Для связи в whatsapp +905441085890

Сергей Викторович Булгаков, православный священник, русский философ — Публицистика

Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), русский философ, экономист и богослов. В эмиграции с 1923 года жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался совместить с неокантианством, он обратился к философии религии, затем к православному богословию. Его основные работы: «Философия экономики» (1912), «О человеке и Боге. Трилогия» (1933-45), «Философия имени» (опубликована в 1953 году).

Владимир Потанин родился в семье потомственного священника. Он учился в духовной семинарии в Орле, пережил кризис веры, оставил ее в 1888 году и окончил Московский университет в 1894 году по кафедре политической экономии и статистики. Он придерживался течения легального марксизма и проводил исследования в области политической экономии до начала 1900-х годов, опубликовав книги «О рынках в капиталистическом производстве» (1897) и «Капитализм и сельское хозяйство» (т. 1-2, 1900).

На рубеже веков он отказался от марксистской идеологии и обратился к философии немецкого классического идеализма, а также к русской мысли и произведениям Достоевского и В. Соловьева. Такое развитие было характерно для русской интеллигенции того времени, и Булгаков вскоре стал одним из ее признанных интеллектуальных лидеров. Он был членом издательства «Проблемы идеализма» (1902), выпустил сборник своих статей под программным названием «От марксизма к идеализму» (1903), принимал активное участие в разнообразных начинаниях религиозно-философского обновления — в журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни», в сборниках «Вопросы религии», «О Владимире Соловьеве», «О религии Льва Толстого», «Вехи», в работе Религиозно-философского общества памяти В.В.Соловьева. Соловьева» и издательство «Путь», в котором в 1911-17 гг. были опубликованы важнейшие произведения русской религиозной мысли. В 1906 году он был избран депутатом 2-й Государственной Думы (как беспартийный «христианский социалист»).

Наиболее важные лекции и статьи этого периода он собрал в своем сборнике «Два града» (т. 1-2, 1911). В своих философских исследованиях 1910-х годов (например, в монографиях «Философия хозяйства», 1912, и особенно «Свет прошлого», 1917) Булгаков излагает основы собственной доктрины, которая идет в русле софиологии Соловьева и П. А. Флоренского, хотя в ней заметно влияние позднего Шеллинга.

Процесс постепенного возвращения к церковному православному мировоззрению завершается уже в революционные годы принятием священства (1918). Булгаков активно участвовал во Всероссийском Поместном Соборе Православной Церкви (1917-18 гг.) и тесно сотрудничал с патриархом Тихоном. На Октябрьскую революцию он ответил диалогом «На празднике богов», написанным в стиле и духе «Трех разговоров» Соловьева и включенным в сборник его работ «Из глубины» (1918; переиздание 1991).

В годы Гражданской войны, находясь в Крыму, Булгаков интенсивно работал над философскими произведениями. В работах «Философия имени» (1920; опубликована в 1953 году) и «Трагедия философии» (1920-21, опубликована в немецком переводе 1927) он приходит к выводу, что христианское умозрение может быть выражено без искажений исключительно в форме догматического богословия, которое с тех пор стало его основным творческим полем.

Сергей Викторович Булгаков, православный священник, русский философ - Публицистика

Публицистика

В 1922 году о. Сергий был включен в списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за границу, составленные ГПУ по инициативе Ленина. 30 декабря 1922 года он покинул Крым, и после короткого пребывания в Константинополе, в мае 1923 года был назначен профессором канонического права и богословия на юридическом отделении Русского научного института в Праге. Он был тесно связан с основанием Православного богословского института в Париже (1925). С момента ее открытия и до самой смерти о. Сергий был ее бессменным руководителем, а также профессором догматического богословия. Под его руководством Сергиевское подворье (комплекс зданий института с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского) выросло в крупный центр православной духовности и богословской учености. Будучи одним из главных основателей Русского студенческого христианского движения, Булгаков участвовал, а затем возглавил его первые съезды в Праге (Чехословакия) и Аржероне (Франция). В 1930-е годы он стал одной из самых влиятельных фигур и идеологов экуменического движения, к которому он присоединился на Всемирной христианской конференции «Вера и порядок» в Лозанне в 1927 году. В 1939 году у Булгакова диагностировали рак горла, он перенес несколько операций, был на грани смерти и потерял способность говорить. Однако до последних дней жизни он продолжал служить и преподавать в оккупированном Париже, ценой огромных усилий, и работать над новыми произведениями.

Публицистика Булгакова всегда выходила на первый план в критические моменты жизни России: революция 1905-07 годов, начало Первой мировой войны, 1917 год. Диапазон его необычайно широк: религия и культура, христианство, политика и социализм, задачи общественности, путь русской интеллигенции, проблемы церковной жизни, проблемы искусства и т.д. Булгаков — один из главных представителей «Вех» («Вехи», 1909, статья «Героизм и возрождение») как идейного течения, призывавшего интеллигенцию к отрезвляющему отходу от утопизма и бешеной революционности, к духовному труду и конструктивной социальной позиции. Среди развиваемых им идей социального христианства — анализ христианского отношения к экономике и политике (при этом апология социализма постепенно опускается), критика марксизма, но также буржуазно-капиталистической идеологии, проекты «партии христианской политики», ответы на повседневность (с позиций христианского либерально-консервативного центризма) и т.д. Тема России рассматривается в русле христианской историософии, вслед за Достоевским и В. Соловьевым. Начало Первой мировой войны было отмечено славянофильскими статьями, полными веры во вселенское призвание и великое будущее государства. Но уже в диалогах «На пиру богов» и других судьба России окрашена в тона апокалипсиса и пугающей непредсказуемости.

Философия и богословие

Учение Булгакова прошло в своем развитии два этапа: философский (до его изгнания из России) и богословский, но на всем пути оно оставалось учением о Софии и Богочеловеке, христианским учением о мире и его истории как воссоединении с Богом. Его движущим мотивом является оправдание мира, утверждение ценности и значимости бытия во всей его материальной и телесной полноте. В своей полемике с немецким идеализмом Булгаков отвергает тезис о том, что разум и мысль являются высшим принципом, обладающим единственной прерогативой связи с Богом. Булгаковское оправдание мира включает в себя оправдание материи, и он иногда определял свой способ философского мировоззрения соловьевским выражением «религиозный материализм». Как и отцы Церкви, Булгаков использует идеи античной философии и вносит в них христианские коррективы. Материя — это не только «меон», неоформленный универсальный субстрат чувственных вещей, это также «земля» и «мать», участвующая по воле Бога в бытии мира как творческий процесс, продолжающий акт творения. Венцом и целью этого творения является земное рождение Богочеловека Христа, в котором материя выступает как Бог-земля и Бог-мать, а мир восходит к единению с Богом. Союз между Богом и миром определяется понятием Софии, Премудрости Божьей.

Софиологическая система догматического богословия была разработана Булгаковым прежде всего в «великой трилогии»: «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945). Здесь София сближается с «усией», сущностью Святой Троицы. Это сближение, как и его последствия, вызвало оппозицию и полемику; учение Булгакова было осуждено за рубежом в 1935 году постановлениями Московского Патриархата, а также Архиерейского Собора в Карловицах. V. Н. Лосский, критически проанализировавший это учение, утверждает, что его суть заключается в «поглощении личности софистическо-природным процессом, уничтожающим свободу» («Софистический спор», Париж, 1936). Булгаков ответил своим оппонентам, но «Софийский спор» так и не получил окончательного разрешения. Однако критика софистических идей не затрагивает многие важные темы и разделы системы Булгакова, его анализ религиозных аспектов истории, материальной человеческой деятельности, феноменов пола, творчества и искусства.

Булгаков восхваляет капитализм как более совершенный общественный строй, который поднял промышленность и предпринимательство на немыслимую высоту. Но он тут же предупреждает читателя: она создана не для блага масс, ибо принцип индивидуализма и погоня за деньгами безжалостно расправляются со слабыми. А к слабым относятся те, кто объективно находится в неблагоприятном положении — городские рабочие и сельские крестьяне. Деревня превращается в «болото нищеты». Только дальнейший прогресс, еще большее развитие капитализма, может снять с мели «корабль национальной экономики». Другими словами: Только дальнейшее развитие самого капитализма может излечить общество от язв капитализма.

В последних главах книги «Капитализм и сельское хозяйство» автор рассматривает вопросы мировой экономики. Сегодня эта тема звучит вполне уместно, особенно после теорий И. Валлерстайна. Сто лет назад говорить о глобальных проблемах было в новинку. Но С. Булгаков делает это, выделяя три цепи, связывающие разные страны в международном обмене: «Первая цепь, связывающая все культурные страны, есть международная торговля в собственном смысле слова как результат международного разделения труда… Вторая цепь … — Зависимость одних стран от других в качестве рынка…. Третья цепочка, связывающая страны в международном обмене…. … обязана своим существованием закону убывающего плодородия почвы и связывает страны, экспортирующие и импортирующие сельскохозяйственную продукцию», включая метрополии и колонии. Или, говоря современным языком, она связывает развитые и развивающиеся страны, «золотой миллиард» и страны третьего мира.

Социологический практикум

Марксистская социология сыграла важную роль в становлении российской социологии практически на всех ее этапах. Подготовьте рассказ о раннем этапе ее развития, взглядах Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, А.А. Богданова и Н.И. Бухарина.

Булгаков критикует прежнюю социологию за то, что она недостаточно глубоко рассматривала личность и опиралась на нее при анализе общества. Сущность человека лежит в его нравственной сфере, которую невозможно постичь и сформировать без религии. По его мнению, только православие способно явить миру истинно духовную личность. Личность движется от образа Божьего (статическое начало) к образу Божьему (динамическое начало). Не только общество, но и его практическая сфера, такая как экономика, является космосом человеческого существования, необходимым условием которого является христианство.

В статье «Народное хозяйство и религиозная личность» (1909) Булгаков полемизирует как с английской политической экономией, включая философию «экономического человека» И. Бентама, принявшего в качестве руководящего принципа человеческого поведения принцип полезности, так и с ее антагонистом, марксизмом, и в результате полемики утверждает собственное понимание социально-экономических процессов. Булгакову не нравится, например, понятие «класс», которое марксизм предлагает в качестве антитезы классической политэкономии. Булгаков отмечает, что в основе этой концепции лежит односторонний взгляд на человека как на единственного носителя материальных интересов. Вместо этого он выдвигает понятие «личность», которое охватывает всю совокупность человека — его «творческую волю и чувство ответственности», стократную духовную жизнь.

Политическая экономия, анализируя хозяйственную деятельность человека, должна оперировать понятием личности как независимой переменной, не связанной с классами, но непосредственно выходящей на религиозные и духовные ценности. С. Булгаков обращает внимание на то, что понятие «труд» в христианском мире всегда было тесно связано с понятием аскетизма, в котором нет ухода от материальной выгоды или денежного расчета. Местом возникновения и развития концепции аскетического труда, которую Вебер определяет как форму «религиозного аскетизма», были монастыри. Концепция труда как средства аскезы и подвижничества, возникшая в монастырях, означает ежедневное служение от имени Бога.

Очевидно, Булгаков находился «под сильнейшим впечатлением» от концепции Вебера о примате религиозной трудовой этики[3]. В своем комментарии к работе Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» Булгаков сожалеет, что «подобные исследования почти полностью отсутствуют применительно к русской экономической жизни, особенно к истории русской промышленности.»[4] Булгаков также указывает на «сильное влияние концепции Вебера о примате религиозной трудовой этики». В этой связи он указывает на «тесную связь» между «российским капитализмом и старой верой», о которой говорят «представители ряда крупных российских фирм».

В отличие от католицизма и протестантизма, православие, по словам С. Булгакова, пронизывает «религиозным вдохновением» не только храмовую жизнь, но и всю жизнь человека. Освящение повседневной жизни (работа, семейные отношения, еда, сон, одежда, весь быт) свойственно православию в целом; оно сопровождает человека от рождения до смерти.

Богословские работы Булгакова

Покаяние и христианская добродетель послушания, смирение перед Богом, а также этические чувства, присущие обычным людям, возникают из сознания своей греховности и глубокой веры в абсолютную волю Бога. Но интеллигенция, пораженная со времен Белинского вирусом «атеистической религии», вряд ли способна на это. Религиозное переустройство России, по словам Булгакова, должно идти снизу, а не сверху. Необходимо широко распространить в народе «православный аскетизм» — аналог методичного образа жизни пуританства.

Истинное православие и религиозная трудовая этика существуют скорее в глубинах крестьянского сознания. «Религиозная личность», которая должна быть сформирована православной этикой, рассматривается Булгаковым как необходимый момент для развития производительных сил народа, а производительные силы, по Булгакову, являются выражением «творческих, волевых усилий» человека. Возрождение России требует «национального самовоспитания»; пришло время вернуться к этике православия, укорененной в религиозной жизни России, к драгоценному наследию, питающему аскетический труд. Таким образом, несмотря на разницу в исторических этапах, задачи, стоящие перед Россией, те же, что и перед европейской цивилизацией — подъем «духовного здоровья народа».

В главных произведениях Булгакова — «Философии хозяйства» и «Христианской социологии» — проблемы труда и экономики занимают центральное место. Автор впервые задался целью «понять мир как объект экономического воздействия труда» и объединить результаты своих прежних размышлений в единое целое. Представляется необходимым «перевести» бессмертные космологические и экономические заповеди Отцов Церкви на язык современной философской мысли. У Булгакова человек не индивид, как у Вебера, а супраиндивид, ибо он личность, а личность — это человеческий род, который осознается в индивиде как совокупность всех живших и живущих поколений, племен и семей.

Именно через человека и человеческий труд природа достигает наивысшего уровня самосознания. Поэтому экономический труд является космогоническим фактором. Экономика — это постоянное моделирование или проекция реальности на основе тождества субъекта и объекта (здесь Булгаков солидарен с основным тезисом философии Шеллинга), то есть космического и исторического субъектно-объектного процесса.

Софиология играет центральную роль в философских, социологических и богословских работах Булгакова. С.Н. Булгаков верил в божественную основу мира, в высший источник, идущий от Бога через космос к миру. В соответствии с концепцией богочеловечности он разрабатывает учение о мировом процессе, который во всей своей полноте — от акта творения до бытия в «падении» и окончательного преображения — предстает как богочеловеческий процесс, то есть воссоединение твари с Богом. Конкретизацией этого взгляда стало учение об экономике, в сферу которого входит как хозяйственная, так и научно-техническая деятельность человека. Экономика отражает двойственную природу падшего существования и сочетает в себе свободный творческий «труд познания и действия», раскрывающий софистику мира, с «рабством небытия», служением естественной необходимости, порожденной грехопадением.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и философ
  2. Синтез востока и запада в философии зарубежного востока ХХ века
  3. Происхождение государства в марксистской концепции истории человечества
  4. Марксизм
  5. Цивилизационная концепция А. Тойнби
  6. Марк аврелий, представитель позднего стоицизма
  7. Современная индийская философия
  8. Контуры нового этапа цивилизационного развития
  9. Планетарные масштабы экспансии техногенной цивилизации и ускорение хода человеческой истории
  10. Культура и природа