Оглавление:
Древнегреческий мыслитель, основатель античной философии и науки, основатель Милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. Он проследил все многообразие вещей до одного первозданного элемента — воды.
Современная европейская философия, как и вся современная цивилизация, берет свое начало в Древней Греции, откуда к нам пришло слово «философия» («любовь к мудрости»). Однако первые философские системы возникли в VI-V веке до н.э. не в самой Греции, а на западном побережье Малой Азии, в основанных греками ионийских городах, в которых промышленность, торговля и интеллектуальная культура начали развиваться раньше, чем в самой Греции. Милет был самым большим из всех греческих городов Малой Азии.
О первых древнегреческих философах известно очень мало. Точной информации практически нет. Все заявления обычно делаются с оговорками. В те далекие времена греки не писали биографий выдающихся личностей. Затем, когда эллинистические ученые взялись за написание биографий, они попытались систематизировать имеющуюся информацию исторического и хронологического характера, и определить достоверность тех или иных сведений было крайне сложно. Даже более поздние античные авторы, такие как афинский грамматик Диоген Лаэртский (III век до н.э.), который черпал свои сведения из сохранившейся хроники Аллодора, не смогли предоставить точных биографических данных. Произведения авторов поздней античности содержат больше легенд, анекдотов и всевозможных выдумок, сформировавшихся на протяжении веков и связанных с именами Гераклита и других мыслителей далекого прошлого, чем достоверной информации. Рассказ о философии принято начинать с упоминания семи греческих мудрецов и первого из них, Фалеса Милетского.
Семь греческих мудрецов
Семь греческих мудрецов — кто они? Упоминаются различные имена. Но имя Фалеса упоминается снова и снова, чаще всего в списке семи мудрецов. Очевидно, он был самым популярным и самым мудрым из них. Об этом известно много легенд. Диоген Лаэртский в своей книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» рассказывает следующее, рыбаки нашли в море треножник, милетцы решили отдать треножник мудрейшему из мудрецов. Они отдали его Фалесу, который передал его другому мудрецу, другой — третьему. Но в конце концов треножник все-таки вернулся к Фалесу. Согласно другим свидетельствам, кубок царя Креза предназначался мудрейшему из эллинских мудрецов, а по кругу он вернулся к Фалесу, что зафиксировано в древних стихах: «и как мудр среди семи мудрецов Фалес в наблюдении звезд».
О времени жизни Фалеса Милетского существует несколько версий. Диоген Лаэртский: «Аллодор в «Хронологии» пишет, что Фалес родился в 1-м году 39-й олимпиады, прожил семьдесят восемь лет (или девяносто, согласно Сосикрату) и умер в 58-й олимпиаде. Так он жил при Крезе, для которого он изменил русло Галиса, чтобы пересечь реку без мостов…». Считается, что с его жизнью связана по крайней мере одна точная дата — 585 год, когда в Милете произошло солнечное затмение, и Фалес, как говорят, предсказал его. Если Фалес предсказал затмение, то он, вероятно, уже был человеком зрелого возраста. Следовательно, VII-VI века до нашей эры — это приблизительно время жизни Фалеса и, возможно, других древнегреческих мудрецов. Мало что известно и о происхождении мыслителя. Диоген Лаэртский: «Фалес (по соглашению Геродота с Дуридом и Демокритом) был сыном Экземии и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот финикийский, самый благородный, соседствует с потомками Кадма и Агенора. Он был одним из семи мудрецов, как утверждает Платон, и когда при афинском архонте Дамасии эти семеро получили имя мудрецов, он первым получил это имя (так говорит Деметрий Фалерский в «Списке архонтов»). В Милете он был зарегистрирован среди граждан, когда прибыл туда вместе с Нелеем, изгнанным из Финикии. В повествовании Гераклида говорится, что Фалес жил в уединении, будучи простым гражданином. Согласно одним источникам, он был женат и имел сына Кибис-фа; согласно другим, он никогда не женился, но усыновил сына своей сестры Когда его спросили, почему у него нет детей, он ответил. «Потому что я люблю их»; когда мать заставила его жениться, Фалес, как говорят, ответил: «Слишком рано!», а когда она обратилась к нему с тем же вопросом уже во взрослом возрасте, он ответил: «Слишком поздно!». Философы часто высказывают прямо противоположные суждения о Фейлисе. Некоторые (например, Аристотель) говорят о Фалесе как о практичном человеке, который преобладал и был очень изобретателен в житейских вопросах Другие авторы (например, Платон), напротив, считают, что Милет был мыслителем, погруженным в абстрактные спекуляции, которого не интересовали практические вещи Фалес любил путешествовать. Он посетил Египет, Среднюю Азию, пытался собрать в этих странах остатки древних знаний. «У него не было учителей, — пишет Диоген Лаэртский, — кроме того, что он отправился в Египет и жил там со жрецами. Иероним говорит, будто он измерил высоту пирамид по их тени, дождавшись часа, когда наша тень будет такой же длины, как и наша. Он также жил с Фрасибулом, милетским тираном (как сообщает Ми-ний)». Возможно, что Фалес во время своего путешествия прибыл в Финикию (есть даже предположение, был ли Фалес коренным финикийцем, хотя большинство ученых все же сходятся во мнении, что он был родом из Милета). Уже в те века из финикийской и египетской астрономии было известно, как ориентироваться в море по звездам. Фалес принес в Грецию восточные знания (и первые научные инструменты — например, транспортир). Развив эти знания чудесным образом, он положил начало европейской науке. Он первым использовал знания для объяснения устройства мира — того, о чем раньше только рассказывали; заменил волю богов законами природы — Восток этого не делал. Наконец, Фалес обладал удивительной способностью объяснять то, что он изобрел.
Пять теорем геометрии Фалеса
В своей попытке понять мир, в котором мы живем, Фалес больше всего интересовался тем, что происходит между небом и землей, тем, что греки называли метеорами (воздушными явлениями) Дело в том, что Фалес жил в городе греческих купцов. В своих поисках он руководствовался соображениями полезности: Он хотел, чтобы корабли могли доставить свой груз в порт, поэтому он пытался узнать, почему идет дождь, что такое ветер, что такое звезды, по которым можно управлять кораблем Наука не имеет другого происхождения, кроме практики. Позднейшая традиция приписывает Фалесу пять теорем геометрии (в частности, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и о делении окружности на диаметры).
В связи с астрономией также накапливались новые знания, проблемы и предметы Например, у финикийцев, египтян и у греков солнечный календарь заменил лунный календарь. Греки перешли к делению года на месяцы, дни и т.д. И часто накопление таких знаний связывают с именем Фалеса: «Фалес из Милета, несомненно, самый превосходный из этих знаменитых семи мудрецов (он был первым открывателем геометрии среди греков и самым точным исследователем природы и самым опытным наблюдателем звезд), открыл малыми ударами величайшие вещи: циклы времен года, дуновение ветров, движение звезд….».
Ветры времен года, ветры года, дуновение звезд, движение звезд, поворот грома, планеты, годовые обороты солнца, а также объяснил приход растущей луны, убывающей луны, затмение луны, препятствия луны….. Мало того, в преклонном возрасте он пришел к божественному расчету пропорции относительно солнца, он вычислил окружность, которую солнце измеряет своим размером диаметром». Это свидетельство, скорее всего, приписывает легендарному Фалесу богатство знаний, накопленных различными людьми в ту далекую эпоху. О трудах философов до Платона ученые судят по «фрагментам» в сочинениях более поздних авторов. Обычно это короткие, неточные пересказы отдельных мыслей. О трудах Фалеса неизвестно, писал ли он их вообще. Наиболее вероятно, что он создал «Морскую астрономию» (в стихах, как и все ранние мыслители), упоминаются еще два его астрономических трактата (о равноденствии, о солнцестоянии), но точные фрагменты до нас не дошли Тем не менее, можно сказать, что философия Фалеса основывалась на астрономии, которую до него никто в Греции не изучал.
Согласно Геродоту, во время войны лидийцев с мидянами «в ходе битвы день внезапно сменился ночью». Это сокращение дня было предсказано ионийцам Фалесом Милетским, и даже год, в котором оно наступило, был точно определен заранее. Когда лидийцы и мидяне увидели, что день превратился в ночь, они прекратили борьбу и поспешили заключить мир».
Однако многие сомневаются в том, что Фалес действительно смог его предсказать.
Некоторые авторы признают, что Фалес смог предсказать солнечное затмение, но считают это предсказание не научным, а практическим, поскольку и до него люди предсказывали солнечные затмения, наблюдая за известной повторяемостью явления и производя астрономические расчеты.
Возможно, Геродот, как и другие древние авторы, сообщал, что Фалес связывал временной цикл (лунные месяцы) с солнечным затмением. Когда в Милете получили известие о сражении, произошедшем из-за затмения, традиция не могла не сравнить его с известным милетским учением о затмении солнца луной. Фалес действительно предсказал, что солнечное затмение можно ожидать только в новолуние, и пророчество было подтверждено…..
Фалес и первые ионийские ученые пытались определить, из какой материи состоит мир. Он считал, что все существующее создано водой, и понимал воду как первое влажное вещество. Вода — это источник, из которого постоянно создается все. То есть вода и все, что из нее создано, не мертвы, а одушевлены. Для иллюстрации своей мысли Фалес использовал в качестве примеров такие вещества, как магнит и янтарь: Поскольку магнит и янтарь производят движение, у них есть душа. Фалес рассматривал весь мир как одушевленный, наполненный жизнью Согласно Фалесу, природа, как одушевленная, так и неодушевленная, имеет движущийся элемент, обозначаемый такими именами, как душа и бог. Фалес считает воду первоначальным элементом, из которого образовалась земля, как бы осадком этого первоначального элемента, а также воздух и огонь, которые образуют ее пары, пары воды. Все возникает из воды и снова становится водой. Если вода является первоэлементом, то Земля должна покоиться на воде. Согласно Фалесу, Земля плавает в пресноводном океане подобно кораблю. Тогда реки появляются как течи в днище корабля, а землетрясения — как качка корабля: «Круг земли носится по воде и плывет, как корабль, и когда говорят, что земля дрожит, на самом деле она качается на волнах» Современники слушали его речи с восхищением Фалес пытался сформулировать фундаментальные законы мироздания, но его моральные учения лучше всего запомнились современникам Плутарх, в «Пире семи мудрецов», приводит следующие оригинальные высказывания Фалеса:
- «Что прекраснее всего? Мир, каким бы прекрасным он ни был, является его частью.
- Что является самым мудрым из всех? Время, оно породило одного и породит другого.
- Что является общим для всех? Надежда: она есть даже у тех, у кого больше ничего нет.
- Что является наиболее полезным? Добродетель, ибо все остальное может быть использовано и стать полезным.
- Что является самым вредным? Порок, потому что в его присутствии портится практически все.
- Что является самым сильным? Необходимость, ибо она непреодолима.
- Что является наиболее простым? То, что положено по природе, ибо даже удовольствия часто утомляют».
Фалес говорил, что друзьям очно и заочно нужно помнить, что не обязательно с виду быть порядочным, но с хорошим окопом «Не будь богат плохими средствами, — наставлял он, — и не позволяй никаким спекуляциям не отвратить тебя от тех, кто тебе доверился».
«С тем, чем вы поддерживали своих родителей», — сказал он, — «ожидайте такой же поддержки от своих детей».
Из коротких афоризмов, приписываемых исключительно ему, наиболее характерными для его гения, несомненно, являются следующие: «Невежество — тяжелое бремя», «Когда ты у власти, управляй собой».
О Фалесе в древности была передана такая легенда (ее охотно повторил Аристотель) «Говорят, что когда Фалеса упрекали за его бедность в бесполезности философии, он, поняв по наблюдению звезд о будущем [богатом] урожае оливок, еще зимой — благодаря этому, что у него есть немного денег — отдал их вперед за все маслобойни в Милете и на Хиосе за марку свободно в аренду, ибо никто не дал больше, а когда пришло время и спрос на них вдруг увеличился, он сдал их в аренду по своему усмотрению, и, собрав много денег, показал, что философы, если захотят, легко могут стать богатыми, но не это их заботит.
Аристотель выделяет урожай, который Фалес предсказал «по наблюдению за звездами», то есть по знанию.
По иронии судьбы, именно гениальный Фалес, которого народная легенда сделала объектом насмешек прохожих и девиц Эта едкая сказка передана Эзопом, также передана Платоном «Говорят, Феодор, что, Наблюдая за звездами и глядя вверх, Фалес упал в колодец, и какая-то фракийка — хорошенькая и остроумная служанка — подняла его на смех, который он, как будто, желал узнать, что на небе, а что перед ним и под ногами, не заметил».
Конец жизни Фалеса пришелся на время правления легендарного богача Креза, царя Лидии, подчинившего себе, в частности, Ионию Дата смерти первого философа неизвестна Диоген Лаэртский пишет «Фалес умер, созерцая гимнастические состязания, от жары, жажды и немощи возраста На его могиле написано Эта малая, но неизмеримая слава над ним Фалес, многоликий Фалес скрыт от тебя в ней».
Первой философской школой Эллады, а значит и Европы, была милетская школа, возникшая среди греков Малой Азии.
Краткая биография Фалеса Милетского
Фалес из Милета считается основателем философской школы. Фалес из Милета (конец VII — первая половина VI века до н.э.), первый математик и физик в Ионии, был тесно связан с ближневосточной культурой. Существует даже легенда, что философ Фалес был финикийцем, поселившимся в Милете, но, возможно, у него были лишь дальние финикийские предки. Он первым в Ионии предсказал год полного солнечного затмения, которое произошло 28 мая 585 года до н.э. В 582 году до н.э. Фалес из Милета был провозглашен первым из «семи мудрецов». Фалес принимал активное участие в политике и советовал ионийским народам объединиться против внешних врагов: сначала против Лидии, затем против Персии. Но к совету философа из Милета не прислушались. Во время борьбы Лидии с Персией Фалес понял, что Персия опасна лидийцам для греков, и поддержал последних как инженер. Он помог Креусу, царю Лидии, переправиться через реку Галис и посоветовал ему вырыть дренажный канал. Фалес Милетский дожил до глубокой старости.
В древности ему приписывали прозаические произведения: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Сами эти названия говорят о Фалесе как об ученом и философе, который искал физическое начало Вселенной. К сожалению, сохранились только названия этих работ.
Философская школа Фалеса Милетского
Позднеантичная традиция согласна с тем, что Фалес черпал все свои первоначальные научные и философские знания в Азии и Африке, то есть в Вавилонии, Финикии и Египте. Прокл утверждает, что Фалес привез геометрию из Египта в Элладу. Иамплих говорит, что Фалес Милетский черпал свою мудрость у жрецов Мемфиса и Диополиса. Согласно Аэцию, Фалес уже изучал философию в Египте. Он прибыл в Милет уже далеко не молодым человеком.
В античных преданиях Фалес из Милета — первый астроном и математик. Его младший современник, Гераклит, не знает Фалеса как философа, а только как астронома, прославившегося предсказанием солнечного затмения. Однако, как и вавилоняне и египтяне, он не понимал, что на самом деле происходит на небе во время затмений. Его представления о небе были совершенно неверными. Фалес просто полагался на периодичность наблюдений, обнаруженную жрецами Аккада, Шумера и Египта.
Фалесу Милетскому также приписывают открытие годового движения солнца на фоне «неподвижных звезд», определение времени солнцестояний и равноденствий, осознание того, что луна (как и все философы и историки философии в том числе) светит не своим светом и т.д. В небесных телах он увидел зажженную землю. Фалес разделил небесную сферу на пять зон. Он ввел календарь, определил продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, пять дней из которых выпадали из месяцев и помещались в начале года, как это было принято в Египте в то время.
В области геометрии Фалес установил ряд уравнений: вертикальные углы, треугольники с равными сторонами и равными смежными углами, углы при основании равнобедренного треугольника, деленные на диаметр частей окружности. Фалес вписал правильный треугольник в круг. Ученые жрецы Вавилонии и Египта знали об этом, но для Эллады это было открытием. Однако принципиально новым было то, что Фалес уже начал преподавать математику не только в эмпирической, но и в абстрактной форме.
Будучи физиком, Фалес из Милета пытался понять причину летних разливов Нила. Он ошибочно нашел его в встречном ветре, который, препятствуя движению нильских вод, вызвал подъем уровня Нила. Разливы Нила являются результатом летнего таяния снегов в одном из его верховьев и летних дождей в другом, причем эти верховья были найдены только в прошлом веке путешественниками-энтузиастами ценой больших жертв.
Основные идеи философии Фалеса Милетского
Самые ранние сведения о философии Фалеса Милетского мы получаем от Аристотеля. В аристотелевской «Метафизике» говорится: «Из тех, кто впервые занялся философией, большинство считало началом всех вещей только начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего они сначала возникают, и в чем окончательно уходят, и главное пребывает, и на что изменяются свойства, это они и считают элементом и началом вещей. И поэтому они считают, что ничто не возникает и не исчезает, поскольку такая основная природа всегда сохраняется…… Количество и форму для такого начала не все дают одинаковые, но Фалес, родоначальник этой философии, считает его водой».
Вода Фалеса — это философское переосмысление гомеровского океана, шумерского аккадского Абзу (Алсу). Правда, название его работы «О началах» признает, что Фалес возвысился до понятия первоначала, иначе он не стал бы философом. Фалес, считая воду началом, наивно заставляет землю плавать на ней — в таком виде он представляет субстанциональность воды, она буквально остается под всем, все плавает на ней.
С другой стороны, это не только вода, но вода «разумная», божественная. Мир полон богов (политеизм). Однако эти боги действуют в мире силы, они также являются душами как источниками самодвижения тел. Например, согласно философии Фалеса, у магнита есть душа, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела приводятся в движение парами воды. Это можно подытожить словами Диогена Лаэртского о Фалесе: «Он считает, что все берет начало в воде и что мир одушевлен и полон божеств» .
Стихийный материализм Фалеса содержал в себе возможность более позднего раскола. Божеством космоса был разум. Здесь мы имеем не только антимифологический характер Фалеса, который заменил Дух, Логос, сына Зевса, на Зевса, отрицавшего своего отца, но и возможность идеализма, присущего протофилософскому учению.
Онтологический монизм философии Фалеса связан с его эпистемологическим монизмом: все знания должны быть сведены к единой основе. Фалес сказал: «Множественность ни в коем случае не является признаком разумного мнения». Здесь Фалес выступил против мифологического и эпического многословия. «Ищите дела мудрого, избирайте дело доброе, и вы уймете пустые разговоры болтунов». Таков был девиз первого западного философа, его философское завещание.
Ионийский философ Анаксимандр был учеником и последователем Фалеса Милетского. Мы почти ничего не знаем о его жизни. Анаксимандр написал первое философское произведение в прозе, положившее начало многим одноименным произведениям первых древнегреческих философов. Работа Анаксимандра называлась «Peri Phusaeos», или «О природе». Такие названия произведений свидетельствуют о том, что первые древнегреческие философы, в отличие от древнекитайских и древнеиндийских, были прежде всего натурфилософами, физиками (античные авторы называли их физиологами). Анаксимандр написал свое произведение в середине VI века до н.э. От него сохранилось несколько частей и целый фрагмент — связное произведение. Известны названия других научных трудов философа из Милета: Карта Земли и глобус.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Почвенничество
- Основные проблемы патристики
- Иоанн Дамаскин
- Давид Фридрих Штраус, немецкий теолог и философ-младогегельянец
- Ученые-универсалы эпохи Возрождения
- Поиск пути развития в философии зарубежного востока XX века
- Смена поколений ЭВМ и новые методы исследования в технических науках
- Mapкc, Энгельс, Ленин о происхождении и сущности государства — Сущность и характеристика государства в марксистской теории
- Эстетические категории
- Гилозоизм в философии