Оглавление:
Главным вкладом Маркса и Энгельса в философию было открытие и обоснование материалистического понимания истории и глубокая разработка материалистической диалектики. Они сформулировали и развили основные принципы материализма.
Маркс в основном разрабатывал проблемы экономики, чему посвятил свой фундаментальный труд «Das Kapital», решал социальные и философские проблемы, а Энгельс обобщал достижения естествознания, его главный труд — «Диалектика природы».
Высоко оценивая диалектику Гегеля, Маркс и Энгельс отвергли исходные идеалистические принципы его диалектики и переработали идеалистическую диалектику в материалистическую диалектику.
Маркс и Энгельс: «Гегель был идеалистом, то есть для него мысли нашей головы не были более или менее абстрактными отражениями действительных вещей и процессов, а наоборот, вещи и их развитие были для Гегеля лишь воплощенными отражениями некоей «идеи», существовавшей где-то до возникновения мира. Таким образом, все было перевернуто с ног на голову, а реальная связь мировых явлений полностью извращена».
Маркс даже с гордостью говорил, что он «перевернул гегелевскую диалектику с ног на голову». Для Маркса идеальное — это отражение материального в сознании человека, в сознании личности и общества; это идеи, мысли, которые являются продуктом высокоорганизованной материи — мозга. Не диалектика мыслей определяет диалектику вещей, а диалектика бытия определяет диалектику мыслей. Однако при принципиально разных подходах идеалиста Гегеля и материалистов Маркса и Энгельса диалектика, блестяще разработанная Гегелем в системе его законов и категорий, полностью вошла в диалектический материализм Маркса и Энгельса.
Однако взгляды Маркса на природу идеального не могут удовлетворить мыслителя уровня Гегеля или Канта, например, в науке идеальное — это понятие в форме мысли, но как получить понятие такой сложной природы, как точка, функция и т.д., поскольку они не имеют прямых аналогов в практике, из метода Маркса не следует никакого понимания того, как получить столь распространенные идеализации в физике и математике.
Рассмотрение Марксом практики как критерия истины справедливо: если та или иная точка зрения не согласуется с практикой, ее обоснованность ставится под сомнение.
Основной вклад Маркса и Энгельса в философию заключался в открытии и утверждении материалистического понимания истории и глубокой разработке материалистической диалектики. Они сформулировали и развили основные принципы материализма.
Маркс в основном разрабатывал проблемы экономики, которой он посвятил свой фундаментальный труд «Das Kapital», решал социальные и философские проблемы, а Энгельс обобщал достижения естествознания, его главным трудом стала «Диалектика природы».
Высоко оценивая диалектику Гегеля, Маркс и Энгельс отвергли исходные идеалистические принципы его диалектики и переработали идеалистическую диалектику в материалистическую диалектику.
Маркс и Энгельс: «Гегель был идеалистом, то есть для него мысли нашей головы не были более или менее абстрактными отражениями действительных вещей и процессов, а наоборот, вещи и их развитие были для Гегеля лишь воплощенными отражениями некоей «идеи», существовавшей где-то до возникновения мира. Таким образом, все было перевернуто с ног на голову, а реальная связь мировых явлений полностью извращена».
Маркс даже с гордостью говорил, что он «перевернул гегелевскую диалектику с ног на голову». Для Маркса идеальное — это отражение материального в сознании человека, в сознании личности и общества; это идеи, мысли, которые являются продуктом высокоорганизованной материи — мозга. Не диалектика мыслей определяет диалектику вещей, а диалектика бытия определяет диалектику мыслей. Однако при принципиально разных подходах идеалиста Гегеля и материалистов Маркса и Энгельса диалектика, блестяще разработанная Гегелем в системе его законов и категорий, полностью вошла в диалектический материализм Маркса и Энгельса.
Сущность и характеристика государства в марксистской теории
Марксистская (марксистско-ленинская) теория государства исходит из того, что государство — это классовое явление. Она возникает с разделением общества на антагонистические классы и существует только там, где такие классы есть. Марксистская теория видит классовый характер государства в том, что государственная власть всегда принадлежит экономически господствующим классам, и государство выражает волю этих классов, навязывая ее всему обществу.
С точки зрения марксизма, государство — это инструмент классового господства, «машина» для систематического угнетения одного класса другим. По мнению Энгельса, государство не существовало вечно. Существовали общества, которые обходились без государства и без государственной власти. На определенном этапе экономического развития, вызванного разделением общества на классы, государство стало необходимостью в силу этого разделения. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами, между ними начинается противостояние. Чтобы это противостояние не привело к краху общества, над обществом должна быть сила, которая умеряет столкновение, удерживает его в рамках «порядка». Эта сила, возникшая из общества, но ставящая себя над ним и все более отчуждающаяся от него, и есть государство. Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах.
Это раскрывает классовую природу государства как машины (инструмента), с помощью которой экономический правящий класс становится политически господствующим и осуществляет свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законами и основанную на силе, на принуждении. Но даже при наличии острого классового конфликта государство спасает классы от уничтожения друг друга в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, сохраняя тем самым его целостность. И в этих условиях она выполняет определенные функции в интересах всего общества. Марксистская теория возникновения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Возникновение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает взаимосвязь явлений, приведших к возникновению анализируемого явления.
В целом теория характеризуется ясностью и четкостью исходных положений и логической последовательностью, и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Марксистская теория характеризуется последовательно материалистическим подходом. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, разделением общества на классы и классовым антагонизмом. Марксизм выражает суть вопроса в формуле: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий. Нет причин отрицать влияние классов на возникновение государства. Но также нет оснований считать классы единственной причиной его появления. Как отмечалось выше, государство часто возникало и формировалось до появления классов; кроме того, на процесс формирования государства влияли и другие, более глубокие и общие факторы.
Марксизм достиг пика своей популярности в двадцатом веке, но в итоге практически сошел на нет после того, как большинство предсказаний этого учения относительно «загнивающего» капитализма провалились и вся система так называемых социалистических стран рухнула, например: Восточная Германия и падение печально известной Берлинской стены, распад Советского Союза и переосмысление политических взглядов на мир и капитализм в целом, Северная Корея и т.д. Однако Китайская Народная Республика не полностью отказалась от идей социализма, а извлекла некоторые уроки из опыта соседних стран, они смогли реформировать социализм в условиях нынешней ситуации в мире, и, кто знает, может быть, эти преобразования еще принесут свои плоды в стране.
В конце ХІХ века возникло радикально-коммунистическое движение. Радикально-коммунистическое течение общественно-политической мысли, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, содержало следующие тезисы 1) разрушительной силой в антагонистических формациях является классовая борьба; 2) при капитализме решающая роль принадлежит пролетариату, который играет своего рода спасительную роль; 3) пролетариат должен осуществлять свою диктатуру; 4) суть пролетарской миссии заключается в разрушении буржуазной государственной машины путем совершения политической революции и построения коммуны; 5) для победы пролетариату нужна своя политическая партия; 6) пролетарская партия будет вести эту борьбу только разрушительной идеологической борьбой не только против людей противоположного мнения, но и против предателей в своих рядах. Таким образом, эта теория стремится доказать, что политическая власть в государстве принадлежит экономическому правящему классу или элите, и что эта власть используется исключительно в интересах правящего класса.
Теория классовой борьбы
Особое место в марксизме занимала теория классовой борьбы. Они рассматривали всю историю человечества и развитие общества как борьбу классов. Противоречия объяснялись конфликтом производительных сил и производственных отношений, которые составляли экономическую основу общества. Они требовали замены капитализма социализмом, замены частной собственности государственной путем экспроприации и доказывали необходимость диктатуры пролетариата. Таким образом, марксизм вошел в реальную социальную жизнь общества в основном не научно и философски, а идеологически, как идеология открытого классового противостояния, оправдывающая крайние формы классовой борьбы и насилия во имя классовых интересов. В одной из лекций мы отмечали, что конкретные рекомендации для практики не входят в сферу деятельности философии, она не должна предлагать схемы действий, она должна подходить к проблемам только предельно концептуально, и здесь мы видим, что Маркс и Энгельс выходят за рамки философии, в то время как их взгляды интересуют нас именно с философской точки зрения.
Изучение работ классических экономистов (А. Смита и Д. Рикардо) привело Маркса к необходимости корректировки теории трудовой стоимости, так как они не объясняли происхождение прибавочной стоимости и отождествляли ее с прибылью, они не показывали сущность частной собственности и считали ее абсолютно данной. Маркс рассматривает частную собственность как историческое явление и следствие экспроприированного труда.
Общественный труд отделяет человека от животного. На определенном историческом этапе характер труда меняется, возникает разделение труда и частная собственность, что делает процесс труда принудительным. Продукт труда становится независимым, становится чужим для производителя. Маркс пишет в «Экономико-философских рукописях», что чем больше товаров создает рабочий, тем дешевле он становится. Коммодификация труда — это порабощение работника объектом, его отчуждение и отдаление от самого себя. «Чем больше рабочий тратит себя на работу, тем мощнее становится чуждый объектный мир, который он создает против себя, тем беднее становится он сам.
В результате работник чувствует свободу действий только при выполнении своих животных функций. В форме заработной платы капиталист оплачивает рабочему только стоимость его жизни и присваивает прибавочную стоимость. Согласно научному социализму Маркса, основой капиталистического производства является увеличение прибавочной стоимости за счет эксплуатации наемного труда. Он приходит к выводу, что необходимо освободить рабочих от ига капитала, отменить собственность революционным путем. В «Капитале» Маркс утверждает неизбежность победы пролетариата. «Экспроприаторы должны быть экспроприированы», необходим переход к обществу без классов.
В России марксистские идеи популяризировал и развивал ученый и публицист Георгий Валентинович Плеханов, затем Ленин, который в целом был политическим деятелем. Ленин понимал марксизм по-своему и действовал в противоречии с его принципами, ибо, согласно марксизму, социалистическая революция целесообразна только на высоком уровне развития капитализма. Политически жесткая философская концепция Ленина привела к известным вам результатам. Плеханов был уже стар и умирал, и Ленин пришел проститься с ним, но Плеханов не пожал ему руки, сказав, что он диктатор, что он действовал вопреки марксизму с точки зрения условий революции, и что Россия теперь тонет в крови гражданской войны, что страдания народа неисчислимы.
Ленин свел все достижения мировой философии к философии Маркса и Энгельса, которую он превратил в инструмент политической борьбы. Долгое время советский народ воспитывался только на произведениях классиков марксизма-ленинизма, советским философам приходилось опираться на свое наследие, существовала жесткая цензура философии, целенаправленно формировалась единая идеология. Вы можете сами почитать о русской философии. И даже надо читать (Соловьев, Бердяев, Розанов, Ильин, Флоренский, Плеханов, Бакунин, Ленин, Мамардашвили, Ильенков и др.)
Общество в идеологии марксизма
В процессе возникновения природы социальность является высшим и последним моментом. Оно непосредственно идентично общению лиц. Развитие социальности как коммуникации заключается в функции адаптации (в организации и управлении) коллективной жизни в соответствии с родовой сущностью. Как межличностное общение, оно целиком зависит от субъективности индивидов, соответствующей закону их природной сущности во множественности экзистенции.Усилия, воля и разум всех, объединенные в деятельности одного человека, в едином централизованном коллективе, надежно и продуктивно обеспечивают потребности воспроизводства жизни в самом материальном производстве и создают условия и стимулы «бессмертия» в развитии свободной индивидуальности каждого в высших формах человеческой деятельности.
Таким образом, в идеале в реальной социальной деятельности отождествляются субъективность и объективность, отношения между универсальными индивидами становятся простыми, ясными и прозрачными, полностью подчиненными научному предвидению и контролю, каждый член общества способен выполнять любую функцию руководства и контроля в общей деятельности, совмещая исполнительские и управленческие задачи в материальном производстве и общественных социальных отношениях. В сфере общественных отношений антропологизм делает возможным осуществление гегелевского эстетического идеала неразрывного слияния конкретной индивидуальности и субстанциального начала, полного и адекватного воплощения Идеи в действительности. «А поскольку идеальное характеризуется свободой и автономией субъективности, то в окружающем мире состояний и условий не должно быть никакой внутренне необходимой объективности, независимой от субъективного и индивидуального. Идеальный индивид должен быть самодостаточным, цель должна принадлежать ему и не должна быть завершена сама по себе как нечто оторванное от индивидуальности субъектов, поскольку в противном случае субъект был бы затмен как нечто вторичное по отношению к завершенному миру самому по себе», — критикует Маркс гегелевское понимание социальности с антропологической точки зрения.
Возведение объективности общества в отдельную реальность, существующую сама по себе, превращает силы и свойства человеческих индивидов в отдельную личность, которая действует совместно с живыми людьми и господствует над ними в достижении своих собственных целей, отличных и даже совершенно противоположных целям и воле индивидов. Объективация и гипостазирование сущности всеобщего как такового является органическим элементом системы абсолютного идеализма. Общество сразу же является определенным этапом в шествии мирового духа к самосознанию, а в конце оно связано с осознанием трансцендентности Абсолюта. То есть, это рационализированный аналог божественного провидения; он вводит религиозную веру, которая чужда научному знанию (и освоению человеком законов истории). Фактически, по Марксу, идея независимости социальных, т.е. концентрированных, сил нескольких индивидов является выражением факта их изолированности друг от друга и враждебно-эгоистического способа осуществления их связи. Другими словами, это негативная реализация родовой сущности человека в диссоциированных, разобщенных, антагонистических формах существования. Отчуждение социальности от индивидов фиксирует факт их подлинных форм существования.
Задача истории — преодолеть формы общения, недостаточно и неполно раскрывающие родовую природу человека, и обобщить социальные качества индивидов на позитивной основе универсальной природы (и универсального сознания), которая реализуется позитивным образом, то есть в простых и явных формах братского (любовного) общения. История — это не что иное, как человеческое действие, и если в ней есть отчуждение, то оно еще недостаточно сделано. Жизнь еще не настроена на счастье и творчество, но ее можно и нужно сделать такой.
Ленинская теория государства и революции
Ленин определяет роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти следующим образом: «Диктатура осуществляется пролетариатом, организованным в Советы, во главе которых стоит Коммунистическая партия большевиков. Сама партия, в свою очередь, возглавляется Центральным комитетом. Внутри него формируются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро). Именно они, эти «олигархи», правят в Центральном комитете. Главное: «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным органом в нашей республике без руководства Центрального Комитета партии». На обвинение в том, что он и его товарищи по партии установили диктатуру одной (большевистской) партии, Ленин отвечает: «Да, диктатуру одной партии. Мы стоим на ней и не сойдем с этой земли».
В ленинской концепции места и функции большевистской партии в системе диктатуры пролетариата (а также в ленинской практике реализации этой концепции) партия и институты государства внешне сохраняют свои специфические характеристики. Но на кадровом уровне, через кадровый состав (особенно руководящий, командный состав), эти структуры переплетаются, сплавляются. Как партийные функционеры, большевики принимали руководящие решения, а как руководители государственного аппарата — проводили их в жизнь. По сути, большевики («непосредственный правящий авангард пролетариата»), незаконно установившие свое господство в стране, сосредоточили в своих руках прерогативы законодательной, исполнительной и судебной власти. Нет даже «однопартийного государства», потому что, по большому счету, нет государственности как суверенной организации публичной власти. Есть декоративные, государственные образования, которые легко становятся козлами отпущения за всевозможные неудачи, одновременно увековечивая миф о непогрешимости и всепобеждающей силе большевистской партии. Узурпируя полномочия государства, он не допускает никакого общественного контроля над собой; он не несет перед ним никакой реальной ответственности. Чего стоят в этом свете фразы о величии и достоинстве «пролетарской», «советской», «новой» демократии, «социалистической законности» и т.д.?
Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, взаимоотношениях Коммунистической партии и Советского государства, экономических функциях такого государства, его территориальном единстве и внешней политике составили костяк ленинского учения о социалистической государственности. Однако Ленин не предсказывал долгой жизни этой государственности. Как честный марксист, он выступает за отмирание государства: «… Согласно Марксу, пролетариату нужно только увядающее государство, организованное таким образом, что он сразу начинает увядать и может только увядать. Ленин неоднократно повторяет эту мысль: «…пролетарское государство начнет угасать сразу же после победы, ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно. Конечно, Ленин связывает окончательное угасание государства с выполнением ряда высоких социально-экономических и общекультурных условий. Но именно идея отмирания государства остается незыблемой и чрезвычайно важной в марксизме-ленинизме.
Однако предполагаемая попытка встать на путь отмирания государства не привела к деэтнизации общества и формированию системы коммунистического, общественного самоуправления. Это привело к полной анемии самих государственных институтов, с образованием таких негосударственных структур в обществе (коммунистическая партия), которые создали организацию тоталитарной власти и стали ее реальными центрами. Такая власть всегда бесконтрольна и безнаказанна. Его не сдерживают общепринятые порядки и нормы жизни цивилизованного государства с его демократическо-правовыми институтами.
Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, особенно на «технику» осуществления политического правления и т.д., его деятельность на посту главы Коммунистической партии и Советского правительства оказали большое и решающее влияние на развитие теории и практики большевизма. Более того, они имели широкий международный резонанс. В XX веке ими так или иначе вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения различного толка.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Давид Фридрих Штраус, немецкий теолог и философ-младогегельянец
- Ученые-универсалы эпохи Возрождения
- Фалес, древнегреческий мыслитель, один из родоначальников античной философии
- Поиск пути развития в философии зарубежного востока XX века
- Смена поколений ЭВМ и новые методы исследования в технических науках
- Эстетические категории
- Гилозоизм в философии
- Связь онтологии и гносеологии
- Сферы функционирования общества как системы
- Законы и категории диалектики. Их методологическая роль и значение для теории и практики управления