Оглавление:
В цикл, условно названный «Педагогические сочинения», вошли две работы Локка: «Некоторые мысли о воспитании» и «Об использовании разума», ставшие каркасом педагогической традиции XVIII и XX веков.
Для обучения рабочих, сказал Локк, нам нужны трудовые школы и обучение рабочих навыкам. Чтобы воспитать джентльмена, нужно воспитать джентльмена.
И если, согласно Локку, воспитание рабочих происходит коллективно, то воспитание джентльмена происходит индивидуально. По Локку, компоненты джентльменского воспитания включают в себя воспитание твердой воли, обучение хорошим манерам и умение владеть собой. Как мы можем обойтись без них?
Джентльмен — это образованный и деловой человек. В его канон предметов входили латынь, французский, арифметика, география, история, танцы, фехтование, делопроизводство, философия, религия, рисование, рукоделие, садоводство, путешествия (!), музыка, хорошие манеры. Самообладание — одно из важнейших требований к джентльмену. Локк буквально пишет: «Чтобы уметь управлять собой, как в частной, так и в общественной жизни, ничто не может так помочь джентльмену, как знание людей. Хотя последнее приобретается в первую очередь из опыта, а затем из глубокого понимания истории, существуют также книги, которые помогают проникнуть в человеческую природу. Это книги о страстях и их причинах, например, восхитительное, но краткое изложение Аристотеля во второй книге «Риторики».
Воспитание джентльмена
Из всех людей, которых мы встречаем, девять десятых становятся теми, кто они есть: хорошими или плохими, полезными или нет, благодаря образованию, сказал Локк. По его словам, задача образования — воспитать джентльмена, не простого человека, а джентльмена, который может «управлять своими делами рассудительно и благоразумно». Джентльмен благородного происхождения и «прекрасных манер» должен в то же время обладать качествами бизнесмена и предпринимателя среднего класса.
Джентльмен должен получать физическое, моральное и интеллектуальное воспитание, но не в школе, поскольку школа, по мнению Локка, это учреждение, где собирается «пестрая банда непослушных, беспутных мальчишек всех классов». Истинный джентльмен получает образование дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее знаний и способностей, приобретенных в школе». Локк, основываясь на практике аристократических семей, рекомендовал поручать все дело воспитания джентльмену, хорошо подготовленному, солидному педагогу.
Большое значение, которое Локк придавал физическому воспитанию. Он сказал: «Здоровье необходимо для наших дел и благосостояния» и предложил продуманную научную систему. «Здоровое тело нуждается в здоровом разуме», — сказал он. Поэтому необходимо с раннего детства укреплять организм ребенка, чтобы он мог легко переносить усталость, трудности, перемены. Локк долго рассуждал о важности строгого режима в жизни ребенка, давая советы по поводу одежды, питания, прогулок, занятий спортом.
Правильно проведенное физическое воспитание также способствует развитию смелости и настойчивости. «Джентльмен должен быть настолько образован, чтобы быть готовым в любой момент взять в руки оружие и стать солдатом».
Локк вывел свою мораль, как мы уже отмечали, из принципа пользы и интереса индивида. Настоящий джентльмен — это тот, кто способен достичь собственного счастья, но не мешать другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» не только для того, чтобы достичь того, чего они хотят, но и для того, чтобы подумать о том, чего они могут достичь. Поэтому поведение мужчины должно быть разумным, он должен уметь направлять свои страсти и быть дисциплинированным. Он должен уметь подчиняться велениям разума. Но в интерпретации Локка, согласно Марксу, «буржуазный разум — это нормальный человеческий разум…».
Локк был противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина также формирует рабский характер». Но в случаях упрямого нежелания ребенка проявлять беспрекословное послушание он допускал телесные наказания.
Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучить детей к ритуалам, а вызвать любовь и благоговение к Богу как к высшему существу.
Содержание образования джентльмена
Согласно Локку, содержание образования джентльмена гораздо шире, чем было принято в его время. Кавалер должен быть обучен чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому, латыни (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также должен получить основные сведения по истории и праву, бухгалтерскому учету, обучению верховой езде и танцам.
Эта программа решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предметов, предложенных Локком, должен был быть полезен его ученику для подготовки к жизни. Знаниям нужно было придать практический характер.
Локк рекомендовал ученику заниматься каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотницким) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерией, лакировкой и гравировкой. Он обосновал необходимость трудового воспитания тем, что работа на свежем воздухе полезна для здоровья, а ручные знания полезны для предпринимателя. Работа предотвращает возможность пагубного безделья.
Педагоги, работающие с детьми, должны пробудить его интерес к учебе, развить его любознательность. Недопустимо превращать обучение в деятельность, неприятную для ребенка. Учитель должен использовать желание детей узнавать новое, но в то же время приучать их к занятию, которое неинтересно. Любопытство детей должно быть использовано в полной мере, потому что оно вырастает из их стремления к знаниям.
Система воспитания джентльмена в трудах Локка
Известно, что многие авторы Нового времени развивали гносеологию как основу правильной жизни (иногда гносеология и этика развивались вместе, например, в работах Спинозы). Это означает, что этики ставили некоторые задачи, которые переносились на гносеологический уровень, а затем перестраивались в соответствии с поставленной задачей;
Теория образования, по крайней мере в настоящее время, является прямым повторением процесса познания, изложенного в эпистемологии рассматриваемого автора. Эта прямая последовательность интересна тем, что большинство преподавания сегодня ориентировано не на историческую последовательность приобретения знаний, а на текущее состояние науки, т.е. структурное или системное. Но педагогическая теория XVII-XVIII веков не знала такого рода ограничений, поскольку речь шла о поиске единого универсального способа поиска знаний.
Поскольку Локк отрицал интуицию, которая в то время была тесно связана с понятием врожденных идей, он должен был доказать, что все идеи, наполняющие разум, получены из опыта. Для этого он выделяет два основных источника: внешний опыт и рефлексия. Очевидно, что Локк вводит рефлексию во многом потому, что он не может вывести все содержание сознания из опыта. Размышление служит для объяснения тех феноменов сознания, которые не могут быть объяснены внешним опытом. Можно сделать вывод, что рефлексия связана с интуицией (или врожденными идеями), поскольку ее происхождение и структура остаются неясными.
Примечательно, что в своей теории образования он абсолютно исключает рефлексию из механизмов, действующих в сознании воспитуемого. Другими словами, Локк предпочитает обойтись без рефлексии в своей эпистемологии. Видимо, потому, что даже в гносеологии рефлексия больше связана с внутренними качествами и характеристиками человека, но она порождена опытом и никак на него не влияет. Чтобы проиллюстрировать отсутствие рефлексивных структур, необходимо рассмотреть структуру сознания, которую Локк метафорически называет «пустым пространством».
Согласно Локку, процесс восприятия выглядит очень просто: Идеи проходят через определенное отверстие в сознание (в то самое пустое пространство, которое можно рассматривать и в широком смысле как сознание, и в более узком смысле как память), где они сохраняются, не подвергаясь никаким изменениям. Другими словами: В системе Локка то, что присутствует в восприятии, то, чему дано имя, и то, что хранится в памяти, представляет собой один и тот же объект. Таким образом, становится очевидной небрежность, с которой Локк определяет, что такое идея. Задача педагога — максимально увеличить объем знаний своего ученика. Такое отношение имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительным является общее стремление к широкому образованию и энциклопедическим знаниям (создание фактологической базы для дальнейших обобщений и выводов закономерностей), а отрицательным — отсутствие каких-то руководящих принципов в фактах. Другими словами, попытка освободиться от диктата идеологии, что приводит к полному отсутствию систематизации знаний: В наш образованный век джентльмен должен познакомиться с некоторыми из этих систем, чтобы быть готовым к общению с людьми»; Но нужно ли давать ему систему Декарта, как она сейчас наиболее принята, или лучше дать ему краткий обзор этой и нескольких других систем, — я, во всяком случае, считаю, что системы натурфилософии, утвердившиеся в нашей части света, следует читать скорее для ознакомления с гипотезами и для понимания терминов и выражений различных школ, чем с надеждой получить ясное научное и удовлетворительное знание творений природы. ..». Локк прямо подчеркивает полную терпимость учителя к излагаемым им взглядам. Таким образом, автор одним из первых поднял вопрос о подобной доктрине, оставив возможность студенту сделать собственные свободные выводы. И первые столкнулись с неизбежными проблемами, которые влечет за собой такой подход.
Локк сталкивается с этими последствиями во второй части своей работы. Точнее было бы сказать в первом, поскольку мысли о добродетельном воспитании являются для Локка первичными и занимают большую часть его размышлений.
Прогрессивность теории Локка для своего времени
Таким образом, мы видим, что непосредственный опыт невозможно сделать единственной основой воспитания (по крайней мере, когда дело касается поощрений и наказаний). На примере приведённых цитат видно, что дать единый рецепт воспитания невозможно. Локк часто повторяет, что если вам удалось внушить ребёнку уважение к себе, любовь к учёбе и т. д. то. Но как удалось, он не объясняет. Точно также в тексте часто появляется интуиция. Потому, что, в конечном счёте, оказывается, что меры наказания и награждения, должны остаются на усмотрение воспитателя, которое всегда субъективно. В своих идеях относительно воспитания Локк приходит к тем же результатам, что и в своей гносеологии.
Локк в своих педагогических рассуждениях уподобил новорожденного tabula rasa (чистой доске), на которой воспитателям надлежит начертать соответствующее содержание. При этом он не отрицал врожденной предрасположенности конкретного человека к тому или иному кругу способностей (что нередко упускают из виду поверхностные толкователи Локка). Вместе с тем он был убежден, что от рождения большинство людей одинаково стремятся к счастью и питают отвращение к несчастью, одинаково наделены разумом и способностями, а последующие различия между ними определяются по преимуществу различием жизненных условий и воспитания. Последователи Локка отрицают, что врожденные факторы могут внести сколько-нибудь существенный вклад в интеллектуальное и нравственное развитие. Решающая роль отводится воспитанию, которое выступает источником всех качеств зрелой личности.
Для своего времени это была весьма прогрессивная теория, позволявшая усомниться в справедливости сословных различий. Сам Локк, однако, не шел в своих рассуждениях так далеко. Напротив, отдельные его высказывания явно противоречат эгалитаристской идеологии. Например, в своем трактате «О воспитании джентльмена» он недвусмысленно пишет: «Джентльмен вправе добиваться своих целей любыми средствами, но только не за счет другого джентльмена».
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Воспитательная функция
- Особенности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста
- Конкретно-научная методология
- Теоретические аспекты изучения семьи как субъекта педагогического взаимодействия и социокультурной среды
- Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения
- Методика работы с опорным конспектом на уроке истории
- Методы социальной педагогики
- Педагогическое общение и его стили
- Воспитание социальной активности детей в дополнительном образовании
- Особенности педагогических исследований