилизациям Древнего Ближнего Востока, возникшим в 5 тысячелетии до н.э.
Уже в период позднего неолита в различных регионах мира появились первые признаки разложения первобытного образования. Этот процесс длился веками и был исторически затяжным. Одновременное возникновение новых социальных структур привело к сохранению старых форм образования наряду с новыми формами социализации молодого поколения.
В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным племенным объединениям, образование осуществлялось преимущественно в семье. В переходный период от родоплеменного к рабовладельческому строю в древневосточных цивилизациях сохранялись и видоизменялись древние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 г. до н.э.), Книга притчей еврейского царя Соломона (начало I тыс. до н.э.), индийская Бхагавад-гита (середина I тыс. до н.э.) и др.
Переходный период, в который возникли первые человеческие цивилизации, был отмечен глубокими изменениями в практике образования: Произошло качественное изменение в том, как культурное наследие предков передавалось от взрослых к детям. Появились специальные образовательные структуры для обучения молодого поколения.
Возникновение и развитие письменности является важным фактором и спутником генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передающей не только общий смысл языка, но и его членение на отдельные выражения и слова (египетская и китайская иероглифика, шумерская клинопись), письмо становится технически более сложным и требует специальной подготовки. Дальнейшее развитие письменности в сочетании с появлением слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма привело к упрощению и облегчению обучения чтению и письму, что повысило «производственные возможности» школы.
Отделение умственного труда от физического, начавшееся в конце первобытной истории, привело к появлению новой профессии — учителя.
Школа и образование в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, моральных и идеологических ценностей. Личность формировалась в рамках жестких социальных правил, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была недостаточно развита. Личность была как бы растворена в семье, касте и социальном классе. Отсюда и обращение к жестким формам и методам воспитания.
В центре внимания образования и воспитания в древних восточных цивилизациях были семья, церковь и государство. Поскольку семья была не в состоянии обеспечить общество достаточным количеством людей, сведущих в чтении, письме и законах, учебные заведения, созданные светскими властями и духовенством культов, стали готовить их для пополнения сословия чиновников.
Образование и воспитание детей в Древнем Египте формировалось на протяжении нескольких тысячелетий. Подробно описать, как происходил процесс образования в древности, не представляется возможным из-за ограниченности имеющейся сегодня информации о древнеегипетских цивилизациях. Тем не менее, интерес к особенностям образования в Древнем Египте остается сильным.
Первые сведения о школьном образовании древних египтян относятся к 3-му тысячелетию до нашей эры. Школа и образование в Древнем Египте были предназначены для перехода ребенка, подростка, молодого человека в мир взрослых.
Школа и воспитание в государствах Древнего Востока
Школа и образование в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных правил, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была недостаточно развита. Личность как бы растворялась в семье, касте и социальном классе. Отсюда и обращение к жестким формам и методам воспитания.
Естественно, первые учебные заведения были обязаны своим существованием духовенству, ведь религия была носителем идеалов образования. В то же время появление школ соответствовало определенным экономическим, культурным и политическим потребностям общества. Эти потребности менялись в ходе общественного развития, как и сфера, содержание и методы образования.
Семья, церковь и государство были центром воспитания в древнейших восточных цивилизациях. Поскольку семья была не в состоянии обеспечить общество достаточным количеством людей, сведущих в чтении, письме и законах, учебные заведения, созданные светской властью и духовенством культов, стали готовить их для пополнения чиновничьего сословия.
Образование и обучение долгое время были исключительно рутинными. Из-за сложности письма процесс обучения чтению и письму был долгим и мучительным. Содержание образования представлялось предельно сжатым и узкоспециализированным, закрепляя человека в жестких рамках определенного социального статуса.
К I тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение труда, рост городского населения способствовали определенному расширению круга людей, имевших доступ к обучению и образованию. Помимо дворян и священников, школы посещали и дети богатых ремесленников и торговцев. Однако подавляющее большинство населения продолжало довольствоваться семейным воспитанием и образованием.
Возникнув как определенный результат общественного развития, школа стала относительно независимой и сыграла роль мотиватора прогресса. Школа письменности, закреплявшая результаты передачи опыта между поколениями, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из прошлого, которые были неизбежны до появления письменности и школы.
Школу и образование Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно целостное и в то же время как следствие специфического развития каждой из древних цивилизаций, имевших устойчивые особенности.
Взгляды на воспитание и обучение
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.
На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.
В Древнем Египте семейное воспитание и обучение отражали характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной, которые в семье строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.
Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые, как сказано в древнем источнике, следовало «связать в единый узел» (вот почему слова «знание», «учение» и «узел» изображались одним и тем же иероглифом).
Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Выполняя родительский долг наставника, египтяне считали, что поступают праведно и обеспечивают счастливое существование предкам в загробном мире. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, на одну чашу весов кладут душу, а на другую «кодекс поведения» (маат). Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения, которые служили стимулом формирования нравственности и отражали идею крайней важности воспитания и обучения: «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец» .
Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «Послушание — это наилучшее у человека». Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоянно сыпались удары. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».
Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Приверженец таких традиций, автор «Поучения гераклеопольского царя» (XIII в. до н. э.) писал: «Всегда следуй отцам и предкам своим». С этими традициями был тесно связан обычай передачи профессии по наследству — от отца к детям. К примеру, в одном из папирусов перечислены 25 поколений строителей, принадлежавших к одной семье.
Школа как семейный институт
Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, ее идеалы и цели образования постепенно пересматривались. Древний папирус I тысячелетия до н.э. показывает, что уже тогда существовали различия в понимании того, каким должен быть человек. Автор явно спорит с теми, кто отклонился от традиционного раболепия и безынициативности. Он пишет, что таких людей можно сравнить с растением, лишенным тепла и воды.
Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось преимущественно через заучивание нравоучительных наставлений, таких как «Лучше уповать на человечество, чем на золото в шкатулке», «Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, чем быть богатым, но знать горе». Чтение, запись и запоминание таких наставлений было отнюдь не легкой задачей, поскольку они были изложены иероглифами на языке, все более отличающемся от живого языка.
Целью обучения была подготовка к деятельности, традиционно выполняемой членами семьи. Таким образом, семья была основной единицей обучения. Священники, музыканты, ремесленники и т.д. передавали свои профессии своим детям. Отцы-ремесленники иногда использовали детские игрушки: модели сельскохозяйственных орудий, мельниц, кузниц и т.д. Только военные вопросы выходили за рамки строго сословного профессионального обучения. Будущих воинов учили пользоваться оружием и развивали силу, выносливость и ловкость с помощью специальных упражнений.
Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Чиновник или священник обучал своего сына, который впоследствии становился его преемником на том или ином посту. Позже в таких семьях появились небольшие группы студентов.
С приобретением грамотности профессия писца стала рассматриваться как залог социального благополучия. В папирусах нередко встречаются высказывания типа: «Вот, нет другой должности, кроме писца, в которой человек всегда главный».
Образование требовало большого труда. Школьные занятия проводились с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых учеников строго наказывали. Попытки нарушить аскетический режим безжалостно пресекались. Чтобы добиться успеха, студентам приходилось жертвовать мирскими удовольствиями. Так написано в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика: «Встань на свое место! Книги уже разложены перед вашими спутниками. Усердно читайте книгу. Я люблю писать и ненавижу танцевать. Пишите пальцами весь день и читайте по ночам. Не проводите ни дня без дела, иначе горе вашему телу. Попросите совета у того, кто знает больше вас. Мне говорят, что ты забросил учебу, предаешься удовольствиям, бродишь с улицы на улицу с запахом пива. А пиво развращает душу. Вы как часовня без Бога, дом без хлеба. Они учат петь под флейту. Вы сидите перед девушкой и окутываетесь благовониями. Ваш венок из цветов висит у вас на шее. Я свяжу твои ноги, когда ты будешь ходить по улицам, и тебя будут бить плетью из гиппопотама».
Обучение письму
По всей видимости, школы возникали при храмах, дворцах царей и знати. Их учили с пятилетнего возраста. Сначала студент должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем — создавать деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль.
Чтобы освоить алфавит, ученик должен был запомнить не менее 700 знаков, различая скоропись, упрощенное и классическое письмо. В результате студент должен был овладеть деловым стилем для светских нужд и унциальным стилем для составления религиозных текстов.
В Старом царстве (3-е тысячелетие до н.э.) люди все еще писали на глиняных горшках, коже и костях животных. Но уже в это время появилась бумага — папирус, изготовленный из одноименного болотного растения. Позже основным материалом для письма стал папирус. У писцов и школьников были своеобразные письменные принадлежности — чаша для воды, деревянная дощечка с углублениями для сажи и охристой краски и тростниковая трость для письма. Почти весь текст был написан черным цветом. Красные чернила использовались для обозначения знаков препинания и выделения отдельных смысловых фраз.
Школьные папирусы использовались неоднократно. Предыдущие надписи смывались перед повторным использованием. Переписчики вписывали на папирус дату, месяц, день и год каждого урока. Существовали свитки, руководства, которые переписывались и заучивались.
На ранних этапах обучения они были заняты в основном совершенствованием техники передачи иероглифов. Затем все большее внимание стало уделяться содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, которое считалось самым важным качеством писца. «Речь сильнее оружия», «Речь спасает, но может и уничтожить», — читаем мы в древнеегипетских папирусах.
В некоторых школах преподавались математика, география, астрономия, медицина, языки других народов. Математика была необходима для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, вычисления урожаев, астрономических расчетов, используемых, в частности, для предсказания наводнений на Ниле. Географию часто преподавали вместе с геометрией, чтобы ученик мог научиться чертить план местности.
Постепенно специализация преподавания увеличивалась. Таким образом, ко времени Нового царства (V век до н.э.) были созданы школы целителей. К этому времени были накоплены знания и написаны учебники по диагностике и лечению почти пятидесяти различных заболеваний.
Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу древнейших текстов на живой язык.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Труд в природе и его роль в экологическом воспитании дошкольников
- Диагностика управления кризисами в организации
- Многообразие стран и народов мира в образовательной среде детского сада
- Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста
- Организация продуктивной образовательной деятельности студентов вуза
- Требования и выбор методов обучения
- Организация социально-педагогической работы с неблагополучной семьей
- Закономерности и принципы воспитания
- Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
- Научно-исследовательская практика