Оглавление:
В двадцатых годах двадцатого века в Германии сформировалась особая ветвь философии, занимающаяся изучением человека. Она называлась философской антропологией. Ее основателем был немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в ее дальнейшее развитие внесли Г. Плесснер, А. Гелен и ряд других исследователей. Возникновение философской антропологии как особого учения о человеке стало своеобразным итогом построения философского знания о человеке. В 1928 году М. Шелер писал: «Вопросы: «Что такое человек и каково его положение в бытии?». — занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались мне более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос».
Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия.
По его мнению, философская антропология должна сочетать конкретно-научное исследование различных аспектов и сфер человеческого существования с их целостным философским осмыслением. Поэтому философская антропология, по Шелеру, — это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, психическом и духовном происхождении из мира, о силах и потенциях, которые движут им и приводят его в движение.
Понятие философской антропологии
Философская антропология как самостоятельная сфера знания возникает в рамках общего поворота философии конца XIX — начала XX веков от гносеологии и логики к онтологии и антропологии. Ее идеи присутствуют в различных философских школах и системах, независимо от того, является ли одна из ее основных проблем онтологической, логико-геосеологической или антропологической.
В широком смысле философская антропология — это философское учение о природе, сущности и предназначении человека, охватывающее ряд антропологических школ и течений и возникающее, как правило, во времена культурного кризиса.
В более узком смысле философская антропология принадлежит к тем течениям в западной философии, которые окончательно оформились в Западной Германии после Второй мировой войны.
Философская антропология М. Шлера была впервые разработана им в форме учения о ценностях, которые он рассматривал как «объективные миры», независимые от человека. Соотношение мира ценностей и животного телесно-душевного начала порождает человеческое начало — личность как носителя духовных действий. В этих действиях, составляющих сущность человеческой личности, запечатлеваются идеальные «объекты» — ценности
Обозначение философской антропологии
Обширная программа и определение ее объекта были даны М. Шелером в книге «Человек и история» (1926). Он определяет философскую антропологию как «фундаментальную науку о природе и сущностной структуре человека; о его отношении к богатствам природы, а также к основе всех вещей; о его метафизическом бытии, а также о его физическом, психическом и духовном происхождении в мире». Она должна быть наукой о силах и импульсах, которые его движут и на которые он сам действует; о главных направлениях его биологического, психического, историко-духовного и социального развития, а также о его сущностных силах. Здесь также лежит психофизическая проблема души и тела и ноэтико-витальная проблема. Только такая антропология в состоянии помочь всем наукам, которые «изучают» человека: Естественные науки и медицина, энтомология и древняя история, история и общественные науки, психология и характерология обретают философскую почву и в то же время определенные и ясные цели в своих исследованиях только благодаря антропологии».
М. Шелер выделяет три основные характеристики человека:
- Жизнь, которая связывает человека с остальным органическим миром.
- Разум, фундаментальными качествами которого являются «открытость миру» и «объективность».
- Личность как единственная форма духовного существования
М. Шелер оказал значительное влияние на последующий процесс развития философской антропологии. Вслед за Шелером, А. Гелен (1904-1976) в своей главной работе «Человек. Sein Wesen und seine Stellung in der Welt» (1944) описывает человека как мирское существо, но рассматривает действие как основную форму человеческой жизнедеятельности, которая является основой для формирования человека как культурного существа.
Г. Плесснер один из основателей философской антропологии
Введение в философскую антропологию» (1928), существенной чертой человека является его эксцентрическая позиция, то есть способность отделить свое «Я» от своего физического существования. Плеснер стремился устранить дуализм Шелера, который считал, что высшая духовность существует отдельно от жизни и создает в человеке особый мир свободы и независимости.
Дуализм — философская доктрина, рассматривающая материальную и духовную субстанции как имеющие равное начало.
Плеснер хотел понять человека в единстве его биофизической и духовной стороны, которая выражается в достижениях культуры. По мнению Плеснера, в эксцентрических реакциях физический автоматизм и сознательные реакции индивида сливаются воедино. Эксцентричное поведение определяет отношение человека к себе и к окружающему миру. Стремление Плесснера освободиться от методологических установок Шелера не привело его к целостному пониманию человека, и его антропология в итоге свелась к частному описанию отдельных аспектов человеческого существования.
Программа, представленная Шелером, так и не была выполнена. Философская антропология, несмотря на некоторые свои научные и философские достижения, не стала целостным учением о человеке и со временем превратилась в отдельные антропологические теории: биологическую, психологическую, культурную, социальную, религиозную, образовательную и другие.
Философская антропология, разработанная М. Шелером, А. Геленом, Г. Плеснером и их последователями, была подвергнута критике, особенно М. Бубером. «У Шелера, — пишет он, — особое положение человека утверждается только на основе принципа духа, который стоит по ту сторону всего того, что мы называем «жизнью». «Духовный» человек, в котором живет дух, которого больше нигде нет, и который ловко дистанцируется от всего живого — такой человек возможен только как курьез. Дух заложен в искре всей жизни; в самой сущности живого он прорывается наружу, и временами гигантский огонь духа вспыхивает то там, то здесь. Все это — одна сущность и одна субстанция. Нет другого духа, кроме того, который питается единством жизни и единством с миром. Объектом антропологии М. Шелера, продолжает М. Бубер, является «больной человек, оторванный от мира и разделенный между духом и инстинктом».
Для М. Бубера основной антропологический вопрос всегда связан с определенным беспокойством ума, чувством очарования и удивления перед человеком как перед великой тайной — без этого невозможно проникнуть в антропологическую проблематику. Если вопрос «Что есть человек?» не становится мучительным, замечает он, то философской антропологии не существует.
Вопрос об объекте философской антропологии также остается достаточно сложным и спорным. «Философская антропология, — пишет М. Бубер, — не рассчитывает свести все проблемы философии к человеку….. Она стремится познать только самого человека. Поэтому ее задача полностью отличается от задач всех других школ мысли, так как объектом философской антропологии является, в самом точном смысле этого слова, человек. Поскольку речь идет о целостном подходе, исследователь не может довольствоваться человеком как одной из многих частей природы (именно это показывает нам антропология как особая дисциплина) и забывать, что исследователь, который сам является человеком, познает свою собственную человечность из своего собственного внутреннего опыта».
Антропология, философская концепция человека
Сложность определения предмета философской антропологии отчасти связана с тем, что само понятие философской антропологии, объединяющее научные и философские критерии, еще не получило адекватного определения. В этом отношении «историческая встреча» антропологии и философская концепция человека возникли в начале ХХ века как два фундаментальных начала философской антропологии.
Давайте обратимся к истории и посмотрим, что предшествовало этой встрече в науке и философии.
Термин «антропология» имеет греческое происхождение. Его формулировка приписывается Аристотелю, который ввел это слово при изучении духовной природы человека. В применении к физической конституции человека термин «антропология» впервые появляется в названии книги М. Хундта, опубликованной в Лейпциге в 1501 году: «Anthropologie über die Würde, Natur und Eigenschaften des Menschen und über die Elemente, Teile und Glieder des menschlichen Körpers». Работа носит чисто анатомический характер. В 1596 году вышла работа протестантского гуманиста П. Касмана под названием «Антропология», в которой он определяет антропологию как науку о психической и физической природе человека. Это двойное понимание термина «антропология», а именно как науки о человеческом теле, с одной стороны, и о человеческой душе — с другой, постепенно утвердилось в западноевропейской литературе.
Примером может служить английская работа, опубликованная анонимно в 1655 году под названием «Абстрактная антропология, или Идея человеческой природы, выраженная в кратких философских и анатомических выводах». Термин «антропология» очень широко использовался французскими энциклопедистами, которые понимали под ним сумму человеческих знаний. Немецкие философы, особенно И. Кант, включали в антропологию вопросы психологии. В XIX веке и до настоящего времени в Англии, Америке и Франции под антропологией понимается изучение физической организации человека, а также культуры и жизни различных народов и племен в прошлом и настоящем. В отечественной науке антропология изучает изменения человеческого телосложения во времени и пространстве. Антропология, в этом смысле, венчает естественные науки. Основатель антропологической науки в России А.П. Богданов в своей речи на торжественном собрании Московского университета в январе 1876 года сказал, что «естествознание неполно без антропологии, и только с антропологией естествознание не есть какой-то особый остров, отделенный бездной от других наук, чисто человеческий, так сказать». В настоящее время антропология является отраслью естественных наук, которая изучает происхождение и развитие физической организации человека и его рас. Таким образом, антропология, которая начиналась как наука о психической и физической природе человека, постепенно утратила все философские черты и стала конкретной наукой или системой наук.
Присвоение антропологией философского характера было завещано Кантом. Поскольку человек находится в бесконечном диалоге со всем, что его окружает, изучение человека в определенном смысле означает изучение всего сущего. Постановка антропологической проблемы зависит от отношения исследователя к метафизике. Поэтому, по мнению Канта, антропология должна стать философской дисциплиной.
При рассмотрении предмета философской антропологии можно выделить два основных подхода.
Первый подход — назовем его атрибутивным — признает существование в человеке вневременной, изначально данной сущности или природы. Второй подход, назовем его экзистенциалистским, определяет объект философской антропологии как конкретную самореализацию человека в культурном творчестве, когда бесконечность культуры приводит к неопределенности человеческого существа. В вопросе «Что такое человек?» — Первый подход делает акцент на «что» и фиксирует внимание на изучении основных качеств и атрибутов человека. Она прочно укоренилась в истории науки и философии, и неудивительно, что целые философские системы строились и строятся на абсолютизации тех или иных качеств. На основе атрибутивного подхода возникли следующие образы человека: рациональный человек, религиозный человек, активный человек, символический человек, человек-машина, человек-игрок, основанные на одном из качеств человека, которое принимается за его существенный атрибут.
Суть второго подхода заключается в смещении фокуса со слова «что» (сущность) на слово «есть» (бытие).
Человек проблематичен, отмечает Шелер, и в этих условиях бессмысленно спрашивать, что такое человек в его сущности и назначении? Он считает, что на этот вопрос нужно ответить самым прямым и конкретным образом. М. Хайдеггер убежден, что необходимо переопределение человека, равное выбору определения бытия. Он считает изучение предопределенного внешнего бытия глубоко ошибочным, поскольку человек обречен на постоянное испытание свободы, и его существование, как особи вида, не может быть изучено объективно. Наиболее серьезной проблемой для Хайдеггера является поиск такого способа индивидуального существования, при котором человек входит в культуру и историю, не становясь одной вещью среди других.
«Когда я задаю себе вопрос, — пишет современный философ-антрополог, — я в этот момент не являюсь ни объектом, ни субъектом, но сталкиваюсь с необычной «мета-проблемой», которую невозможно решить способами, разработанными в эмпирических науках и традиционной философии. Я понимаю человека как существо, которое постоянно находится в поисках себя и которое в каждый момент своего существования должно размышлять и задавать вопросы об условиях своего существования. «Что такое человек?» — это не абстрактный вопрос, предлагающий абстрактную идею, а задача: удивление, изумление и поиск сосредоточены на мне, на моем собственном бытии». Сторонники второго подхода подчеркивают, что проблема человека не поддается объективизации и не может стать объектом познания. Рассматриваемая со стороны бытия, проблематика человека является не теоретическим, а практическим вопросом, когда речь идет о его творческой самореализации.
Ряд авторов пытается найти «золотую середину» между этими двумя подходами, определяя человека как «постоянство в изменении», «вечный перекресток», «становление и не становление», как «фундаментальное стремление», «пересечение двух миров». Человек — это неопределимое, но очевидное «здесь», настаивает Хайдеггер, не «составленное» из различных элементов мира, но открытое для целого как единственное место, которое может вместить целое.
Таким образом, в последней четверти ХХ века появляется более широкий смысл философской антропологии, который нельзя свести ни к науке о человеке (антропологии), ни к философской идее человека, ни к их синтезу.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Вера в разум. Наука логики в арабо-исламской философии
- Аристотель о душе, о человеке, о разуме
- Формы и уровни познания в гносеологии
- Период философии деятельности и период философии абсолюта в творчестве Фихте — Теория науки Фихте как основа его системы
- Теория «идеального государства» Платона: современный взгляд — «Государство» Платона
- Огюст Конт и его философия
- Постиндустриальное общество. Теории постиндустриализма и информационизма
- Принцип работы индийского схоласта
- А. Козлов
- Системно-структурный подход, его возможности и ограниченности в понимании мира