Оглавление:
Существуют различные взгляды на происхождение человека (научные, религиозные, уфологические и внеземные). Философия является арбитром в этом споре. В данной работе представлена научная версия происхождения человека, которая является наиболее обоснованной и рациональной.
По мнению историка А.А. Зубова, наука достаточно убедительно доказала, что человек произошел от животных, точнее, от общего с современными обезьянами предка. По крайней мере, это доказывает генетическое сходство человека и шимпанзе. По разным оценкам, он составляет 95-99%, то есть люди генетически отличаются от шимпанзе лишь на 1-5%. А группы крови у обезьян и людей практически идентичны. Существует также огромное количество доказательств животного происхождения человека, полученных археологами. Благодаря своим открытиям и находкам они выстроили цепочку промежуточных и переходных звеньев от древних обезьян до современных людей.
Первые обезьяны, дриопитеки, появились на Земле 30 млн лет назад. 6,5 миллионов лет назад (в период похолодания и засухи) древние обезьяны разделились на гоминидов, от которых произошел человек, и ископаемых обезьян, от которых произошли современные обезьяны (гиббоны, орангутанги, гориллы и шимпанзе). Таким образом, первый гоминид появился 6,5 миллионов лет назад. Он был создан совсем недавно, в 2000 году. Первого гоминида называют австралопитеком. Он уже был в вертикальном положении и жил между 6,5 и 1 млн лет назад. Австралопитек еще не был homo. Ученые насчитывают восемь родов австралопитеков. Ареал их обитания — Африка.
Версии о происхождении жизни и человека на Земле
2,5 млн лет назад, во время очередного периода похолодания и засухи, от одного из этих австралопитеков произошли первые гомо, названные «Homo gabilis». Homo gabilis эволюционировал в Homo ergaster 2 миллиона лет назад.
Последний дал начало Homo erectus (человек прямоходящий) 1,7 миллиона лет назад. Этот Homo был первым, кто распространился из Африки в другие части света. Подвидами Homo erectus были Pithecanthropus, останки которого были обнаружены в конце XIX века на острове Ява, и Sinanthropus, найденный в Китае. Питекантропы (буквально — обезьянолюди) на самом деле были обезьянолюдьми, то есть они были скорее людьми, чем обезьянолюдьми. Синантропы были тупиком в эволюции человека: они вымерли, не родив детей.
Опять же в Африке, в результате эволюции Homo erectus 800 тысяч лет назад, появилось новое, передовое звено в эволюции человека — гейдельбергский человек. Представители этого вида доисторических людей первыми ступили на землю Европы. Они были сильными охотниками (был найден скелет слона, пронзенного двухметровым копьем).
От Гейдельбергера, жившего в Африке, произошли две ветви первобытных людей. Один попал в Европу через Гибралтар. Это так называемые неандертальцы. Ученые спорят, был ли неандерталец предком современного человека. По общему мнению, это не так. Исследования показали, что неандертальский человек (живший 500 тысяч лет назад) генетически очень далек от современного человека. Однако черты неандертальца встречаются у некоторых современных европейцев, что означает, что нельзя исключать метисов (помеси современных людей и неандертальцев).
Другие представители гейдельбергского человека продвигались из Африки на Ближний Восток и далее в Европу через Босфор и Дарданеллы. От них произошел современный человек, Homo sapiens. Согласно археологическим данным, это произошло около 35 тысяч лет назад.
Существуют две теории происхождения расовых подвидов человека: моноцентрическая (сначала возник вид homo sapiens, а затем, по причинам, указанным выше, появились различные расы) и полицентрическая (гейдельбергский человек, распространившись из Африки на все континенты Старого Света, образовал несколько ветвей homo sapiens, которые развивались параллельно). Историк А. А. Зубов считает, что моноцентрическая теория ближе к истине. По его мнению, трудно объяснить биологическое единство современного человека, если стоять на полицентрической теории. С другой стороны, этот историк считает, что «нынешнее человечество еще нельзя назвать системой», что «человечество еще не существует».
Проблема происхождения человека и общества (сущность и содержание антропосоциогенеза).
В середине 20-го века был установлен так называемый антропный принцип, суть которого заключается в следующем. Существование Вселенной обусловлено мировыми константами — константами Ньютона, Эйнштейна, Планка и других. Почему вселенная, созданная после Большого взрыва, точно такая же, хотя более вероятны вселенные, состоящие только из водорода, гелия, нейтрино? Согласно антропному принципу, это происходит потому, что человек возможен только в нем. Все свойства Вселенной вытекают из свойств человека, а не наоборот. Поэтому жизнь и разум не являются случайными явлениями; они составляют такую же необходимую основу мира, как водород и гелий. В теории антропного принципа выражено предположение о природе человека и его месте во Вселенной.
Эту догадку подтверждает и такое чудо, как зарождение жизни на Земле.
Десятки факторов должны объединиться, чтобы создать подходящие условия: наша солнечная система имеет одно солнце, что очень редко — обычно наблюдаются две или более кратные звезды (отсюда большая радиация и избыток света); наша система расположена на самом краю нашей галактики, в относительно спокойном регионе; расстояние от солнца до Земли оптимально для возникновения жизни (на близкой к солнцу планете Венера слишком горячая, на далекой от солнца планете Марс слишком холодный); объем планеты также оптимален (малые планеты не имеют атмосферы, на больших она жидкая — метан на Юпитере) и т.д. д.
Пока неясно, была ли жизнь занесена на Землю из космоса в виде спор или возникла химическим путем. Возникшая жизнь не обязательно должна была развиться в человека; она вполне могла существовать в виде грибков или плесени.
Появление человека можно назвать случайным (если забыть об антропном принципе). Природа испробовала десятки вариантов: Существовали питекантропы, неандертальцы, синантропы, зинантропы, родезийские люди и т.д. Но в позднем палеолите появились кроманьонцы, у которых мозг и скорость реакции были немного больше, чем у других. Они стали быстро распространяться по всей земле.
Homo Sapiens был совершенно не приспособлен к природе и не должен был выжить. По мнению ученых, для того, чтобы человечество родилось полностью приспособленным к жизни, как, например, жеребята, которые уже через несколько часов после рождения могут самостоятельно передвигаться, питаться и т.д. Человеческий плод должен развиваться в утробе матери в течение 21 месяца. Человеческий ребенок рождается недоношенным и не может жить самостоятельно в течение многих лет. Ни одно животное не может кормить, охранять, защищать, учить своего ребенка до 10-15 лет. Но эта неспособность оказалась преимуществом для человека.
Процесс рождения
Все человечество и каждый человек в отдельности должны решить проблему своего рождения. Физическое рождение отдельного человеческого существа отнюдь не является столь важным и экстраординарным событием, как может показаться. Это знаменует важный переход от дородового существования к жизни вне утробы матери, но во многих отношениях ребенок после рождения остается таким же, как и до него: он не может есть, не может распознавать окружающие предметы, он полностью зависит от матери и умрет без ее помощи. По сути, процесс рождения продолжается. Ребенок начинает распознавать объекты в окружающей среде, эмоционально реагирует на внешние воздействия, берет в руки предметы, координирует свои движения, ходит. На этом процесс рождения не заканчивается. Ребенок учится говорить, пользоваться предметами, узнает их значение, учится общаться с другими людьми, избегать наказания и заслуживать похвалу, постепенно учится любить, развивает свое мышление, объективно смотрит на мир. Таким образом, рождение в обычном смысле слова — это только начало рождения в более широком смысле. Вся жизнь человека есть не что иное, как процесс саморождения.
Рождение человека изначально было актом отрицания, осознанием невозможности вернуться к своим истокам, и человек боялся каждого шага на пути к новому человеческому существованию, потому что он всегда означал уход от безопасного, сравнительно привычного состояния к новому, еще не освоенному. На каждой последующей ступени, на новом этапе рождения человек всегда испытывал страх. Человек, утверждает Фромм, никогда не свободен от двух противоположных стремлений: одно направлено на освобождение из утробы матери, на переход от животного образа жизни к очеловеченному существованию, от зависимости к свободе; другое направлено на возвращение в утробу матери, к природе, к уверенности и безопасности. В истории отдельного человека и человеческой расы в целом прогрессивная тенденция была сильнее; но феномен безумия и возвращение человечества к состоянию, очевидно, преодоленному предыдущими поколениями, свидетельствует о напряженной борьбе, которая сопровождает каждый новый этап рождения.
Человек — искусственное существо, он не рожден природой, он рождает себя сам, он творит. Чтобы стать мужчиной, человек должен пройти через акт создания мужчины, «инициацию» — миф и ритуал.
Если и существует «безграничная» дисциплина в изучении человека, то это, по-видимому, антропология во всей ее полноте. Сегодня, помимо философской антропологии, она включает в себя историческую, религиозную (теологическую), социальную, политическую, естественно-биологическую (естественнонаучную), экологическую, экономическую, культурную, психоаналитическую и некоторые другие формы антропологии.
Это напрямую связано с многообразием человека, его существованием как личности «экономической» (как производителя и потребителя), «психологической» (действующей на основе мотивов, в том числе скрытых), «социологической» (носителя социальных ролей), «общественной» (направленной на других людей), «религиозной» (связанной с культовыми действиями), «политический» (участвующий в делах государства и политики), «социокультурный» (носитель норм, качеств, привычек, связанных с культурой и цивилизацией), «эстетический» (создающий себя, обладающий структурой эстетического типа), «природный» (основанный на наследственности), «теоретический» (стремящийся к объяснению, истине, теоретизирующий) и т.д. д.
Только такая разнообразная и единая антропология, далеко не сводимая к своей философской части, очевидно, способна быть наукой о «целом человеке», дать интегральное, целостное знание о нем.
Человек как природное, социальное и экзистенциальное (духовное, метафизическое) существо
Человек как целостное существо представляет собой единство природного и социального, а общение является условием реализации его сущностных сил в смысле включенности в совокупность многообразных отношений и законов в мире. Это включает гармоничное сосуществование с природой и с другими людьми, достаточные возможности для самореализации в обществе.
Человек не существует как данность, объект, стол или стул. Личность — это стремление быть личностью: Если нет стремления, то нет и человека.
В то же время в человеке, даже в другом напряженном режиме бытия — в любви, в творчестве — естественные процессы не прекращаются: Он продолжает жить в земном мире, занимаясь повседневными делами. И в этом смысле человек распят между двумя мирами. Это распятие подразумевает в человеке определенное напряжение, связанное с наличием двух миров внутри него. Человек, который является естественным существом, пытается удержать в напряжении то, что не является естественным, искусственным, покоящимся на очень хрупком фундаменте. Ибо искусственные устои человека никогда полностью не реализуются в мире природы — в нем нет ни совести, ни добра, ни красоты в чистом виде. И все же вся жизнь человека связана с этими основами. Но быть абсолютно хорошим — это бесконечная задача, так же как быть абсолютно мудрым — это бесконечная задача. А человек конечен. Ему не хватит жизни, чтобы достичь этого, но он стремится к этому. Стремиться к тому, для чего жизни недостаточно, — вот цель человека. Это стремление и есть то, что можно назвать бессмертной душой.
Предназначение человека — оставить свой след, чтобы его дела и мысли стали необходимой частью мира. У каждого человека есть свое место в мире. И мы должны найти это место.
Человек никогда не осознает себя, и никогда не наступит момент, когда он сможет сказать: Вот и все, я наконец-то стал человеком. Только эгоистичный и самовлюбленный «мужчина» может так говорить. Мир огромен, в нем много тайн, и человеку не хватит жизни, чтобы все узнать и понять.
Человек — существо трансцендирующее, то есть он постоянно пытается выйти за свои пределы: пределы своих возможностей, своих знаний, своей жизни, своего мира. Но человек никогда не достигает ничего трансцендентного, никогда не выходит за пределы мира. Трансценденция стоит на границе между тем, что знакомо, понятно, осмысленно, и тем, что неуловимо, невыразимо, что постоянно возбуждает человеческое любопытство, постоянно мучает его своей недостижимостью — будь то Бог, скрытый смысл существования и так далее.
Самое главное для человека — это быть — жить.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Социальные последствия перехода к постиндустриализму
- Феномены человеческой субъективности
- Иррационализм
- Жак Деррида, французский философ и теоретик литературы
- Философия XX века
- Формы содержания мысли. Законы и правила логики
- Симеон богослов, византийский философ-мистик
- Механицизм как философский принцип
- Структура «науки логики» Гегеля
- Философия гуманизма в политике