Оглавление:
«Из тех, кто впервые занялся философией, большинство считало, что начало всех вещей есть не что иное, как начало в виде материи: то, из чего вещи состоят, из чего они впервые возникли и во что они окончательно разрушаются». Это высказывание Аристотеля содержит определяющую характеристику «начала». «Начало» — это также «элемент», «строительный блок». Дело, конечно, не в названии или концепции. Но идея очевидна: объединив в одном понятии происхождение, «материальный» состав, завершение всех вещей и каждой из них, а возможно, и источник управления вещами и «власти» над ними («…все охватывает и управляет всем…» Анаксимандр), милетские философы положили конец теогонической интерпретации мира, построенной по модели кровного родства. На смену теогоническому мифу пришел логос, рациональное слово, общая идея всеобъемлющей и всепорождающей «природы», зафиксированная в языке и поддающаяся расшифровке на основе живого созерцания.
Идея «происхождения» как «элемента», возможно, еще не получившая терминологического выражения, является первым обобщением большой важности, которое одновременно вводит дифференцированное представление о функциях единой «природы» и тем самым создает возможность ее мысленного воспроизведения как процесса. И генезис, и противоположности вновь предстают перед нами, но уже в иной форме, качественно отличной от мифа. Он традиционно ассоциируется с милетской школой.
У нас не так много исторических сведений об основателе греческой мудрости. О времени жизни Фалеса Милетского существует несколько версий. Диоген Лаэртский: «Алодор в своей «Хронологии» пишет, что Фалес родился в 1-м году 39-й олимпиады, прожил семьдесят восемь лет (или девяносто, согласно Сосикратосу) и умер в 58-й олимпиаде. Так он жил при Крезе, для которого он изменил русло Галиса, чтобы пересечь реку без мостов…».
Современник Креза и Солона (родился ок. 625 г., умер в середине VI в.), он был не только первым греческим философом, но и первым греческим ученым, математиком и астрономом. В целом, он был великим государственным деятелем, одним из Академии семи бессмертных, чье имя упоминалось рядом с именем величайших греческих законодателей.
О происхождении мыслителя также известно немного. Диоген Лаэртский: «Фалес (по утверждению Геродота, Дурида и Демокрита) был сыном Экземии и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот финикийский, самый благородный, соседствует с потомками Кадма и Агенора. Он был одним из семи мудрецов, как утверждает Платон, и когда при афинском архонте Дамасии эти семеро получили имя мудрецов, он первым получил это имя (так говорит Деметрий Фалерский в списке архонтов). В Милете он был зарегистрирован как гражданин, когда появился там вместе с Нелеем, который был изгнан из Финикии. Большинство, однако, утверждает, что он был уроженцем Милета и, более того, знатного рода.
Существует легенда: Однажды вместо рыбы рыбаки вытащили из воды золотой треножник. Поразительный улов сразу же вызвал горячий спор, и, чтобы избежать потасовки, они решили спросить совета у дельфийского оракула (прорицателя). Ответ был таков: «Отдай тому, кто первый мудр». Гроб был отправлен в Фалес. Милетский мыслитель, столь же скромный, сколь и мудрый, отправил его другому мыслителю, который отправил его третьему. Наконец, треножник вернулся в Милет с Фалесом. Согласно другим свидетельствам, кубок царя Креза предназначался для мудрейшего из мудрых.
В рассказе Гераклида говорится, что Фалес жил в уединении, как простой гражданин. Согласно некоторым источникам, он был женат и имел сына по имени Цибисфа, в то время как другие источники утверждают, что он так и не женился, а усыновил сына своей сестры. Когда его спросили, почему у него нет детей, он ответил: «Потому что я их люблю». Говорят, что когда мать заставила его жениться, Фалес ответил: «Слишком рано!», а когда она задала ему тот же вопрос, когда он повзрослел, он ответил: «Слишком поздно!».
Основа греческой религии
Наряду с этим анимистическим, демонологическим взглядом на мир, который мы признали основой греческой религии, мы находим первую попытку философского монизма: все сводится к элементарному началу, к «природе». «Что касается древнейших философов, — говорит Аристотель, — то большинство из них признавали материальное начало единственным началом всех вещей. То, из чего состоят все вещи, из чего они сначала образуются и в чем они сначала растворяются, то, что остается неизменным существом при смене своих состояний, — это они признают элементарной основой (элементом), это они считают началом всех существующих вещей. И поэтому они полагают, что ничего не происходит и ничего не исчезает, потому что одна и та же природа остается вечной. Что касается количества и характера таких начал, то не все говорят об этом одинаково. Фалес, основатель этого вида философии, признает воду в качестве первоначала (именно поэтому он утверждал, что земля держится на воде). Вероятно, он пришел к этому предположению, увидев, что пищей всех существ является влага, и что тепло само возникает из влаги и живет ею (а то, из чего все возникает, является началом всего). Это привело Фалеса к предположению, что вода является началом влажной природы».
Из этого свидетельства Аристотеля можно сделать вывод, что он не был знаком с учением Фалеса непосредственно, а знал о нем только по преданию. В этой традиции достоверно известно только то, что Фалес считал воду источником всего сущего, и в частности, что земля, по его мнению, произошла от воды; что касается мотивов, которые, по словам Аристотеля, «вероятно» привели Фалеса к его учению, то они являются его личным предположением. Какое отношение астрономия Фалеса имеет к его учению о происхождении всего сущего из воды, мы не знаем. Греческие представления о воде как источнике жизни и происхождении живых существ можно искать не только у Гомера и орфиков, но и в очень древних памятниках микенского периода: на некоторых микенских вазах и урнах происхождение или генезис рыб, птиц, насекомых и четвероногих изображен из водорослей, морских растений и под ногами колоссальных скопцов. И наоборот, среди поэтов времен Фалеса (Мимнерм и Стесихор) встречаются представления о золотой чаше солнца, в которой оно пересекает океан, окружающий землю ночью, и движется с запада на восток.
Но каково бы ни было происхождение философии Фалеса, мы должны отказаться от попыток выяснить ее детали. Мы знаем о нем так мало, что возникает вопрос: имеем ли мы вообще право считать этого первого из семи мудрецов философом в собственном смысле этого слова? Однако на этот вопрос следует ответить утвердительно. Философия Фалеса была первой попыткой целостного понимания мира, первой попыткой определить безусловное происхождение всех вещей; и результатом этой попытки стало учение о единстве материи, или, что еще более важно, о единстве «природы», единстве субстанции, лежащей в основе всех вещей.
Гермипп в своем «Житии» приписывает Фалесу то, что другие говорят о Сократе: будто бы он утверждал, что благодарен судьбе за три вещи: во-первых, что он человек, а не животное; во-вторых, что он мужчина, а не женщина; в-третьих, что он грек, а не варвар. Рассказывают также, будто однажды старуха пошла с ним смотреть на звезды, а он упал в яму и стал звать на помощь, и старуха сказала ему: «Что с тобой, Фалес? Неужели вы не видите того, что у вас под ногами, но надеетесь познать то, что на небесах?»
Анаксимен также писал об этой истории в своем письме к Пифагору, но, согласно Анаксимену, причиной смерти Фалеса было падение в яму.
Материя древних физиков — это «живая материя».
Анаксимандр был автором, вероятно, первого философского труда «О природе». Он первый философ, который написал о природе, но только несколько слов, а не целое предложение. Но, несмотря на крайнюю скудность информации, мы кое-что знаем о том, чему учил этот древнегреческий философ.
Анаксимандр первым выдвинул идею о бесконечном количестве миров и попытался научно объяснить кажущееся движение небес. Земля показалась ему не островом, поднимающимся из водной бездны, а метеором, окруженным бесконечным пространством. Он учил, что части меняются, но целое остается неизменным. Земля покоится в центре, занимая место центра, и является шарообразной. Луна светит не своим собственным светом, а заимствует его у солнца. Солнце не меньше Земли и является чистым огнем.
Безграничное» (apeiron) — так Анаксимандр называет то физическое начало, тот элемент или «природу», из которой все возникает и в которую все растворяется в процессе вечного движения. Он говорит, что это начало — не вода и не какой-либо другой из так называемых элементов, а другая безграничная природа, из которой происходят все небеса и содержащиеся в них миры.
«Апейрон» — понятие весьма абстрактное, и может возникнуть закономерный вопрос: что было с ним уже в зачатках философской мысли? Анаксимандр пришел к идее апейрона, по-видимому, поставив под сомнение идею Фалеса о воде как основном принципе мира. Если между элементами есть разница, то какая у нас причина предпочитать один из них другому? Кроме того, есть воздух, огонь и сочетание этих основ. Но остается один и тот же вопрос: ни один из них не имеет никаких преимуществ. Еще более решающей кажется мысль Анаксимандра о том, что оригинал не погибает. Эта идея проходит через всю древнегреческую философию Вальяно М.В. Основы философской культуры : учебное пособие / М.В. Вальяно — М., 1999.
О природе этого начала было много споров. Некоторые рассматривали «безграничное» Анаксимандра как простую «смесь», из которой извлекаются различные элементы, но в этом случае это было бы не единое элементарное начало, а сочетание многих элементов. Другие понимают «безграничный» как «неопределенный» или «неизменная материя». Правда, «беспредельное» Анаксимандра — это не вода, не огонь и не воздух; но, по единодушному свидетельству древних, это элементарное, материальное начало. Что именно? Это необходимо уточнить.
Аристотель характеризует «безграничный» элемент Анаксимандра как отличный от элементов воздуха, воды и огня; иногда как промежуточный элемент между ними, «самый легкий воздух и самый плотный огонь». Ключ к объяснению «бесконечного» дают физики, которые непосредственно следовали за Анаксимандром. Его ученик Анаксимен признавал «беспредельное» воздухом, которым дышит мир, а аналогичная концепция, против которой уже выступал Ксенофонт, встречается у Пифагора: пифагорейцы также признавали, что мир дышит окружающим его «беспредельным». Но «беспредельность» Анаксимандра — это не только воздух или бесконечное воздушное пространство: взгляд на небо и небесные тела обнаруживает в них присутствие светящегося, огненного элемента — огня и «эфира».
Слово «воздух» означало для древних не то, что мы понимаем под ним, а более или менее плотный туман, который покрывает всю землю голубой дымкой, скрывая от нас далекие предметы, а затем сгущается в облака и облачность. «Воздух» как нижняя, туманная сфера противопоставляется верхнему, чистому и светлому слою, эфиру, который можно рассматривать как нечто «более тонкое, чем воздух, и более плотное, чем огонь». Но «беспредельное» Анаксимандр не отождествляет с эфиром, хотя и приближается к нему как к «универсальному» началу, из которого возникли «все небеса» и все, что в них находится. Он включает в себя как эфир, так и влажный, густой воздух и воду, которые исходят из его облаков. Поэтому «беспредельное» рассматривалось либо как «смесь» элементов, либо как нечто «промежуточное».
Философия Анаксимена
Последним философом милетской школы является Анаксимен (ок. 585 — ок. 525 гг. до н.э.), согражданин, младший современник и ученик Анаксимандра. Очевидно, он хотел занять место между Фалесом и Анаксимандром, чтобы решить фундаментальный для всех них вопрос о первопричине мира.
В нем ясно видно влияние его предшественника, и мы вместе видим, какие трудности представлял термин «беспредельное» уже для непосредственных преемников Анаксимандра.
Началом всех вещей Анаксимен, как и его учитель, считает вечно живое и вечно движущееся начало, но в отличие от Анаксимандра он определяет его как воздух. Воздух — это «среда» между землей и небесным эфиром, между водой и огнем; это пар или туман, иногда расширяющийся, становящийся прозрачным и легким, иногда конденсирующийся в облака, дождь и росу. Чтобы отстоять единство субстанций, единство элементов и избежать кажущегося противоречия между этим единством и качественными различиями, которые «исходят» из бесконечного, Анаксимен сводит качественные изменения к количественным, путем сгущения, уплотнения и разбавления, истончения исходного элемента. Разбавляясь, воздух становится огнем, а сгущаясь, «выпадая в осадок», образуются ветер, облака, вода (жидкий воздух), земля, камни. Поскольку мы признаем единство элемента, все виды материи являются лишь его модификациями. В противном случае, вместе с более поздними физиками, вместо единой материи мы должны признать первичную смесь множества различных элементов. Именно воздух движет небо, луну и солнце. Это первый двигатель Вселенной, начало движения. Но она представлялась не только физической, но и духовной субстанцией, в соответствии с существовавшими в прежние времена представителями души или духа. Душа — это пар, душа — дух, дыхание — воздушное тело; воздух, которым мы дышим, служит основой жизни и движения. И «как душа, которая есть воздух, держит нас, так дыхание и воздух обнимают весь мир». Мир дышит и живет так же, как и мы.
Анаксимен первым указал на разницу между неподвижными звездами и планетами, а также выдвинул гипотезу о затмениях солнца и луны и фазах луны. Анаксимен исправил ошибку Анаксимандра и расположил звезды дальше от Луны и Солнца. Он связал состояние погоды с активностью солнца. Конденсированный, «простертый» воздух образует Землю — широкий, плоский диск, носящийся в воздухе. Таким же образом поддерживается он и другими небесными телами, которые дышат им. Влажные пары, поднимающиеся от земли, разбавляются, воспламеняются и, окруженные воздухом, образуют небесные тела, плоские, как земля, и движущиеся в боковом направлении, как листья в воздухе. Это планеты: Неподвижные звезды прикреплены, как гвозди, к хрустальному своду небес. Существуют также неогненные, темные небесные тела, такие как Земля — очевидно, их присутствие Анаксим объяснял затмениями. Небесные тела не уходят под землю: вместе с небом они вращаются, как жернова, в горизонтальной плоскости, и если солнце скрыто от нас, то только потому, что оно удаляется от нас: на юге оно ближе к нам, на западе дальше, а дальше в своем повороте с запада на восток оно скрывается за высотами, расположенными к северу от земли. Так, если Анаксимандр считал орбиты небесных тел наклоненными к земле, то Анаксимен рассматривал саму землю как наклонную поверхность по отношению к небесной оси.
Излагая свою доктрину, Анаксимен часто прибегал к образным сравнениям. Он сравнивает сгущение воздуха, которое «производит» плоская земля, с «катанием шерсти», солнце, луну — с огненными листьями, подвешенными в воздухе, как писал Псевдо-Плутарх.
Анаксимен уделяет большое внимание метеорологическим явлениям — дождю, граду, снегу и т.д. — большое внимание, и пытается объяснить эти явления различными причинами, основанными на присутствии воздуха. Даже появление богов Анаксимен объяснил с воздуха.
Мировой порядок остается неизменным
Идея древних ионийцев не умерла даже после того, как философия перешла к более зрелым формам. С идеей спонтанной основы бытия как абсолюта мы также сталкиваемся начиная с V века. Из философии Анаксимандра, из его идеи неопределенного абсолюта, исторически развились все остальные философские доктрины греков.
Элейская школа, основателем которой был Ксенофан, один из учеников Анаксимандра, учила, что истинно существует только единая, неизменная, божественная сущность мира; все, что движется и происходит, ложно, иллюзорно, не существует в действительности, а только есть, ибо необъяснимо из абсолютной, неизменной первоосновы; в ней одной, в едином вечном бытии, заключается вся истина.
Гераклит, напротив, утверждал, что вся сущность истины — в вечном пламени жизни, в вечно живом процессе разделения противоположностей. Жизнь — это процесс, возникновение, движение, изменение; и причина мира, полнота бытия — это жизнь, которая постоянно переходит в новые и новые формы в своем вечном творческом потоке. Все течет, и ни в чем нет постоянства; элементарный первотолчок рождает все вещи, чтобы вобрать их в себя, и поглощает их, чтобы снова породить.
Наконец, пифагорейская школа учила, что истина заключается в гармоничном сочетании противоположных, взаимоисключающих начал. В бесконечном Анаксимандра от вечности царит безразличие противоположностей, а истина пифагорейцев состоит в той гармонии, которая от вечности примиряет эти противоположности. Истина — в гармонии, в том позитивном единстве, которое содержит и примиряет множество. Из одного только бесконечного начала, утверждают пифагорейцы, нельзя объяснить никаких определенных вещей или ценностей. Вместе с безграничным началом мы должны признать начало предела.
Итак, одна и та же смутная идея абсолютного начала вызывала различные философские построения мыслителей; мы встречаем три определения абсолюта: 1) вечное неизменное бытие, 2) вечный процесс жизни, 3) гармония или мера — единство во множестве и множество в единстве. Каждый видел истину только в своем учении и не замечал ее в других. Между тем, все три понятия были логически необходимы и истинны, неизбежны по-своему. Из этого логически возник ряд задач, определивших дальнейший ход греческой мысли.
Единство вещества остается неизменным в общем круговороте стихий, в вечном чередовании рождения и разрушения. Творческая сила бесконечного не только не уменьшается в процессе непрерывного создания новых вещей, но и те конкретные элементарные принципы, из которых возникают отдельные вещи, также возникают в силу основного закона, который Анаксимандр в единственном дошедшем до нас фрагменте формулирует следующим образом: «В тех принципах, из которых все вещи имеют свое происхождение, в них самих они уничтожаются по необходимости, как наказание и воздаяние, которое они платят друг другу за проступки, согласно определенному порядку времени».
В философии Анаксимандра единая субстанция определяется как «бесконечная»: впервые формулируется идея бесконечной субстанции. Это было открытием для философской мысли, но, как и все философские открытия, эта идея была одновременно и проблемой. Точнее, она содержала целый комплекс проблем. Как, исходя из единства субстанции, можно объяснить множество? Как из одной вечной субстанции объяснить процесс генезиса, изменения, уничтожения, движения? Как представить себе отношение бесконечной, единой субстанции к реальной природе?
Сохранилось изречение Анаксимандра. Это изречение считается самым древним изречением западной мысли. Общепринятый текст этого изречения гласит:
«Откуда вещи берут свое начало, туда же они по необходимости должны и спускаться; ибо они должны платить штрафы и быть судимы за свою несправедливость в соответствии с порядком времени». Именно такой перевод дал молодой Ницше в наброске статьи, завершенной к 1873 году под названием «Философия трагического века Греции».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Проблема поступательного развития в отдельных сферах общественной жизни
- Философия древнего востока о человеке
- Проблема поиска «первоначала» всего сущего у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена — Материализм и идеализм в учениях Милетских философов
- Западники
- Понятие «априори» в философии Канта
- Парменид, древнегреческий философ и политический деятель
- Концепция «обратной перспективы» Павла Флоренского
- Философия религии М. Шеллера
- Наука и философия
- Субъективные аспекты понимания пространства и времени и зависимость их от типа культуры