Оглавление:
Философия и религия частично совпадают по своему предмету — но они различаются по методам, с помощью которых они справляются с этим предметом. Религия основана на непосредственном опыте; это сама жизнь, не опосредованная формальной логикой; она интуитивна и иррациональна. Философия, с другой стороны, активно использует логику; это все же познание жизни, а не сама жизнь. Религия предполагает безмерность Бога, а философия стремится понять Его. Религия осознает Бога как живую личность; для философии это почти невозможно. Религия — это знание и жизнь в общении с Богом. Философия — это познание Бога, но одновременно (а иногда и в первую очередь) это познание мира, познание жизни.
Философия может укрепить религию, а может и разрушить ее в моменты кризиса. Религия не сводится к философии. Помимо философии существуют секты, догматика и религиозный опыт.
Философия и искусство. Если наука выражает универсальную истину в обобщенной форме, философия выражает индивидуальную истину в обобщенной форме, то искусство — это область культуры, в которой индивидуальная истина представлена в форме событий.
Искусство — это создание нового духовного мира, а философия — определение и создание его смысла.
Художник как философ выражает свои идеи, но главное в его деятельности — создание образа (символа). Философию и искусство нельзя полностью отождествлять. Однако искусство становится философским, когда создаваемый им мир начинает жить своими собственными оригинальными философскими проблемами.
Культура — это средство и способ развития духовного начала в человеке, имеющий целью формирование и удовлетворение его духовных потребностей; цивилизация обеспечивает человека средствами существования, она направлена на удовлетворение его практических потребностей.
Философия и мифология. Происхождение философии. Периодизация.
Философия не могла появиться сама по себе. Ее возникновению как науки предшествовали другие формы человеческого сознания, существовавшие ранее, а именно мифологическое и религиозное мировоззрение.
Философия монологична, мифология деологична.
Возникновение философии относится к 6 веку до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (особенно в Индии и Китае) и в Древней Греции произошел переход от мифологического к философскому мировоззрению. Мифология создала некоторые типичные конструкции, на которых строилась зарождающаяся греческая философия. Его появление стало одной из составляющих культурного переворота в Древней Греции. Философия вобрала в себя наиболее ценные достижения культуры и постепенно стала самостоятельной интеллектуальной областью, на основе которой возникла наука. Философская мысль родилась в лоне мифологии как первая форма общественного сознания. Первоначальное содержание философии практически совпадало с религиозно-мифологическим мировоззрением. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии ряд вопросов о происхождении мира, его устройстве, месте человека в мире и т.д., но отличается логически упорядоченной системой знаний, характеризующейся стремлением к теоретическому обоснованию детерминаций и принципов. Мифология и философия — это две разные формы социального творчества, два типа мировоззрения. Возникшая философия заимствовала основные вопросы из мифологии и сформулировала их в более четкой форме. Поэтому они одновременно являются частями единого целого, так как философия формировалась на основе приобретенного опыта мифологии.
Общее понятие досократических философских школ
Кратко рассмотрим основные свидетельства, характеризующие досократовские школы древнегреческой философии. Наш обзор принято начинать с милетской школы. Сведений о ней не так много, но того, что известно о трех ее представителях — Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене — достаточно, чтобы оценить роль милетских мыслителей в этой интеллектуальной революции, которая привела к формированию философской традиции в Элладе. Правда, не все в мировоззрении Милета мы можем достоверно оценить. И особенно потому, что философия милетской школы в античности считалась началом, отправной точкой всей античной философии.
Милет — один из греческих полисов, расположенный на восточной границе эллинской цивилизации в Малой Азии. Здесь переосмысление мифологических представлений о начале мира впервые приобрело характер философского рассуждения о том, как многообразие окружающих нас явлений возникло из одного источника — первозданного элемента, первоначала — архэ.
Согласно Фалесу, первоэлементом является вода. Это означает, во-первых, что все вещи когда-то возникли из воды — океана. Во-вторых, вода представляет собой сущность каждой вещи, т.е. каждая вещь теряет свои очертания, теряет качественное определение и возвращается в свое первоначальное «водянистое» состояние после окончания своего земного существования. И, наконец, разрушение мира в конце «мирового цикла» будет означать погружение всего существа в океан. Согласно многим свидетельствам, Фалес считал все вещи одушевленными, то есть живыми. В качестве иллюстрации присутствия души в вещах, которые обычно считаются неодушевленными, он привел магнит. Наиболее яркое учение о первоэлементе, из которого возникают все вещи и явления мира, позднейшая греческая традиция (особенно Аристотель) приписывает Анаксимандру. Этот элемент (позднее названный апейроном, то есть безграничным), не связанный ни с какой конкретной субстанцией, порождает множество предметов, живых существ, включая человека. Но будучи порожденными вечным и неразрушимым элементом Бесконечного, все эти явления не вечны. Люди и животные смертны, вещи тленны и подвержены разрушению. Такая судьба всего сущего объясняется тем, что Апейрон мстит своим созданиям за их отделение от себя, потому что, появившись, они противостоят ему, находя предел. И в конце концов это наказание за «индивидуализм» проявится в том, что через его ограничение исчезнут некоторые вещи, наполняющие мир, и ничто не нарушит единства Безграничного.
Примерно такого же взгляда на начало мира придерживался и третий представитель милетской школы — Анаксимандр. Он отличался от Анаксимандра только тем, что для него образ безграничного был слишком абстрактным. Поэтому изначальное, животворящее все живое, он связывал с элементом, наличие которого, собственно, и означает возможность жизни — с воздухом.
Немного моложе милетских мыслителей и почти их соотечественником был знаменитый философ Гераклит.
Дом Гераклита — Эфес, полис, также расположенный в Малой Азии.Акме Гераклита (то есть расцвет его жизни, так греки называли время жизни великих людей) приходится на 504 — 505 годы до н. э. Гераклит происходил из царской семьи и был также первосвященником. Однако к его времени в Эфесе, как и во многих других общинах, монархия сменилась республиканством, и царское происхождение не давало никаких преимуществ. Возможно, эти биографические обстоятельства объясняют, помимо прочего, одиночество, характерное для ефесского мыслителя, согласно традиционным свидетельствам, мрачные краски, которыми окрашена его традиционная картина, и трагические мотивы его философии. Гераклит считал человеческое существование настолько трагичным, что единственной подходящей реакцией на него могут быть только слезы, поэтому его прозвали «плакальщиком». Сохранились фрагменты произведения, приписываемого Гераклиту. Одной из его особенностей является чрезвычайно сложный для понимания стиль. Видимо, по этой причине Гераклита в древности также называли «Темным». Хотя традиция рисует Гераклита как философа-одиночку, несомненно, его взгляды имели значительное влияние. Имена некоторых его учеников, таких как Кратил, хорошо известны. Поэтому, несмотря на скудные сведения, можно говорить о школе Гераклита.
Античная философия
Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с 7 века до нашей эры. Античная философия возникла в греческих содружествах (торговых и ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Черного моря и Крыма, в самих Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки и в Римской империи. Древняя философия внесла выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь возникла европейская культура и цивилизация, и именно здесь лежат истоки западной философии, почти всех ее позднейших школ, идей и концепций.
Характеристики:
Античная философия возникла не как особая область философского исследования, а в неразрывной связи с научными знаниями — математикой, естествознанием, с зачатками политических концепций, а также с мифологией и искусством. Интеллектуальное развитие в VII-IV веках до н.э. перешло от мифологии и религии к науке и философии.
Основные идеи и проблемы:
Проблемы происхождения космоса, его структуры и развития; вопросы о происхождении всего сущего, бытия, небытия, материи и ее свойств (движение, пространство, время); представления об основных элементах, тождестве и противоположности бытия и небытия, структурной природе бытия (атомы и пустота), текучести и ее противоречивости и др. (Фалес, Анаксимандр, Зенон, Парменид, Демокрит и т.д.).
Проблемы, касающиеся человека и его отношений с другими людьми; вопросы природы и сущности человеческой морали, ее соотношения с правом; вопросы политики и устройства государства; вопросы природы и сущности человеческого сознания, соотношения в нем рационального и иррационального; проблемы понимания истины и др. (Сократ, Протагор, Горгий, Антифон, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур и др.) — Проблемы человеческой свободы и достижения человеческого счастья: идеи о силе и мощи человеческого разума в его стремлении к свободной и творческой жизни, о знании, в котором заключается счастье свободного человека и др. (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар и т.д.).
Проблемы взаимоотношений между Богом и его творением, человеком; представления о Боге как истинно существующем; о Логосе как высшем и совершеннейшем творении Бога и т.д. (Плотин, Филон Александрийский и др.).
Проблемы генезиса и природы знания, логически и методически с позиции рационального метода исследования; идеи построения метафизических систем и синтез фундаментальных философских проблем; проблемы логики, логических форм, правил правильной аргументации; вопросы риторики как искусства убеждения; проблемы эстетики и др. (Платон, Аристотель и др.).
Элеаты осмысливали понятие бытия
Бытие есть, небытия нет.
Бытие едино и неделимо.
Бытие познаваемо, а небытие — нет.
Зарождение и развитие атомистических идей связано прежде всего с именами Евсиппа и Демокрита, Демокрит известен как философ-смехотворец в отличие от жалобного Гераклита. Написал около 70 произведений. Бытие — это нечто простое, неделимое — атом — греч. «не разложимый». Материалистическая интерпретация: атом — это неделимая физическая частица, и таких атомов существует бесконечное множество. Атомы разделены пустотой. Пустота — это небытие и поэтому непознаваема.
Демокрит проводит различие между миром атомов как истинным, то есть познаваемым только разумом, и миром чувственных вещей — всего видимого. Атомы невидимы, их можно только представить, они различаются по форме и размеру. Они движутся в пустоте и переплетаются друг с другом, потому что имеют разную форму. Атомы образуют тела, доступные для восприятия.
Согласно Демокриту, целое — это сумма частей (атомов), а движение атомов — причина всего сущего. Демокрит отвергает элеатское положение о неподвижности бытия. Демокрит исповедует пустоту. Он говорит о структуре вещей.
Так, Демокрит объявляет атом — материальную неделимую частицу — причиной и сущностью всего сущего. Атомы движутся, взаимодействуют друг с другом, цепляются друг за друга, объединяются и образуют некую комбинацию. Философ выдвинул идею микроструктуры мира, пытаясь объяснить возникновение тел благодаря различным комбинациям атомов, а разрушение — тем, что эти соединения распадаются.
Благодаря атомистической концепции стало возможным объяснить, почему, несмотря на рождение и смерть отдельных тел, мир в целом продолжает существовать, сохраняется. Например, люди рождаются и умирают, но человеческий род продолжает существовать. И нет необходимости в богах, мистике, судьбе, чтобы объяснить это, потому что есть естественное объяснение в самой природе.
софисты (V — первая половина IV века до н.э.), учили искусству убеждения, красивой речи и правильной аргументации своих мыслей, и особенно искусству опровержения суждений противной стороны (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Критий). Софизмы — это логические уловки, благодаря которым правильный на первый взгляд вывод оказывается ложным, а собеседник запутывается в собственных мыслях.
Сократ (469-399 гг. до н.э.) был выдающимся афинским философом и учителем Платона. Сократ выступает за реалистичное религиозное и моральное мировоззрение.
Философия досократиков
Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI-V века до н.э.), а также их преемников IV века до н.э., работавших вне аттической сократической и софистической традиции. Он также может использоваться только в хронологическом смысле.
Термин «досократики» был введен в 1903 году, когда немецкий филолог Герман Дильс собрал тексты философов, живших до Сократа, в своей книге «Фрагменты досократиков». Даже древние авторы, задаваясь вопросом об исторических истоках философии, называли фигуры семи мудрецов своими предками. Один из них, Фалес Милетский, считается первым философом Греции со времен Аристотеля. Он является представителем милетской школы, к которой принадлежали также Анаксимандр, Анаксимен, Ферецид из Сироса, Диоген из Аполлонии и др.
За ней следует школа элеатов, занимающаяся философией бытия (ок. 580-430 гг. до н.э.). Среди них были Ксенофан, Парменид, Зенон Элевтерский и Мелисс. Одновременно со школой Пифагора, занимавшейся изучением гармонии, меры, числа, к которой принадлежали Филолай (V в. до н.э.), врач Алкмеон (ок. 520 г. до н.э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400-365 гг. до н.э.). Среди их последователей был также скульптор Поликлет Старший (конец V века до н.э.).
Великие мудрецы — Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит с его энциклопедической, всеобъемлющей мыслью, вместе со своим полулегендарным предшественником Люциппом и школой Демокрита, являются завершением досократовской космологии. К этому периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).
При этом отмечается условность упомянутого традиционного объединения мыслителей досократовского периода, тем более искусственная попытка выделить элементы их учения[4].
Главной темой философской мысли досократиков был космос. Он был представлен им состоящим из обычных чувственных элементов: Земля, Вода, Воздух, Огонь и Эфир, которые взаимопроникают друг в друга посредством конденсации и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не выделялись досократиками из общей космической жизни. Человек, общество и космос подчиняются одним и тем же законам. Устойчивой концепцией Пресократа является номотетический дуализм[5].
Досократики традиционно делятся на представителей ионийской философии (милетская школа, Гераклит, Диоген Аполлоний), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов. Иногда Сократа ошибочно относят к досократикам, но это не совсем верно, поскольку большинство софистов были современниками Сократа, и он активно с ними общался. Более того, учение софистов сильно отличалось от учения пресократиков.
Философия Сократа.
Неоценимая заслуга Сократа в том, что в его практике диалог стал основным методом поиска истины. Его антидогматизм выражался в отказе от претензий на достоверное знание. Сократ отверг хаотичный субъективизм софистов, который превращал человека в нечто случайное, единичное, даже не необходимое для него самого. Он ко всему относился с иронией. Сократ использовал то, что известно как акушерство, майевтика, искусство определения понятий с помощью наставлений. С помощью хитро поставленных вопросов он подчеркивал неправильные определения и находил правильные. Сократ был пионером в использовании индуктивных доказательств и общих определений терминов. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины через беседу и спор. Метод диалектической аргументации Сократа состоит в том, чтобы обнаружить противоречия в аргументации собеседника и привести его к истине с помощью вопросов и ответов. Ядром его философии является человек, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание проходит путь от философского сомнения «я знаю, что ничего не знаю» до рождения истины посредством самопознания. Сократ построил свой философский принцип из изречения дельфийского оракула «Познай самого себя!», увидев, что человек «не пуст». Софисты презирали истину, а Сократ сделал ее своей любовницей.
Рассматривая феномен души, Сократ исходил из знания о ее бессмертии, что было связано с его верой в Бога.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Экономическая мысль древнегреческих философов
- Законы истории как законы взаимодействия стран, народов и цивилизаций. Алгоритмы исторического взаимодействия
- Альбер Камю, французский прозаик, философ, эссеист
- Жан Жак Руссо, французский философ
- Возникновение философии как учение о предельных основаниях бытия, самосознания и сущности человека
- Становление и развитие представлений о материи в истории философии — Бытие и его основные формы
- Н.А Бердяев: «Россия — страна безграничной свободы духа» — Конституционные особенности характера русского народа
- Дени Дидро, французский философ — просветитель, писатель
- Объективные и субъективные факторы и детерминанты социального управления
- Что такое познание и историко-философские варианты ответа на данный вопрос