Оглавление:
Чтобы понять природу явления, важно знать, как оно возникло, что пришло ему на смену, чем отличались его ранние стадии от более поздних, зрелых. Некоторые люди приходят к философским размышлениям по-разному. Но есть и тот путь, по которому человечество когда-то пришло к философии. Чтобы показать своеобразие философии, важно представить этот путь, хотя бы в общих чертах, обратившись к первым шагам, истокам философской мысли, а также к мифологическому и религиозному мировоззрению как предпосылкам философии. В отличие от мифологии и религии, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на силу разума, на его способность научно исследовать реальность, и таким образом становится основой научного мировоззрения.
Религия, как и философия, является мировоззрением, хотя и специфическим, и в то же время включает в себя определенные формы поведения и действия, основанные на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) Богов, т.е. такого начала, которое является «святым», сверхъестественным, находящимся за пределами человеческого понимания.
«…Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — есть не что иное, как фантастическое отражение в сознании людей тех внешних сил, которые управляют ими в их повседневной жизни, — отражение, в котором земные силы принимают форму сверхъестественных.
Религия возникает в истории человечества вместе с сознанием самого человека и в противостоянии с окружающей его действительностью. Религия долгое время считалась продуктом невежества первобытного человека, который не знал законов природы и боялся неизвестного. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая по отношению к человеку как Всевышнему, Высшему, началу, неподвластному ему, требует поклонения. Точнее, представления первобытных народов о духах, призраках и богах обычно выражались в мифологической форме, а основными темами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море и огонь, звезды и ветер и т.д. Следует помнить, что создание мифов человеком было его первым шагом на пути к творчеству и самопознанию.
Этим объясняется возникновение политеистических религиозных систем, в которых многие боги олицетворяют различные элементы природы, например, бог грома и молнии считался верховным божеством как у древних греков (Зевс) и римлян (Юпитер), так и у древних славян (Перун).
Мифология, религия и философия тесно переплетены между собой. Истоками философии были мифология и религия, но в отличие от них, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на силу разума, на его способность научно исследовать действительность, что делает ее основой научного мировоззрения.
Религия является одним из основных вариантов системы моральных норм. Религиозное мышление фокусируется на пограничных ситуациях в жизни, когда утешение и сострадание могут быть важнее для человека, чем рациональные аргументы, доказывающие, что, например, смерть — это естественный и необходимый процесс. В нем сформулированы абсолютно истинные нравственные императивы, которым необходимо следовать в жизни. С одной стороны, кажется посягательством на свободу человека признание его «творением Божьим», абсолютно зависимым от высшего существа. С другой стороны, религия является консолидирующим фактором социальной жизни, регулирующим отношения между людьми, что особенно важно для обществ, где люди воспринимают свою свободу как вседозволенность.
Мифы. Мифология
Термин «мифология» имеет два значения. В первом значении (от греч. mifos — предание, легенда и logos — слово, понятие, учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних этапов общественного развития. Во втором — «наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них реальности».
Место мифотворчества в процессе истории культуры определялось разными философами по-разному. Например, Гегель и Маркс считали, что миф, мифотворчество — это давно ушедшая стадия культуры. С их точки зрения, миф и философия были непосредственно связаны в истории лишь однажды — в момент возникновения философии из мифологии; после этого их пути разошлись, они стали антиподами.
Другой точки зрения придерживались Дж. Вико и Ф. Ницше. Они придерживались идеи циклического повторения мифотворчества в культурно-историческом процессе. Миф был реальностью и может стать ею снова, когда все интеллектуальные возможности будут исчерпаны.
За всей этой множественностью значений термина «миф», «мифологический» и существованием взаимоисключающих трактовок места мифотворчества стоит не только то, что миф как проблема науки не получил достаточного прояснения. Дело в том, что «миф до сих пор остается не только проблемой науки, но и философской загадкой». «Миф — это первое издание «умственного словаря» человечества, — отмечал Д. Вико.
Мифы существовали у всех народов мира. В психической жизни первобытного общества господствовала мифология, которая выступала как универсальная форма общественного сознания. Мифы — древние сказания разных народов о фантастических существах, о деяниях богов и героев — разнообразны. Но некоторые основные темы и мотивы повторяются в них. Многие мифы разных стран посвящены космической тематике. К ним относятся попытки ответить на вопрос о происхождении, строении Вселенной, происхождении основных природных явлений (солнечные затмения, наводнения, падение метеоритов), гармонии мира и так далее.
Происхождение мира понималось в мифологии как его создание или постепенное развитие из бесформенного первозданного состояния, как порядок, превращение из хаоса в космос, как сотворение путем преодоления демонических сил. Существовали также мифы (так называемые эсхатологические мифы), которые описывали грядущую гибель мира, за которой в некоторых случаях последует его возрождение.
Мифы возникли в ту историческую эпоху, когда животные приравнивались к богам, боги — к людям, а люди — к животным. В те далекие времена человек не отделял себя от природы и не проводил четкого разграничения между различными сферами своей деятельности. Мифология того времени охватывала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее от него отделились религия, наука и искусство. В процессе познания и преобразования природы люди создали своих собственных богов и полагались на их защиту, поддержку и всеведение. Мифологические знания передавались специально подготовленным лицам через ритуальные инициации, а сами люди верили в сверхъестественную силу.
Помимо интереса к происхождению мира, большое внимание уделялось формированию человека, рождению, этапам жизни, смерти и различным испытаниям, стоящим на жизненном пути. Особое место отводилось мифам о культурных достижениях людей — добыче огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях и обрядах. Развитые народы объединили мифы и выстроили их в единое повествование (в более позднем литературном изложении они встречаются в древнегреческой «Илиаде», индийской «Рамаяне», карело-финской «Калевале» и т.д.). Идеи, воплощенные в мифах, переплетались с ритуалами, служили объектами верований, обеспечивали сохранение традиций и преемственность культуры. Мифы Древней Греции и Рима о природе, происхождении человека и его достижениях хорошо известны.
Взаимосвязь философии и религии
Религия — это специфическая форма общественного сознания, отличительной чертой которой является фантастическое отражение внешних сил, властвующих над людьми, причем земные силы принимают облик внеземных.
Особенностью религиозного мировоззрения является формирование в сознании человека особого нереального, сверхъестественного и сверхчувственного мира, который невозможно познать с помощью разума. Этот мир можно понять только через веру в сверхъестественные силы, в существование одного или нескольких богов, в «священное» начало, которое непостижимо для человека. Именно вера, а не знание, является основой религиозного мировоззрения. Именно вера в чудо, тайну и авторитет служит способом его существования.
Вера — это способ существования религиозного сознания, особое настроение, характеризующее его внутреннее состояние. Культ, система установленных ритуалов и догм, служит внешней, социально значимой формой веры.
Религия — это социально организованная вера человеческих сообществ, форма поклонения «высшим силам» и, следовательно, ценностям, наиболее почитаемым в конкретном обществе. Таинственные силы природы и истории (рок, судьба) представлялись как «высшие силы». В концепции «высших сил» переплелись начала добра и зла; демоническая и божественная стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих к «высшим силам». От кошмара злых духов верующие искали спасения, обращаясь к божественным силам. Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к концепции (образу) Бога — высшего существа, достойного поклонения. Бог воспринимается как хранитель обычаев, традиций, морали и культурных уз, которые удерживают людей вместе и чтят духовные ценности.
Религия — это сложное духовное образование и социально-историческое явление, которое невозможно разделить на отдельные характеристики. Одной из исторических задач религии, которая в современном мире приобретает небывалое значение, было и остается формирование сознания единства человеческого рода, важности общечеловеческих моральных норм, непреходящих ценностей. Но в религиозном мировоззрении могут быть выражены и другие настроения и идеи: Фанатизм, враждебное отношение к представителям других конфессий, чему есть множество примеров в прошлом и настоящем. Опыт наших дней дает примеры непримиримой вражды между различными группами людей одной веры.
Религия — сложное, кумулятивное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догм, культовые и ритуальные действия, социализированные религиозные институты, конкретные формы отношений между верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все эти аспекты имеют свое конкретное смысловое имя, историю возникновения и дальнейшего существования, свое особое преломление через этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму. В то же время эта проблематика имеет и другой общефилософский аспект, связанный с изучением различных форм общественного сознания.
Поэтому возникновение и развитие религиозных идей, независимо от их конкретного смыслового содержания, связано с некоторыми социально-психологическими особенностями и потребностями человека, которые удовлетворяются в той или иной мере различными вариантами конкретных религий.
Основные функции религии
Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к одному элементу и не могут быть рассмотрены вне взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь имеет место прежде всего в процессе функционирования. Как подсистема общества, религия выполняет в нем различные функции, которые меняются в ходе истории, и которые определяются в зависимости от конкретной исторической ситуации:
Религиозное мировоззрение обеспечивает систему координат, в рамках которой концептуализируются мир, общество и человек; оно придает смысл и цель жизни. Придание смысла человеческому существованию дает верующему возможность избежать ограниченности существования, сохранить надежду на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий, несчастий и т.д.
Компенсаторная функция уравновешивает зависимость и бессилие человека перед лицом обстоятельств. Ограничения необходимости и ограниченные возможности преодолеваются «свободой в духе»; социальное неравенство преобразуется в «равенство» в греховности и страданиях; разделение и изоляция сменяются братством в общине; разобщенность и равнодушие людей в повседневной жизни компенсируются личным богообщением и общением в религиозной группе. Психологический аспект компенсации важен, поскольку он снимает стресс и угнетение.
Коммуникативная функция религии включает в себя процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком и его общения с Богом.
Регулятивная функция заключается в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, мнений, традиций, обычаев контролируют деятельность и отношения, сознание и поведение индивидов, групп, сообществ. Особенно важна система регулирования норм религиозного права и морали. Верующий должен стремиться подражать в своей жизни примерам подвижников и героям легенд.
Воспитательная функция позволяет формировать индивидуальное чувство любви и доброты к другому человеку, терпимости и милосердия, сочувствия и сострадания, чувство долга и справедливости.
Функции — это средства деятельности религии в обществе, но они могут быть реализованы только во взаимодействии элементов религии как структуры. Элементы и структуры религии формируются и изменяются на протяжении истории. На ранних стадиях общественного развития религия не возникла как самостоятельная сущность; она была вплетена в живую ткань бытия. В дальнейшем, после того как она стала относительно самостоятельной сферой духовной жизни, она становилась все более дифференцированной, вырабатывались ее элементы, формировались связи этих элементов. Религия характеризуется религиозным сознанием, деятельностью, отношением, институтами и организациями.
Религиозное сознание имеет два уровня — обыденный и концептуальный. Обыденное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок и чувств, привычек и традиций, которые являются прямым отражением условий существования людей. На этом уровне доминируют эмоции — чувства и удовольствия; сознание облекается в визуально-фигуративные формы.
Концептуальный уровень — это специально разработанное поле терминов, идей, принципов, соображений, концепций. Она включает в себя учение о Боге как ядре любой религии, религиозно-этические, эстетические, правовые и другие концепции, а также религиозную философию. Теология (богословие) объединяет все это.
Религиозная деятельность может быть как культовой, так и внекультовой (написание богословских трудов, преподавание богословских дисциплин, менеджмент, выступления в СМИ и т.д.). Наиболее важным видом религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными идеями, доктринами и представлениями. Предметами культовой деятельности являются различные объекты, которые реализуются в виде религиозных образов.
Ранние формы существования религии
Для того чтобы охарактеризовать возникновение религии, необходимо указать на условия ее возникновения и ранние формы ее существования. Религиозное мировоззрение впервые возникает в первобытном обществе как вера в магическую связь между человеком и животным, растением, природным явлением или предметом — тотемом. Каждое племя, клан и даже каждый отдельный член этих сообществ мог иметь свой собственный тотем. Например, в Древнем Египте поклонялись корове, шакалу, кошке, змее, пчеле, водяной лилии, жуку-скорпиону и т.д. Связь между человеком и его тотемом выражалась прежде всего в запрете убивать и есть тотемное животное и уничтожать тотемное растение. С точки зрения религиоведов, тотемизм возник как причудливое отражение зарождающихся родоплеменных отношений в сознании людей.
Тотемические представления лежат в основе всех мифов и волшебных сказок и включены в развитые религии в качестве особых ритуальных предметов.
Более высокой формой первобытных верований является анимизм — вера в духов и душу, то есть во всеобщую духовность природы. Первобытный человек населяет весь окружающий мир духами и наделяет душой животных и растения, явления и предметы природы и быта. Вера в духов, охраняющих семью и дом (Домовой), лес (Леший), водную стихию (Водной) и т.д., была широко распространена среди древних славянских племен.
Вера в самостоятельную жизнь души, освобожденной от физической оболочки, порождает веру в возможность контакта с ушедшими душами. В основе этого лежит особенность первобытного мышления, связанная с различием между объективным, внешним по отношению к человеку, и субъективным, являющимся продуктом его разума. Например, образы, которые люди видели в своих снах, воспринимались как такие же реальные, как и окружающий мир, и оба были объективно значимыми. Поэтому общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как и встречи с живыми, которые закреплялись в специальных ритуалах и церемониях.
В то же время страх перед повторным появлением мертвых душ привел к возникновению целой системы защитных обрядов, призванных предотвратить их появление в виде духов. Это отражается в обрядах погребения (особый порядок выноса тела из дома, положение тела на похоронах, факт обязательного захоронения, похоронные обряды и т.д.).
Привидения — это живые люди в виде призраков, то есть развоплощенных теней. Особенно часто и без спроса являются духи тех душ, чьи тела не были похоронены по обычаю, а также души самоубийц или насильственно убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех религиях.
Следующей формой верований является фетишизм — вера в сверхъестественные свойства особых предметов (фетишей), которые могут быть любыми: от камня необычной формы, куска дерева или части животного, до изображения в виде статуэтки (идолов). С.Л.Токарев отмечает, что фетишизм, видимо, возникает как форма «индивидуализации религии» и связан с распадом старых родственных связей. «Индивид, чувствуя недостаточную защиту со стороны родового коллектива и его покровителей, ищет опору для себя в мире таинственных сил».
Фетиши развились в систему талисманов — статуэток богов, которые размещались в доме, или амулетов — предметов для ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные функции. Наделение талисмана магическими целительными функциями связано с первобытными представлениями о том, что набор предметов может воплощать дух болезни. Люди носят талисманы, потому что верят в их таинственную силу. Постепенно он приобретает характер традиции, когда первоначальное значение талисмана забывается и он превращается в предмет украшения.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философия в России XVII века: М.В. Ломоносов
- Объективная истина как цель познавательного отношения человека к действительности
- Пирс Чарльз Сандерс, американский философ, логик-математик
- Философская антропология и социальная философия
- Поль Рикер и его философия
- Новое качество жизни как итог техногенного развития и проблема пределов роста
- Учение о разуме. Деятельный разум в арабо-исламской философии
- Аль-Фараби, один из крупнейших представителей средневековой восточной философии
- Эстетическое сознание и философия искусства
- Проблема свободы воли в философии зарубежного востока XX века