Оглавление:
Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг был немецким философом. Он был близок к йенским романтикам. Он был выдающимся представителем идеализма в новой философии.
Отталкиваясь от И. Г. Фихте, он разработал принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей.
Он родился в вюртембергском городке Леонберг. Его отец занимал высшие церковные должности. Шеллинг рано открыл в себе гениальность. В возрасте 15 лет он поступил в Тюбингенский университет с характерным «преждевременным талантом». В университете интересы Шеллинга разделились между философией и теологией. В первых работах Шеллинга — «Философско-критическое объяснение библейского рассказа о грехопадении» и «О мифах, исторических сагах и философиях древности» — он выступал за философско-историческое толкование Библии в противовес грамматико-догматическому. Фактически, Шеллинг здесь излагает историко-критический метод, который позже был детально разработан в Новой Тюбингенской школе. В предисловии к «Жизни Иисуса» Штраус называет Шеллинга своим предшественником. В университете Шеллинг был не чужд влиянию общественных настроений. Ветры Французской революции и энтузиазм зарождающегося романтизма нашли отклик у него и его друзей. Как толкователь «Марсельезы», Шеллинг подвергается суровому порицанию со стороны герцога Вюртембергского, который приезжает в Тюбинген, чтобы обуздать инакомыслящую молодежь. Вскоре Шеллинга интересует исключительно философия. Он знакомится с философией Канта, с первыми работами Фихте, а в 19 лет сам вступает на философское поприще, сначала как последователь и интерпретатор Фихте. По окончании курса Шеллинг в течение трех лет осуществляет деятельность репетитора в очень благоприятных условиях для собственной учебы. За это время ему удается познакомиться с математикой, физикой и медициной, и он создает несколько важных работ. В 1798 году Шеллинг познакомился с Гете и вызвал у него интерес к своей натурфилософии. Благодаря усилиям Фихте и поддержке Гете, Шеллинг в том же году получил должность профессора в Йене. Здесь 23-летний профессор с необычайной смелостью и энергией берется за выработку собственного мировоззрения, все больше отстраняясь от влияния своих непосредственных предшественников. В это же время Шеллинг вступает в тесный контакт с романтическим кругом — братьями Шлегелями, Гарденбергом и другими. Душой этого кружка была Каролина Шлегель, жена А. Душой этого кружка была Каролина Шлегель, жена А. В. Шлегеля, игравшая в литературных сферах Германии роль немки де Шталь. Ее влияние на представителей романтической и философской литературы было очень велико. Сам Шеллинг испытал это влияние наиболее сильно, обретя в лице Каролины Шлегель близкого друга, а затем и верную жену. Куно-Фишер по праву называет Каролину Шеллинг своей музой. Ее интерес к философским вопросам и, прежде всего, ее безграничная вера в философский гений Шеллинга стали причиной интеллектуального подъема, который ознаменовал самый продуктивный период его жизни и принес ему известность и большое значение среди современников.
После смерти Каролины (1809) литературная деятельность Шеллинга почти полностью прекратилась, и только его выступления на кафедре остались напоминанием в Германии о былом родстве душ. Каролина Шлегель сначала желала брака между Шеллингом и ее дочерью от первого брака, Августой Бёмер. После неожиданной смерти Августы Каролина перенесла свое материнское чувство на Шеллинга. Однако это чувство вскоре изменило свой характер. Разрыв со Шлегелем, закончившийся официальным разводом, дал возможность закрепить романтическое чувство супружеским союзом.
В Йене (1799—1803) Шеллинг нашел наиболее плодотворную деятельность. Помимо чтения лекций и публикации своих главных работ по натурфилософии и философии тождества, он редактировал два журнала. Уже в это время Шеллинг стал главой школы, которая распространила свое влияние на различные отрасли науки и литературы. Необычайный успех Шеллинга объясняется как благоприятными для него условиями, так и особенностями его таланта. В его философском энтузиазме была некая завоевательная сила. В то же время его непреклонная и волевая личность подавила все враждебные влияния, направленные против него. В этом отношении он полностью оправдывал прозвище «Гранит», которое дали ему окружающие.
Среди выдающихся современников, поддерживавших личные отношения с Шеллингом, помимо уже упомянутых, были Шиллер, Фихте, Гегель, Якоби, Штеффенс, Окен, Эшенмайер, Виндишман и Платен. Со многими из них у Шеллинга была дружба, но в большинстве случаев она была недолгой: гордый и самовлюбленный Шеллинг не терпел рядом с собой людей, которые были ему равны и не подчинялись его влиянию, особенно в его профессии. Этим, по сути, объясняется разрыв Шеллинга с Фихте, его духовным отцом в философии, и с Гегелем, его соучеником и другом. Эти же черты характера Шеллинга объясняют его почти постоянную борьбу со своими многочисленными врагами. В большинстве случаев литературные нападки на Шеллинга носили личный характер и даже принимали форму не совсем чистых памфлетов, касающихся интимных аспектов его жизни. Шеллинг, со своей стороны, также проявлял личную страсть в полемике, которая часто выходила за рамки справедливости и даже за рамки его собственной объективной оценки, что проявилось лишь позднее. В этом отношении характерна его полемика с Якоби.
После беспощадной и язвительной критики его философии чувства, Шеллинг отдает должное этому философу 17 лет спустя в своих «Лекциях по истории философии», и в своей критике «негативной» философии разума он вооружается аргументами Якоби против своего главного врага — Гегеля. Враждебность Шеллинга к Гегелю была лишь частично выражена в предисловии к работе Кузена и проявилась в основном в лекциях и частных письмах. Здесь Шеллинг характеризует идеализм Гегеля как филигранную обработку понятий, имеющих лишь эпизодическое значение в истории, извращение его собственного шаблона: натурфилософии и превращения живой природы в гербарий засушенных растений. Но наступило и время спокойной и беспристрастной оценки Гегеля: философские течения гегелевской «левой» школы, еще более чуждые Шеллингу, заставили его посмотреть мимо второстепенных различий и почувствовать родство со своим окончательным врагом.
В лекциях Шеллинга, прочитанных в Берлине в 1841—1842 годах и обнародованных Паулем, уже есть полное признание системы абсолютного идеализма как замечательного завершения его собственной философии тождества. Кроме Йены, Шеллинг был профессором в Вюрцбурге, Мюнхене, Эрлангене и Берлине. Конец жизни Шеллинга был омрачен судебным процессом против Паулюса, который опубликовал его лекции в Берлинском университете без разрешения Шеллинга. Процесс закончился не в пользу Шеллинга, поскольку суд с трудом признал издание лекций законной «перепечаткой». Оскорбленный Шеллинг навсегда прекратил читать лекции. Последние годы старости Шеллинг провел в окружении оставшихся верных друзей и многочисленной семьи (он вступил во второй брак через три года после смерти первой жены).
Общая характеристика творческих периодов
Философия Шеллинга — это не единое и законченное целое, а несколько систем, которые он развивал одну за другой в течение своей жизни. Однако не стоит думать, что эти системы не были взаимосвязаны. Напротив, Weltanschauung Шеллинга развивалась органично, как будто от главного стебля отходили новые отпрыски. Переходя от одной области исследования к другой, Шеллинг обычно стремился привести эти различные ветви в гармоничное единство, свободное от противоречий. Различные фундаментальные принципы, которые приобретали преобладающее значение в различные периоды его творчества, а также новые проблемы и области, разработке которых он посвятил себя, предполагали, однако, очень четкие границы между этими периодами.
Первый период в развитии философии Шеллинга состоит в исследовании эпистемологической проблемы, касающейся фундаментального принципа познания и возможности познания, с позиций модифицированного критицизма Фихте. Здесь Шеллинг в целом не отходит от пути, намеченного Фихте.
Главная задача второго периода — построить природу как саморазвивающийся духовный организм. Система тождества, характеризующая третий период, заключается в раскрытии идеи Абсолюта как тождества фундаментальных противоположностей реального и идеального, конечного и бесконечного. В четвертом периоде Шеллинг излагает свою философию религии, теорию отступничества мира от Бога и возвращения к Богу через христианство. За этим периодом, в качестве дополнения, следует «позитивная» философия, о которой известно только из лекций Шеллинга.
В ней философия религии излагается не как объект рационального познания, а как истина, открытая интуитивно. С этой точки зрения позитивная философия является одновременно философией мифологии и откровения.
Первый период
Обсуждение проблемы познания приводит Шеллинга к позиции сциентизма. Во-первых, Шеллинг утверждает, что фундаментальный принцип познания должен характеризоваться безусловностью и полным единством. Эту безусловность и единство можно искать в сферах объективного или субъективного. В первом случае мы приходим к догматическому решению, во втором — к критическому. Ошибка догматизма заключается в том, что объекты считаются необусловленными, тогда как в действительности каждый объект контролируется субъектом. В объектах или вещах мы не можем искать фундаментальный принцип познания. Но субъект опять же не является чем-то необусловленным, а обусловлен объектом. Поэтому, чтобы обосновать познание, необходимо подняться над условностью субъекта и объекта. Одним из таких начальников является необусловленный субъект или необусловленное «Я». Это понятие, согласно Шеллингу, следует мыслить совершенно аналогично субстанции Спинозы. Абсолютное «Я» — это нечто изначальное, абсолютно единая причина самой себя — и в то же время абсолютная, всепорождающая сила. Рассматривая свою точку зрения как полностью соответствующую духу критики, Шеллинг подвергает традиционное понимание Канта сильной критике.
Второй период
Обращение к натурфилософии возникло не только из-за философских проблем: Она также была вызвана развитием эмпирических наук и в целом соответствовала всем интеллектуальным интересам того времени. Непонятные и загадочные явления электричества, магнетизма и химического сродства привлекли всеобщее внимание в конце XVIII века. В то же время, когда Гальвани обнародовал свое открытие, доктрина флогистона была заменена кислородной теорией Лавуазье, а теория возбудимости Брауна распространялась в медицинском мире Германии. Все это требовало объединения и общего объяснения.
Возникло смутное чувство родства и зависимости между всеми вновь открытыми явлениями природы. Необходимо было найти общий принцип, который раскрыл бы тайну природы и позволил установить внутреннюю связь всех ее проявлений. Такой принцип может дать только философия. Шеллинг четко понимал потребности времени и направлял свою энергию на их удовлетворение. При этом необходимо было решать натурфилософские проблемы в сочетании глубокой философской мысли с трезвым и увлеченным натуралистом. И если натурфилософия Шеллинга оказалась во многом неудачной и дала лишь эфемерные результаты, то причину этого следует искать не в недостатке таланта или знаний Шеллинга, а в чрезвычайной сложности натурфилософских проблем, особенно в то время, когда эмпирические науки были еще совершенно неразвиты.
Натурфилософия Шеллинга нашла свое выражение в многочисленных работах, написанных последовательно в период с 1797 по 1802 год. Первые работы носят характер набросков или черновиков. По мере развития своего мировоззрения Шеллинг дополнял и изменял высказанные им ранее взгляды и облекал свою теорию в новые, более полные и утонченные формы. В его последних натурфилософских сочинениях зародилась новая фаза его философского развития, выраженная в философии тождества.
Вначале внимание Шеллинга было сосредоточено прежде всего на конкретных и чувственных проявлениях природы. Здесь пантеизм Шеллинга имеет натуралистический и даже антирелигиозный характер.
Основной принцип натурфилософии Шеллинга
Основополагающим принципом натурфилософии Шеллинга является единство. С точки зрения этого принципа вся природа подобна единому, бесконечно ветвящемуся организму. Внутренние силы, определяющие развитие различных частей этого организма, везде одинаковы. Только благодаря взаимным усложнениям и комбинациям они порождают такое разнообразие внешних проявлений природы. Между неорганической и органической природой нет резких границ. Шеллинг решительно отвергает концепцию витализма, предполагающую наличие особых жизненных сил для объяснения жизненных процессов. Неорганическая природа порождает органическую природу из самой себя. В основе обоих лежит один жизненно важный процесс. Источником этого процесса является мировая душа, которая оживляет всю природу. Сущность жизни заключается во взаимодействии сил. Но взаимодействие существует только там, где встречаются противоположные силы. Поэтому эта противоположность или двойственность должна быть признана и в том, что составляет основу жизни, а именно в мире-душе. Однако эту двойственность не следует понимать как абсолютное начало, она коренится в единстве мира-души и вечно стремится к синтезу или примирению, которое реализуется в полярности.
Дуальность и полярность являются универсальными принципами природы и всего развития. Любое действие возникает из столкновения противоположностей, любой продукт природы обусловлен противоположно направленными действиями, которые соотносятся друг с другом как положительное с отрицательным. Материя является результатом действия отталкивающих и притягивающих сил; магнетизм выражается в противостоянии полюсов; электричество обнаруживает такое же противостояние положительного и отрицательного; химическое сродство наиболее резко проявляется в противостоянии кислот и щелочей; вся органическая жизнь, согласно теории Брауна, состоит в соотношении противоположных сил раздражимости и раздражения; наконец, само сознание обусловлено противостоянием объективного и субъективного.
Согласно Шеллингу, натурфилософское исследование принципиально отличается от эмпирического. Натуралист исследует природу с ее внешней стороны, как законченный внешний объект; при таком исследовании сама ее сущность остается скрытой и неизученной. Натурфилософ представляет природу не как нечто данное, а как объект, сформированный изнутри. Он заглядывает в глубины творческого процесса и обнаруживает во внешнем объекте внутренний субъект, духовное начало. «Настало время, — говорит Шеллинг по этому поводу, — когда философия Лейбница может быть восстановлена. Поскольку натурфилософия постигает суть этого внутреннего начала природы, она может построить развитие природы априори. Конечно, она должна подтвердить себя в этой конструкции данными внешнего опыта. Но сам опыт выражает лишь условное, а не внутренне необходимое.
Третий период
Система трансцендентального идеализма делится на три части:
- Первый, теоретический, рассматривает процесс объективации через воспроизведение природы объективного пониманием;
- Во втором, практическом, создание цели в свободном действии;
- Третий, эстетический, — это процесс художественного творчества, в котором оппозиция между теоретическим и практическим находит свой высший синтез.
Органом трансцендентального исследования Шеллинг считает интеллектуальную интуицию, способность внутреннего различения своих действий. В интеллектуальной интуиции интеллект непосредственно познает свою собственную сущность. Шеллинг выделяет три эпохи в развитии цели, в которых интеллект последовательно проходит путь от неопределенного и связанного состояния до свободного волевого акта. Первая эпоха начинается с возникновения ощущений. Чувствование обусловлено собственным самоограничением, принятием ограниченности своего «я». Именно осознание этого ограничения представляется сознанию как нечто внешнее.
Восприятие, воспринимаемое как внешний объект, явно отличный от субъекта, становится продуктивным созерцанием, что знаменует собой вторую эпоху. Третья эпоха — это рефлексия, то есть свободное созерцание продуктов созерцания, которое по желанию переходит от одного объекта к другому. По мнению Шеллинга, этот ход развития объективного в сознании вполне соответствует развитию природы, обнаруженному в натурфилософии. Как здесь отправной точкой является самоограничение, так и там динамический процесс возникает в результате ограничения отталкивающей силы притяжения. В одном случае продукт — это сенсация, в другом — материя. Аналогично, все стадии познания соответствуют стадиям природы. Причина такого соответствия и одновременности заключается в том, что оба процесса имеют одну и ту же природу и в некотором смысле идентичны. Возможность свободного действия возникает благодаря способности абстрагироваться абсолютно от всех объектов. Через эту абстракцию самость осознает себя как независимое, самодействующее начало. В результате деятельность практического «я» становится целенаправленной. Волевая активность направлена на индивидуальность, находящуюся вне нас. Именно в этом отношении к другим существам он получает свое разнообразное содержание.
Трансцендентальный идеализм приводит Шеллинга к пониманию исторического процесса как реализации свободы. Но поскольку речь идет о свободе всех, а не какого-то отдельного индивида, эта реализация имеет своим ограничением правовой порядок. Создание такого правового порядка сочетает в себе свободу и необходимость. Необходимость исходит от бессознательных факторов исторического процесса, свобода — от сознательных. Оба процесса ведут к одной и той же цели. Совпадение необходимого и свободного в реализации цели мира указывает на то, что в основании мира лежит абсолютная самобытность, которая есть Бог. Участие божественной силы в историческом процессе проявляется в трех формах: во-первых, в виде слепой силы судьбы, которая властвует над людьми; это первый фаталистический период, отличающийся своим трагическим характером.
Во втором периоде, к которому относится современность, господствующим принципом является механическая регулярность.
В третьем периоде божественная сила проявится как провидение. «Когда наступит это время, тогда и будет Бог», — загадочно утверждает Шеллинг.
Если в истории абсолютное совпадение необходимого и свободного существует только в Боге, то в искусстве такое же совпадение имеет место в творчестве художника. Художественное творчество, которое является запланированным актом, происходит так же бессознательно и обязательно, как и процесс природы. Для художника эта необходимость является чем-то вроде роковой судьбы — но эта судьба, это предназначение и есть его гений. Развитие самосознания находит свое завершение в искусстве.
В своей первой, теоретической фазе он созерцает мир; во второй, практической фазе он упорядочивает его; в третьей, художественной фазе он предстает как творец мира.
Открытая Шеллингом аналогия между художественным творчеством и мировой историей делает возможным новое эстетическое основание космологии. В этой аналогии мир воспринимается как продукт художественного творчества Бога, и наоборот, каждое произведение искусства рассматривается как своего рода микрокосм. Этот эстетический взгляд позже получил талантливое, но очень одностороннее развитие в философии воображения мира Фрошаммера.
Философия идентичности
Философия тождества — это ядро мировоззрения Шеллинга, уже заложенное на предшествующих этапах его философского развития и обуславливающее его мистическое завершение. В то же время это самая неясная и наименее понятная часть его философии. Попытка соединить и объединить в целое основные идеи величайших философов могла быть осуществлена только под прикрытием предельной абстракции и с помощью блуждающих понятий «субъект-объект», «идеально-реальное» и т.д.
У Шеллинга абсолютное тождество — это принцип, который примиряет два фундаментальных и одновременно противоположных взгляда: догматизм и критицизм. В первом случае природа признается независимой от познания, во втором — она полностью понимается как продукт познания, теряя тем самым свою объективную реальность. Оба взгляда проникают в самую суть истины.
Основой природы действительно является познание, но не относительное, человеческое познание, а абсолютное познание, или, точнее, самопознание. В нем полностью уничтожается различие между объективным и субъективным, идеальным и реальным, и поэтому такое познание одновременно является абсолютным тождеством. Шеллинг также называет его разумом и всеединым. В то же время это полностью завершенное, вечное и бесконечное целое. Весь мир конечных вещей берет свое начало в этом абсолютном тождестве, из чрева которого он развивается в непрерывном самосозидательном процессе.
Развитие мира происходит через степени дифференциации объективного и субъективного. Объективное и субъективное присущи всем конечным вещам как необходимые факторы. Они соотносятся друг с другом как взаимно отрицательные величины, и поэтому увеличение одной из них связано с уменьшением другой. Сущность каждой конечной вещи полностью определяется преобладанием того или иного фактора. Все конечные вещи образуют различные формы или виды обнаружения абсолютного тождества, которые содержат определенные степени субъективного и объективного. Эти виды Шеллинг называет потенциями.
Мир — это градация потенций. Каждая потенция представляет собой необходимый член в мире. Шеллинг выделяет два основных ряда потенций: один, с преобладанием субъективного, имеет идеальный характер; другой, с преобладанием объективного, имеет реальный характер. Оба ряда абсолютно равны по своей абсолютной величине, но противоположны по коэффициентам увеличения идеального и реального. Шеллинг схематизирует эти ряды как две противоположно направленные линии, исходящие из точки безразличия; на концах этих линий находятся полюса объективного и субъективного познания. В этой конструкции легко обнаружить предпочтительную магнитную схему Шеллинга. Каждая потенция — это открытие вечных идей Абсолюта.
Идеи, как вечные единства в лоне Абсолюта, Шеллинг сравнивает с монадами. Такое же сравнение концепции монад с платоновскими идеями когда-то сделал и сам Лейбниц. В терминах «идея-монада-потенция», объединенных высшим принципом абсолютного тождества, Шеллинг пытается связать философию Платона, Лейбница и Спинозы со своей натурфилософией. Вполне естественно, что философия тождества, являющаяся синтезом идей трех упомянутых философов, должна была одновременно быть возрождением мировоззрения Бруно, то есть историческим шагом от Платона к Спинозе и Лейбницу.
В его честь Шеллинг написал диалог «Бруно», который представляет собой модификацию системы тождества. В «Бруно» принцип тождества описывается под несколько иным углом. Совпадение идеального и реального в абсолюте приравнивается к единству понятия и созерцания. Это высшее единство есть Идея или мыслящая Anschauung; она объединяет общее и особенное, род и единичное. Тождество Anschauung и Begriff — это одновременно тождество красоты и истины, конечности и бесконечности. У Шеллинга бесконечное, или, что то же самое, абсолютное тождество, представляет собой идеальное целое, свободное от всякой дифференциации, но в то же время оно является источником всего дифференцированного. Это бездна бытия, в которой теряются все контуры и к которой относится насмешливое замечание Гегеля о том, что все кошки серые.
Четвертый период
Вопрос о возникновении конечного из глубин бесконечного уже относится к философии религии. Вопрос в том, как понять отношение низшей, т.е. материальной, природы к Богу. Материал может быть противопоставлен Богу как совершенно независимое начало или, как у неоплатоников, он может быть выведен из сущности Бога через понятие эманации. Шеллинг отрицает обе возможности.
Первое, дуалистическое, понимание противоречит монизму его философии, а концепция эманации противоречит его Абсолюту. В Абсолюте могут быть только абсолютные сущности, но не конечные вещи. Не может быть и постоянных переходных стадий между ними, как это предполагает концепция эманации.
Остается третье решение, которое принимает Шеллинг: чувственный мир конечных вещей является результатом их отпадения от Божества. Это отпадение представляет собой не постепенный переход, как в случае с эманацией, а резкий скачок. Поскольку только Абсолют обладает истинным бытием, материальный мир, отделенный от него, не является истинно существующим. Само отступничество имеет свое оправдание в природе Абсолюта, который является единством двойственности. Абсолют имеет в себе свой абсолютный антитип; в нем есть вечная самодуализация. Эта вторичная природа Абсолюта, обладающего свободой, является источником отступничества.
Тупик — это вневременной мировой акт; он также является принципом греха и индивидуации. Ошибка является причиной возникновения конечного мира, цель которого — возвращение к Богу. Единство мира и Бога должно быть восстановлено. К этому единству ведет Божье откровение и в нем совершается. Вся история, взятая в целом, является этим разворачивающимся откровением. Только в новом единстве с Богом начинается вечная, блаженная жизнь или царство духов. Участие в этой блаженной жизни нельзя понимать как личное бессмертие. Каждое личное отдельное «я» (в этой своей отдельности греховно и по самому своему понятию конечное или смертное).
Вопрос о происхождении зла
Следующим фундаментальным вопросом философии религии является вопрос о происхождении зла в связи с проблемой человеческой свободы.
Проблема отношения зла к Богу может иметь дуалистическое решение — в котором зло понимается как самостоятельное начало — и имманентное. В последнем случае инициатором зла является сам Бог. Шеллинг примиряет эти две точки зрения. Зло возможно только в предположении свободы; но свобода может быть только в Боге. С другой стороны, корень зла не может находиться в личности Бога. Шеллинг упраздняет эту антиномию, предполагая в Боге то, что не является самим Богом. Сущность Бога состоит в самопознании. Но концепция самопознания предполагает скрытое состояние, из которого Бог открывается как реальность. Таким образом, в случае с Богом необходимо провести различие между основой существования и самим существованием. Эта основа Бога — Его природа. В этом же понятии основы или природы кроется объяснение бытия конечных вещей. Вещи имеют свое основание в том, что не является самим Богом, а именно в основании его существования.
Природа в Боге, согласно Шеллингу, должна пониматься как темная бессознательная сила, стремящаяся к открытию и просветлению. Сущность этой природы — слепая воля. Его цель — разум. Из темных глубин своей природы Бог открывает себя как высший дух, как его рациональное отображение. Это отображение может быть уже закреплено на темной основе. В ней он существует и развивается в процессе божественного самопознания. В этом заключается истинное единство Бога. Как в человеческом творчестве хаотический беспорядок мыслей и образов освещается основной идеей и объединяется в художественное целое, так и очень темные и разрозненные силы Божьей природы объединяются светом развивающегося разума в единство Божественной личности. Различие между изначальной природой Бога и развивающейся личностью Бога является важным моментом в философии религии Шеллинга, который проясняет его отношение к натуралистическому пантеизму и его противоположности — теизму. Это отношение особенно четко сформулировано Шеллингом в его полемическом «Памятнике» философии Якоби. Против критики Якоби, обвинявшего его в пантеизме, Шеллинг выдвигает аргумент, что его пантеизм был необходимым фундаментом для развития на его основе теистического мировоззрения. Теология, предполагающая наличие личного Бога, дает концепцию, лишенную какого-либо основания или определенного содержания. В результате такое богословие может быть только богословием чувства или невежества. Напротив, философия тождества является единственно возможным источником философского знания о Боге, поскольку дает вполне доступное разуму представление о Боге как о личности, развивающейся из своей первоосновы. Теизм невозможен без концепции живого личного Бога, но концепция живого Бога невозможна без понимания того, что Бог эволюционирует, а эволюция предполагает наличие природы, из которой эволюционирует Бог. Поэтому теизм должен иметь свое обоснование в натурализме. Истинная философия религии — это объединение двух точек зрения. Самопознание Бога происходит поэтапно и заключается во внутренней «трансмутации» или просветлении темного принципа. Конечные вещи представляют собой различные виды и формы этой трансмутации. Во всех них есть известная степень просветления. Высшая степень этого просветления заключается в том, что дух или универсальная воля приводит все космические силы во внутреннее единство. Эта всеобщая воля противопоставляется частной или индивидуальной воле каждого творения, которая опирается на иное основание, нежели Бог. Преобладание первых над вторыми представляет собой зло. Человек представляет собой ту стадию, на которой впервые обнаруживается всеобщая воля. В нем также впервые появляется возможность той дихотомии индивидуальной и всеобщей воли, в которой раскрывается зло. Эта возможная дихотомия является следствием человеческой свободы. Зло в человеческой природе, таким образом, заключается в утверждении своей обособленности, в стремлении от изначального центра Абсолюта к периферии. Шеллинг выступает против мнения блаженного Августина и Лейбница о том, что зло — это чисто негативное понятие недостатка или отсутствия добра. В противовес этому мнению он рассматривает зло как позитивную силу, противостоящую силе добра.
Позитивная философия Шеллинга
Шеллинг подтверждает это, говоря, что если бы зло заключалось только в недостатке добра, то его можно было бы найти только в самых ничтожных существах. Между тем, зло становится возможным в реальности только для самых совершенных существ и часто идет рука об руку с открытием великих сил, таких как сила дьявола. «Не земля противостоит небу, а ад, — говорит Шеллинг, — и, подобно энтузиазму добра, существует также энтузиазм зла». Хотя зло является силой, враждебной Богу, только через него возможно самопознание Бога. Бог может раскрыть себя только в преодолении своей противоположности, то есть зла, ибо вообще все сущее раскрывается только в своей противоположности: свет — во тьме, любовь — в ненависти, единство — в разделении. Как естественная тенденция, противостоящая всеобщей воле, зло преодолевается актом самоотречения. В этом самоотречении, как в огне, человеческая воля должна быть очищена, чтобы стать частью всеобщей воли. Чтобы победить зло, необходимо сначала преодолеть в себе темное начало первозданной природы. Находясь на вершине природы, человек, естественно, склонен падать обратно в пропасть, подобно тому, как у того, кто взобрался на вершину горы, кружится голова и возникает опасность сорваться вниз. Но самая большая слабость человека — это страх перед добром, ибо добро требует самоотречения и умерщвления самолюбия. Но человек по своей природе способен преодолеть этот страх и стремление к злу. Именно в этом качестве заключается свобода. Под свободой Шеллинг понимает не случайную возможность выбора в данном случае, а внутреннее самоопределение. Основой этого самоопределения является интеллигибельный характер, то есть тот prius в человеческой индивидуальности, который с незапамятных времен обуславливает данную человеческую конституцию и вытекающие из нее действия. Первичная воля, лежащая в основе умопостигаемого характера, полностью свободна, но действия, в которых она проявляется, следуют друг за другом с необходимостью и определяются ее изначальной природой. Таким образом, свобода и необходимость (индетерминизм и детерминизм) сочетаются в развитии разумного характера. Именно в этом смысле Шеллинг устанавливает понятие естественного зла или добра. Вина человека за обнаруженное им зло лежит не столько в его сознательных действиях, сколько в бессознательном самоопределении его разумного характера. Вопрос о личности Бога рассматривается Шеллингом в тесной связи с вопросом об отношении Бога к злу. Источником зла является темная природа в Боге. Противоположным ему является идеальное начало в Боге или разуме, — в соединении этих двух начал заключается личность Бога. Идеальный элемент находится в любви. Слепая воля к самопорождению и свободная воля любви — это фундаментальные действия Бога, объединенные в его личности.
Позитивная философия Шеллинга представляет собой завершение его предыдущей негативной философии. Точка зрения, разработанная Шеллингом, не имела конкретного литературного выражения и стала известна благодаря лекциям в Берлинском университете и посмертному изданию трудов Шеллинга, основанному на оставленных им бумагах. Негативную философию Шеллинг определяет как рационалистическое мировоззрение, представляющее мир в терминах разума.
Такой философией была его собственная система, а также идеализм Гегеля, который, по его словам, был лишь детальным развитием высказанных им идей. В отличие от этого, позитивная философия — это постижение мира не в его рациональной сущности, а в самом его реальном существовании.
Это постижение основывается уже не на рациональной деятельности, а на процессах интуитивного характера, которые и составляют содержание религии. Поэтому позитивная философия направляет свое внимание на те области человеческого сознания, в которых истина обретается иррационально, а именно на религиозное и художественное созерцание и откровение.
Согласно этим двум источникам позитивной истины, позитивная философия состоит из философии мифологии и философии откровения.
Его объектом является, с одной стороны, теогонический процесс, а с другой — история самораскрытия Бога в человеческом сознании. Здесь Шеллинг повторяет, в несколько измененной и более туманной форме, ранее изложенную теорию о трех основных моментах или потенциях в бытии Бога. Из всех конечных существ только человек находится в непосредственном взаимодействии с Богом. Это взаимодействие находит свое выражение в религии.
Шеллинг различает в религии предварительную стадию, мифологию язычества, и религию откровения, то есть христианство. Мифология — это естественная религия, в которой религиозная истина раскрывается в естественном процессе развития.
Значение философии Шеллинга
Шеллинг не оставил никакой отдельной школы, которая могла бы быть названа его именем. Его система, представлявшая собой интеграцию трех сравнительно чуждых взглядов: субъективного идеализма, объективного натурализма и религиозного мистицизма, смогла сохранить свое несколько принудительное единство только в мировоззрении его ума и в своеобразной форме его изложения.
Поэтому вполне естественно, что многочисленные исследователи Шеллинга придерживаются только определенных эпох его философской деятельности. Главным продолжателем центрального мировоззрения Шеллинга в его идеологической форме был Гегель, чью важную зависимость от Шеллинга трудно отрицать.
Затем к нему в той или иной мере присоединились уже упоминавшиеся последователи натурфилософии Шеллинга, I. Вагнер, Кляйн, Эшенмайер, фон Шуберт, Краузе, Зибберн, Зольгер, Фрошаммер. Фехнер также находился под влиянием Шеллинга. Не меньшее значение имело увлечение Шеллингом в России. Многие выдающиеся представители интеллектуальной жизни России 20-х и 30-х годов прямо или косвенно находились под его влиянием. Его идеи излагали академические и университетские кафедры Велланского, Галича, Давыдова, Павлова, Надеждина, Скворцова. Наконец, возрождение религиозно-мистических устремлений Шеллинга нельзя не заметить в творчестве В.С. Соловьева, который в своей повести об антихристе дал яркую картину восстановления единства Церкви просвещенным старцем Иоанном.
Важность философии Шеллинга заключается в идее о том, что в основе мира лежит живой идейный процесс, который находит свое истинное выражение в человеческом познании. Эта идея отчасти является модификацией основного положения рационализма XVII и XVIII веков о тождестве логических и реальных отношений. Его обоснование и развитие у Шеллинга, однако, демонстрирует весьма существенные различия. Разум и внешняя реальность, хотя и находятся для рационалистов во взаимном соответствии, на самом деле чужды друг другу и координируются только Богом. Для Шеллинга рациональность (или идеальность) и реальность взаимопроникают, так что акт познания является естественным открытием этого естественного тождества. В то же время понятие свободы у Шеллинга гораздо шире, чем у рационалистов.
Идеализм Шеллинга
Идеализм Шеллинга также нельзя считать отмененным идеализмом Гегеля, от которого он отличается большей жизненностью. Хотя абсолютный идеализм в своей детальной разработке понятий, в своей более строгой и ясной аргументации, несомненно, представляет собой прогресс по сравнению с несколько расплывчатым идеализмом Шеллинга, последний все еще оставался полностью свободным от радикальной ошибки Гегеля, сводившего реальное к идеальному без остатка. У Шеллинга реальное содержит только идеал как свой высший смысл, но помимо этого оно обладает иррациональной конкретностью и жизненной полнотой. Поэтому уклонение Шеллинга от создания абсолютных стандартов рациональности и добра вполне объяснимо. В целом, теория происхождения зла и его отношения к Богу — один из наиболее ценных и глубоко продуманных разделов системы Шеллинга, имеющий непреходящее значение для философии религии.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Римский стоицизм и его влияние на раннехристианскую философию — Греческие корни римского стоицизма
- Идеализм Шеллинга
- Философское, научное и обыденное познание
- Кризис в физике
- Человек как особая форма бытия
- Свобода воли как философская проблема нового времени
- Проблема движения в истории философии: парадоксы соотношения движения и покоя
- Развитие вычислительной математики. Машинный эксперимент
- Основные формы мышления как способ выражения рассудочной деятельности человека
- Гносеология Спинозы