Оглавление:
Сам человек уже несколько десятков веков является предметом изучения различных ученых, но он по-прежнему хранит тайны. Во все времена самыми актуальными вопросами были: каким должен быть мужчина? Что следует считать идеалом человека? Можно ли достичь идеала в реальной жизни?
Очень правильный ответ, на мой взгляд, дал французский историк XIX века Томас Карлайл в своей работе «Герои, почитание героев и героические истории»: «Идеалы никогда полностью не реализуются в реальности, но они должны существовать; если мы не приблизимся к ним, мы все погибнем». Таким образом, именно стремление к идеалу, особенно к идеалу человека, приводит к прогрессу в обществе.
Однако в разные времена представление об идеальном мужчине менялось. Во многом эти взгляды формировались под влиянием исторической реальности и отвечали потребностям каждой эпохи.
Цель данной статьи — проследить, как идеальный человек рассматривался в три эпохи — Античность, христианское Средневековье и Ренессанс — и дать сравнительный анализ этих взглядов.
Поскольку интересующей меня проблемой занимались философы, то при написании данной работы целесообразно было использовать их труды, особенно труды Сократа, Платона, Аристотеля, как выдающихся философов древности. Среди философов Средневековья — Фома Аквинский и Святой Августин. Идеал человека в эпоху Возрождения изучался в основном через работы итальянских гуманистов, начиная с Франческо Петрарки и заканчивая Джованни Пико де Мирандола.
Идеалом человека в античности был человек, который соответствовал идее «калокагатии» (греч. calocagatia — красивый и хороший), человек, наделенный добродетелями. Хотя каждый из философов выделял свои собственные добродетели, все они представляют собой совокупность воинских качеств и гражданских добродетелей.
Главным моментом в классической калокагатии была идея единства нравственного совершенства и физической красоты, гармонии внутреннего и внешнего, души и тела. Социально-политический смысл калокагатии остался по сути неизменным. Она прославляла «хороших» граждан, которые были полны сил и здоровья, наслаждались богатством и властью, честью и славой.
В христианском средневековье Бог управляет всем, включая человека. Однако человек, будучи Его творением и грешным по своей природе, должен быть смиренным и покорным как перед Богом, так и перед обществом. С христианской точки зрения, в человеке есть два элемента — тело и душа. Конечно, душа имеет приоритет над телом, которое называют «тюрьмой души».
Идеал человека эпохи Возрождения — это образ свободного, универсального (разностороннего), творческого человека, который создает себя сам. Индивидуальность, неповторимость личности ставится превыше всего. В эпоху Возрождения человек принимает на себя божественные функции, человек предстает прежде всего как творческая личность, и только человек мыслится как хозяин природы.
Возникновение идеи нравственного идеала
В этнопедагогике большинства народов преобладает нравственное воспитание. Понимая этнопедагогику как систему целей, задач, методов, приемов и процедур воспитания, традиционных для конкретного этноса, следует отметить, что она пронизывает все сферы духовной и материальной жизни народа: Обычаи, традиции, ритуалы, верования, фольклор, игры, игрушки, повседневная жизнь и т.д.
Народное образование, которое развивалось на протяжении всей истории этноса, выполняет ряд функций. Его роль в механизмах формирования национального самосознания, преодоления отчуждения и воспроизводства этнической культуры очень важна. Этнопедагогика способствует целостному развитию личности и включает в себя элементы духовного, трудового и физического воспитания. Однако, несмотря на такой широкий спектр задач, традиционное образование в основном сосредоточено на нравственном воспитании.
Ярким примером этого является этнопедагогика русского народа. Практически все ее средства и факторы так или иначе направлены на формирование у подрастающего поколения ценностей, идеалов, потребностей, моральных норм, характерных для русского этноса.
Идея совершенной человеческой личности первоначально возникла — в самой примитивной форме — в античности, хотя, конечно, «совершенный человек» в идеале и в реальности гораздо моложе «человека разумного» (первый возникает в недрах второго и является его частью). Образование в истинно человеческом понимании стало возможным только с появлением самообразования. От простейших, единичных, случайных «педагогических» действий человек переходил ко все более сложной педагогической деятельности. По словам Энгельса, с самого начала человечества люди приобрели «способность выполнять все более сложные операции, ставить перед собой все более высокие цели и достигать их». Сама работа становилась от поколения к поколению более разнообразной, более совершенной, более многогранной. Прогресс в труде влечет за собой прогресс в образовании, которое немыслимо без самообразования: ставить перед собой цели — это их конкретное выражение. Что касается «все более высоких» целей, то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в еще примитивных формах образования. Разнообразие, совершенство и многогранность труда, о которых писал Ф. Энгельс, с одной стороны, требовали человеческого совершенства, а с другой — способствовали этому совершенству.
Формирование совершенного человека является руководящим принципом народного образования. Самым убедительным и ярким доказательством того, что человек — «высшее, совершеннейшее и превосходнейшее создание», является его постоянное и неудержимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию — высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации завершается именно в этой способности.
Понятие совершенства исторически развивалось вместе с прогрессом человечества. Первые зачатки сознания предков человека были связаны с инстинктом самосохранения; позднее из этого инстинкта возникли сознательные усилия по укреплению здоровья и физическому совершенствованию (по Коменскому: достижению гармонии по отношению к телу). Труд создал человека. Стремление к совершенствованию инструментов пробудило внутреннее желание к самосовершенствованию. Даже в самых примитивных инструментах появляются элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека столкнулись с необходимостью координировать свои действия и помогать друг другу, пусть даже сначала бессознательно. Вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека и природы сделали естественным совершенствование индивидуальных качеств человеческой личности. Идея гармоничного совершенствования личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда в то же время уже были носителями зарождающейся первобытной духовной культуры: они стимулировали первые вспышки сознания и вызывали напряжение мрачного ума первобытного человека; не только руки различали удобство и неудобство каменных орудий, но и глаза стали замечать привлекательность удобства, и эта избирательность была началом первобытного чувства красоты.
Основные средства нравственного воспитания в этнопедагогике
Исследователи выделяют ряд факторов этнопедагогики: природа, игра, слово, труд, общение, традиция, искусство, религия, модель-идеал, каждый из которых вносит свой вклад в нравственное воспитание. Важной особенностью этнопедагогики является ее природосообразный характер, который вытекает из естественности народных традиций в воспитании и гармоничной интеграции с экологическими процессами. Воспитывая своих детей, наши предки старались сформировать у них представление о красоте природы, месте человека в ней и необходимости нравственного отношения ко всему живому.
Народные игры, способствуя интеллектуальному и физическому развитию, несли в себе определенный нравственный потенциал. Они отражали национальные особенности, образ жизни и мировоззрение, были тесно связаны с исторической судьбой нации. Все это определило функцию игр: Они запечатлевали в ребенке национальные нравы, формировали ценные для этноса качества, учили новое поколение правилам и нормам поведения.
Еще один фактор, слово, играет решающую роль в этнопедагогике, особенно в вопросе нравственного воспитания. Отмечая наличие вербальных элементов почти во всех факторах этнопедагогики, мы выделяем такие вербальные средства народной педагогики, как пословицы, идиомы, загадки, песни, сказки, поговорки, басни, притчи, увещевания и т.д. Количество словесных форм воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка в народной педагогике огромно: проповедь, увещевание, наставление, упрек, осуждение, завещание и многое другое.
Сказки традиционно занимают одно из важнейших мест в русской этнопедагогике. Простота, искренность, непосредственность сказок соответствуют аналогичным характеристикам детской психики, позволяя достичь гармоничного сочетания духовного и нравственного развития.
Создавая сказки, люди стремились отразить в них свои лучшие качества, идеалы, ценности, принципы и передать их молодому поколению: Трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, честность, человечность и т.д. восхваляются в сказках, а противоположные качества высмеиваются и осуждаются.
Песни — это уникальное творение фольклора, которое, как и народные сказки, способствует нравственному воспитанию, поскольку отражает взгляды людей на мир, включая взгляды на мораль. Песни, созданные на протяжении нескольких тысячелетий, проходили естественный отбор народных учителей, которые признавали огромное значение музыкальных и поэтических произведений в формировании личности человека и культивировали те виды, которые способствовали духовному, эстетическому, трудовому и нравственному воспитанию.
Большое значение в формировании нравственной личности играли пословицы, которые, являясь концентрированным выражением народной мудрости, были призваны удовлетворять различные духовные потребности людей: познавательные, этические, эстетические, производственные и так далее. Пословицы русского народа представляют собой развернутую систему, показывающую идеал человека. Он должен быть трудолюбивым, храбрым, честным и любящим родину.
Особое место в жизни россиян занимает религия, которая также является одним из факторов этнопедагогики. Огромный воспитательный потенциал христианства эффективно использовался в народной педагогике: приобщение детей к молитве, исповеди способствовало формированию их нравственных устоев.
Нравственное воспитание невозможно без важного фактора этнопедагогики: идеала ролевой модели, которая должна показать ребенку, каким человеком он должен быть. Былины, легенды и исторические песни, используемые в воспитании детей, стимулируют активность ребенка для достижения нравственного идеала. Русский народ четко осознавал важность личного примера в воспитании, для чего был разработан целый кодекс поведения родителей со своими детьми.
Другие факторы народной педагогики — труд, искусство, общение, традиции также способствовали нравственному воспитанию детей. Участвуя в трудовой, коммуникативной и эстетической деятельности, ребенок закреплял те черты личности, которые считались ценными для этноса.
Главные ценности эпохи Просвещения
Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых — в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства, что только перед Богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством — первый характерный признак эпохи Просвещения.
Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века. В статье «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» И. Кант писал:
Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им.
Неудивительно, что религия в той форме, в какой преподносила ее церковь, казалась просветителям-атеистам в пылу борьбы крайностей врагом человека. В глазах просветителей-деистов. Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.
Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума — второй характерный признак эпохи.
Третий характерный признак эпохи Просвещения — исторический оптимизм.
Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая, политические и социальные устои.
Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.
Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей — проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.
Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. — года последней революции в Англии — начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной — в Англии, политической — во Франции, философской и эстетической — в Германии. За сто лет — от 1689 до 1789 гг. — мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.
XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.
В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма (признающего разум основой познания и поведения людей), в науке — развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. Не случайно, что и сам период Просвещения в некоторых странах называли именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии — веком Канта.
В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: Как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс? И на эти вопросы находились столь же рациональные ответы, как и в тех случаях, когда речь шла о «механизме» мироздания.
В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания.
В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни — освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Эпохе впервые пришлось решать в столь острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он трансформировался по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым, новаторским по своей сути открытиям. Если говорить об искусстве, например, то не случайно именно эта эпоха столь неожиданно для себя, но столь результативно вынуждена была откликнуться не только на проблему «искусство и революция», но и на проблему художественного открытия, рожденного в недрах формирующегося нового типа сознания.
Просветители были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма (основой познания и поведения считали ощущения) и даже божественного провидения (уповали на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая — рассматривала историю как общественный регресс. Отсюда и своеобразие конфликта между историческим сознанием эпохи и вырабатывавшимся ею же историческим знанием — конфликта тем более обострявшегося, чем обстоятельнее определяла сама эпоха свои исторические предпочтения, особую роль в текущем и грядущем развитии человечества.
Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это, прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числе церковных.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав, политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.
Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности.
Этнический характер совершенного человека
Представление каждого народа о совершенном человеке сложилось под влиянием исторических условий. Специфика условий жизни людей отражается в их национальном идеале. Например, «истинный джигит» башкир, татар, кавказских и среднеазиатских народов отличается от русского «доброхота» образом работы, кодексом приличия и хороших манер и т.д. В том, что касается основных человеческих качеств, идеалы совершенного человека очень близки. Все народы ценят ум, здоровье, трудолюбие, любовь к родине, честность, смелость, щедрость, доброту, скромность и т.д. Личный идеал всех народов основывался не на этнической принадлежности, а на универсальных принципах.
В то же время народы оценивали многие вещи по своим собственным стандартам. Например, среди чувашей до сих пор бытует выражение «идеальный чуваш», которое используется для характеристики человека любой национальности, соответствующего их представлению о хорошем человеке, т.е. слово «чуваш» в данном случае тождественно слову «человек». «Идеальный (хороший, настоящий) чуваш» — это русский, татарин, мордвин, марий, удмурт, это те люди, с которыми чуваши ассоциировались и которые вполне соответствовали их представлениям о хорошем. У адыгов любовь к родине является одной из определяющих характеристик совершенной личности, которая всегда проявляется вместе с чувством родового и национального достоинства. Даже в самых сложных условиях адыг должен был сохранить доброе и честное имя своей семьи, рода, племени и народа. «Не позорь отца и мать», «Смотри, не пытайся снять свое адыгское лицо», т.е. не позорь честь и достоинство адыга[5] .
Воспитание национального достоинства создает основу для нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства также включало осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед своим народом за доброе имя и перед другими народами за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтобы о тебе судил твой народ, будь достойным сыном (дочерью) своего народа» — это требование присутствует в педагогике почти всех народов. Каждый народ хочет, чтобы его студенты вели себя так, чтобы у них не было причин плохо думать о своей нации, чтобы они не оскверняли память о лучших людях страны, чтобы они приумножали славу нации патриотическими поступками. Слава нации состоит из ее славных сыновей. Не зря только лучшие из нации получают почетное звание сына: нет плохой нации, но плохи ее сыновья.
Чувство национального достоинства подразумевает чувство ответственности за достоинство нации, формировавшееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своей нации и заслужить уважение представителей других наций. Таким образом, развитие здорового чувства национального достоинства включало в себя как идею национального процветания, так и идею международного сближения.
Это было естественное стремление человека к счастью, которое немыслимо без стремления к совершенству. Татарская сказка «Ум и счастье» гласит, что счастье невозможно без ума, а «глупость может уничтожить вес». Здесь ум — старший брат счастья: «Брат мой, ум, теперь я склоняюсь перед тобой. Я признаю, что вы превосходите меня». Нечто подобное можно сказать и об Индии, а также о евреях, как в Европе, так и в Афро-Азии. Сказка с таким же сюжетом распространена у многих народов Дагестана.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Греческая патристика
- Философия и психология труда
- Проблема достоверного знания и степени достоверности. Скептицизм и агностицизм
- Смысл, воля, судьба человека
- Атомизм
- Внешнее и внутреннее
- Правовое сознание и философия права
- Закономерное, случайное и стихийное в истории
- Современные естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи и их значение для развития философии
- Теория «знания-власти» М. Фуко