Оглавление:
Философия права занимается поиском и установлением истины о праве, истинным познанием права как специфической формы социального бытия людей и особого вида социального регулирования.
Право как объект изучается различными науками, каждая из которых рассматривает право с точки зрения своего специфического понимания и методов изучения этого объекта. При этом под объектом науки (научной дисциплины) понимается то, что еще предстоит изучить и понять, а под предметом — уже определенное теоретически (научно) понятое состояние объекта, его когнитивно-семантическая форма (образ, модель, конструкция) выражения, определенная концепция его понимания и представления.
Философия права изучает право в целом, право как некую универсальную целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое, что включает в себя как сущность права, так и формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления). Такое понимание права как определенной целостности, состоящей из правовой сущности и форм ее проявления (правовых явлений), предполагает и включает в себя определенное представление о различии и одновременно сочетании сущности и явлений в праве, правовой сущности и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления. Поэтому в самом общем виде можно сказать, что предметом философии права как науки (отдельной, самостоятельной научной дисциплины) является право как сущность и право как явление в их различии, соотношении (совпадении или несовпадении) и единстве, на которое направлено.
Существенная особенность такого разграничения и соотношения сущности и явления в сфере права обусловлена тем, что научно постигаемая сущность права (право как сущность) имеет объективный характер, а право как явление носит официально-авторитарный (и в этом смысле субъективный) характер, зависит от воли, усмотрения и возможного произвола субъектов официальной власти. Таким образом, закон (позитивное право), т.е. то, что установлено в официально-властном (государственном) порядке и считается обязательным правом, может как соответствовать сущности права (т.е. быть правовым явлением, юридическим правом, выражением правовой сущности), так и противоречить этой сущности (т.е. быть неправовым явлением, незаконным, ложноправовым, нарушающим, противоправным правом).
Определение предмета философии права
Учитывая это обстоятельство, приведенное выше определение предмета философии права можно сформулировать следующим более конкретным образом: Объектом философии права является право и закон в его различии, контексте и искомом единстве.
Здесь под правом понимается закон как сущность, т.е. присущий только праву как особому социальному явлению и специфическому регулятору объективный характер правовой системы, не зависящий от воли или произвола законодателя (государства), а под правом как официально-властным явлением понимается все позитивное право (все его источники, все формы его выражения), т.е. т.е. общеобязательное право, все формы его выражения. т.е. общеобязательные предписания (правила, нормы поведения), которые зависят от воли и возможного произвола законодателя (государства) и поэтому могут соответствовать или не соответствовать сущности права (право как сущность). Другими словами, закон в контексте различия между правом и законом означает закон в собирательном смысле, то есть все, что имеет силу закона и является официально обязательным.
Единство правовой системы (права как сущности) и права как явления (официально установленного правового явления в виде общеобязательного, обязательного права, позитивного права), к которому стремится философия права, — это юридическое право, юридическое позитивное право, т.е. такое государственно-установленное, обладающее императивным (юридическим) правом, официально действующее право (позитивное право), которое соответствует правовому бытию (праву как сущности) и потому представляет собой не только и не столько официально-авторитарное явление, сколько официально-авторитарное правовое явление, государственную форму правильного выражения (внешнего проявления) правового бытия в правовом явлении.
Либертарно-юридическая концепция философии права
Дальнейшая конкретизация приведенного выше определения объекта правовой философии зависит от понимания (и понятия) сущности права, лежащего в основе той или иной конкретной концепции правовой философии.
Согласно разработанной нами либертарно-юридической концепции философии права, о которой также пойдет речь в данной лекции, сущностью права является формальное равенство, которое трактуется и раскрывается в этой концепции как всеобщая и равная мера свободы и справедливости в социальной жизни людей.
Такое понимание сущности права дает основание наполнить приведенные выше определения предмета философии права следующим образом: Объектом философии права является формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной (в том числе правовой) сфере является именно формальным равенством, приведенное выше определение можно сформулировать в более краткой форме: Объектом философии права является принцип равенства и формы его проявления.
Формы внешнего проявления и практической реализации в эмпирической действительности формального равенства — это все реальные правовые явления нормативно-правового, институционально-властного и поведенческого характера, которые являются лишь различными формами внешнего выражения и конкретизации единой правовой сущности, единого отличительного правового принципа, общеправового принципа формального равенства.
Правовые явления
Таким образом, к правовым явлениям относятся все те реальные явления (официально установленное право, фактически существующее состояние, поведенческие акты различных субъектов общественной жизни, их взаимоотношения и т.д.), которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и реализации требований этого принципа. Все эти явления входят в предмет философии права не как эмпирические объекты, а только как правовые явления, как конкретизированные выражения формального равенства, то есть только в своих правовых измерениях и свойствах, в правовых (по своей сути и природе) формах права, государства, поведения, отношений и т.д.
Поэтому в предмет философии права входит, наряду с другими правовыми явлениями, государство как особый правовой феномен, а именно как институционально-авторитарная форма проявления, выражения и действия универсальной и унитарной правовой системы (принцип формального равенства, его свойства и требования).
В ходе освещения предмета философии права (правовое бытие и правовые явления, их различие и соотношение, формы их единства и др.), представлен предмет философии права (принцип формального равенства, его свойства и требования). Мы критически проанализируем с данных субъективно-правовых позиций соответствующие антиподы права, различные прошлые и настоящие теоретические и практические формы отрицания, игнорирования или искажения смысла, специфики и ценности права как сущности и как явления, подмена произвола правом, правовых норм и институтов государственной власти — антиправовыми формами организации чиновничьей власти и ее произвола, правовых форм жизни и отношений между свободными людьми — господством силы, насильственно навязанной людям сверху.
В этом смысле можно сказать, что любая философия права — это не только философское понимание и обоснование права, но и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа (произвола) во всех его теоретических и практических проявлениях — в виде антиправового закона, антиправовой власти, антиправовых форм отношений и так далее. И чем глубже, яснее, точнее и адекватнее выявлен и определен объект философии права, тем выше, богаче и больше его теоретическое и практическое значение — как в позитивном смысле утверждения и освоения права, так и в критическом смысле разоблачения, отрицания и преодоления всех форм и проявлений антиправа (произвола).
Основные положения либертарно-правовой концепции
Приведенные краткие определения содержат лишь наиболее важные и существенные признаки предмета философии права, полное освещение которых дано в общей концепции, представляющей собой форму систематического рассмотрения и раскрытия данного предмета. Далее нами рассматриваются основные положения данной либертарно-правовой концепции правовой философии — в общем контексте мировой и отечественной философии, в соотношении с другими философско-правовыми концепциями прошлого и настоящего.
Сформулированное нами понимание предмета правовой философии с либертарно-правовой точки зрения имеет также общее значение в плане выявления, уточнения и определения когнитивно-семантического момента, общего для различных правовых доктрин, выражения их профессионального единства как различных концепций такой общей и единой науки (научной и учебной дисциплины), как правовая философия. Таким общим моментом, имеющим субъектообразующее значение для всей философии права (для всех ее концепций, направлений, версий и вариантов), является понимание права в целом как сущности и как явления, т.е. теоретическое разграничение в праве конкретной правовой системы объективной природы (т.е. сущности права, независимой от воли законодателя и вообще от субъективного фактора) и явления права, зависимого от субъективного фактора (воли и мнения законодателя, усмотрения или произвола чиновничьей власти и т.п.).
Такое теоретическое различие между объективной правовой сущностью (право как сущность) и субъективным правовым явлением (право как явление) присуще в той или иной форме всем концепциям философии права. В общей формулировке мы формулируем это различие как различие между правом (правом как конкретным бытием) и законом (законом как конкретным явлением, как магистрально-авторитарным институтом) и их соотношением (совпадением или несовпадением). Более точный смысл такого различения и соотношения права и закона зависит от той конкретной концепции права (понимания правовой системы и правового явления, характера их взаимоотношений и т.д.), которая лежит в основе конкретной концепции философии права и определяет ее особенность.
Таким образом, в естественно-правовых концепциях правовой философии предмет правовой философии определяется различием и соотношением естественного и позитивного права (уже в римской и средневековой юриспруденции утвердился термин «ius positivum» — «позитивное право»). Для последователей естественного права (от ius naturale — естественное право) естественное право — это единственный реальный закон, закон в истинном смысле этого слова, в то время как юридическое право (т.е. позитивное право) — это закон не реальный, не настоящий, произвольный, искусственный, противоестественный. Поэтому философия права, как ее интерпретируют натуралисты, по сути, является философией естественного права.
Легизм
Противоположной позиции придерживаются представители легизма (от lex — закон). В своих позитивистских и неопозитивистских доктринах права они отрицают не только естественное право, но и объективный характер права вообще, который не зависит от воли законодателя, власти государства. Для легистов закон — это право (позитивное право), которое является реальным правом именно в силу своего официально-авторитарного, обязательного характера.
Поэтому для легизма философия права и любое теоретическое учение о природе права в его различии и соотношении с законом является метафизическим учением о нереальных (неположительных) объектах. Максимум, что допускают некоторые представители легизма (позитивизм и неопозитивизм) — это философия позитивного права, своего рода философское обоснование легизма и позитивистского правотворчества.
Легитимизм и юснатурализм выражают крайние, взаимоисключающие позиции в понимании права и по отношению к философии права. Односторонность антагонистических подходов, каждый из которых по-своему прерывает необходимые связи сущности и явления в праве, преодолевается в разработанной нами концепции понимания права и объекта философии права, в рамках которой связь сущности права и явления права необходима в рамках различения и соотношения права и закона и включает все юридически и логически возможные варианты соотношения права и закона.
Поэтому либертарно-правовая трактовка предмета юридической философии важна не только для данной концепции юридической философии, но и как общее определение предмета юридической философии в целом.
Дело в том, что в рамках более развитой концепции понимания права и предмета юридической философии учитываются и достижения («резоны») более ранней, теоретически менее развитой концепции, причем в трансформированном виде, и поэтому существует семантическое пространство для их адекватного понимания и представления, в то время как в ограниченных границах менее развитой концепции нет такой эпистемологической возможности и семантического пространства для адекватного понимания и представления более развитой концепции. Эта логика познания и его развития действует и в сфере философско-правовой мысли.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Предмет и методы политической философии
- Математизация технических наук
- Человечество как едино-цельная социально-планетарная система
- Иеремия Бентам, английский философ и юрист
- Функционирование общества и основные ориентации функциональных исследований
- Взаимоотношения идеологии с философией и наукой
- Философские проблемы науки и техники
- Результативная подсистема деятельности
- Философия техники
- История и философия истории