Оглавление:
Вопрос для человечества заключается в определении места человека в природе и его взаимоотношений с космосом. По мнению А. Эйнштейна, человек стремится создать простую и ясную картину мира. Этим занимаются и художники, и поэты, и философы, и естествоиспытатели, но каждый по-своему. Иными словами, определение места человека во Вселенной связано с построением образа мира как упорядоченной целостности, объединяющей разнородные знания, в основе которой лежит системообразующий принцип (принцип или идея), задающий мировоззрение и ориентиры ценностного поведения. Таким образом, образ мира всегда является мировоззрением. Образ мира дает человеку определенное место во Вселенной и помогает ему ориентироваться в бытии. Она формирует образ Вселенной и человека как соизмеримых и взаимозависимых целых.
Можно рассмотреть мифологическую, религиозную, научную и философскую формы мировоззрения, а профаническое и эзотерическое мировоззрение можно изучать дальше. Каждый из них предлагает свою версию того, «как на самом деле устроен мир», в какой-то степени дополняя друг друга, но также и противореча друг другу.
Мифологическое понимание мира как целого имеет созерцательную основу и предстает в виде конкретно-чувственного образа, в котором воспринимаемое человеком и воображаемое слиты воедино, а образ мира включает человека во все аспекты космического целого. Религиозный образ мира обобщает религиозный опыт человека и делает главным объектом внимания связь повседневного опыта и потустороннего мира. Земное и небесное, человеческое и божественное — вот объекты религиозных размышлений. И этот мир, мир божественного, определяет человека как в его физическом существовании, так и в духовном. Центральное место в религиозном мировоззрении занимает концепция Бога (богов) как конечной истинной реальности. Она выражает иерархический порядок мира, созданного Богом, и место человека в нем в зависимости от его отношений с Богом.
Основные формы бытия
Бытие — это категория, занимающая центральное место в категориальном аппарате большинства философских систем.
«Бытие» традиционно рассматривается по крайней мере в двух смыслах: во-первых, это все, что когда-либо существовало (определяется как «настоящее существование») и все, что имеет внутренний потенциал для реализации в будущем. В данном случае «бытие» является синонимом таких понятий, как «мир в целом» или «вселенная»; во-вторых, «бытие» понимается как изначальное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическое определение.
Философы обычно называют «бытие» в этом смысле «абсолютным бытием» — или просто абсолютным; единым и всеобщим. В развитых религиях это существо определяется как Бог.
Самые ранние попытки философского осмысления проблемы бытия встречаются в древнеиндийской и древнекитайской философии. В трудах древнеиндийских философов встречаются представления о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также концепции мира, согласно которым основу всего вещества составляют природные принципы. В философии древнего Китая большое внимание уделялось природе человека и общественного бытия, гораздо меньше — первоосновам природы.
Древних философов также волновал вопрос о происхождении бытия. Парменид был первым философом, который выделил бытие как категорию и сделал его предметом специального философского анализа. Он отстаивал идею неизменной сущности истинного бытия, то есть бытия во втором смысле. Бытие, сущее — это нечто реальное, оно «есть»; оно противостоит небытию, которое несет, «не есть». Бытие едино, нерушимо, неподвижно, совершенно; оно не возникло и не подлежит уничтожению, ибо кроме него ничего нет и быть не может. Мыслить можно только бытие, то есть то, что существует; невозможно каким-либо образом мыслить то, что не существует.
Ученым древности природные принципы нашего мира представлялись в виде неких абстрактно-подобных рациональных структур или элементов, называемых землей, водой, воздухом, огнем. В Китае, помимо первых трех, упоминаются также дерево и металл; и один из элементов может рассматриваться — особенно в науке Древней Греции — как изначальный, основополагающий. Элементы, в свою очередь, пронизаны, связаны и наполнены особой энергией: греки называли ее «пневма», индийцы — «прана», китайцы — «вуй».
Дидактический подход к пониманию бытия впервые проявился у Гераклита (554-483 гг. до н.э.), который видел весь мир в постоянном становлении и изменении. Платон (427-347 гг. до н.э.) первым в истории философии указал на то, что не только материальные вещи имеют существование, но и идеальные. Он различал «истинное бытие» — «мир объективно существующих идей», который он противопоставлял «чувственному бытию». Платон также указывал на существование понятий, которые существуют независимо в человеческом сознании.
После Гегеля онтологические доктрины встречаются очень редко. В 20 веке, в ходе поворота от неокантианства к метафизике, онтология возрождается: у Г.Якоби и Н.Гартмана как сугубо субъективная философия бытия, а у М.Хайдеггера и К.Ясперса — в смысле фундаментальной онтологии. Разница между старой и современной формой заключается в том, что первая рассматривает весь мир в его отношении к человеку, т.е. все формы и отношения реального мира с его богатством переходов как приспособленные к человеку. Таким образом, человек становится конечной целью мирового порядка. Она ограничивала сферу реального материальным; вневременной универсум рассматривался как существо более высокого порядка, более того, как единственно истинная вещь.
Новая онтология разработала чрезвычайно широкую концепцию реальности, приписывая полную реальность духу, и с этой позиции попыталась определить автономное существование духа и его активность по отношению к активному существованию остального мира. Большое место в новой онтологии занимает категориальный анализ.
Проблема субстанции в философии
Последним общим признаком категории бытия является существование, которое присуще всем вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Но даже простое утверждение о существовании чего-либо приводит к новым вопросам, самые важные из которых касаются фундаментальных причин бытия, наличия или отсутствия единой, общей фундаментальной основы всего сущего.
В истории философии для обозначения такой первоосновы, которая для своего существования не требует ничего, кроме самой себя, используется чрезвычайно широкая категория «субстанция». Субстанция предстает и как естественная, «физическая» основа существования, и как его сверхъестественное, метафизическое начало.
Представители первых философских школ понимали субстанцию, из которой состоят две вещи, как первооснову. Как правило, материя сводилась к первым общепринятым на тот момент веществам: Земля, вода, огонь, воздух, или ментальные конструкции, первопричины, апейрон, атомы. Позже понятие субстанции было расширено до некоего конечного основания — постоянного, относительно стабильного и существующего независимо от всего, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Чаще всего в философии такими основаниями были материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д. Теоретические свойства вещества включают: Самоопределение, универсальность, причинность, монизм, целостность.
Различные философские доктрины по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной субстанции и строят на ней всю остальную картину мира во всем многообразии его вещей и явлений, называются «философским монизмом». Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом, если более двух — плюрализмом.
С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различных взглядов на проблему первичности субстанции, наиболее значимой в истории философии, можно выделить два наиболее распространенных подхода к пониманию природы субстанции — материалистический и идеалистически-материалистический.
Первый подход, называемый материалистическим монизмом, утверждает, что мир един и неделим, что он изначально материален, и что именно материальность лежит в основе его единства. Ум, сознание и идеальное в этих терминах не имеют материальной природы и являются производными от материального как его свойства и проявления. Такие подходы характерны в наиболее выраженной форме для материализма европейского Просвещения XVIII века, К.Маркса и его последователей.
Напротив, идеалистический монизм признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой всего сущего. Проводится различие между объективно-идеалистическим монизмом и субъективно-идеалистическим монизмом.
Материя — одна из самых фундаментальных философских категорий. Впервые она была обнаружена в философии Платона. Материя имеет множество определений. Аристотель трактовал его как чистую возможность и вместилище форм. Р.Декарт считал пространственность главным атрибутом и неотъемлемым свойством. Г.В. Лейбниц доказал, что пространственность — это вторичное свойство материи, возникающее из главной силы. Механистический взгляд исключал все свойства материи, кроме массы. Он выводил все явления и считал, что движение не может происходить без движимого, а последнее является материей.
Наконец, энергетическая концепция объясняет все явления из понятия энергии и полностью исключает понятие материи. В новейшей физике материя — это обозначение некоторой особой точки поля. В материалистической философии материя является краеугольным понятием; в различных школах материализма она приобретает разное значение.
Концепция движения
Движение — это способ существования материи, оно абсолютно и противоречиво и существует в различных формах, которые взаимодействуют друг с другом. Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию составляющих его элементов. Но помимо внутреннего взаимодействия между элементами и частями целого, объекты также взаимодействуют с внешней средой. Взаимодействие приводит к изменению свойств, отношений, состояний объекта. В философии это изменение обозначается понятием «движение».
В истории философии неоднократно поднимался вопрос о том, является ли движение атрибутом, т.е. неотъемлемым всеобщим свойством материи, или только ее способом, т.е. особым свойством, которое может быть, а может и не быть. Истоки диалектического понимания движения восходят к Гераклиту, который в образной форме выразил мысль о том, что материальная основа постоянно тождественна самой себе и в то же время находится в состоянии постоянного изменения. Вместе с Гераклитом и Эпикуром античная философия открыла источник всякого движения в противоречивой природе внутренних процессов.
Трудность постижения процесса движения в логике понятий посредством логических доказательств привела древнего философа и математика Зенона к формулированию апорий, трудноразрешимых проблем, которые заставили его усомниться в том, что движение является атрибутом материи в отличие от чувственных впечатлений.
Мыслители эпохи Возрождения были убеждены, что все сущее, от Вселенной до мельчайшей частицы, приводится в движение обитающей в нем душой. Преобладающее развитие механики в 7-8 веках привело к тому, что движение рассматривалось только как механическое движение, то есть как простое пространственное движение. Ограничение метафизических идей было связано с отношением к движению как к способу с верой в необходимость первичного двигателя.
Философы-материалисты VIII века
Такие как Д. Толанд и Дидро, признавали движение атрибутом материи и рассматривали его как универсальную внутреннюю активность. В современной философии понятие движения трактуется в широком смысле, как идея любого изменения.
Движение характеризуется такими признаками, как универсальность, всеобщность, противоречивость, атрибутивность, абсолютность и непрерывность. Одни видят главное противоречие в возникновении и уничтожении, другие — в противоречии пространства и времени, третьи — в противоречии стабильности и изменчивости.
Процессы, связанные с преобразованиями качества предметов, с возникновением новых качественных состояний, в которых раскрываются как бы потенциальные возможности, скрытые и не раскрытые в предыдущих качественных состояниях, называются развитием. Понятие развития, отмечает В. Соловьев, с начала нынешнего века вошло не только в науку, но и в обыденное мышление.
Различают две разновидности процессов развития. Первый вид — это процессы качественных изменений, которые не выходят за рамки соответствующего вида материи и ее определенной организации. Вторая разновидность — это процессы перехода с одного уровня на другой.
Развитие также делится на прогресс, когда происходит усложнение структуры, повышение степени организованности объекта или явления, и регресс, когда движение происходит в обратном направлении, от более совершенных и развитых форм к менее совершенным.
Проблема единства мира
Мир бесконечно разнообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Существует множество различных состояний и структурных уровней реальности, которые, в свою очередь, характеризуются специфическими пространственно-временными свойствами и формами движения. Мир непостоянен как бесконечное целое и в то же время изменчив и преходящ в своих отдельных частях и проявлениях. Она движется и развивается как путем формирования и усложнения своей структуры, так и путем разрушения и деградации, что постоянно изменяет ее количественные и качественные свойства. Быть Дарвином — Кантом — Лапласом
С одной стороны, мир неоднороден в своем многообразии, с другой стороны, он представляет собой некую универсальную целостность, образуя неразрывное единство всех своих компонентов.
Решение этой проблемы напрямую зависит от исходной мировоззренческой позиции философа. В идеалистическом направлении возможны различные позиции, как утверждение единства мира на основе его сущности или универсальной духовности, так и отрицание такого единства. Сторонники материалистического монизма пытаются объяснить единство мира из самого мира, считая его самодостаточным, не нуждающимся ни в ком и ни в чем для поддержания своего бытия и производящим из себя все многообразие бытия. Они признают в качестве доказательств только рациональные обоснования и соответствующий им опыт, опираясь на социальную практику и науку, природа которых чисто рациональна.
Начиная с VIII века, когда наука окончательно утвердилась как самостоятельная сфера человеческой деятельности, появилась возможность более рационально аргументировать единство мира, не прибегая к помощи потусторонних сил. С помощью теории Канта-Лапласа, объяснившей естественное происхождение планет из первобытной туманности, было установлено единство космических тел Солнечной системы. Закон сохранения и превращения энергии показал, что все действующие в природе силы являются различными формами проявления всеобщего движения. Теория клеточного строения живых организмов позволила структурно объединить все живое. Д. И. Менделеев закон периодов объединил все химические элементы, а С. Дарвиновская теория происхождения видов не только объяснила единство многообразия всего живого, но и открыла возможности понимания природы идеального сознания как неотделимого от живой материи. Для этой теории характерен переход от изучения отдельных вещей к изучению процессов и состояний, от разделения природы к ее объединению в единую систему, что позволяет затем лучше понять возникновение человека и его сознания, определить их реальное место в мире и, наконец, показать единство человека и природы.
С созданием теории относительности и квантовой механики в 20 веке понимание того, что мир един и все связано со всем, значительно расширилось и укрепилось. С появлением мощных ускорителей во второй половине XX века современная наука продвинулась еще дальше в изучении микромира и смогла продемонстрировать единство поля и материи, корпускулярных и волновых материальных объектов, доказать неразрывное единство материи, движения, пространства и времени. С точки зрения современной теоретической физики, мир един, потому что на самом элементарном уровне он состоит не из чего иного, как из элементарных частиц и фундаментальных взаимодействий.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Сравнение философии нового времени и эпохи просвещения
- Проблема закономерности исторического процесса
- Переосмысление соотношения бога и человека в философии зарубежного востока XX века
- Арнольд Гелен, немецкий философ
- Джайнизм как одно из направлений древнеиндийской философии
- Философия эпохи возрождения и нового времени
- Философская антропология
- Предмет и методы политической философии
- Математизация технических наук
- Человечество как едино-цельная социально-планетарная система