Оглавление:
Такой силы, такой власти над всем сущим, включая самого себя, человек не ощущал ни в древности, ни в средние века. Теперь ему не нужна Божья благодать, без которой, в силу своей греховности, он не смог бы справиться с недостатками собственной «поврежденной» природы, как считали в Средние века. Он сам является творцом, и поэтому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса.
Любая деятельность, будь то деятельность художника, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта, сегодня воспринимается иначе, чем в древности и средневековье. Древние греки ставили созерцание выше деятельности (единственным исключением была государственная деятельность). Это вполне объяснимо: созерцание (по-гречески «теория») ведет человека к вечному, то есть к самой сути природы, в то время как деятельность погружает его в преходящий, мирской мир «мнений». В Средние века отношение к деятельности несколько меняется. Христианство рассматривает труд как своего рода искупление грехов («в поте лица твоего будешь есть хлеб твой») и больше не считает работу, даже физическую, рабским трудом. Высшей формой деятельности, однако, является та, которая ведет к спасению души, и во многом она связана с созерцанием: Молитва, литургический ритуал, чтение священных книг. Только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобрела некий сакральный (священный) характер. С ее помощью человек не только удовлетворяет свои чисто земные потребности, он создает новый мир, творит красоту и создает самое высокое, что есть в мире — самого себя.
И не случайно в эпоху Возрождения изначально стирается грань, существовавшая ранее между наукой (как пониманием жизни), практической и технической деятельностью, которая получила название «искусство» и художественным воображением. Инженер и художник теперь не просто «художник» или «техник», каким он был в античности и средневековье, а творец. Отныне художник подражает не только творениям Бога, но и самому божественному творению. В творении Бога, то есть в природных вещах, он стремится увидеть закон их устройства. В науке такой подход мы находим у И. Кеплера, Г. Галилея, Б. Кавальери.
Понятно, что такой взгляд на человека весьма далек от античного, хотя гуманисты считают себя возрождающими античность. Пропасть между Ренессансом и античностью прочертило христианство, которое вырвало человека из космической стихии и соединило его с трансцендентным Творцом мира. Этот личный и свободный союз с Творцом заменил первоначальное языческое закрепление человека в космосе. Человеческая личность («внутренний человек») обрела невиданную ранее ценность. В Средние века, однако, эта ценность основывалась на единстве человека с Богом, то есть она не была автономной: человек не имел ценности сам по себе, отдельно от Бога.
В эпоху Возрождения человек стремился освободиться от своего трансцендентного корня и искал опору не только в космосе, из которого он вырос, но и в самом себе, в своей углубленной душе и в своем теле, которое теперь предстало в новом свете, через который он теперь по-другому воспринимал телесность в целом. Парадоксально, но именно средневековая доктрина телесного воскресения человека привела к «реабилитации» человека со всем его материальным телом, столь характерной для эпохи Возрождения.
С антропоцентризмом связан культ красоты, характерный для эпохи Возрождения, и не случайно доминирующим видом искусства в этот период становится живопись, изображающая в первую очередь прекрасное человеческое лицо и тело. В великих художниках — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэле получает высшее выражение мировоззрение эпохи Возрождения.
Философия эпохи Возрождения
Начиная с четырнадцатого и пятнадцатого веков в Западной Европе произошел ряд изменений, ознаменовавших начало новой эпохи, которая вошла в историю как Ренессанс. Эти изменения были связаны в основном с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), который происходил во всех сферах культурной и социальной жизни. Не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия становятся независимыми от церкви. Однако этот процесс происходит очень медленно и по-разному в разных странах Европы.
Новая эпоха воспринимается как возрождение старой культуры, старого образа жизни, мышления и чувств, отсюда и название Ренессанс, означающее возрождение. Однако в действительности человек эпохи Возрождения и культура и философия Возрождения существенно отличаются от античных. Хотя Ренессанс противостоит средневековому христианству, он возник в результате развития средневековой культуры и поэтому несет в себе такие черты, которые не были свойственны античности.
Было бы неверно думать, что Средние века вообще не знали античности или полностью отвергали ее. Уже упоминалось, какое большое влияние на средневековую философию оказал сначала платонизм, а затем аристотелианство. В средние века в Западной Европе люди читали Вергилия, цитировали Цицерона, Плиния Старшего и любили Сенеку. Но отношение к античности в Средние века и в эпоху Возрождения резко отличалось. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Ренессанс — как к идеалу. К авторитетам относились серьезно и следовали им бесстрастно; идеалом восхищались, но восхищались эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения Ренессанса является его сосредоточенность на искусстве: если Средневековье можно определить как религиозную эпоху, то Ренессанс был прежде всего художественной и эстетической эпохой. И если в античности в центре внимания была природная и космическая жизнь, в Средние века — Бог и связанная с ним идея искупления, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философскую мысль этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическую.
В средневековом обществе корпоративные и сословные связи между людьми были очень сильны, так что даже выдающиеся личности обычно выступали как представители той корпорации, той системы, над которой они председательствовали, например, главы феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напротив, индивид становится гораздо более независимым и все чаще представляет не ту или иную ассоциацию, а самого себя. Это порождает новое сознание личности и ее нового социального положения: гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта становятся характерными качествами человека. В отличие от сознания средневекового человека, который был полностью предан традиции, даже если он внес в нее значительный вклад как художник, ученый или философ, человек эпохи Возрождения был склонен приписывать себе все свои заслуги.
Именно эпоха Возрождения подарила миру ряд выдающихся личностей с ярким темпераментом, всесторонним образованием, которые выделялись среди остальных своей волей, решительностью, огромной энергией.
Человек как творец самого себя
Универсальность — это идеал человека эпохи Возрождения. Теория архитектуры, живописи и скульптуры, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика — вот сфера деятельности, например, флорентийского художника и гуманиста Леона Баттиста Альберти (1404-1472). В отличие от средневекового мастера, который принадлежал своей корпорации, своему цеху и т.д. и достигал мастерства именно в этой области, мастер эпохи Возрождения, освобожденный от корпорации и вынужденный сам защищать свою честь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всеохватности своих знаний и умений.
Однако есть еще один момент, который необходимо учитывать. Теперь мы знаем, сколько различных практических навыков должен иметь крестьянин — как в средние века, так и в любую другую эпоху — чтобы правильно вести хозяйство, и его знания относятся не только к сельскому хозяйству, но и ко многим другим областям: он строит дом, сам приводит в порядок простые машины, разводит скот, пашет, шьет, ткет и т.д. и т.п. Но все эти знания и умения не становятся самоцелью, как в случае с ремесленником, и поэтому не становятся предметом специального рассмотрения и тем более демонстрации. Желание стать выдающимся мастером — художником, поэтом, ученым и т.д. — благоприятствует общая атмосфера, которая окружает одаренных людей, буквальное религиозное почитание: В древности их почитали как героев, в Средние века — как святых.
Эта атмосфера особенно характерна для кругов так называемых гуманистов. Такие кружки возникли ранее в Италии — во Флоренции, Неаполе, Риме. Их отличительной чертой была оппозиция как к церкви, так и к университетам, этим традиционным центрам средневековой учености.
Давайте теперь рассмотрим, чем ренессансный взгляд на человека отличается от античного и средневекового понимания. Давайте обратимся к аргументации одного из итальянских гуманистов, Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), в его знаменитом «Рассуждении о достоинстве человека». Согласно этому философу, после того, как Бог создал человека и поместил его «посреди мира», он обратился к нему так: «Мы не даем тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особого задания, так что ты имеешь и место, и личность, и задание по своей воле, по своему желанию и выбору. Образ других существ определяется в рамках установленных нами законов. Но ты, не связанный никакими пределами, определишь свой образ по своему выбору, на что Я даю тебе власть» .
Это отнюдь не древний взгляд на человека. В древности человек был естественным существом в том смысле, что его границы были определены природой, и только от него зависело, будет ли он следовать природе или отойдет от нее. Отсюда интеллектуалистический, рационалистический характер древнегреческой этики. Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия; человек должен знать, что такое добро, и если он это знает, то обязательно последует тому, что хорошо. Образно говоря, древний человек признает природу своим сувереном, а не себя сувереном природы.
В Пико мы слышим отголоски учения о человеке, которому Бог дал свободу воли и который должен сам решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь не просто природное существо, он творец самого себя, и это отличает его от других природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь претерпевает фундаментальную трансформацию: в эпоху Возрождения вера в греховность человека и испорченность человеческой природы, характерная для Средневековья, постепенно ослабевает, так что человек больше не нуждается в божественной благодати для своего спасения. В той мере, в какой человек осознает себя творцом собственной жизни и судьбы, он также становится неограниченным хозяином природы.
Апофеоз искусства и культ художника-творца
Ни в древности, ни в средние века человек не ощущал такой силы, такой власти над всем сущим, включая самого себя. Теперь ему не нужна Божья благодать, без которой, в силу своей греховности, он не смог бы справиться с недостатками своей «поврежденной» природы, как считали в Средние века. Он сам является творцом, и поэтому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса.
Любая деятельность, будь то деятельность художника, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта, сегодня воспринимается иначе, чем в древности и средневековье. Древние греки ставили созерцание выше деятельности (единственным исключением была государственная деятельность). Это понятно: созерцание (по-гречески «теория») ведет человека к вечному, то есть к самой сути природы, в то время как деятельность погружает его в преходящий, мирской мир «мнений». В Средние века отношение к деятельности несколько меняется. Христианство рассматривает труд как своего рода искупление грехов («в поте лица твоего будешь есть хлеб твой») и больше не считает работу, даже физическую, рабским трудом. Высшей формой деятельности, однако, является та, которая ведет к спасению души, и во многом она связана с созерцанием: Молитва, литургический ритуал, чтение священных книг. Только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобрела некий сакральный (священный) характер. С ее помощью человек не только удовлетворяет свои чисто земные потребности, он создает новый мир, творит красоту, создает самое высокое, что есть в мире — самого себя.
И не случайно Ренессанс впервые размыл границу, существовавшую ранее между наукой (как пониманием бытия), практической и технической деятельностью, которая называлась «искусством», и художественным воображением. Инженер и художник теперь не просто «художник» или «техник», каким он был в античности и средневековье, а творец. Отныне художник подражает не только творениям Бога, но и самому божественному творению. В творении Бога, то есть в природных вещах, он стремится увидеть закон их устройства. В науке такой подход мы находим у И. Кеплера, Г. Галилея, Б. Кавальери.
Ясно, что такое понимание человека очень далеко от античного, хотя гуманисты считают себя возрождающими античность. Пропасть между Ренессансом и античностью прочертило христианство, которое вырвало человека из космической стихии и соединило его с трансцендентным Творцом мира. Этот личный и свободный союз с Творцом заменил первоначальное языческое закрепление человека в космосе. Человеческая личность («внутренний человек») обрела невиданную ранее ценность. В Средние века, однако, ценность личности основывалась на единстве человека с Богом, и поэтому не была автономной: человек не имел собственной ценности, отдельной от Бога.
В эпоху Возрождения человек стремился освободиться от своего трансцендентного корня и искал опору не столько в космосе, из которого он вырос, сколько в самом себе, в своей углубленной душе и в своем теле, которое теперь предстало в новом свете и через которое он теперь по-новому видел телесность в целом. Парадоксально, но именно средневековая доктрина телесного воскресения человека привела к «реабилитации» человека со всем его материальным телом, столь характерной для эпохи Возрождения.
С антропоцентризмом связан культ красоты, характерный для эпохи Возрождения, и не случайно доминирующим видом искусства в этот период становится живопись, изображающая в первую очередь прекрасное человеческое лицо и тело. В великих художниках — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэле получает высшее выражение мировоззрение эпохи Возрождения.
Антропоцентризм и проблема личности. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии
В эпоху Возрождения ценность личности возросла как никогда ранее. Ни в древности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеку во всем многообразии его проявлений. Прежде всего, в этот период важны оригинальность и уникальность каждого человека. Тонкий художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть эту неповторимость; оригинальность и отличие от других становится важнейшим признаком великого человека.
Поэтому часто можно сказать, что именно в эпоху Возрождения впервые возникла концепция личности как таковой. И действительно, если отождествить понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение вполне правомерно. Но на самом деле следует проводить различие между понятием личности и индивидуальности. Индивидуальность — это эстетическая категория, а личность — морально-этическая категория. Когда мы смотрим на человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, мы смотрим на него как бы со стороны, взглядом художника; в этом случае мы применяем к его действиям только один критерий — критерий оригинальности. Что касается личности, то главное здесь другое, а именно способность различать добро и зло и действовать в соответствии с этим различием. С этим связано второе по важности определение личности — способность нести ответственность за свои поступки. Обогащение индивидуальности не всегда совпадает с развитием и углублением личности: эстетические и морально-этические аспекты развития могут значительно расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV и XVI веках часто сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается в конце XV — начале XVI веков, когда пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. На первый взгляд, это возвращение к космоцентризму античной мысли. Однако философия Возрождения имеет свою специфику как в понимании природы, так и в отношении к человеку. Эта специфика отражается прежде всего в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого пантеизм означает «все боги». Христианский Бог здесь теряет свой трансцендентный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, не свойственные ей в древности. Натурфилософы эпохи Возрождения, такие как знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493-1541), рассматривали природу как живое целое, пронизанное магическими силами, которые проявляются не только в структуре и функциях живых существ — растений, животных, людей, ангелов и демонов, но и в неживых элементах. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движением небесных тел — с другой. Вся природа, согласно Парацельсу, должна быть понята на основе трех алхимических элементов — ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера — душе, а соль — телу. Как душа человека отвечает за все телесные функции, так и каждая часть природы содержит определенный одушевленный элемент — архею; поэтому, чтобы управлять силами природы, необходимо понять эту архею; войти с ней в своего рода магический контакт и научиться управлять ею.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философское понятие материи и принцип материального единства мира
- С. Аскольдов и его философия
- Задачи современной философии
- Формы общественного сознания
- Возрождение
- Константность и изменчивость в философии Гераклита — Жизнь и личность Гераклита
- Символ
- П. Чаадаев и его философия
- Человек и мир как центральная проблема философии
- Правосознание и его культура, правовое послушание