Оглавление:
Характерной особенностью бытия является то, что оно существует в пространстве и времени.
Пространство — фундаментальное понятие человеческой мысли, которое отражает многообразие существования мира, его неоднородность. Множество объектов, одновременно данных в человеческом восприятии, формирует сложный пространственный образ мира, который является необходимым условием любой человеческой деятельности.
В истории развития представлений о пространстве это понятие, как и тесно связанное с ним понятие времени, прошло этапы мифопоэтического (религиозно-мифологического), натурфилософского и научно-философского осмысления. На первом этапе понимание пространства основывалось на противопоставлении «вверху» и «внизу», с которым сопоставлялись сакральные идеи небесного и земного (или даже подземного), как и противопоставление мест восхода и захода солнца.
Второй, натурфилософский, этап понимания пространства относится к античности. Анализ пространства достиг своего апогея в античном атомизме и философии Аристотеля. Атомисты (Лейципп, Демокрит) ввели пустое пространство как необходимое условие для движения атомов. Натурфилософия Аристотеля сосредоточилась на пределах тел и понятии «естественного места», к которому якобы стремится каждое тело. Эти доктрины заложили основу для двух основных подходов к пониманию пространства — субстанционального и реляционного.
Роль геометрии
Очень важную роль в развитии концепции пространства сыграло возникновение геометрии в античности. Развитие аксиоматической системы евклидовой геометрии привело к отождествлению пространства с евклидовой геометрией.
В XVII веке проблема пространства стала особенно актуальной в связи с бурным развитием естественных наук. В натурфилософии Декарта пространство играет особую роль, поскольку Декарт считал расширение пространства атрибутом материи и, таким образом, в некотором смысле отождествлял пространство и материю. Иной подход к пространству был разработан в механической натурфилософии Ньютона. В нем пространство трактуется как пустой контейнер для всех возможных тел, который является абсолютным и не зависит ни от тел, которые в нем находятся, ни от процессов, которые в нем происходят. По сути, Ньютон вернулся к концепциям античного атомизма на новом, научном и философском уровне.
Существенную роль в развитии представлений о пространстве сыграла дискуссия между Лейбницем, отстаивавшим реляционное понимание пространства как отношения во множестве мест, занимаемых телами, и последователями Ньютона, отстаивавшими субстанционально-абсолютистскую концепцию.
Развитие представлений о пространстве от античности до начала XVIII века происходило в рамках трактовки пространства как объективного свойства мира. Затем видное место в философии заняли представления о пространстве (и времени) как субъективных свойствах человеческого сознания, развиваемых на основе сенсорного опыта (Беркли, Юм) или априорно присущих сознанию (Кант). Субъективистские концепции пространства (и времени) заметно стимулировали активность обсуждения проблемы пространства. Важнейшую роль в становлении понимания пространства как объективного свойства мира сыграло развитие физики, в ходе которого пространственные величины органично вошли в основные законы физики (механика, электродинамика), наряду со временем, как определяющие самостоятельные величины.
Евклидова геометрия мира
Ключевым моментом в развитии представлений о пространстве до XIX века был тот факт, что эти представления развивались исключительно в рамках евклидовой геометрии. Евклидова геометрия мира даже не подвергалась сомнению. Новый этап в развитии представлений о пространстве наступил с созданием неевклидовой геометрии (И. И. Лобачевский, Я. Бойяи, К. Ф. Гаусс), когда стало ясно, что евклидова геометрия не является единственно возможной. Последовало бурное развитие общей математической теории неевклидовой геометрии, был поставлен вопрос о том, какая геометрия характеризует пространство нашего мира.
Параллельно с развитием математических теорий пространства, развитие физики привело к появлению специальной теории относительности, в которой пространство и время объединены в единый пространственно-временной многогранник. Следующим этапом стало создание общей теории относительности (А. Эйнштейн, Д. Гильберт), в которой четырехмерное пространство-время описывается очень общей неевклидовой геометрией.
Создание общей теории относительности стало поворотным пунктом в истории понимания пространства (пространства-времени). С тех пор обсуждение проблемы пространства развивалось в основном в контексте физических теорий: Теории гравитации, теории, которые пытаются объединить гравитацию с другими взаимодействиями, космология, квантовая теория и т.д.
Проблема непрерывности или дискретности пространства
Современные проблемы понимания пространства включают как традиционные проблемы, так и новые, возникшие в ходе развития науки. В частности, к ним относятся: проблема субстанциональной или реляционной природы пространства; проблема размерности пространства; проблема возможной конечности (замкнутости) Вселенной; проблема непрерывности или дискретности пространства на уровне микромира.
Все эти проблемы в настоящее время не имеют однозначного решения и являются предметом довольно интенсивных дебатов. В современных физических теориях естествоиспытатели пытаются реализовать каждую из возможных альтернатив, и текущее состояние научных знаний не дает достаточной основы для однозначного выбора.
За пределами точного математического естествознания понятие пространства также используется довольно часто. Физическое пространство противопоставляется особым пространствам: гносеологическим, биологическим, пространствам социальных событий, семантическим пространствам и т.д. Попытки расширить использование понятия «пространство» не привели к каким-либо значительным результатам, а используемые в данном случае «пространства» кажутся метафорами, переносящими такое важное понятие, как пространство, из области естественных наук в другие области.
Время
Время — фундаментальное понятие, отражающее изменчивость мира, процессуальность его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. Содержание общего понятия времени включает в себя аспекты, представленные более конкретными терминами: Одновременность, временная последовательность, длительность, а также идея направленности времени, включая идею «стрелы времени» — прошлого, настоящего и будущего.
Большинство философских направлений и естественных наук рассматривают время как объективное свойство мира (объективное время). Однако некоторые философы определяли время как свойство только человеческого сознания (Беркли, Юм, Кант), либо при признании объективного времени акцент делался на субъективном, внутреннем переживании времени (философия жизни (А. Бергсон), экзистенциализм (М. Хайдеггер).
На ранних этапах развития человечества понятие времени носило циклический характер (циклическое время), обусловленный чрезвычайной важностью для человеческого существования циклических процессов: годовых и суточных циклов, цикла обращения Луны, а также, вероятно, внутренних биоритмов организма и смены поколений. Восточный календарь является реликтом такого циклического понимания времени. Позже постепенно развивалась линейная концепция времени. В то же время роль периодических (циклических) процессов в понимании времени остается весьма значительной, поскольку именно они лежат в основе стандартов измерения времени.
В истории развития понятия времени можно выделить несколько этапов. Первоначально эта концепция рассматривалась в рамках мифопоэтического и религиозно-мифологического мировоззрения. В античности время становится объектом философского осмысления (Гераклит, Парменид, Демокрит, Аристотель). В этот момент возникают два противоположных подхода к пониманию времени (как и пространства): содержательный и реляционный. В содержательном подходе время рассматривается как самостоятельная сущность, в то время как в реляционном подходе оно интерпретируется как отношение в системе более фундаментальных сущностей. Впоследствии вопрос о соотношении этих подходов активно обсуждался в философии и науке современности.
Теоретическое естествознание
В средние века внимание было сосредоточено прежде всего на соотнесении понятия времени с теологическими проблемами, главным образом с проблемой сотворения мира.
В дальнейшем теоретическое естествознание становится одним из главных двигателей анализа времени, поскольку в основные уравнения физических теорий (особенно классической механики) время входит как фундаментальный параметр, характеризующий все процессы и явления мира. В этот период особенно важным становится сопоставление материального и реляционного понятий времени.
Развитие естественных наук в начале XX века привело к открытию фундаментальной взаимосвязи между пространством и временем (специальная теория относительности). С тех пор проблема времени рассматривается в более общем контексте с проблемой «пространства-времени». Самым важным результатом стало существенное изменение классического представления об абсолютной одновременности событий. События, происходящие в разных точках пространства и являющиеся одновременными в одной системе отсчета, оказываются не одновременными в других системах отсчета, движущихся относительно первой. Переход к рассмотрению единого пространства — времени не означает полного растворения времени в пространстве. Другим важным аспектом анализа времени является обсуждение проблемы направленности времени, которая вытекает из фундаментальной необратимости явлений, установленной вторым законом термодинамики.
Основные аспекты времени как объективного свойства мира анализируются в философии и естествознании. В частности, обсуждается проблема материальной или реляционной природы времени, проясняется зависимость длительности времени от общей физической среды. Направленность времени анализируется в трех аспектах. Во-первых, это связано со вторым законом термодинамики и необратимостью процессов (школа Пригожина, исследования по теории самоорганизации). Во-вторых, направленность времени можно рассматривать в рамках связи «причина-следствие»: Причина всегда предшествует следствию (Г. Райхенбах). В-третьих, направленность времени анализируется современной космологией, которая распространяет ее на глобальный космологический процесс расширения Вселенной.
Помимо точного, математического естествознания, понятие времени интенсивно рассматривается в биологии (биологическое время) и в дисциплинах общественных наук (историческое время, социальное время).
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Вопросы демографии
- Жан-Жак Руссо и его философия
- Типы мировоззрений
- Современная философия
- Индивид, индивидуальность, личность
- Иоган Готлиб Фихте, представитель немецкой классической философии
- Анаксимандр, древнегреческий философ
- Формационная парадигма общественного развития как разновидность стадиального подхода к анализу истории
- Блез Паскаль
- Корни философской культуры древней руси