Оглавление:
Если рассматривать мир с точки зрения его нынешнего «идеологического состояния», то следует отметить следующие моменты. Первый момент: отсутствие идеологии, которая была бы признана приемлемой более или менее значительной частью населения, по крайней мере, развитых стран, с точки зрения адекватности объяснения современных реалий, правильного прогноза экономического и социального развития, способности предложить эффективные решения возникающих проблем. Второй момент: растущий спрос на такую идеологию. Причина — качественно новые явления и тенденции мирового развития, которые открывают грандиозные перспективы экономического и социального прогресса и одновременно несут вызовы и угрозы с самыми серьезными последствиями. Давайте примем к сведению эти новые реалии, которые проявились достаточно четко.
Наиболее глубоким изменением, определяющим характер и направление изменений в обществе, является трансформация характера человеческой деятельности. Производство знаний становится главным фактором экономического роста. Не только экономика, но и другие сферы жизнедеятельности проявляют все большую зависимость от творческого потенциала человека: его интеллекта, образования, физического и психического здоровья, инициативы, энергии, предприимчивости. На Западе были введены термины, отражающие новую реальность: Работник, который производит и потребляет знания, называется работником знаний, а работник, который производит и потребляет материальные блага, называется работником потребления.
Можно утверждать, что динамичное и устойчивое развитие и конкурентоспособность в современном мире можно ожидать только в тех странах, которые ориентированы на производство и потребление знаний. Иными словами, страны, где ведущую роль играют работники первого типа, которые являются создателями научных открытий, технологических, экономических, социальных, управленческих и других новшеств (инноваций).
Процесс экономической интеграции
Основанное на знаниях постиндустриальное общество свободно от многих конфликтов и противоречий, характерных для индустриальной стадии развития. В то же время, вряд ли это будет общество социальной гармонии. В частности, уже сейчас очевидно, что постиндустриальное общество, по крайней мере, на его нынешнем, начальном этапе, не имеет эффективных инструментов для решения таких проблем, как создание достаточного количества рабочих мест, чрезмерное неравенство доходов, конфликт интересов новых социальных групп, растущая техногенная нагрузка на окружающую среду, увеличение потребления невозобновляемых природных ресурсов.
Серьезные проблемы возникают в связи с глобализацией — превращением мировой экономики из суммы национальных экономик в интегрированную, целостную систему производственных, финансовых, торговых и других связей. Этот процесс близится к завершению. Национальная экономика практически всех стран, в том числе и России, сегодня является элементом мировой экономики, а это значит, что она развивается в неразрывной связи со всеми другими ее элементами по законам этой системы. Игнорирование этих законов вредит национальной экономике, а стремление к самодостаточности и изоляции от мировой экономики обрекает страну на отставание.
Процесс экономической интеграции сопровождается процессом политической интеграции, созданием международных политических союзов, организаций и ассоциаций. Политическая интеграция получила особое развитие в рамках Европейского Союза, который с принятием Конституции стал межправительственным объединением конфедеративного типа с наднациональными органами власти, наделенными широкими и значительными полномочиями.
Однако глобализация — это не только плюс. Все негативные явления в экономике отдельной страны, особенно крупной, особенно в экономике группы стран, дают о себе знать во всей системе мировой экономики. Более того, глобализация не привела к упразднению национальных государств и национальных интересов, и, похоже, что в обозримом и отдаленном будущем мир по-прежнему будет состоять из национальных государств и национальных сообществ. Следовательно, задача найти баланс между их интересами остается актуальной.
Фундаментальное противоречие
Оптимальное решение этой проблемы не всегда может быть найдено, поскольку восприятие, анализ и регулирование глобальных процессов происходит в рамках парадигмы, сложившейся в эпоху приоритета национальных интересов. Это фундаментальное противоречие пока не привело к острым конфликтам. Однако они могут возникнуть, если со временем станет очевидной нехватка ресурсов, необходимых для поддержания привычного, приемлемого для развитых стран качества жизни.
Еще одно потенциально взрывоопасное противоречие экономической и политической системы, возникшей в результате глобализации, связано с качественной неоднородностью связей в этой системе. Действительно, с одной стороны, существуют постиндустриальные государства, воплощающие экономику знаний, а с другой — страны с индустриальной и даже аграрной экономикой. Между тем, в этих странах проживает большая часть населения Земли. Производство знаний, информации, высоких технологий и наукоемкой продукции на их основе — задача, которая просто не стоит на повестке дня большинства из них.
Программы сотрудничества и помощи, направленные на ускорение развития стран «третьего мира», до сих пор не принесли ощутимых положительных результатов в этом направлении. Лишь немногие развивающиеся страны воспользовались плодами научно-технического прогресса и сумели найти свою нишу в сфере новой экономики. Что касается большинства развивающихся стран, то их технологическое, экономическое и социальное отставание от мировых лидеров продолжает расти. У них нет никаких шансов, даже в отдаленном будущем, приблизиться к уровню реальных доходов, уровню жизни, который сложился в государствах, вступивших в постиндустриальную фазу развития.
Движение против глобализации
Сосуществование бедных и богатых стран может привести только к экономическим, социальным и гуманитарным проблемам. Их эффективное решение пока не найдено. Возникновение движения против глобализации, пока еще политически слабого, но достаточно активного, стало реакцией на это. Влияние радикальных экстремистских организаций, в том числе террористических, растет в странах третьего мира, особенно в исламских странах. В Африке растут настроения, которые винят в своих бедах колониализм, работорговлю и угнетение со стороны имперских держав, а также Европу, европейскую цивилизацию, европейскую культуру и белых людей в целом. Это течение находит отклик у чернокожих в США, странах Европы и Латинской Америки. По сути, это тот же расизм, но с другим знаком.
По мере увеличения разрыва между развивающимися и развитыми странами будут расти напряженность и трудности в их отношениях. Если не будет найдено взаимоприемлемое решение проблемы «Север-Юг», то в относительно недалеком будущем может произойти новое идеологическое и политическое противостояние, подобное тому, которое произошло в 40-80-х годах прошлого века, во времена противостояния двух мировых систем — капитализма и социализма. Только, скорее всего, он будет гораздо более острым, более опасным по своим последствиям.
Еще одной особенностью современного мира является новая конфигурация военной, политической и экономической мощи. Около пятисот лет судьба мира во многом определялась Европой, которая, в свою очередь, определялась взаимодействием и взаимоотношениями великих европейских держав — империй. Многие историки описывают прошедшее столетие как век распада империй. После Первой мировой войны распались Австро-Венгерская, Германская и Османская империи. После Второй мировой войны и в течение последующих двадцати трех лет Великобритания, Франция, Испания и Португалия перестали быть имперскими державами. Советский Союз, наследник Российской империи, прекратил свое существование в 1991 году.
Стремление к независимости
За последние пятьдесят лет количество государств на планете увеличилось в три раза. В настоящее время в бывших колониях и зависимых государствах проживает 83% населения мира. И подавляющее большинство этих государств хотят быть независимыми не только формально, но и реально, и стремятся к своей независимости в экономическом, политическом и культурном плане. Возникли новые национальные и региональные центры экономической и политической власти: Япония, Китай, Индия, Пакистан, Бразилия, Азиатско-Тихоокеанский регион, АСЕАН, Организация Исламская конференция.
Поэтому для того, чтобы понять, что происходит в мире, в каком направлении он движется, необходимо видеть реальность не только такой, какой она предстает из окон офисов в Вашингтоне, Лондоне, Париже, Берлине и Москве. Необходимо также знать позицию, интересы, цели, намерения тех государств, которые еще недавно воспринимались великими державами лишь как пассивные объекты мировой политики. Однако отход от имперского менталитета, моделей мышления и поведения происходит очень медленно.
Растет понимание того, что научно-технический прогресс и экономическая деятельность человека достигли таких масштабов, что становятся факторами, от которых напрямую зависит выживание человечества. Экологические движения возникли для того, чтобы бороться за сохранение природы, возвращение ее к первоначальному состоянию или, по крайней мере, предотвращение ее дальнейшего разрушения. В некоторых странах экологические движения стали влиятельной политической силой. Зеленые партии, организации исходят из того, что решение экологических проблем невозможно без проведения радикальных социально-политических преобразований, без своего рода экологической революции, направленной на сохранение природных основ человеческого существования. Они предлагают программу для таких преобразований. Таким образом, правомерно говорить об интенсивном формировании экологической формы общественного сознания, об экологическом сознании как самостоятельной форме идеологии.
Слабость экологизма
Пока что ни сама идеология, ни экологическое движение в частности не отличаются целостностью. Существуют как радикальные, так и умеренные формы экологизма и экологических движений. В то же время общие цели экологизма четко идентифицируемы. Их можно сформулировать в трех вариантах — ограничение роста населения, загрязнения окружающей среды, потребления природных ресурсов. Другой важной целью является сохранение и восстановление природной среды, включая дикую природу, растения и ландшафты.
Слабость экологизма, партий и движений, действующих под его знаменем, заключается в том, что они не дают четкого, конкретного ответа на фундаментальный вопрос: Как совместить экологические цели с обеспечением устойчивого развития современной экономики, с достойными условиями жизни для всех жителей Земли? Это действительно ключевой вопрос, на который человечество должно дать четкий ответ. Скорее всего, люди и государства поймут, что сознательное и добровольное принятие экологических ограничений неизбежно для экономического роста.
Таковы некоторые реалии современного мира, которые требуют идеологического осмысления. Сегодня трудно с уверенностью сказать, когда появится планетарная идеология, универсальная по своей сути, стоящая выше частных интересов социальных групп, народов, государств, и появится ли она вообще. Даже марксизм, более продвинутый в своей универсальности и «общечеловечности», чем другие идеологии, не был свободен от классовых и интеллектуальных ограничений, налагаемых историческим временем, в котором живет и творит человек.
Тем не менее, вышеперечисленные проблемы настолько велики, что мир зайдет в тупик, если не будет найдено адекватное решение. Скорее всего, придется пересмотреть многие устоявшиеся идеи, ценности и принципы, которые веками определяли экономическое, социальное и политическое поведение людей, наций и государств. Важно, чтобы они не подрывали ценности и принципы, лежащие в основе гуманизма. Ведь только ориентация на гуманизм и гуманистическую этику обеспечит как выживание человечества, так и его подъем на качественно новый уровень экономического, социального и духовного развития.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Развитие высшего инженерного образования (конец ХIХ в. – начало ХХ в.)
- Тождество субъекта и объекта в системе Шеллинга
- Пространственно-временные характеристики мира. Различные модели пространства и времени
- Сильные и слабые стороны буддизма
- Тринитарные споры в свете философии
- Классическая концепция истины. Доказательство, объяснение и понимание и их роль в познании
- Александрийская школа
- Новая онтология: бытие без субстанции в философии н. Гартмана
- Проблема субстанции. Поиски субстанциональной основы мира
- Алексей Федорович Лосев, российский философ и филолог