Для связи в whatsapp +905441085890

Догматизация философии — Догматизм и релятивизм

С установлением режима личной власти Сталина творческий поиск стал угасать в философии, которая становилась все более политизированной. Он рекомендовал раскопать всю «грязь», накопившуюся в философии и естествознании, чтобы «оправдать» все написанное «деборинцами». Те, кто выдвинулся в авангард философской науки, под видом укрепления линии партии фактически прославляли Сталина как философа. Философия стала рассматриваться как форма политики. Вульгаризация методологической роли философии была широко распространена. Призывы к преодолению «разделения» философской теории и практики и к разработке «прикладных» вопросов философии практически выродились в ругательства. Появились статьи на следующие темы: «Диалектика двигателя внутреннего сгорания», «За партийность в математике», «О марксистско-ленинской теории в кузнечном деле» и др.

Тенденции к прославлению Сталина усилились особенно после публикации его работы «О диалектическом и историческом материализме» в качестве главы в «Кратком курсе истории ВКП(б)» (1938). Вскоре эта работа была объявлена «вершиной» марксистской философии. Однако в действительности для него характерны схематизм и чрезмерное упрощение. Диалектический метод и материалистическая теория (как две части диалектического материализма) — это, по мнению Сталина, учение об одном и том же: о бытии, о мире, о законах («свойствах») объективной действительности. Под методом познания он фактически понимал только законы развития объективного мира. Закон единства и борьбы противоположностей был сведен к закону их борьбы. Закон отрицания отрицания был полностью устранен (как некий «остаток» гегельянства). Конкретные политические рекомендации были выведены «напрямую» из абстрактных философских предположений.

Трудные годы принесли и некоторые положительные изменения. Ими были опубликованы три тома всеобщей истории философии (1940-1943), начато изучение истории философии народов СССР, в частности русской философии, преодолено нигилистическое отношение к формальной логике. В августе 1947 года вышел первый номер журнала «Вопросы философии» (главный редактор Б. М. Кедров). Были опубликованы работы по истории философии (В. Ф. Асмус, И. К. Луппол и др.).

Большое влияние на идейно-философский климат в стране оказало обсуждение в 1947 году под руководством А.А. Жданова книги Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Последний определил всю историю домарксистской философии как «ненаучную» и противопоставил ее «научной марксистской философии». Современные течения немарксистской философии фактически отождествлялись с буржуазной идеологией. В то же время Жданов заявил, что диалектический материализм — это не наука наук, а инструмент познания. Марксистская философия не должна пытаться стоять выше других наук. В результате уже значительно возрос удельный вес исследований по проблемам эпистемологии и диалектической логики, состоялись дискуссии о соотношении диалектической и формальной логики.

Догматизация философии - Догматизм и релятивизм

Догматизм и релятивизм

Догматизм (греч. dogma ̶ мнение, учение) — это образ мышления, который абсолютизирует истину и оперирует неизменными понятиями и суждениями без учета условий, места и времени их возникновения и применения. Догматизм возник в Средние века, когда церковь стала доминирующей силой в обществе. В общественное сознание были внедрены две догмы: (а) существование личной фигуры Бога, Творца, и (б) сотворение мира Богом из ничего. Задача философии заключалась в разработке логического обоснования истинности этих догм. Священные книги и проповеди Отцов Церкви были объявлены носителями и гарантами истинного знания. Все другие мировоззрения, отклоняющиеся от них, считались еретическими и попадали под юрисдикцию инквизиции.

В советский период, когда господствовала марксистско-ленинская идеология, правящие силы партии и государства, вопреки указаниям авторов этой теории на то, что их учение ̶ не догма ̶ требовали строгого следования их идеям и в теории, и на практике. Таким образом, одной из самых неразработанных проблем в теории была проблема экономических законов социализма. Дело в том, что и Маркс, и Ленин рассматривали социализм как первую фазу коммунистического общества, а коммунизм, как высшая фаза этого общества, должен, по их мнению, развиваться без товарно-денежных отношений, которые постепенно отмирают в первой фазе. То же самое можно сказать и об оплате интеллектуального труда. В начале социалистического строительства в стране, разоренной империалистическими и гражданскими войнами, Ленин предложил привлекать для творческой работы специалистов из старого общества, но с условием, что им не следует платить больше, чем квалифицированным рабочим. В нашей стране этот принцип сохранялся на протяжении всего периода советской власти, хотя обстоятельства труда работников умственного труда резко изменились, особенно в связи с развитием научно-технической революции. То есть, было догматическое отношение к основным теоретическим проблемам, хотя на всех уровнях утверждалось, что мы и материалисты, и диалектики.

Догматизм в науке не способствует поиску истины, который требует творческого отношения к объекту исследования и отказа от догматического подхода к теории. Не случайно К. Поппер сформулировал фальсификационную модель развития науки как средство борьбы с догматическими установками, которые имеют пагубные последствия для любой научной теории.

Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — это доктрина, утверждающая относительность и условность человеческого знания. Релятивизм наиболее характерен для философов, принадлежащих к группе субъективных идеалистов. Они отрицают познаваемость объективной реальности и ссылаются на зависимость человеческого познания от его ощущений. Но поскольку ощущения каждого человека различны, они могут не совпадать с ощущениями другого человека относительно того же объекта познания. Отсюда следует вывод об относительности ощущений, а значит, об относительности и условности наших знаний. Познание является реляционным (относительным). Релятивисты абсолютизируют относительную истину и не признают в ней элементы абсолютной истины.

Как же нам отделить истину от заблуждения? Это один из важных аспектов эпистемологии, проблема поиска критерия истины.

Диалектика и ее альтернативы: метафизика, догматизм, софистика и эклектика

Диалектика — не единственная теория о развитии всего сущего. Кроме того, существуют и другие теории с аналогичным объектом философского интереса (развития), которые также являются философскими методами. Часто эти теории находятся в оппозиции к диалектике.

Альтернативами диалектике являются: Метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.

Метафизика — главная альтернатива диалектике. Это потому, что:

Метафизика, как и диалектика, является развитой, всеобъемлющей теорией;

Метафизика рассматривает многие подобные вопросы с позиции, противоположной диалектике.

В истории философской мысли существовала не только диалектика, но и ее противоположности. Главным из них была метафизика или «антидиалектика», по определению Г. Гегеля, как метод философского мышления.

При изучении диалектического метода метафизика понимается, вслед за Гегелем, как метод мышления, противостоящий диалектике. Понятие метафизики возникло еще в античности. В свое время греческий ученый Андроник, занимавшийся систематизацией трудов Аристотеля, приложил трактат о проблемах бытия и познания к группе своих работ по физике. Так родился термин мета — после, физика — природа. Но в истории философии этот метод закрепился в гегелевском понимании как противоположность развитию. Метафизика возникла в Древней Греции в школе элеатов. Например, Парменид считал, что «бытие — это неподвижная сфера, состоящая из двух частей, света и тьмы. У Аристотеля метафизика понималась как изучение первых принципов и причин всех существующих вещей. В основном в этом значении, как наука о бытии, этот термин использовался до XVIII века.

В средние века элементы метафизической мысли нашли выражение в главном догмате христианства и философии религии «Все, что есть — все от Бога». Действительно, мир тогда рассматривался с точки зрения принципа неизменности, как нечто данное раз и навсегда, завершенное и неизменное. Предполагалось, что мир жестко упорядочен и иерархичен. В Средние века метафизика служила цели теологического обоснования существования Бога.

Расцвет метафизики пришелся на XVII-XVIII века. В это время термин «метафизика» приобрел иное значение — как недиалектический способ мышления, отрицающий всеобщую связь бытия и развития в нем (Х.Вольф и др.). Преобладание метафизики в философии сопровождалось преобладанием математики и механики в научном знании. Естественные науки того времени рассматривали вещи и процессы природы в их изолированности друг от друга, вне их всеобщих связей. Объекты воспринимались как неизменные, раз и навсегда зафиксированные данные. Материальный мир рассматривался как огромный механизм, а человек — как машина, хотя и мыслящая. Все богатство и разнообразие форм движения материи по большей части сводилось к механическим процессам. Мир воспринимался по частям, а не как единое целое. Метафизика тогда «воцарилась» не только в естественных науках, но и вторглась в философию и пропитала ее своим духом. В исторических науках идея социального прогресса и единства мировой истории еще не утвердилась, если не считать отдельных спекуляций на эту тему.

Философия советского периода

философию советского периода можно разделить на несколько этапов. Первый этап (1922-1930). Это период, когда идеологическая хватка уже присутствовала, но еще не сжималась, и еще оставалось место для дискуссий и дебатов в рамках материалистических идей.

Второй этап (1930-1953 гг.). С этого момента в советской философии на долгие годы утвердился авторитет — Сталин. В 1938 году он опубликовал свой «Краткий курс истории ВКП(б)», содержащий философскую часть, которая становится непререкаемым каноном для всех, кто занимается философией. С каждым годом догматизация философского знания росла и подавляла любое живое движение мысли.

Третий этап (1953 — конец 1980-х годов). С 1956 года философия стала преподаваться как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах. В 1958 году был основан еще один журнал философских исследований, затем разрушенный коммерциализацией интеллектуальной жизни в начале 1990-х годов, а теперь возрождающийся, хотя и в гораздо меньших масштабах. Начиная с конца 1950-х годов советские философы стали участвовать в международных философских конгрессах.

Философы обнаружили, что наряду с марксизмом-ленинизмом в его сталинском проявлении есть и сам Маркс, которого можно читать. С начала 1960-х годов одна за другой выходили книги, посвященные эмансипационному прочтению классики. Это были работы М.М. Розенталя, Е.В. Ильенков, Л.А. Маньковский, Б.М. Кедров, Н.И. Лапин, В.В. Кешелава, В.А. Вазулин. Авторы рассматривают проблему соотношения идей раннего и позднего Маркса, анализируют внутреннюю логику и диалектику «Капитала», исследуют гуманистические аспекты «Экономическо-философских рукописей 1844 года».

Новое свободное прочтение классики дает толчок развитию диалектической логики. По всей стране возникают группы «диалектиков», объединенные мнением, что диалектическая логика — сердце марксизма и что здесь нет национальных различий: Диалектические школы мы находим в Москве (Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев, В.С. Библер), в Казахстане (Ж.М. Абдильдин), в Азербайджане (3.М. Оруджев), в Ростове-на-Дону (А.М. Минасян), на Украине (В.А. Босенко). С начала 70-х годов появился целый ряд исследований, посвященных диалектике и ее роли в общественной жизни, это многотомные издания, в которых диалектика анализируется как объективный процесс и метод познания.

Проблема субъекта и объекта в новоевропейской философии

Разделение философии и теологии. Самоопределение науки как особой области духовной деятельности.

В Новом веке происходит окончательное разделение философии и науки, с одной стороны, и теологии — с другой. Наука и философия рассматриваются как нечто единое, поскольку в то время преобладало мнение, что обращение к фундаментальным онтологическим основаниям, к натурфилософии, является необходимым условием для изучения частных явлений. Тенденция отождествления философии и науки сохранялась до конца девятнадцатого и начала двадцатого века.

конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. Уже в средневековой схоластике утвердилась идея двух видов истины, соответствующих двум направлениям познания: истина разума и истина откровения. Авторитет Писания в вопросах веры непререкаем. Что касается науки (а значит, и философии), то она должна быть автономной, свободной от всякого рода предрассудков, доверяя только голосу природы, открытому человеку в экспериментах. Бэкон писал: «Только ту философию я назову истинной, которая наиболее верно отражает голос самого мира и написана так, как если бы она была продиктована миром» (Сочинения в 2-х т. М., 1977-78.т.1.с.110). Поэтому философия должна основываться только на разуме. Он отвергал любую примесь теологических объяснений фактов. Однако главная заслуга Бэкона состоит в том, что он нанес сокрушительный удар по схоластике, главной опорой которой была аристотелевская логика. Это не значит, что Бэкон отрицательно относится к религии, но он считает возможным подвергнуть веру испытанию разумом. Он излагает аргументы, которые разум может выдвинуть против веры, и заключает: «Триумф веры тем больше, что мы верим в нее, несмотря ни на что». Он утверждал, что торжество веры особенно велико, когда догма беспомощного разума кажется наиболее нелепой: «…науки, которые опираются на фантазию и веру, а не на разум и доказательства, — это номер три: астрология, естественная магия и алхимия» (там же).

Как и Бэкон, Декарт проводит различие между научными знаниями и религиозными идеями. Есть вещи, которые могут быть объектом только веры (например, тайна воплощения Христа, Троица и т.д.); есть вещи, которые подлежат вере, но тем не менее могут быть исследованы естественным разумом (например, природа Бога, разница между душой и телом человека), и есть такие вещи, которые никоим образом не могут быть объектом веры, но полностью подлежат исследованию с помощью человеческого разума. Отделение науки от теологии было освобождением науки от религиозных догм, которые запрещали обнародование открытий, явно противоречащих религии. Авторитет религии уступил место авторитету опыта, аргументов и практики.

Интерес новоевропейской науки заключается, прежде всего, в познании природы. Наука находит свое оправдание в том, что она служит жизни, практике, увеличивает власть человека над природой: Истинная цель науки — не развлечение, не соревнование, не личная выгода, слава или власть, а польза для жизни и практики. Это не цель, а средство: «знание — сила». Бэкон считает возможным разделить изучение природы на исследование причин (теоретическая часть) и получение результатов (практическая часть). Один исследует недра природы, другой переделывает ее, как железо на наковальне. Но в обоих случаях природа побеждается только тем, что ей повинуются.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Русский духовный ренессанс
  2. Учение элеатов о бытии и познании. Апории Зенона
  3. Концепция общества и культуры Р. Барта
  4. Различные типы нравственных ориентаций
  5. Философские споры об универсалиях
  6. Критерии и содержание общественного прогресса
  7. Связь арабо-исламской философии с практической деятельностью
  8. Проблема смысла жизни
  9. Школы китайской философии
  10. Общество в социальной философии