Оглавление:
С.И. Гессен был одним из тех ученых, которые явились цветком отечественной педагогической науки. Гессен был всесторонне развитым человеком, специалистом по философии И. Канта.
В своем главном труде «Основы педагогики» (1923) Гессен подчеркивал главную роль философии как источника педагогической науки. Гессен признавала культурологическую функцию образования: «Задача всего образования — приобщить человека к культурным ценностям науки, искусства, морали, права, экономики и превратить естественного человека в культурного». Следуя неокантианству, он классифицировал педагогику как нормативную науку, то есть как знание о том, каким должно быть образование.
По мнению Гессе, цель образования состоит не только в том, чтобы познакомить ученика с культурными, в том числе научными, ценностями и достижениями человечества. Его целью является одновременное формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Идентичность человека заключается, прежде всего, в его духовности. Сила индивидуальности, настаивал Гессе, коренится не в природной силе его психического организма, а в тех духовных ценностях, которые пронизывают его душу. Личность» приобретается только в процессе работы над сверхличными задачами. Она создается только через творчество, направленное на реализацию надличностных целей науки, искусства, права, религии, экономики, и измеряется совокупностью человеческого творчества в направлении этой науки и культуры.»
«Моя биография» (1947) — в этой работе И.С. Гессен описал свой путь к теоретической педагогике, типичный для многих представителей интеллигенции в России начала ХХ века.
В «Основах педагогики» С.И.Гессен пытался показать, что философия должна быть основой педагогического знания, что без понимания основных проблем воспитания нельзя подойти к решению частных вопросов педагогики. Отсюда следует вывод, что педагогика — это теоретическое обоснование педагогической деятельности на основе философии. Поскольку педагогическая деятельность имеет дело с определенным «материалом», педагог в своей работе с необходимостью использует данные таких наук, как физиология и психология. Однако Гессе считал, что не следует преувеличивать значение этих наук для педагогики, что можно наблюдать в педагогической деятельности К.Д. Ушинского и в современной педагогической теории. Физиология и психология изучают «естественного человека», его индивидуальность, тогда как границы педагогической науки, по мнению Гессен, вписываются в более широкие области человеческой культуры: Образование, гражданство, цивилизация. Образование — это не только развитие индивидуальности человека, но и насыщение его культурными ценностями: Науки, искусства, мораль и т.д.
Средствами образования естественный человек поднимается до уровня общечеловеческой культуры и превосходит ее пределы в лучших представителях человечества, обогащая ее в своем личном творчестве. И.С. Гессен критиковал идею К.Д. Ушинского о народном народном образовании. Он выступал за всеобщее образование, вооружая людей методом самостоятельного обучения.
Книга «Основы педагогики»
Вопрос о том, «каких прав следует лишить в конкретном случае, решается в каждом конкретном случае по фактическим причинам». Решение определяется внешними целями, такими как защита государства и общества от опасных лиц, индоктринация, исправление и т.д. «; необходимо учитывать средства, имеющиеся в распоряжении государства, а также индивидуальность каждой психофизической личности, совершающей преступление.
Исходя из определения наказания как акта правосудия, Гессен устанавливает его нижний и верхний пределы; превышение верхнего предела означает выход из сферы правосудия и превращение наказания в акт мести, меру общественной безопасности, а не в акт правосудия. Низшим пределом наказания является публичное оглашение приговора. Высший предел — «лишение всех прав правонарушителя, кроме одного права, которое еще позволяет ему считаться субъектом права». Поэтому полное лишение всех прав, объявление «вне закона» или «отказ в праве быть лишенным» не является актом правосудия в отношении правонарушителя. Аналогично: «Какой бы мудрой ни казалась казнь человека с точки зрения государства, следует однозначно признать, что смертная казнь противоречит понятию справедливости. Смертная казнь уничтожает субъект права, и наказание перестает быть выражением справедливости. «Вернее, уничтожается не субъект права (как и все остальное, что имеет значение, он неуничтожим), а уничтожается возможность осуществления права» (228).
В своей книге «Основы педагогики» Гессе излагает философские основы проблемы воспитания, успешно применяя диалектический метод. С его точки зрения, цель образования — приобщение личности к культурным ценностям науки, искусства, морали, права, экономики и превращение естественного человека в культурного. Он заканчивает свою книгу словами: «Овладение прошлым через его связь с вечным, что составляет его истинный смысл, является истинной целью образования» (368).
Разрабатывая проблему этики и социальной философии, С. И. Гессен, как и Г. Д. Гурвич, подходит к интуитивизму и пытается расширить его с помощью понятия практической волевой интуиции, которую он называет «волеизъявлением». В своих работах на эту тему он все больше приближается к общему духу русского конкретного идеал-реализма. Это можно найти, например, в его эссе «Трагедия добродетели в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Согласно интерпретации Гессена, три брата — Дмитрий, Иван и Алеша — являются олицетворением трех ступеней добродетели и соответствующих трех искушений зла; само зло, символизируемое Смердяковым, играет роль слуги трех искажений добродетели. Дмитрий Карамазов символизирует «естественную основу нравственности», выраженную в полуинстинктивных чувствах стыда, жалости и благоговения (теория Соловьева). Иван символизирует добродетель, ставшую предметом размышлений, и ищет рациональный смысл жизни. Это кантовская автономная добродетель, которая заключается в свободном исполнении долга без любви.
Философия и педагогика
В рамках знаменитых четырех вопросов Канта, рассмотренных выше, место педагогического знания, несомненно, в вопросе «Что я должен делать?». Вслед за Аристотелем Кант назвал этику практическим знанием, поскольку она представляет собой знание о том, как правильно поступать. Каждое общество формулирует нормы и принципы морали, которые являются основными ориентирами для поведения. Задача педагогики — научить людей поступать правильно, жить по-человечески. Можно много рассуждать о любви, счастье, долге, справедливости и т.д., оставаясь в сфере философского (умозрительного, теоретического). Затем, когда мы нашли «правильное» решение, мы переходим в сферу практического, в реальность действия. Здесь мы оказываемся в зоне этики, политики или педагогики, в зависимости от того, какую цель мы преследуем. Если мы должны принять справедливое решение, мы находимся либо в сфере политики и права, либо в сфере этики, но если мы должны научить другого, как принимать справедливые решения и правильно мыслить, мы оказываемся в сфере педагогики. Конечно, все эти сферы тесно переплетены в реальной жизни, но именно педагогическая сфера будет всеобъемлющей, ибо без нее невозможно ни воспроизводство культуры, ни реализация этического или политического.
По мнению Канта, человек невозможен без образования. Если животные рождаются готовыми к жизни и их поведение определяется исключительно инстинктами, то человек может научиться ходить, говорить, овладеть навыками человеческого поведения только через образование. Воспитание и образование, которые сегодня признаны как два элемента, составляющие образование, — это два пути становления человеческого в человеке. Можно жить и быть человеком вне политики, но невозможно стать человеком без того, чтобы кто-то научил тебя быть человеком. Именно эта универсальность педагогики дала основание объединить ее с философией и объяснить ее единство, неразрывность и целостность. Интересно отметить, что в Кенигсбергском университете, где преподавал Кант, профессора философии обязаны были читать лекции по педагогике.
Понимание педагогики как практической философии позволяет нам провести различие между ними на основе методов и целей. Философия хочет понять мир и человека, педагогика — сделать человека человеком. Философия отвечает на вопрос «Что такое справедливость?», а педагогика — на вопрос «Как стать справедливым?». Разница в вопросе показывает разницу в философском и педагогическом подходе к действительности. Согласитесь, что для того, чтобы действовать по принципу справедливости и научить этому других, необходимо сначала определить, что это такое, и принять это определение в качестве причины для действий. Методы философии — это, прежде всего, методы теоретического мышления, в то время как методы образования — это методы эмпирического действия. Философия размышляет, чтобы знать; педагогика размышляет, чтобы изменить, применяя на практике философские идеи, которые являются основой для формирования целей образования.
Таким образом, философия и педагогика — это две стороны одной медали, это теоретический (размышление о мире и человеке) и эмпирический (формирование мира и человека) уровни человеческого существования и познания. Таким образом, философия — это теория педагогики.
Педагогика как прикладная философия
На этой основе известный русский философ Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) построил свою концепцию воспитания, развивая идеи Канта и неокантианцев, в частности, Г. Риккерта. Он пытался показать практическую ценность философии и силу личности в проникновении в духовные ценности культуры, справедливо полагая, что философские концепции — это не пустые построения, а реальные принципы формирования человека, призванные реализовать педагогику и воплотить ее на практике.
Гессе предлагает рассматривать педагогику как прикладную философию. Речь идет не только об «индивидуальной связи» философии и педагогики, представленной Платоном, Аристотелем, Ж.-Ж. Локком, Ж.-Ж. Руссо и другими мыслителями, но и о том фундаментальном значении, которое философские вопросы имеют для педагогики[1].
Гессе был убежден, что каждая педагогическая система — это лишь приложение к жизни философских взглядов ее автора. Но не поэтому педагогика является философской наукой, а потому, что у нее общий предмет и цели с философией — овладение культурой.
Культура развивается постепенно, по мере того как человеческое общество возникает из необходимости самосохранения. У примитивных людей нет культуры, хотя у них есть орудия труда и язык. Однако, в определении Гессе культуры как «деятельности, направленной на реализацию безусловных целей — задач», не каждый человек, живущий в культуре, сознательно стремится к ней. Гессе приводит следующий пример: ученый может думать только о своей научной карьере, а рабочий — о зарплате, и оба могут не иметь представления о культурных ценностях или вообще не придавать им значения. Но помимо собственной воли оба способствуют развитию человечества своей деятельностью на пути к культурным ценностям: ученый — накоплением знаний, которые являются культурной ценностью, рабочий — накоплением капитала. Примитивный человек не имеет таких целей и не ставит их сознательно или бессознательно; их просто не существует в его бескультурном мире; все его усилия направлены на необходимость самосохранения. Культура возникает там, где человек ставит перед собой цели, выходящие за рамки потребности в самосохранении.
Появление культуры ведет к появлению образования, которым занимается педагогика. Педагогика — это наука, и это отличает ее от образования, которое является ее предметом. Образование неотделимо от культуры, оно и есть культура. Все мы, по мнению Гессе, кого-то воспитываем или обучаем, даже если обучаем только самих себя; таким образом, мы являемся бессознательными участниками всеохватывающей деятельности воспитания. Наставляя других и себя, мы не отдаем отчета в собственной работе, ибо только наука приносит сознание и критическое отношение туда, где царят спонтанное мастерство и бессознательная активность. Такой наукой, по мнению Гессена, является педагогика, которую он понимает как сознание воспитания, этого бессознательно уже известного процесса.
Теория национального воспитания
Задача всего образования, по мнению Гессен, состоит в том, чтобы приобщить человека к культурным ценностям науки, искусства, морали, права, экономики и превратить естественного человека в культурного. Цели образования тесно связаны с целями жизни общества. Жизнь определяет образование, а образование влияет на жизнь. Понять систему образования данного общества — значит понять структуру его жизни. По мнению Гессе, цели жизни в современном культурном обществе — это цели образования. Существует точное соответствие между образованием и культурой. Образование — это не что иное, как культура личности, поэтому образование никогда не может быть полным. Мы воспитываем себя на протяжении всей жизни, и только необразованный человек может утверждать, что он полностью решил для себя проблему воспитания.
Если философия есть самосознание культуры, а педагогика — самосознание образования, то в той мере, в какой образование есть культура, педагогика есть философия. Гессе излагает свои идеи в серии книг и статей, в том числе «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», написанная в России, но опубликованная еще в 1923 году в эмиграции и впервые изданная в России в 1997 году.
Педагогика и философия, таким образом, являются различными способами ответа на основной кантовский вопрос «Что есть человек?». Взятые вместе, они могут образовать теоретический и практический комплекс человеческого знания, поскольку философия будет вырабатывать идеи, а педагогика — искать пути их практического воплощения. Вот почему для будущего педагога так важно знать и понимать философию.
С.И. Гессен развивает теорию национального воспитания на основе следующих положений — Говорить о национальном воспитании в принципе так же неверно, как и о воспитании личности, ибо личность — это «естественный плод воспитания», который ведет человека к сверхличным целям и сохраняет его в процессе. Нация, являющаяся органической частью объединенного человечества, существует как единство разнообразия, как единство целого, а не как деструктив; Нация, являющаяся органической частью всего человечества, существует как единство разнообразия, как единство целого, как познавательная и методологическая основа образования; — Личность, являющаяся естественным плодом образования, должна создавать и сохранять свою внутреннюю свободу;
Всякое образование, которое является действительно национальным, является действительно конструктивным, а не разрушительным для нации, даже если оно не особенно заботится о развитии национальных чувств; — Всякое образование, которое имеет национальный характер, является только образованием, которое может создать национальный характер, но может быть и художественным образованием, которое является искусством, наукой, фантастикой и другими науками. Наиболее важные педагогические работы: «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», Берлин, 1923; «Идеи лабораторной школы и план лаборатории», Прага, 1923; «Педагогика Платона и современность», Берлин, 1923; «Образовательная политика в Советской России», в соавторстве с Н. Ганцем (на англ. яз.), Лондон, 1930; «О противоречиях и единстве образования. Задачи педагогики личности» (на польском языке), Львов-Варшава, 1939; «Русская педагогика в XX веке» (на сербском языке). (на сербском языке), Белград, 1939; «Структура и содержание современной школы» (на польском языке), Варшава, 1947.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философская система Гегеля — «Идея Абсолюта»
- Философия культуры
- Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия
- Методы и формы научного познания
- Одномерный человек Маркузе и Ортега-и-Гассета
- Роль науки в формировании философии
- Феномен иллюзии в западноевропейской философии
- Становление античной философии и её основные проблемы
- Значение справедливости для познания себя и мира и правильной жизни
- Чувственный уровень познания