Для связи в whatsapp +905441085890

Структурная организация бытия — Основные формы бытия

Структурная организация бытия означает, что каждое материальное явление каким-то образом «устроено», структурировано. Другими словами, обычно это система определенных элементов, которые организованы в целое посредством устойчивых связей. Их можно разделить на некоторые классы (формы) бытия — например, называются физическая, химическая, биологическая и социальная реальности. Обычно в организации бытия выделяют уровни структуры. На этот же уровень можно отнести те объекты, которые схожи по структуре и подчиняются определенным общим законам.

В неживой природе часто приводится следующая «лестница» систем: Вакуум — элементарные частицы — атомы — молекулы — макротела — планеты — звезды — галактики — метагалактика («мир естествоиспытателей») — Вселенная (мир в целом, «мир философов»). (Это также отражает причинно-следственные связи и связи «включения» между уровнями (например, молекулы возникают из атомов и включают их в свои структуры)).

Люди живут в системном мире и являются системами, которые «вписаны» в более сложные системы (природа, вселенная, мироздание) и взаимодействуют с ними. Эти «суперсистемы» изначально оказались настолько удачно организованными, что люди смогли однажды возникнуть и приспособиться к окружающему миру.

Теоретические расчеты показывают, что если бы масса протона, образовавшегося на ранних стадиях развития Вселенной, была всего на 30% меньше ее фактического значения, то в мире могли бы образоваться только атомы водорода, а более сложные системы, наблюдаемые сегодня, не могли бы существовать.

Любая научная картина мира — это относительное знание, и по мере развития науки оно может уточняться и изменяться.

Динамическая организация бытия заключается в том, что любое конкретное явление объективно подвержено постоянному изменению (это в равной степени относится к материальным и духовным существам). Специфика этой динамики представлена в онтологии категориями движения, развития и покоя.

Что такое движение, каковы его источники, формы, направление? Как можно передать движение в терминах? Эти вопросы относятся к категории важных философских проблем.

На начальных этапах развития философской мысли движение понималось как возникновение одной вещи и уничтожение другой.

Такое понимание движения характерно для первых древнегреческих философий (милетская школа, Гераклит, Демокрит, Эпикур), которые рассматривали первоначальные вещи — воду, апейрон, воздух, огонь, атомы — как находящиеся в постоянном движении и изменении.

Вода Фалеса — это вечное движение, она не имеет определенной формы, она есть везде, где есть жизнь. У Анаксимена то же самое: происхождение многих вещей и их возвращение к одному первоначалу — воздуху. В древние времена мыслители Китая, Индии и Греции выдвинули идею об универсальности движения. У Гераклита движение особенно ярко представлено поразительным образом реки: «мы входим в одну и ту же реку и не входим в нее», то есть река тождественна самой себе, поэтому мы входим в нее, и в то же время она не тождественна самой себе, она всегда течет, поэтому мы как бы не входим в нее. Аристотель считал, что «незнание движения обязательно влечет за собой незнание природы».

Структурная организация бытия - Основные формы бытия

Основные формы бытия

Бытие — это существование во всех его многообразных формах. Учение о бытии называется онтологией.

Категория бытия связана с рядом других категорий (небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).

Категория бытия объединяет выделенные основные идеи в последовательном осмыслении вопроса о существовании мира:

  • Мир есть, существует как бесконечная целостность;
  • природное и духовное, личность и общество существуют одинаково, хотя и в разных формах;
  • их различных форм существования предпосылку единства мира;
  • мир развивается в соответствии со своей объективной логикой, создавая реальность, существующую до человеческого сознания.

Бытие занимает центральное место в категориальном аппарате большинства философских дисциплин.

Традиционно термин «бытие» рассматривается в двух смыслах:

  • это все, что когда-либо существовало, существует в настоящее время («настоящее бытие») и все, что имеет внутреннюю потенциальную возможность существовать в будущем;
  • это изначальное начало и основа мира, его сущность.

Бытие предстает как отрицание («ничто»), как нечто потенциальное («нечто»), о котором можно сказать только одно: оно есть («абсолютное бытие»).

Попытки осмыслить проблему бытия появляются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. («Брахма», изначальная священная сила; Дао, «мать всего сущего»).

Вопрос о начале начал возникает и в Древней Греции, когда предлагаются «вода», «земля», «огонь», «апейрон» и т.д.

Древнегреческий философ Парменид считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Нет ничего, кроме бытия. Все эти идеи содержатся в его утверждении: «Следует сказать и подумать, что бытие есть, потому что бытие есть, а ничего другого не существует». Платон установил другую, прямо противоположную традицию в интерпретации бытия. Бытие — это мир идей, которые являются истинными, неизменными и вечно существующими. Истинное бытие противопоставляется платоновскому неистинному, которое относится к вещам и явлениям, доступным человеческим чувствам.

Платон первым в истории философии указал на то, что бытие имеет не только материальное, но и идеальное.

Еще одна мысль, высказанная Гераклитом. Он считал, что устойчивого, постоянного существования вообще не существует, суть бытия в вечном возникновении, в единстве бытия и небытия. Космический огонь (основа мира) Гераклита выражает бытие как вечное становление в образной и переносной форме.

Средневековая христианская философия различала «истинное бытие» — бытие Бога — и «неистинное» — бытие товаров.

В наше время бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку; оно рассматривается как то, что человек познает в процессе деятельности. Субстанция — нечто неизменное, неразрушимое, существующее само по себе — выделяется в бытии.

Философские доктрины, которые исходят из признания единой субстанции, называются «философским монизмом». Если берутся две субстанции, это «дуализм»; если берутся более двух, это «плюрализм».

Два наиболее распространенных подхода к пониманию природы вещества — материалистический и идеалистический. Первый, «материалистический монизм», считает, что мир материален, един и неделим. «Идеалистический монизм» признает нечто идеальное в качестве первоосновы бытия («идея» у Платона, «Бог» в Средние века, «абсолютная идея» у Гегеля и т.д.).

Проблема форм бытия важна как для повседневной практики, так и для познавательной практики. Бытие не является чем-то аморфным, но всегда имеет определенную структуру, оно структурировано.

Живое и не живое

Живая природа бытие живой природы следует рассматривать в прямой взаимосвязи с таким явлением, как бытие живым, поскольку быть живым — значит жить, а не быть — значит потерять жизнь, умереть, перестать существовать как живой организм, живущий от не живого живого организма, который присутствует сегодня от нашего внимания в своей зависимости, не соизмеримо с тем, чем является все то, что не является живым Говоря о сущности живого, необходимо подчеркнуть, что оно неотделимо, поскольку является более высоким качественным уровнем его, живое возникает из неживой природы и, нисходя в небытие, возвращается в ту же неживую природу. эта связь упоминалась уже первыми греческими философами, которые говорили, что все живые существа зародились в земле и воде и превратились в них

Уже у первобытных народов мы находим попытки понять природу человека, стремление установить особенность его бытия. Со времен Сократа и Платона в истории философии нет других терминов, кроме души и сознания, выражающих внутреннее скрытое сознание человеческой индивидуальности Прататор 490-420 гг. до н.э. один из величайших софистов V века до н.э. утверждает, что человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют «не являющихся, что они не являются Сократ 469-399 гг. до н.э. Хр. Поиски истины также обратились к человеку, который более всего подвержен деятельности своей души, поэтому путь к пониманию мира лежит в самопознании Платон, в свою очередь, первым разработал целостное учение о душе, которое делит людей на различные типы, в зависимости от того, какими душами они обладают далее различают фил с этой точки зрения.

Человек на протяжении многих веков вглядывался в себя и анализировал свой внутренний мир и как бы пытался понять суть, людям открылось неоспоримое положение, при котором тот человек неразделим в единстве тела и духа, т.е. Условие абсолютное и необходимое для его существования в то же время потеря разрыв этого единства означает его переход как мыслящего существа из бытия в небытие в то же время тело как естественное телесное образование и после смерти продолжает в какой-то мере существовать, то есть в какой-то мере продолжает удерживать свою сущность, но ничего не остается в виде существования индивидуального духа сознания, потеря которого означает смерть конкретного человека исчезновение индивидуальности Также большую трудность для понимания представляет бессознательное (подсознание) Согласно стандартному описанию координатами пространства и времени, оно не только всегда здесь и сейчас, но и пребывает как бы в непространстве, поскольку не может быть выражено в каком-либо объеме или измерено количественно линейными характеристиками. Говоря об индивидуальном человеческом существовании, необходимо отметить, что оно не только функционально, как это имеет место для живых организмов в целом, но и проходит определенные этапы своего становления, когда вместе с развитием тела развивается разум, то есть бесконечное множество и неравноценных людей, переходящих друг в друга.

Материя

С понятием материи как одной из наиболее фундаментальных философских категорий мы впервые сталкиваемся у Платона, который использует его для обозначения некоего субстрата без свойств, из которого образуются тела различных размеров и очертаний Материя, в его понимании, осуществляется неопределенно и выявляется в пространстве в виде произвольных геометрических форм Философская категория материи, как предполагается, включает в себя все бесконечное разнообразие реально существующих видов материи Такой подход отделяет философское понимание проблемы от ее интерпретации в естественных науках, иначе поле исследования неоправданно сужается. Ее видные представители Гита Штайн и МУР считают, что категории материи и сознания не могут быть строго определены с точки зрения естественных наук.

В других научных школах эти термины используются и играют важную методологическую и познавательную роль Движение и развитие Поскольку для различных количественных и качественных изменений объективной реальности используются категории движения и развития, движение в философии рассматривается не только как механическое перемещение В науке выделяют два основных вида движения предметов и явлений объективной реальности, один из которых связан с переносом энергоинформационной субстанции пространства и характеризуется тем, что она остается неподвижной и стабильной в своем существенном свойстве, т.е. т.е. е. не изменяют своих качеств, т.е. количественное изменение в пространстве, изменение или смена позиции…. часто они сопровождаются перестройкой внутренней структуры объекта, что приводит к изменению качеств исходного продукта и появлению совершенно другой вещи Этот тип движения, характеризующийся необратимостью и определенным направлением, также называется развитием Примером развития в неживой природе являются эволюционные процессы, которые происходят на звездах в неживой природе рост различных организмов в обществе рост научной технологии промышленное производство и смена общественных отношений следует подчеркнуть, что в отличие от объективного различия вещей к движению и развитию субъективных структур теория мысли пространственные свойства не применимы, хотя оба они происходят во времени.

Специфика человеческого бытия

В XX веке человеческое бытие, ценностное бытие, языковое бытие интерпретировались в рамках проблемы бытия, а в школах такого направления, как неопозитивизм, проблема бытия в философии была объявлена псевдопроблемой наряду со многими традиционными проблемами философии. Наиболее глубокое рассмотрение категории бытия в двадцатом веке связано с философией экзистенциализма, которая свела проблему бытия к человеку, к бытию человека, который спрашивает себя о бытии и может пережить бытие.

Проблема бытия изначально предполагала два подхода к ответу на вопрос, каким должен быть первый философский выбор: бытие или небытие? «Бытие» противопоставляется «небытию». Небытие (небытие) — это категория для обозначения того, что не существует.

В подавляющем большинстве философских систем понятие «бытие» понимается как исходный, основополагающий пункт всех последующих рассуждений. В диалектическом плане понятия бытия и небытия рассматривались как противоположности, предполагающие друг друга, как диалектическое единство с бытием в качестве определяющей роли. Однако наряду с этими концепциями были и попытки вывести понятие «бытия» из «небытия». В современных условиях существования человеческой цивилизации возрождение интереса к «небытию» связано с рядом глобальных проблем, которые могут превратить весь мир в «небытие».

Как и любая философская категория, бытие отражает предельно общие свойства вещей и процессов. Оно, во-первых, фиксирует факт их существования в прошлом, настоящем и будущем, а во-вторых, в своем существовании они едины со всем, что есть в мире, то есть бытие — это существование мира как бесконечной и неизменной тотальности. Но существование явлений мира бывает двух видов: как объективная реальность, которая существует вне человеческого сознания (например, явления и предметы природы), и как субъективная реальность, которая существует только в нашем мышлении, воображении (мысли, понятия, идеи). Эти две реальности тесно связаны, их единство включает в себя все возможные состояния материального и духовного мира и обозначается категорией бытия. Таким образом, бытие — это философская категория, обозначающая существование независимого от человеческого сознания объективного мира и самого сознания, единство объективной и субъективной реальности.

Философский смысл категории бытия характеризуется двумя особенностями:

  • Он обозначает существование мира как бесконечного и неизменного целого. Мир существует не только здесь и сейчас, но везде и всегда, у него нет ни начала, ни конца, ни во времени, ни в пространстве;
  • Но этот факт не означает, что мир везде такой, какой он есть здесь и сейчас, и что он всегда будет таким; то есть бесконечно разнообразный мир постоянно меняется.

В философском анализе целесообразно выделять следующие основные специфические формы бытия:

1) Бытие вещей, явлений и процессов, среди которых, в свою очередь, необходимо различать:

a) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;

б) Бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

2) Сущность человека, в которой можно выделить:

а) бытие человека в мире вещей;

б) конкретно человеческое существо;

3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяется:

a) индивидуализированный духовный;

б) овеществленное духовное;

4) Социальное бытие:

a) бытие человека;

b) Бытие общества.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сущность нации
  2. Эммануэль Левинас, французский этический философ
  3. С. Боэций и формирование средневековой философии
  4. Возникновение науки и стадии ее развития
  5. Проблема единства и многообразия бытия
  6. Консервативные теории Н.Я. Данилевского и к. Н. Леонтьева
  7. Информационное общество и диалог культуры
  8. Первые представления о прочности
  9. Современная китайская философия
  10. Экзистенциализм. Философия экзистенциализма