Оглавление:
Особым явлением философской мысли на Востоке была средневековая «арабо-мусульманская» философия. Этот термин относится к философии различных народов, входивших в состав Арабского халифата и писавших на арабском и персидском языках. Арабо-мусульманская философия развивалась в контексте культуры, в которой доминировал ислам. Принцип единобожия (таухид), идея единства бытия и единства вселенной, стал центральной темой мусульманской теологии и философии. Религиозно-философская мысль в исламской культуре была представлена тремя основными школами мысли: Калам — схоластическая теология ислама; суфизм — религиозно-мистическое и пантеистическое течение мысли; фалсафа — философия, сформировавшаяся под влиянием идей древних мыслителей.
- Калам.
Представители калама — мутакаллимы — отличались использованием логических рассуждений; теологические проблемы (связь между природой и атрибутами Бога, вечность или сотворение во времени Корана, божественное предопределение и свобода воли). Мутакаллим уделял большое внимание проблемам натурфилософии.
Предшественниками арабской философии были мутазилиты (от арабского мутазиль — отдельный), которые выступали против антропоморфизма в понимании Бога. Мутазилиты считали, что мусульманский монотеизм несовместим с признанием реальности и вечности божественных атрибутов в отличие от истинной божественной сущности. Мутазилиты считали три атрибута (знание, сила, жизнь) идентичными божественной сущности и считали остальные атрибуты (воля, зрение, слух, речь) отличными от божественной сущности.
Мусульманская традиция богословия наиболее ярко проявилась в трудах Аль-Газали (1058-1111), который в своем трактате «Воскрешение наук веры» заявил, что знание делится на «Науку поведения» и «Науку откровения». Вера заложена в душах людей с рождения, которые делятся на «отстраненные и забытые» и «долго созерцающие и помнящие».
- Суфизм
Наибольшее значение мистической интуиции подчеркивали суфии, представители мистического течения арабо-мусульманской религиозно-философской традиции.
Учение Ас-Сухраварди, ишракизм (просветление), исходило из концепции света как первопричины всего сущего. Мир представлен в виде иерархии света, высший уровень которой занимает Свет Света (Бог). Теософия Ибн Араби получила более широкое распространение. Характерным для его школы считалось учение о «единстве бытия», из-за чего она получила название — уджудизм. Бытие — это единое и единственное первоначало, присутствующее во всех вещах и тождественное Богу. Важной темой вуджудизма является концепция «совершенного человека». Жизнь человека должна соответствовать Шариату, который регулирует личную жизнь верующего и жизнь общины.
Суфизм развивает мистико-индивидуалистическую модель, характеризующуюся неблагоприятными условиями существования, которые приводят к потере надежды на избавление от страданий и зла. Человек ищет спасения вне окружающего его мира. Его усилия направлены на самосовершенствование, которое приблизит его к Божественному Абсолюту.
- Фальсафа
Фальсафа выдвинул доктрину разума как высшей способности человека и эталона истины. Фалсафа был основателем «переводческого движения», которое привело мусульманский мир в соприкосновение с философскими идеями греческой и элинистической традиций.
Величайшими перипатетиками в исламе были аль-Фараби, соединивший аристотелевскую космологию с неоплатонической доктриной, Ибн Сина, систематизировавший перипатетику на основе натурфилософских идей, и Ибн Рушд, считающийся величайшим комментатором аристотелианства. Стремление к познанию через разум позволило средневековой арабо-мусульманской культуре достичь расцвета мысли, который представлял собой эпоху в развитии общечеловеческой культуры.
Прогрессивная арабская философия
В первой половине седьмого века возникла новая религиозная доктрина — ислам, которая быстро распространилась по всей Аравии. Аллах, бог самого влиятельного племени куреймитов, стал единственным богом. Новая религия была использована верхушкой кочевых и оседлых арабских племен для создания государства.
На фоне споров между кочевниками-бедуинами и жителями городов и пробуждения арабского национального самосознания в борьбе с персами и абиссинцами возникла новая религия — ислам («мусульмане» — «подданные» Аллаха).
Во второй половине VII века под знаменем ислама развернулись грандиозные завоевательные войны. Возник обширный Арабский халифат, в состав которого вошли Аравия, Иран, Армения, северо-западная Индия, Сирия, Египет, Палестина, все северное побережье Африки и Пиренейский полуостров.
В VIII-IX веках на Востоке расцвела мощная и самобытная арабская культура. Экономика Ближнего Востока была в некоторых отношениях более развитой, чем в Европе, еще до арабских завоеваний и продолжала развиваться после них.
В начале IX века, при халифе Аль-Мамуне, Багдад стал крупным научным центром со школами, библиотеками и учеными обществами. Многие халифы поощряли рост и распространение научных знаний.
В X веке на Пиренейском полуострове, в частности в Кордове, возник второй центр арабской культуры. Арабская культура разделилась на две ветви — восточную и западную. Западная ветвь начинает заявлять о себе в XII веке. Развитие культуры на Востоке было прервано монгольским нашествием.
- Ибн Сина.
Абу-Али аль-Хусайн ибн Абдаллах Ибн Сина (980-1037; в Европе его называли Авиценна) родился в 980 году в Средней Азии, недалеко от Бухары, его отец был финансовым чиновником. Свое первое образование, освоив Коран и словесные дисциплины, маленький Абу-Али получил в возрасте десяти лет. Затем на Ибн-Сину оказал большое влияние ученый Абу-Абдаллах ан-Натили, под руководством которого будущий философ проанализировал трактат Порфирия Тирского. После этого Абу Али начал усердно изучать физику и метафизику, что впоследствии повлияло на его склонность к медицине. После смерти отца последовали годы скитаний. Он начал странствовать по разным местам, сталкивался с различными трудностями и находился на грани жизни и смерти. Последние годы его жизни (1024-1037), которые он провел в Исфахане, были самыми плодотворными, так как именно в этот период он создал свои самые важные работы: «Книга спасения», «Книга знания», «Книга наставлений и заметок», «Восточная философия», «Книга справедливости» и, наконец, самая важная «Книга исцеления».
Самые достоверные источники передают нам замечательные черты философа, образ которого характеризуется навязчивым духом исследования, стремлением к энциклопедическому охвату всех современных знаний. Ибн Сина был человеком острой наблюдательности, феноменальной памяти и интеллектуальной остроты. Однако он был склонен к чувственным удовольствиям. Ему принадлежит более 400 работ на арабском языке и около 20 на фарси во всех известных областях научного и философского знания.
Самым важным из его нефилософских трудов является «Канон медицины». В его 5 книгах обобщены и систематизированы медицинские знания и личный опыт практикующего врача, накопленные к тому времени. Автор этого труда был одним из самых важных медицинских руководств в арабском мире и в Европе до XVII века.
Классификация наук
Ибн-Сина делит все науки на две группы: теоретические и практические. Теоретические науки изучают то, что существует независимо от человеческой деятельности; практические науки изучают саму деятельность. Цель первого — постижение истины, второго — достижение блага. Логика не включена в эту классификацию; как «инструментальная» наука, она предшествует всем другим наукам.
Теоретические науки включают в себя физику, математику и метафизику. «Чистая» физика включает вопросы о материи, форме, движении, минералах, животных, растениях, душах животных и душах людей; прикладная физика включает медицину, астрологию, физиогномику, толкование снов, науку о талисманах, магию и алхимию. Ибн Сина принял основной принцип астрологии, согласно которому земные явления обусловлены движением небесных тел.
«Чистая» математика включает в себя арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки. Прикладные дисциплины включают индийскую десятичную систему счисления и алгебру, определение площадей, механику и вопросы, связанные с изготовлением весов и мер, измерительных приборов, оптических приборов и зеркал.
«Чистая» метафизика занимается первыми началами наук, доказательством существования бытия, его единства и свойств, первичных и вторичных «психических субстанций». Прикладная метафизика говорит о потусторонних наградах.
Практические науки включают в себя политику, бюджетирование и этику. Политика — это наука управления народом; домоводство — наука управления домом; этика — наука о себе (каким должен быть человек). Рассматривая логику как «инструмент» познания, Ибн-Сина разрабатывает ряд проблем логики: теорию условных силлогизмов, вводит усовершенствования в классификацию силлогизмов и т.д.
Утверждая сотворение мира Богом, Ибн-Сина развивает концепцию вечности материи. Бог — причина мира. Бог и мир соотносятся друг с другом как причина и следствие. Если Бог существует вечно, то мир тоже существует.
Значительное место в философских воззрениях Ибн Сины занимает учение о душе. Он различает растительную душу (связанную с размножением, ростом и питанием), животную душу (сила движения и восприятия) и человеческую (разумную) душу. Человек (разумная душа) подчинен другим, низшим душам. Ибн Сина считает, что разумная душа бессмертна. Для этого он приводит ряд аргументов. Итак, с возрастом тело и присущие ему силы слабеют, а дух, наоборот, крепнет. Следовательно, дух — это субстанция, существование которой не зависит от тела. После смерти тела душа ведет самостоятельную жизнь. Аналогом этой жизни является сон, в котором сила мысли (воображение) обретает самостоятельную жизнь, независимую от внешних чувств. Ибн Сина был противником идеи переселения души.
Человеческая душа обладает теоретическим и практическим разумом. Теоретический развивает знания, позволяющие различать истину и избегать лжи; практический развивает моральные принципы. В целом, рациональная часть души пытается освободиться от сбивающего с толку влияния чувств.
Совечность Бога и мира
Ибн-Сина говорит о двух видах познания. Помимо обычного познания, существует также особое, интуитивное познание, при котором душа может находиться в непосредственном общении с духом мира. Пророчество основано на этом познании. Здесь знание вливается в душу без помощи органов чувств, а затем формируется в чувственные образы, чтобы привести знание в соответствие с пониманием.
В сфере общественной жизни должны быть запрещены халатность, воровство, ростовщичество, азартные игры и т.д., а в частной жизни должны быть наказаны прелюбодеяние и все виды разврата. Ибн Сина придает большое значение супружеским отношениям. Главная ответственность за благополучие семейной жизни лежит на хозяине дома — муже и отце. «Хорошая хозяйка — это компаньон хозяина в его собственности, его агент в денежных делах, его заместитель в его отсутствие. Муж должен следить за тем, чтобы мысли жены были постоянно заняты домашними делами и детьми, иначе образовавшийся в голове вакуум может быть заполнен мыслями о чужих мужчинах и прелюбодеянии.
При обучении молодого человека необходимо дать ему элементарные знания по основным наукам (слишком много знаний бесполезно и даже может быть вредно), а затем специализировать его на профессии, соответствующей индивидуальным склонностям.
Люди должны научиться управлять собой. Это требует критического самоанализа, признания собственных недостатков. Необходимо культивировать четыре качества: Воздержание, мужество, мудрость и справедливость. Эти качества — нечто среднее между крайностями: Жадность — умеренность — апатия; Трусость — смелость — безжалостность; Угнетение — справедливость — склонность к угнетению других и т.д.
Ибн Рушд жил в Андалусии и Марокко и занимал должности судьи и придворного врача. Незадолго до своей смерти он подвергся гонениям как еретик. Ибн Рушд много писал по философии, науке, медицине, юриспруденции и филологии. Он прокомментировал все известные работы Аристотеля. Аверроэс написал множество работ, самая известная из которых — «Опровержение». В ней Аверроэс исследует вопрос о взаимоотношениях между философией и религией. Он показывает, что философия и религия очень похожи по направленности своих дискуссий. И философия, и религия имеют Бога в качестве предмета своих исследований, но они спорят о нем совершенно разными методами. Если религия рассуждает о Боге риторически, используя образы, встречающиеся в Коране, то философия использует доказательный метод, т.е. наиболее адекватный.
В то же время Ибн Рушд не выступает против религии как таковой. Он говорит, что вера в Бога является основой нравственности, поэтому люди должны оставаться религиозными. Лишить их религиозной веры означало бы оставить общество без моральных принципов человеческой жизни и ввергнуть его в пучину нигилизма и анархии. Человеческие существа не нуждаются в философии. Философ должен держать свои взгляды при себе. В области практических проблем, проблем морали и права, философ должен следовать предписаниям религии, даже если внутренне он осуждает некоторые из них. Внешне он не должен показывать свое недовольство каким-либо образом.
Проблема свободы воли
Ибн Рушд рассматривает проблему свободы воли. Мусульманские богословы предложили две доктрины в этом отношении. Один утверждал абсолютное отсутствие свободы человеческой воли из-за абсолютности божественного предопределения. Другой утверждал полную автономию человеческой воли. Ибн Рушд отвергает как абсолютную свободу человеческой воли, так и абсолютное предопределение человеческих действий. Если бы все было абсолютно предопределено, люди ничем не отличались бы от неодушевленных предметов. С другой стороны, мы не могли бы делать в мире ничего произвольного, потому что наши действия были бы подвержены внешней причинности.
Ибн Рушд возражал против ашаритской доктрины о фатальном предопределении действий каждого человека. Одни люди предопределены к добру, другие — к злу, но это определяется многими причинами: Темперамент, воля, мышление человека. Добро или счастье возможно, когда разумная душа управляет действиями животных потенций. Счастье может быть полностью достигнуто только в идеальном государстве. Гармоничное развитие государства как целостного организма достигается тогда, когда каждый из его граждан специализируется в определенном направлении. Ибн Рушд придает большое значение узкой специализации — если человек выбирает профессию с ранней юности и занимается ею долгое время, он может достичь высокого мастерства, и это соответствует интересам государства в целом и отдельного человека в частности.
Следуя Платону, Ибн Рушд считает, что в идеальном государстве есть три сословия: Производители материальных благ, защитники от врагов и мудрецы, которые принимают законы, управляют государством, воспитывают и обучают граждан.
Впоследствии Ибн Рушд был объявлен создателем учения о «трех самозванцах» (Моисей, Христос, Мухаммад). В интересах исторической справедливости следует признать, что эта доктрина возникла в секте карматов. Представители этой секты (IX-X века) опровергали все догмы и осуждали ислам, христианство и иудаизм как доктрины, построенные на преднамеренном обмане человека: Три человека, утверждал один из лидеров Кармати, принесли человечеству гибель: пастух (Моисей), врач (Иисус) и погонщик верблюдов (Мухаммед). Любопытно, что Мухаммед считался худшим из пророков. Подобных взглядов придерживались и представители тайного общества «Чистые братья» исмаилитского движения (X век). Ибн Рушд также разделял эту идею.
Ибн Рушд был последней великой фигурой арабской философии. В XIII веке дальнейшее развитие философской проблематики в мусульманском мире прекратилось. Учения Ибн Рушда (Аверроэса) и других арабских мыслителей распространялись, обсуждались и опровергались еврейскими и христианскими философами, а в самом мусульманском мире установилось господство религиозных фанатиков, которые противились любому проявлению независимой мысли. Рукописи философских и научных трудов, которые ранее высоко ценились, были уничтожены или утеряны.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философия религии М. Хайдеггера
- Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера — «Вне закона»
- Теория постиндустриального общества Д. Белла
- Основное положение гносеологии Канта
- Анализ философской лирики
- Специфика постклассического типа философии.
- Готфрид Вильгельм Лейбниц — немецкий философ
- Человек в философии западного средневековья и эпохи Возрождения
- Понятие социальной революции
- Специфика средневековой схоластики