Оглавление:
Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV — начало XVII века. Возрождение — это эпоха формирования капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, повышения социальной и политической роли города, буржуазных классов, формирования абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних гражданских революций, возрождения античной культуры, век титанов мысли и духа.
В эпоху Возрождения была проделана важнейшая работа мысли, подготовившая возникновение классического естествознания. Это стало возможным благодаря мировоззренческой революции эпохи Возрождения, которая заключалась в изменении системы «человек — мир человека». В эпоху Возрождения произошла мировоззренческая переориентация предмета: на первый план постепенно вышло отношение человека к природе, а отношение человека к Богу предстало как производное. Важным достоинством культуры Ренессанса было и то, что ее главной ценностью было бескорыстное, объективное познание мира. На основе этой главной идеологической ценности были созданы непосредственные условия для возникновения классического естествознания.
Эта тема интересна тем, что особенностью этого периода является не движение цивилизации против дикости, культуры против варварства, знания против невежества, а проявление совершенно новой цивилизации, другой культуры, другого знания. Ренессанс по праву называют эпохой «великих открытий». На мой взгляд, эта проблема актуальна и сегодня, потому что эпоха Возрождения очень близка к нашему времени благодаря своим инновациям, переходности, сложности и разнообразию.
Эпоха Возрождения (возрождения) охватывает период с четырнадцатого по начало семнадцатого века. Социальной основой развития естественных наук в XV-XVII веках является вызревание новых капиталистических общественных отношений в рамках феодального общества. Быстрый рост производительных сил, более полное и разнообразное использование природы, открытие новых источников сырья и драгоценных металлов, а также новых рынков сбыта в результате многочисленных путешествий и расширения торговли — все это изменило европейскую экономику и привело к революции в социальной жизни европейских стран.
Сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению был нанесен не только распространением гуманистических идей, но и развитием естественных наук. В эпоху позднего Возрождения (XVI — начало XVII века) в Европе (особенно в Италии) распространились натурфилософские идеи.
Наиболее выдающимися представителями натурфилософии эпохи Возрождения были Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер.
Астрономия была важной прикладной и в то же время идеологической научной дисциплиной. Уже в древности она сочетала в себе тщательное наблюдение за движением небесных тел с различными идеологическими прозрениями. В эпоху Возрождения астрономия пережила большой подъем. Этому также способствовало развитие мореплавания, которое приобрело всемирный масштаб и требовало все более точной ориентации. Здесь также были сделаны важные открытия польским астрономом и философом Николаем Коперником (1473-1543). Главный труд его жизни, «О передаче небесных сфер», был опубликован только перед смертью. Центральной идеей этой работы, которая легла в основу гелиоцентрической системы мира, было положение о том, что Земля не является неподвижным центром видимого мира, а вращается вокруг своей оси и вращается вокруг Солнца, которое находится в центре мира. Вращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснил чередование дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Он объяснил кажущееся движение Земли вокруг Солнца, а также петлеобразные движения планет, которые делали птолемеевскую систему мира такой сложной. Согласно Копернику, петли, которые планеты описывают между звездами, являются следствием того, что мы наблюдаем их не из центра, вокруг которого они на самом деле вращаются, то есть не от Солнца, а от Земли. Польский астроном первым установил, что Луна вращается вокруг Земли и, следовательно, является ее спутником. Просто изменив положение Солнца и Земли, можно было бы значительно упростить схему движения планет вокруг нового центра мира.
Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения
Натурфилософия эпохи Возрождения для понимания и интерпретации сущности существования природы и мира основывается на научных и географических открытиях того времени. Религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математическим и механистическим.
Главное отличие представителей натурфилософии от предыдущих мыслителей-идеалистов заключалось в том, что они основали материалистическое мировоззрение и сформировали научное мировоззрение, свободное от теологии. В новом мировоззрении натурфилософии Бог, природа и космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Это было философское течение, которое рассматривало мир как познаваемый, мир, к которому можно прийти через разум, а не через божественное откровение.
Самыми выдающимися выразителями натурфилософии эпохи Возрождения были Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер. Они пытались опровергнуть ряд учений Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению картины мира, но и изменению концепции науки и взаимоотношений между теорией и практикой.
Открытия и научные теории Леонардо да Винчи, Джордано Бруно и Николая Коперника сыграли особую роль в области астрономии и движения небесных тел. Гелиоцентрическая концепция строения Вселенной представляла собой поистине революционный переворот в представлении о мироустройстве, характеризующемся объективными, внутренне присущими и универсальными законами бытия и движения. Доказательство их существования основано на научных фактах, полученных путем наблюдения, эксперимента, экспериментальной проверки как научных методов познания. Математика становится универсальным методом доказательства законов бытия природы и Вселенной, а также методом анализа эмпирических данных, полученных при наблюдении за движением небесных тел. Укрепляется рационалистическое, но доказательное, не схоластическое понимание законов бытия в мире как универсальной сущности. Рационалистическое, научное мировоззрение пробивает себе дорогу и начинает успешно конкурировать с религиозными и теологическими подходами.
Довольно радикально Ренессанс меняет взгляд на познавательную деятельность человека и природу познания. Когнитивные способности человека рассматриваются как естественные, данные ему природой, и человек является ее частью, а не сверхъестественной. Хотя творческая и мыслительная деятельность человека казалась весьма загадочной. Но даже в этой области рационалистическая интерпретация становится все более привлекательной. Познание все больше понимается и концептуализируется как единство чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. И истинное знание рассматривается не как соответствующее религиозным и теологическим догмам, а как соответствующее эмпирическим и экспериментальным фактам, как соответствующее реальным свойствам природы. Так Н. Коперник ставит вопрос о различии между познанием видимых, внешних сторон действительности и «скрытых», непосредственно не наблюдаемых сторон явлений. Но «видимое» все равно является «перевернутым» отражением внутренней сути вещей.
Коперниканская революция
Обладая широким умом, Коперник первым взглянул на накопленный тысячелетиями опыт астрономии глазами человека эпохи Возрождения: смелого, уверенного в себе, творческого и новаторского. Предшественникам Коперника не хватило смелости отказаться от самого геоцентрического принципа, и они либо пытались усовершенствовать тонкости птолемеевской системы, либо обращались к еще более древней схеме гомоцентрических сфер. Коперник был в состоянии порвать с этой тысячелетней консервативной астрономической традицией, преодолеть поклонение старым авторитетам. Н. Коперником двигала идея внутреннего единства и систематичности астрономических знаний; он искал в природе простоту и гармонию, ключ к объяснению единой сущности многих, казалось бы, разных явлений. Результатом этих поисков стала гелиоцентрическая система мира.
Где-то между 1505 и 1507 гг. Коперник излагает основы гелиоцентрической астрономии в своем «Малом комментарии». Теоретическая обработка астрономических данных была завершена в 1530 году. Но только в 1543 году увидело свет одно из величайших творений в истории человеческой мысли — «О вращении небесных сфер». В ней была создана математическая теория сложных видимых движений Солнца, Луны, пяти планет и звездной сферы, с соответствующими математическими таблицами и звездным каталогом в приложении. В центре мира Коперник поместил Солнце, вокруг которого движутся планеты — а под ними Землю с ее спутником, Луной, которая первой была включена в ряд «движущихся звезд». На большом расстоянии от планетарной системы находилась сфера из звезд. Его вывод о чудовищной удаленности этой сферы теперь диктовался самим гелиоцентрическим принципом: только так Коперник мог примирить его с очевидным отсутствием смещения звезд из-за движения наблюдателя вместе с Землей, отсутствием их параллакса.
Система Коперника была более простой и точной, чем система Птолемея. Эта простота и точность были сразу же использованы в практических целях. На его основе были составлены «Прусские таблицы» (Э. Рейнгольд, 1551). Это позволило определить продолжительность тропического года, а в 1582 году провести давно назревшую реформу календаря. В результате был введен новый, или григорианский, стиль.
Меньшая сложность теории Коперника и большая точность вычислений положений планет в гелиоцентрических таблицах, которая была достигнута только в начале, не были главными преимуществами его теории.
В чем реальная заслуга, привлекательность и реальная сила теории Коперника? Почему это привело к революционному преобразованию всего естествознания?
Новое всегда возникает на основе и в системе старого. Коперник не был исключением в этом отношении. Он по-прежнему разделял многое из старой аристотелевской космологии. Например, он представлял себе Вселенную как замкнутое пространство, ограниченное сферой неподвижных звезд. Он не отступил от аристотелевской догмы, что истинное движение небесных тел может быть только равномерным и круговым. Кстати, желание восстановить аристотелевские принципы движения небесных тел, которые были нарушены при разработке геоцентрической системы, было одним из мотивов, побудивших Коперника искать другие, негеоцентрические подходы к описанию движения планет.
Более того, Коперник пытался создать логически простую и последовательную планетарную теорию. Именно в отсутствии такой простоты и последовательности Коперник увидел фундаментальную несостоятельность теории Птолемея. В этой теории не было единого центрального принципа, который мог бы объяснить систематические закономерности в движении планет. Коперник был уверен, что представление движений небесных тел в виде единой системы позволит определить реальные физические свойства небесных тел, то есть то, о чем геоцентрическая модель вообще не говорила. И поэтому он рассматривал свою теорию как теорию реального строения Вселенной.
Дж. Бруно: Идеологические выводы из коперниканизма
Задача сравнения птолемеевской и коперниканской теорий не обновлялась до 1970-х годов, когда два знаменитых астрономических события (вспышка сверхновой в 1572 году и яркая комета в 1577 году) вновь бросили вызов основам аристотелевской космологии. Философские и теоретические выводы из гелиоцентризма и его дальнейшее развитие и уточнение — заслуга ученых следующего поколения. Среди них: Тихо Браге, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей, Дж. Борелли и др.
Прежде всего, идеологические выводы из Коперниканизма не заставили себя ждать. Признав подвижность и планетарную уникальность Земли, теория Коперника устранила вековое представление о едином центре вращения во Вселенной. Центром вращения стало Солнце. Но Солнце не было уникальным телом. О его тождестве со звездами подозревали еще в древности. И поэтому следующий шаг мирских выводов был естественным. Его составил бывший монах одного из монастырей в Неаполе Джордано Бруно (1548 — 1600), человек чрезвычайно яркий, смелый, способный на бескомпромиссное преследование истины. Бруно в шестидесятых годах прошлого века поначалу скептически относился к гелиоцентрическому мировоззрению Коперника. Он обратился к Птолемею и материалистическим учениям древнегреческих мыслителей, особенно атомистов, о бесконечности Вселенной, чтобы выработать свой собственный взгляд на структуру космоса. На него также оказали сильное влияние идеи Николая Кузы, который отрицал, что какое-либо тело может быть центром Вселенной, поскольку она бесконечна. Увлеченный этой идеей, Бруно понял грандиозные возможности гелиоцентризма, обогатив его идеей бесконечности Вселенной. Объединив гелиоцентризм с идеями Н. Кузанского об изотропии, однородности и бесконечности Вселенной, Бруно пришел к построению концепции множественности планетных систем в бесконечной Вселенной.
Бруно отверг замкнутую сферу звезд, центральное положение Солнца во Вселенной и провозгласил тождественность Солнца и звезд, множественность «солнечных систем» в бесконечной Вселенной, множественную колонизацию Вселенной. Бруно писал об огромных различиях в расстояниях до разных звезд и пришел к выводу, что соотношение их видимой яркости может быть обманчивым. Он разделил небесные тела на самосветящиеся, такие как звезды и солнца, и более темные, которые отражают солнечный свет, «потому что имеют много воды или облачную поверхность». Бруно утверждал непостоянство всех небесных тел и считал, что между ними и космической материей происходит постоянный обмен. Он утверждал единство элементов, из которых состоит Земля и все другие небесные тела, и что в основе всех вещей лежит неизменная, не исчезающая первичная материальная субстанция.
Бруно набросал первый набросок современной картины вечной, не имеющей существ, материальной, единой, бесконечно развивающейся вселенной с бесконечным числом очагов разума в ней. В свете учения Дж. Бруно теория Коперника понижает свой ранг: она оказывается не теорией всей Вселенной, а теорией лишь одной из многих планетарных систем Вселенной, и, возможно, не самой выдающейся из них. Но если бы Н. Коперник был современником смелых взглядов бескомпромиссного итальянского монаха, как мы теперь можем предположить, он бы не обиделся на такую переоценку гелиоцентрической теории.
Новая, поразительно смелая доктрина Бруно, которую он открыто провозгласил в яростных и победоносных спорах с представителями церкви, определила дальнейшую трагическую судьбу ученого. Более того, дерзость его ученых речей стала хорошим предлогом для того, чтобы расправиться с ним еще и потому, что он открыто критиковал неумеренное обогащение монастырей и церкви. 17 февраля 1600 года великий мыслитель был сожжен на площади Цветов в Риме…. Спустя почти три столетия на месте казни Бруно, где когда-то горел костер, был воздвигнут памятник великому мыслителю с посвящением, которое начинается словами: «Из века, который он предвидел….».
Мировоззрение и научное значение учений Н. Коперника и Д. Бруно.
Великий польский астроном Николай Коперник (1473 — 1543) с помощью принципа относительности основал новую астрономическую систему — гелиоцентрическую систему мира — одно из поистине выдающихся научных открытий своего времени. Практическая задача усовершенствования календаря сделала необходимым создание нового метода астрономических расчетов. Будучи широко образованным математиком и астрономом, Коперник понимал, что эта задача не может быть решена традиционными средствами. Знакомство с философией неоплатонизма и Пифагора, а также вера в то, что Бог создал мир в соответствии с простыми правилами математической гармонии, привели Коперника к предположению о равномерном круговом движении небесных тел и совершенно новом с обыденной точки зрения порядке их взаимного расположения и движения.
Самая важная и почти единственная работа Коперника, плод более чем 40-летнего труда — «О вращении небесных сфер». Гелиоцентрическая система в версии Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:
- Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;
- Центр Земли не является центром Вселенной, а только центром масс и орбит Луны;
- Все планеты движутся по орбитам, центром которых является солнце, и, следовательно, солнце является центром мира;
- Расстояние между Землей и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землей и неподвижными звездами;
- Суточное движение Солнца является мнимым и вызвано эффектом вращения Земли, которая раз в 24 часа вращается вокруг своей оси, которая всегда остается параллельной самой себе;
- Земля (вместе с Луной, а также другими планетами) вращается вокруг Солнца, и поэтому движения, которые совершает Солнце (суточное движение, а также годовое движение, когда Солнце проходит через зодиак), являются не более чем эффектом движения Земли;
- Это движение Земли и других планет объясняет их положение и специфические характеристики планетарного движения.
С принятием этой гипотезы многие прежние трудности отпали, а картина мира приобрела изящные, стройные и очень убедительные очертания. Осознавая радикальность своего учения, Коперник долгое время не публиковал его, ссылаясь на пример последователей Пифагора, которые скрывали истину от профанов. Тем не менее, работа была опубликована, скандал не заставил себя ждать, но начало было положено. Началась великая научная революция.
Учение Коперника заставило пересмотреть другие отрасли науки, особенно физику, и освободило науку от устаревших и схоластических традиций, которые мешали ее развитию. После Коперника изучение природы было, по сути, освобождено от религии, и развитие науки пошло гигантскими шагами. Ф. Энгельс писал: «Революционным актом, которым естествознание заявило о своей независимости, повторив, так сказать, лютеранское сожжение папской буллы, была публикация бессмертного творения, в котором Коперник, хотя и робко и, так сказать, только на смертном одре, бросил вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинается история эмансипации естественных наук от теологии…».
Наибольший вклад в философское содержание коперниканской революции внесла натурфилософия Джордано Бруно (1548-1600). В своих выводах из концепции Коперника, которые привели его к инквизиции, итальянский философ приписывал природе атрибуты, ранее ассоциировавшиеся только с Богом — вечность, бесконечность, утверждение бесчисленных миров (возможно, населенных разумными существами). В концепции Бруно вселенная — это единое целое противоположностей, динамичная и живая вселенная, природа — это «внутренний хозяин — мотор, который работает изнутри и порождает из своего чрева все формы». Человек же является неотъемлемой, органической частью «божественной» природы и сливается с ней в «героическом энтузиазме» ее реализации. В концепции «героического энтузиазма» смертный человек участвует в человеческом бессмертии, которое обретается через знание и передачу его результатов следующим поколениям: Краткость жизни — это лишь призыв к действию, «полному гордости и радости». Попытка остановить прогресс науки — это «агония торжествующего зверя» (так называлась одна из книг Бруно).
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философия нового времени
- Периоды развития античной философии
- Целостная концепция диалектики в философии Гегеля — Общие черты гегелевской философии
- Принцип тождества бытия и мышления
- Ортегга-и-Гассет и его философия
- Соотношение философии и мифа, философии и искусства, философии и науки.
- Философско-исторические проблемы генезиса государства
- Проблемы культуры и языка в философии К. Леви-Строса
- Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей
- Дмитрий Сергеевич Мережковский, русский поэт, писатель, религиозный философ