Оглавление:
Расцвет цинизма
Диоген Синопский стал символом движения киников. Диоген был старшим современником Александра. Один источник утверждает, что он умер в Коринфе в тот же день, когда Александр умер в Вавилоне.
Диоген превзошел славу своего учителя Антисфена. Это был молодой человек из Синопы на Эвксине, который с первого взгляда не понравился Антисфену; он был сыном менялы сомнительной репутации, которого посадили в тюрьму за порчу монет. Антифон прогнал юношу, но тот не обратил на него внимания. Антифонт бил его палкой, но тот не двигался. Ему нужна была «мудрость», и он считал, что Антифен должен дать ее ему. Его целью в жизни было сделать то же, что и его отец — «испортить монету», но в гораздо больших масштабах. Он хотел подделать всю «монету», которая существует в мире. Каждый принятый штамп является ложным, ошибочным. Люди с клеймом военачальников и королей, вещи с клеймом чести и мудрости, счастья и богатства — все это были неблагородные металлы с фальшивым клеймом.
Диоген решил жить как собака, и поэтому его назвали «киникус», что означает «собака» (еще одна версия происхождения названия школы). Он отверг все условности религии, манер, одежды, жилья, еды и приличий. Говорят, что он жил в бочке, но Гилберт Мюррей утверждает, что это ошибка: это был огромный кувшин, такие использовались для захоронений в первобытные времена. Он жил, как индийский факир, на милостыню. Он утверждал братство не только со всем человеческим родом, но и с животными. Он был человеком, чьи истории были собраны еще при его жизни. Известно, как Александр посетил его и спросил, не хочет ли он оказать ему услугу. «Только не загораживай мне свет», — ответил Диоген.
Учение Диогена отнюдь не было тем, что мы сегодня называем «циничным», совсем наоборот. Он страстно стремился к «добродетели», против которой, по его утверждению, все земные блага ничего не стоят. Добродетель и нравственную свободу он искал в освобождении от желаний: будь равнодушен к благам, которыми одарила тебя судьба, и ты будешь свободен от страха. Диоген считал, что Прометей был справедливо наказан за то, что принес человеку искусство, которое породило сложность и искусственность современной жизни.
Диоген не только усилил экстремизм Антисфена, но и создал новый жизненный идеал необычайной строгости, который стал парадигмой на века.
Одно предложение может выразить всю программу этого философа: «Ищу человека», которое он повторял с фонарем в руке, посреди толпы и средь бела дня, вызывая иронические реакции. Ищу мужчину, который будет жить в соответствии со своей судьбой. Ищу мужчину, который выше всех внешних проявлений, выше социальных предрассудков, даже выше превратностей судьбы, который знает и умеет находить свою собственную и уникальную природу, с которой он согласен, и поэтому он счастлив.
Философская школа Киников
Если бы мы перенеслись в Афины пятого века до нашей эры, то увидели бы среди великолепных храмов и городских зданий, среди красиво одетых людей, толпу плохо одетых, крайне неопрятных молодых людей. Сначала мы подумали бы, что это просто бродяги без роду и племени.
Но когда мы подошли ближе и рассмотрели их лица, нас поразил контраст между одеждой нищих и несомненной аристократичностью их лиц. Сегодня мы, вероятно, пришли бы к выводу, что они были потомками разорившихся аристократов, которые были изгнаны из своих богатых домов и вынуждены вести скитальческую жизнь. Но здесь мы снова ошиблись бы, так как эти молодые люди принадлежали к древнегреческой философской школе киников (или циников, как их называли). Мы бы назвали их «хиппи» из-за их образа жизни, происхождения и идей, которые они пропагандировали. Так что же это была за философская школа, идеи которой возродились и нашли отражение в массовом движении молодых людей из обеспеченных семей на Западе в 1960-е годы?
Основателем кинической школы был философ Антисфен, родившийся в 444 году до н.э. в семье афинянина и фракийской рабыни. Увлеченный философией с юности, он был учеником сначала Горгия, потом Сократа, а затем основал собственную философскую школу. В гимназии Киносарга (в переводе с греческого — «белая собака») он проводил свои дискуссии с учениками. Именно от этого слова и произошло название его последователей — киники, позже измененное на киники. Самого Антисфена называли «необученной собакой». Его последователи носили короткий плащ на голое тело, кошелек и палку. В центре его философии был девиз: «Живи согласно природе». В этом контексте все блага цивилизации считались противоречащими природе. Поэтому для них счастье — это возвращение к миру природы. Философские идеи Антисфена продолжил его ученик, знаменитый Диоген Синопский (400-323 гг. до н.э.). Для характеристики этого человека приведем следующий пример: в конце своих дней он случайно встретил Александра Македонского, который исполнил любое его желание, после чего философ попросил царя не закрывать для него солнце. Услышав такой ответ, генерал воскликнул: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном!». Из года в год взгляды философа принимали все более причудливые и провокационные формы: Диоген стал ходить почти голым, отправлял естественные надобности на виду у всех, пил воду из луж, ел сырое мясо. Местом его обитания стала большая глиняная амфора, вошедшая в историю под названием «бочка Диогена». Острый ум Диогена в сочетании с его эпатажным поведением привлекали к нему тысячи людей. Его идеи нашли особую популярность среди «золотой» молодежи того времени. Окруженные с детства роскошью, но не находя удовлетворения духовных потребностей, молодые люди из аристократических семей увлекались идеями циников, которые, как им казалось, делали их свободными. Известно, что именно эти причины стали основополагающими для возникновения движения «хиппи», главными представителями которого были дети из европейских и американских семей. Постепенно доктрина циников превратилась в откровенный цинизм, при котором даже смерть близких воспринималась как бессмысленное событие. Циники вели бродячий образ жизни, живя за счет общества, абсолютно ничего не делая и считая всех остальных гораздо ниже себя. Но последователи этой доктрины не могли найти удовлетворения и счастья в единении с природой. Чувство неудовлетворенности, а порой и полная депрессия наполняли их жизнь. Очевидно, это объясняет, почему современные «хиппи», проведя несколько лет в таком состоянии, вернулись в общество и впоследствии заняли места своих родителей в управлении заводами, фабриками и банками. Они возвращаются к той жизни, против которой недавно протестовали, а затем их дети повторяют их образ жизни, тщетно пытаясь избавиться от грубого материализма в жизни, найти что-то светлое, духовное. Говорят, что Диоген мог часами бродить по городу днем с зажженным фонарем, отвечая на вопросы удивленных горожан: «Я ищу человека. В своих поисках человека Диоген и его последователи не нашли Бога, для поиска которого не нужно было зажигать фонарь или долго философствовать.
Идиальное государство
Этика Платона образует единство с политикой, поскольку индивидуальная добродетель получает свое наполнение прежде всего через отношение к государственной жизни республики как общему благу. Сократ не утверждал существование объективной моральной истины, а говорил лишь об общей достоверности знания. По мнению Сократа, закон не может быть ложным, но на практике это не так, что доказывает осуждение самого Сократа. Платон, понимая это, разделял реальную политическую практику и идеал государства, которое обеспечивало бы благосостояние всех своих подданных. Душа должна не только помнить истины — идеи, но человек должен стараться своей деятельностью воплотить их в жизнь. Попытки самого Платона были безуспешны. «Платон жил и творил в ту роковую эпоху античного мира, когда умирал старый, мелочный, культурно утонченный и свободолюбивый классический полис. На ее месте родились огромные империи, абсолютно господствующие над отдельным человеком, но дающие ему широкое поле для безудержной интимной и субъективной жизни».2 Сам Платон писал в «Государстве»: «Такова тирания: она то тайно, то насильственно захватывает то, что ей не принадлежит — храмовую и государственную собственность, личную и общественную — и не постепенно, а одним махом. Частичные нарушители, когда их обнаруживают, подвергаются наказанию и покрываются величайшим позором. Такие частичные нарушители называются в соответствии с характером их проступков: то святотатцами, то работорговцами, то грабителями, то разбойниками, то ворами. Если же кто-либо лишает граждан их имущества и даже порабощает их, превращая в рабов, — вместо этих позорных имен его называют процветающим и благодетельным, и не только его соотечественники, но и чужестранцы, только потому, что знают: такой человек полностью исполнил зло «3 Платон.
Платон считал, что лучшим способом реализации идеальных законов является тираническое государство. Приказав продать его в рабство, сиракузский тиран фактически продемонстрировал свое заблуждение.
Дело, конечно, не только в нежелании тирана создать идеальное государство, но и в нежелании народа сделать это. Тогда возникает искушение достичь идеала силой, заставить людей быть счастливыми. Существует некоторое противоречие между признанием Платона, вслед за Сократом, что человек должен прийти к добродетели собственными усилиями («совершенно верно утверждение многих, что добрые афиняне по преимуществу добры. Ибо только их добродетель возникает без принуждения, сама собой «1) и жесткой внешней регламентации в ее идеальном состоянии, не остановить от запретов и даже обмана со стороны законодателей, хотя «по природе своей власть закона распространяется не силой, а добровольным подчинением «2.
2 С тех пор проблема легитимности и успешности применения силы для достижения идеалов стала одной из главных тем социальной философии. Платоновская «Утопия» продемонстрировала опасность идеи универсальной истины — опасность тоталитаризма, который заставляет всех думать и действовать по одному шаблону.
В некоторых диалогах Платон отходит от представления о тождестве знания и добродетели, например, когда он приходит к выводу, что истинное образование состоит в том, чтобы радоваться тому, что должно, и испытывать страдания, когда должно. «Мы также не оставляем неопределенным то, что мы понимаем под образованием. Пока же, порицая или восхваляя образование отдельных людей, мы называем одних образованными, а других нет, и порой применяем это значение к людям, все образование которых заключается в умении вести мелкое или крупное морское ремесло и т.п. В нашем сегодняшнем споре мы подразумеваем под образованием, конечно, не это, а то, что с детства ведет к добродетели, заставляет человека желать и стремиться стать совершенным гражданином, способным подчиняться и править справедливо. Только это, как мне кажется, может быть признано образованием, учитывая определение образования, которое мы дали в нашей беседе. Но образование
Античная философия (эпоха эллинизма и Древнего Рима)
На развитие античной философии значительное влияние оказал распад империи А. Македонская империя и связанный с ней кризис греческой рабовладельческой демократии в конце IV века до н.э. Последующее образование Римской империи ознаменовалось слиянием греческой и римской культуры. В этот период основной интерес философов смещается на этические и социально-политические проблемы. Философия становится более практичной и разрабатывает «правила жизни». Это нашло отражение в философских течениях: стоицизм, скептицизм, эпикурейство, неоплатонизм.
Стоицизм возник в эллинистической культуре в III веке до н.э. В связи с развитием техники, развитием частной собственности, с распространением индивидуалистических идей. Его основателем был Зенон из Китиона. Идеи стоицизма получили дальнейшее развитие в трудах Сенеки.
Стоики считали, что весь мир одушевлен. Материя пассивна и создана Богом. Реальное нематериально и существует только в понятиях (время, бесконечность и т.д.).
Стоики разработали концепцию всеобщего предопределения. Жизнь — это цепь необходимых причин, ничего нельзя изменить. Знание, таким образом, необходимо лишь для обретения жизненной мудрости, умения жить («Кто знает, того ведет судьба, а кто не знает, того тащит судьба»). Счастье человека заключается в свободе от страстей, в душевном покое. Главные добродетели — воздержание, благоразумие, мужество и справедливость.
Скептицизм — это философское течение, которое ставит под сомнение возможность познания реальности. Он был образован в конце IV века до н.э. В период кризиса античного общества как реакция на предшествующие философские системы, использующие умозрительные рассуждения для объяснения мира. Наиболее ярким представителем является Пиррон. Скептики говорили об относительности человеческого знания, его зависимости от различных условий (*состояние органов чувств, влияние традиций и т.д.). Поскольку невозможно познать истину, необходимо воздерживаться от всякого суждения. Принцип «воздержания от суждений» является основополагающей идеей скептицизма. Это поможет достичь невозмутимости (апатии) и спокойствия (атараксии), двух высших ценностей.
Античный скептицизм содержит черты субъективного идеализма и агностицизма.
Эпикурейство. Основатель этого движения — Эпикур (341 — 271 гг. до н.э.) — развил атомистическое учение Демокрита. Согласно Эпикуру, космос состоит из неделимых частиц — атомов, движущихся в пустом пространстве. Их движение непрерывно.
У Эпикура нет понятия бога-творца. Он считает, что нет ничего, кроме материи, из которой все состоит. Он признает существование богов, но заявляет, что они не вмешиваются в дела мира. Чтобы чувствовать себя в безопасности, нужно изучать законы природы, а не взывать к богам.
Душа — это «тело, состоящее из тонких частиц, рассеянных в теле». Душа не может быть бесплотной и рассеивается после смерти человека. Функция души — наделять человека чувствами.
Человек — это разумное существо. Его органы чувств являются основой познания мира. Согласно Эпикуру, критерием истины являются ощущения удовольствия и страдания, которые столь же объективны, как и чувства, и, более того, позволяют отделить добродетель от зла.
Широко известна этическая доктрина Эпикура, основанная на понятии «удовольствие». Человеческое счастье состоит в том, чтобы испытывать удовольствие, но не всякое удовольствие является хорошим. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо», — считал Эпикур. Цель удовольствия — не физическое удовлетворение, а удовольствие ума. Высшая форма блаженства — это состояние душевного покоя.
Эпикур был основателем социальной психологии. Он учил достигать невозмутимости ума путем длительного изучения и практики.
Ученики Диогена эллинистической эпохи
Одним из учеников Диогена и видным представителем кинизма был Кратет. Он жил до начала III века до н.э. Он утвердил убеждение, что богатство и слава — далеко не ценности, и для мудрого человека они — только зло, а преимущества — это «бедность» и «невежество». «Продав свою часть наследства, — сообщает древний источник, — он выручил 200 талантов и раздал их своим согражданам. Бросив свои пастбища и овец, он выбросил последний пенни в море. Банкиру он оставил указания, что если его дети останутся невежественными, то давать им деньги с его счета, но если они станут настоящими философами, то отдавать его деньги нуждающимся, ибо тогда они не будут нуждаться абсолютно ни в чем.
Циник должен быть аполитичным, «аполисом». Полис неприемлем; для мудрого человека нет и не должно быть убежища. Александру, который спросил Кратета, не хочет ли он увидеть свой родной город восстановленным, он ответил: «С какой целью? Придет другой Александр и все разрушит». «Мой дом, — писал Кратет, — это не только башня, крыша, но и то место, где можно достойно жить, так что каждая точка во вселенной — мой город, мой дом».
Кратет женился на Гиппархии и вместе с ней опробовал кинишский образ жизни. Свое отношение к браку как социальному институту он выразил так: «Отдать свою дочь замуж только для того, чтобы испытать ее в течение тринадцати дней».
В начале третьего века до н.э. киники стали популярны, особенно в Александрии. В это время гвардия киников пополняется такими именами, как Бион из Борисфена, Менипп из Гадеса, Телес и Менедем.
Киники этого периода публиковали небольшие проповеди, в которых указывали, как легко обойтись без материальных благ, как можно быть счастливым, питаясь самой простой пищей, как тепло зимой без дорогой одежды, как глупо чувствовать привязанность к родной земле или горевать о смерти своих детей или друзей.
«Смерть моего сына или жены, — говорит Телес, один из популярных киникистов, — не повод для меня пренебрегать собой, который еще жив, и перестать заботиться о своем имуществе. С этого момента становится трудно испытывать сострадание к простой жизни, которая стала слишком простой.
Телес говорит богачу: «Ты даешь щедро, а я принимаю смело, не унижаясь, не роняя своего достоинства и не ропща». Очень практичный урок! Популярный цинизм не учит отвергать блага этого мира, а лишь определенному безразличию к ним. Что касается того, кто берет в долг, то цинизм всячески принижает его обязательства перед кредитором. Можно видеть, как слова «циничный», «циник» приобрели свое нынешнее значение.
Жизненная сила цинизма не иссякла в имперские времена, и новый импульс поддерживал его развитие вплоть до четвертого века нашей эры. Когда мы говорим о цинизме, необходимо вспомнить три составляющие этого особого явления духовной жизни древнего мира:
1) «Циничная жизнь».
2) «Доктрина киников».
3) «литературная форма», язвительный способ выражения. Что касается последнего пункта, то лучшие «жизнеописания» были созданы уже в первые века эллинистической эпохи, в жанре, который стал незаменимым.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Анатомия сообщества
- Чувственная и рациональная ступени познания и уровни научного познания
- Задачи философии в культуре
- Мультикультурализм
- Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в XVII в.
- Экзистенциализм. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма
- Гносеология Гоббса
- Тейяр де Шарден, французский философ, палеонтолог, теолог
- Любовь, брак, семья
- Лосский Н. И его философия